Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 08:18, контрольная работа
В настоящее время активно развивается образовательная политика России; ее общие принципы определены в законах об образовании, о высшем послевузовском профессиональном образовании. Эти принципы раскрыты в Национальной Доктрине образования Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, в Федеральной Программе развития образования на 2000-2005 годы, в Концепции модернизации российского образования, одобренной Государственным советом при Президенте России.
Введение 3
1. Содержание образовательного права как отрасли права
1.1 Системообразующие признаки отрасли права 5
1.2 Принципы образовательного права 9
1.3 Становление образовательного права в Российской Федерации 15
2. Проблемы признания образовательного права как отрасли права 22
Заключение 28
Список литературы
В этой связи возникает так называемый эффект удвоения правовых норм, когда одна и та же норма права принадлежит одновременно двум правовым отраслям. Например, нормы, регулирующие сокращенное рабочее время и удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск педагогических работников, одновременно принадлежат трудовому и образовательному праву.
Под методом или юридическим режимом правового регулирования в российской правовой системе понимаются правовые приемы, способы, средства воздействия на общественные отношения. Определяя метод правового регулирования, необходимо ответить на вопрос, «как, каким образом регулируются отношения?». Метод рассматривается как юридический критерий разграничения отраслей права.
Специфический метод правового регулирования характерен для основных правовых отраслей - гражданского, административного, уголовного права. Это давно сложившиеся отрасли с хорошо разработанным понятийным аппаратом и научным обеспечением. Но правовые системы так же, как и общество, в котором они функционируют, находятся в постоянном развитии: формируются новые отрасли права, какие-то из ранее существовавших сходят с исторической сцены.
Анализируя приемы правового регулирования основных (базовых) образовательных отношений, применяемые в современной России, можно сделать вывод, что законодатель использует своеобразное сочетание различных методов правового регулирования: в основном метода автономии и равенства сторон, метода свободного волеизъявления, метода субординации. Что касается образовательных отношений - сателлитов, то в их правовом регулировании применяются методы, характерные для тех отраслей права, к которым, наряду с образовательным, относятся эти отношения. Однако при этом учитывается патронаж государства над сферой образования, приоритетность этой сферы для общества.
Помимо предмета и метода для образовательного права как новой правовой отрасли, характерен свой понятийный аппарат. В образовательном праве оперируют такими понятиями и терминами, как государственный образовательный стандарт, образовательная программа, учебный план, годовой календарный учебный график, образовательный процесс, формы получения образования, образовательный уровень (образовательный ценз), тип и вид образовательного учреждения, государственная аккредитация образовательного учреждения и др., не специфичными для других правовых отраслей.16
Для нормального развития образовательного права в качестве самостоятельной отрасли российской правовой системы необходимо ее научное обеспечение. Исследования правоотношений в сфере образования ведутся в ряде научных и учебных центров, среди которых можно назвать Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации, Академию труда и социальных отношений, Академию повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования России, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Минобразования России. Для координации и проведения научных исследований в области образовательного права в 1999 г. Министерством образования Российской Федерации создан Центр образовательного законодательства. Ежегодно проводятся научные конференции по проблемам образовательного законодательства. С 1996 г. действует Межрегиональная общественная организация «Лига сторонников развития образовательного права».
Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, подготовка научных кадров в области образовательного права сдерживается тем обстоятельством, что до сих пор образовательное право не включено в Номенклатуру специальностей научных работников, по которым допускается защита диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора юридических наук. В настоящее время исследователи-юристы, изучающие правовые вопросы образования, готовят и защищают диссертационные работы в основном по специальностям «Конституционное право; муниципальное право»; «Гражданское право; семейное право; международное частное право»; «Трудовое право; право социального обеспечения»; «Международное право; европейское право»; «Административное право, финансовое право». Очевидно, назрела необходимость дополнить Номенклатуру специальностей научных работников новой специальностью: «Образовательное право». Без такого дополнения нельзя открывать аспирантуры и докторантуры в высших учебных заведениях и научных учреждениях, а, следовательно, нельзя готовить научные кадры высшей квалификации по специальности «Образовательное право».
