Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 20:17, шпаргалка
Ответы на 99 вопросов.
1) Жесткие, когда хотя бы частичное изменение ее текста происходит в
усложненном порядке, чем принятие проекта з-на (Зап. Страны, США,
Япония, Соврем. Российская Конституция).
2) Гибкие - изменения
в обычном законодат. порядке.
Конституции также различны по форме гос. устройства, по форме правления
(республика/монархия).
10. Юр. св-ва Конституции.
Юр. св-ва конст. - важнейшие правовые черты и признаки К., отличающие
ее от др. законов и иных правовых актов.
Св-ва:
1) Юридическое верховенство Конст. (обладает высш. юр. силой). Кроме того
юр. верховенство Конст. проявл. в том, что все законы и подзаконн. акты
принимаются органами указ. в Конст. и в порядке установленном ею.
2) Конст. явл. основой, базой всей правотворческой и законотворческой
деятельности соотв. S-в, т.к. нормы К. носят первичный, учредительный хар-
р.
3) К. характеризует особый порядок принятия, внесения в нее поправок,
изменений и дополнений. (Простой закон принимается (изменяется) простым
большинством членов законодат. органа, а Конст. поправки квалифицированным
большинством).
11. Основные функции Конституции.
Назначение и роль К. в обществе проявл. в ее функциях, т.е. осн.
направлениях ее воздействия на чел., общ. и гос., и на многообразные
обществ. отношения.
Функции:
1) Политическая: выражает роль К. в отношении соц. структуры общ.
Достигается
опред. стабилизация обществ.
отношений. Полит. жизнь и
вводятся в опред. К. рамки.
2) Юридическая: вытекает из того, что К явл. осн. законом и обладает по
отн. к др. правовым актам юр. верховенством. Эта функция К выражает ее
роль по отн. к действ. в общ. правовой системе, правопорядку.
3) Идеологическая: проявл.
в воздействии на умы и
их мировоззрение (К. 93 г. провозгласила принципы идеологического
плюрализма, сосуществ. различных идеологий, кроме
человеконенавистнических)
4) Организационная: выражается в формировании, организации и деятельности
гос. и институционной
структуры. Организация гос.
формы его
деятельности д.б. юр. регламентированы,
а это задача К.
12. Концептуальные особенности
Концептуальные особенности К - это юр. и полит. сущностные отличия К.
93г. от прежних К. с одной стороны и сходство ее осн. положений с К.
современных развитых дем. гос-в.
Особенности:
1) Логику построения новой К. определила концепция обществ. договора, т.е.
сначала чел., его права и свободы как высш. ценность, затем гражданское
общество как единственный источник власти, а затем гос-во как агент
личности и гражд. общества, решающий те вопросы, ~ закреплены за ним в
конституции.
2) Текст К. 93 г. деидеологизирован, а в опред. смасле и деполитизирован,
т.е. не политика вместо К. а политика в рамках К. => требование
строжайшего
следования в политике
3) Впервые в истории России в основу К. положены гуманистические идеи
(неотчуждаемость осн. прав и свобод чел.)
4) К. по новому
формулирует форму гос.
гос-во, построенное на основе смешанного принципа, национально-
териториального, и териториального равноправия его S-в. + не
предусматривается право выхода S-в РФ из ее состава.
5) Заложена достаточно
четкая система разделения
так и по
вертикали (разграничение
6) Новая К. действительно правовой документ в строгом, юр. смысле этого
слова, т.е: а) испльзуются общепринятые КП понятия, категории и т.д,
исключающие противоречивые толкования. б) К. явл. законом прямого
действия (недопустим отказ любого правоприменительного органа от
применения и реализации конкретных норм. К.) в) К. закрепляет
превосходство права над гос-вом.
7) К. закрепляет РФ как социальное гос-во, определяет обязанности гос-ва в
соц. сфере.
8) К. сочетает гибкость и динамизм с достаточно жестким порядком в
отношении поправок, касающихся конст. строя и основ правового статуса
чел.
9) Новая К. творчески учитывает и отражает опыт мировой цивилизации, в том
числе опыт
конституционного развития.
13. Внутренняя структура и
Структура К. это ее
ее текст, в какой последовательности они расположены, какова ее юр.
значимость и роль. К. 93 состоит из 3х частей: преамбула, 1 и 2 разделы.
Преамбула: самостоятельная часть К., в ~ формулируются цели и исторические
условия появления К., ценности на ~ она базируется.
1й раздел: не имеет названия, состоит из 9 глав, 137 статей: 1 глава -
основы конституционного строя (сформулированы важнейшие К. принципы, на ~
строится и функционирует Российское гос-во - принцип разделения властей,
верховенства прав и свобод чел., федерализма, народовластия, полит. и
идеологич. плюрализма…) 2 глава - закрепляет основы правового статуса
личности в РФ, закрепляет принципы российского гражданства, конституц.
