Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 20:17, шпаргалка
Ответы на 99 вопросов.
регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов ФОИВ.
НПА ФОИВ, ~ не прошли гос. регистрацию, не опубликованные, явл. не
вступившими в силу (кроме актов составляющих гос. тайну, или сведений
конфиденциального характера).
Контроль за правильностью и своевременностью опубликования НПА ФОИВ
осуществляет Министерство юстиции РФ.
НПА ФОИВ вступают в силу одновременно по всей территории РФ по истечении 10
дней после дня их офиц. опубликования, если самими актами не установлен
другой порядок
вступления их в силу.
93. Судебная власть В РФ: понятие, принципы, формы осуществления.
Понятие судебной власти. Конституция, опираясь на принцип разделения
властей, наряду с
законодательной и
судебную власть.
Судебная власть - это особый вид гос. власти, связанный с отправлением
правосудия.
Принципы судебной власти - это основополагающие начала, идеи, закрепленные
в нормах права (прежде всего, конституционного права) на ~ базируется и
функционирует судебная власть. Принципы определяют сущность и назначение
судебной власти.
В Конституции сформулированы след. принципы:
1) Правосудие в
РФ осуществляется только
2) Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ. Создание
чрезвычайных судов не допускается (ст. 118).
3) Судьи (и суды)
независимы и подчиняются
120).
4) Разбирательство дел во всех судах открытое, слушания в закрытом
заседании - в случаях, предусмотренных ФЗ (ст. 123).
5) Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме
случаев, предусмотренных ФЗ (123).
6) Судопроизводство
осуществляется на основе
сторон (ст.123).
7) В случаях, предусмотренных ФЗ, судопроизводство осуществляется с
участием присяжных заседателей (ст. 123).
8) Финансирование судов производится только из федерального бюджета и
должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления
правосудия в соответствии с ФЗ.
Формы осуществления судебной власти. Судебная власть осущ. посредством
Конституционного, гражданского, административного, уголовного, а также
арбитражного судопроизводства.
94. Фед. органы судебной власти РФ: конституционно-правовой статус.
В соотв. с Конституцией, к федеральным судам РФ относятся: Конституционный
Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и др. федеральные суды.
Конституционный Суд РФ - высший судебный орган конституционного контроля на
общефедеральном уровне. Дает официальное толкование Конституции.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ
устанавливается ФКЗ.
Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным,
административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осущ.
надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснения по
вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деят-ти
Верховного Суда РФ устанавливаются ФКЗ.
Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению эк. споров
и иных вопросов, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в соотв.
с ФЗ судебный надзор
за деятельностью арбитражных
по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и
деятельности Высшего
Арбитражного Суда РФ устанавливается
ФКЗ.
95. Конституционный контроль: понятие и формы.
Конституционный контроль - контроль соответствующих органов за
конституционностью нормативных актов - соответствие НА Конституции,
соответствие подзаконных актов закону и непротиворечивость законов.
Формы осуществления конституционного контроля: судебный контроль,
парламентский контроль, контроль, осуществляемый главой государства;
контроль, осуществляемый другими гос. органами, уполномоченными на то
Конституцией и др.
Существуют две основные модели конституционного контроля - «американская» и
«европейская».
В нашем государстве конституционный контроль, в современном его понимании,
начал вводиться с начала 90-х.. В СССР был образован Комитет
Конституционного надзора, просуществовавший до 1991 г., а затем - в РФ был
образован Конституционный Суд РФ, деятельность ~ была приостановлена осенью
1993 г и вновь возобновилась, но уже в соответствии с новой Конституцией
РФ, в первой половине 1995 г.
В S-х в составе РФ, также создаются конституционные и уставные суды,
осуществляющие контроль за соответствием конституция или уставу принимаемых
в S-х РФ законов
и других нормативно-правовых актов.
96. Конституционный Суд РФ: порядок образования, состав, внутренняя
Конституционный Суд РФ - высший судебный орган конституционного контроля на
общефедеральном уровне. Он осуществляет свою деятельность в форме
конституционного судопроизводства самостоятельно и независимо.