Подготовка юристов-практиков для работы в органах управления образованием и образовательных учреждениях требует включения в учебные планы юридических вузов и факультетов образовательного права в качестве самостоятельной учебной дисциплины. Необходимо, чтобы преподавание образовательного права в обязательном порядке предусматривалось Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по направлению и специальности юриспруденция. Необходимо также, чтобы студенты юридических вузов и факультетов, желающие получить углубленные профессиональные знания, умения и навыки по образовательному праву, имели возможность соответствующей специализации в необходимом объеме аудиторных часов.
Можно сделать следующие выводы по первой главе курсовой работы.
Образовательное право можно определить как отрасль российского права, регулирующую общественные отношения, связанные с приемом (поступлением) в образовательное учреждение, обучением в нем и выпуском из него, а также отношения по поводу получения образования в семье, самообразования и экстерната.
Кроме базовых образовательных отношений, существуют образовательные отношения - сателлиты. Это - общественные отношения, урегулированные правовыми нормами, обслуживающие основные образовательные правоотношения, исходя из провозглашенной в законе приоритетности сферы образования для государства и общества. Для регулирования этих отношений законодатель использует своеобразное сочетание различных правовых средств - методов правового регулирования.
Самостоятельность образовательного права как правовой отрасли характеризуется также использованием своеобразного понятийного аппарата. Для развития образовательного права в России необходимо его научное и кадровое обеспечение, включение образовательного права в учебные планы юридических вузов и факультетов, в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению и специальности «Юриспруденция», а также в Номенклатуру специальностей научных работников.
Глава 2. Проблемы признания образовательного
права как отрасли права
Следуя правилам формальной логики, применяемым в процедурах научной классификации, необходимо признать образовательное право в качестве отдельной отрасли права. Все классификационные признаки, которыми должны обладать и обладают действующие традиционные отрасли права, в полной мере присущи и образовательному праву.
Во-первых, оно имеет свой, не дублируемый другими отраслями права, устойчивый, массовидный предмет правового регулирования, которым охватываются отношения в такой особой сфере предметно-практической деятельности общества, как образование. Образовательные отношения, составляя сердцевину (профиль) отрасли, характеризуются уникальным составом. Все компоненты состава данных отношений - объект, субъект и содержание - отличаются от соответствующих компонентов гражданско-правовых, трудовых, административных и иных отношений, образующих предметы традиционных отраслей права. Комплексные институты, возникающие на стыке образовательного права с гражданским, административным, трудовым и иными отраслями права, носят вторичный, обеспечительный характер и входят в предмет образовательного права в той мере, в какой они способствуют созданию необходимых условий для надлежащего функционирования образовательных отношений.
Во-вторых, сообразно специфике предмета правового регулирования образовательное право устанавливает и особый режим нормативно-правового регулирования образовательных отношений. Как показано в первой главе, данная отрасль права обладает совокупностью только ей присущих правовых принципов и особым методом правового регулирования. При этом уникальность метода образовательного права проявляется во всех его компонентах. В-третьих, образовательное право имеет весьма развитую систему источников, в которую входят федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативно-правовые акты Минобразования России и иных центральных органов исполнительной власти. Значительной предстает система законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам образования. В систему источников образовательного права входят также нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, локальные нормативно-правовые акты образовательных организаций. и нормативные договоры. Таким образом, образовательное право в полной мере соответствует и такому признаку отрасли, как наличие значительной совокупности правовых источников.
В-четвертых, образовательное право интернирует свои предмет в ряд отраслей права, образуя в их структуре комплексные институты, и тем самым обладает еще одним атрибутом отрасли права.
Имеется ряд причин, препятствующих восприятию широкой научной общественностью образовательного права как новой отрасли права, в том числе:17
1) консерватизм мышления;
2) недостаточно широкий круг специалистов, занимающихся проблемам образовательного права;
3) неглубокая исследованность проблем системного строения образовательного права, его связей с другими отраслями права;
4) отсутствие в основополагающем законе отрасли - Законе РФ «Об образовании» и других нормативно-правовых актах отдельного правового института или совокупности таковых, имеющих своим предметом образовательные отношения в чистом виде, свободном от связей с другими отраслями права;
5) наличие в законодательстве об образовании нормативных предписаний, дублирующих без должных к тому оснований нормы гражданского, трудового, административного права и усиливающих иллюзию вторичного, комплексного характера образовательного права, лишенного собственного предмета, метода и остальных системообразующих признаков.