права, свободы, обязанности человека и гарантии этих прав. 3 глава -
содержит нормы, закрепляющие гос. устройство, его территориальную
организацию, федеративную форму гос. устройства, здесь зафиксирован состав
РФ (89 S). Основы их КП статуса. Суверенные права и компетенция РФ,
разграничение предметоведения и полномочий. 4-7 главы - орг-ция гос власти
РФ. Эту власть осущ-ют Президент, ФС, прав-во, суды. В этих главах
сформулированы издержки, противовесы узурпации власти одной из ветвей
власти. Законодат. власть осущ-ют Парламент РФ ФС, исполнительную - прав-
во, судебную - суды. Президент координирует дея-ть всех органов гос.
власти, обеспечивает их согласованное взаимодействие, хотя тяготеет больше
к исполнительной. 8 глава - а такде нормы ст. 3, 12, 8, 9 закрепили
местные основы самоупр-я РФ. 9 глава - конституц. поправки. II раздел
включает заключит. и переходное положение. Состоит из 9 пунктов, опред-щих
порядок вступления К в силу, соотношение норм К и фед. договора, законов и
др. п.а., а также фиксируют временные рамки функционирования фогв,
образованные до
принятия К-93 г.
14. Поправки и пересмотр
На
правовом уровне это
№33 "О порядке принятия и вступлении в силу поправок Конституции РФ". 4
марта 1998 и гл. 9 Конституции РФ.
Пересмотр Конституции: гл. 1,2,9. А в главах 3-8 могут вноситься
поправки. Конституция предусматривает, в ст. 139, что пересмотру не могут
подлежать гл. 1,2,9. Действующий российский парламент не может вносить
поправки в эти же главы, т.к. эти главы содержат фундаментальные основы
российского строя, прав личности (статуса) => изменить их может только
народ => только созывом референдума.
В ст. 135 указано, что инициировать пересмотр гл. 1,2,9 парламент
может и если он будет поддержан..., то созывается Конституционное собрание,
~ и м. изменять Конституцию, либо подтвердить неизменность Конституции.
Если Конституционное собрание одобряет изменения, то 2/3 голосов примут
проект новой Конституции, либо вынесут этот проект на референдум
(всенародное голосование).
Конституция считается
более 50% избирателей от участвующих, но участие - не менее 50% населения.
Поправки в Конституцию.
Их м. вносить в главы 3-8 в соответствии с процедурой принятия
палатами ФКЗ (совет федерации 3/4 голосов, Гос Дума 2/3 голосов).
Противоречие: законодатель ввел простым законом 4-ый вид закона "З-н РФ о
поправке Конституции ", ~ не существует в 9 гл. Конституции, т.к.
Конституция закрепляет только 3 вида з-на, это фед. конституц. закон, фед.
з-н, закон субъекта фед-ции. => з-н о поправках противоречит Конституции,
т.к. в Конституции сказано, что поправки в Конституцию н. вносить в соотв-
вии и процедурой принятия ФКЗ.
Чтобы поправка была внесена, она д.б. ратифицирована 2/3 субъектами
фед-ции, затем этот закон д.б. представлен Президенту для подписания и
обнародования (в самом начале эта поправка д.б. принята квалифицированным
большинством в палатах). Функция президента чисто номинальная, право вето у
него отсутствует в этом случае.
Ст. 65 закрепляет субъектный состав РФ, ст. 137 определяет особый
порядок внесения в нее изменений и дополнений. Соответственно статье 65
м.б. образован новый субъект РФ, м.б. включен в состав РФ новый субъект или
м.б. изменен статус субъекта РФ (например, Свердл. обл-ть м. стать Свердл.
республикой). Поправки м.б. приняты 2/3 депутатов Гос Думы и 3/4 Совета
Федерации, а ратификация субъекта РФ не требуется.
А также в статье 137 предусмотрено изменение наименования субъектов
РФ, но не указано каким актом. Это новое наименование д.б. внесено в ст.
65. Сейчас указом Конституции суда эти изменения вносятся указом
Президента.
15. Прямое действие Конституции РФ.
Это означает, что новая К РФ имеет высокую юр. эфф-т как акт
непосредственного дей-я. Недопустим отказ любого суда или др.
правоприменит. органа от применения, реализации, конкретных норм К при
разрешении ими конкр. юр. дел со ссылкой на отсутствие разъясняющих или
детализирующих текущих законов или др. н.а. (особенно это кас-ся норм. Гл.