Порядок формирования, состав, сроки деятельности КС РФ определяются
Конституцией РФ и ФКЗ от 24 июня и 12 июля 1994 г. № 1 "О Конституционном
Суде РФ".
КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность СФ по представлению
Президента РФ.
1) Судьей КС РФ м.б. гражданин РФ, не менее 40 лет; с безупречной
репутацией; высшее юридическое образование; стаж работы по юридической
профессии не менее 15 лет; обладающий признанной высокой квалификацией в
области права.
2) КС РФ вправе осуществлять свою деят-ть при наличии в его составе 3/4 от
общего числа судей.
3) Судья КС РФ назначается на должность на 12 лет. Предельный возраст судьи
КС - 70 лет. 4) Назначение на должность судьи КС РФ на второй срок не
допускается.
Внутренняя структура КС РФ. На пленарном заседании КС судьи тайным
голосованием большинством от общего числа избирают из своего состава сроком
на 3 года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря КС РФ.
КС РФ состоит из двух палат, включающих в себя 10 и 9 судей. Состав палат
определяется путем жеребьевки в соотв. с Регламентом КС РФ.
КС РФ рассматривает и разрешает дела на пленарных заседаниях и заседаниях
палат КС РФ.
97. Компетенция и акты КС РФ.
Полномочия КС РФ. В целях защиты основ конституционного строя, основных
прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого
действия Конституции РФ на всей территории РФ КС РФ:
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) ФЗ, НА Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ;
б) конституций и уставов, законов и иных НПА субъектов РФ.
в) м/н договоров РФ;
2) разрешает споры о компетенции;
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами гос. власти РФ и органами гос. власти S РФ;
в) между высшими органами государственной власти субъектов РФ;
3) по жалобам о
нарушении конституционных
судов проверяет конституционность закона.
4) дает толкование Конституции РФ.
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения
Президента РФ в государственной измене или совершении тяжкого преступления;
6) выступает с
законодательной инициативой
7) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ,
Федеративным договором и ФКЗ;
Акты КС - по вопросам своей компетенции принимает постановления, заключения
определения. Решения, принятые КС РФ, являются окончательными, обжалованию
не подлежат и вступают в силу немедленно после их провозглашения.
В случае, если признание нормативного акта неконституционным, создало
пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция
РФ.
98. Основы
организации гос. власти в
Правовая основа образования и деят-ти Органов гос. власти S-в РФ:
Конституция РФ, ФЗ-ы, Конституция и законы S-в РФ. Согласно К. - гос.
власть в S РФ осущ. образуемыми ими органами гос. власти, но в соответствии
с основами конст. строя РФ.
Республики РФ в соотв. со своими Конституциями и законами вправе
самостоятельно определять систему своих органов гос. власти, их
наименование, количественный состав, сроки полномочий, внутреннюю структуру
и т.д.
Законодат. органы республик - парламент (законодат. собрание или верховный
совет или …). Парламент избирается на 4-5 лет и обладает в рамках своих
полномочий след. компетенцией:
Компетенция:
- сфере законодательства и конституц. строит-ва (принимает и изменяет
Конституцию S законы S, назначает Верховный, Высш, Конст. суды республики…)
- эк. и соц.-культурного строит-ва (определяет внутр. политику, принимает
бюджет республики и осущ. контроль за его исполнением)
- в области внешних сношений (определяет м/н связи республики, ратифицирует
и денонсирует м/н договора)
Органы исп. власти республик - правительство, министерства, гос. коммитеты
и пр. ~ возглавляются либо Президентом Р. либо Правительством Р.
- принимает (в пределах компетенции) акты, постановления распоряжения.
- разрабатывает программы
соц., эк. и культурного развития.
99. Основы
организации гос. власти в
значения, автономной области и автономных округах.
Правовая основа образования и деят-ти Органов гос. власти S-в РФ:
Конституция РФ, ФЗ-ы, указ Президента 9 октября 93 г. "О реформе