Для ряда российских правоведов по традиции, идущей от советских времен, признание образовательного права в качестве новой самостоятельной отрасли права, является делом не только невероятным, но и кощунственным. Они по-прежнему рассматривает массив этих норм в качестве комплексной отрасли законодательства, содержащей нормы административного, гражданского, трудового и иных отраслей права и не имеющей свойств, присущих отрасли права, - собственного, оригинального предмета и метода правового регулирования.
Действительно, законодательство об образовании советские правоведы признавали составной частью административного права, хотя и в тот период было видно, что значительная часть отношений в сфере народного образования имеет особый, специфический характер и не относится к сфере государственного управления. Это, например, отношения, связанные с организацией учебного процесса, деятельностью образовательных учреждений, трудовой деятельностью педагогических кадров, их подготовкой и переподготовкой, аттестацией, предоставлением участникам образовательного процесса разного рода социальных льгот и гарантий.18
После принятия Закона РФ «Об образовании», который разрешил организацию и функционирование негосударственных образовательных учреждений и предоставил обучающимся право получать общее и профессиональное образование не только на бюджетной, но и на платной основе, отпочкование законодательства об образовании от административного права стало неизбежным фактом. Одним из первых, кто признал образовательное законодательство в качестве «самостоятельной отрасли правовой системы России», был В.И. Шкатулла. К сожалению, в его работе этот тезис не получил надлежащего обоснования. Да и сам автор рассматривал образовательное законодательство лишь в качестве комплексной отрасли, «включающей нормы различных отраслей: педагогического, трудового, административного, гражданского, финансового и др. Эти нормы не объединены единым методом правового регулирования, но связаны предметом и задачами регулирования. Все эти нормы регулируют единое образовательное пространство, единые образовательные отношения».19
В.П. Борисенков, поддержав тезис о целесообразности формирования и развития законодательства об образовании как новой отрасли законодательства, обосновал его несколько иначе. По его мнению, у новой отрасли законодательства складываются «свой предмет и методы правового регулирования, включающие применение наряду с административным правом, норм гражданского, трудового права».20
Итак, в каком же качестве следует трактовать образовательное право - как отрасль права или как отрасль законодательства? Вопрос имеет не только чисто познавательный интерес. От позитивного решения этого вопроса зависит разработка ряда принципиально важных практических проблем, в том числе определение законотворческой стратегии на ближайшие годы, путей систематизации законодательного массива, поиск и установление пределов применения норм гражданского права и других отраслей для регулирования образовательных отношений, успешная подготовка проекта Кодекса РФ об образовании.
Теоретическая неразработанность названных вопросов приводит нередко к неверным практическим решениям. Например, представление об образовательном праве как конгломерате разноотраслевых норм оправдывает экспансию норм гражданского права на чуждые им образовательные отношения, как это имеет место в решении Коллегии Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 24 ноября 1999 г. «О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг».21
Коллегия, в частности, усмотрела ряд нарушений гражданского законодательства в образовательной деятельности негосударственных вузов. Были признаны несоответствующими гражданскому законодательству положения договоров, заключенных вузами с обучающимися, в соответствии с которыми вузу предоставляется право в одностороннем порядке расторгать договоры с обучающимися в случаях неоплаты ими стоимости обучения, просрочки оплаты образовательных услуг, а также отчислять обучающихся в связи с невыполнением ими учебного плана. По мнению Коллегии, эти положения нарушают ст. 310 ГК РФ, согласно которой односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением предусмотренных законом случаев.
Между тем решение Коллегии, основанное на нормах гражданского права без учета специфики образовательных отношений, порождает «тупиковую ситуацию» для вузов и иных образовательных учреждений, ибо из решения Коллегии неясно, за счет каких ресурсов негосударственный вуз должен обучать студента, не внесшего плату за свое обучение, и что делать с обучающимся, который систематически не исполняет свои обязанности по договору и не выполняет учебный план.