Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:50, курсовая работа
Основной целью настоящей работы является общетеоретический анализ и уточнение понятия нормативного правового акта, а также анализ основных видов нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
с учетом достижений современной юридической науки уточнить понятие и признаки нормативного правового акта;
определить особенности структуры нормативно-правового акта,
выявить пределы действия различных видов нормативно-правовых актов;
рассмотреть виды нормативных правовых актов, их место и значение в механизме правового регулирования.
Введение 3
Глава 1. Нормативно-правовой акт в системе источников права 7
1.1. Понятие нормативно-правового акта 7
1.2. Структура нормативно-правового акта 20
1.3. Пределы действия нормативно-правовых актов 27
Глава 2. Система нормативно-правовых актов 34
2.1. Закон в системе нормативно-правовых актов 34
2.2. Подзаконные нормативные акты 41
Заключение 57
Список источников и литературы 59
Наиболее многочисленную группу составляют
федеральные законы, регулирующие вопросы
статуса государственных
Закон является разновидностью нормативного правового акта и, соответственно, обладает всеми его признаками. Вместе с тем закон имеет специфические свойства, а традиционные признаки нормативного акта в теории закона приобретают особые грани, наполняются специальным содержанием.
Закон как особая разновидность нормативных правовых актов предназначен для регулирования наиболее важных отношений. Эта общеизвестная формулировка в силу своей широты и неопределенности неоднозначно понимается правотворческими органами. Ограничение сформулировано расплывчато, что не позволяет ему реально выполнять свою функцию - служить границей между законом и подзаконным актом. Закон должен решать стратегические проблемы, а подзаконные акты - устанавливать непосредственную тактику.
Для закона существенным признаком
является длительность существования.
Нормативный правовой акт должен
выступать стабилизирующим
В научной литературе 90-х годов XX века в числе признаков закона обязательно отмечались стабильность, длительность действия. В современной правотворческой практике этот признак из квалифицирующих переместился в желательные, так как утрачивается, перечеркнут законами-однодневками, теснится изменениями и дополнениями28.
Количество производных
Закон имеет особую форму, структуру. Более внимательного отношения требуют структура, язык, стиль акта, т.е. то, что с точки зрения законодательной техники должно внешне выделять закон из иных нормативных актов. Закон обладает следующими особенностями: как правило, содержит преамбулу; делится на главы, разделы; имеет сквозную нумерацию; включает в себя статьи, которые, в свою очередь, имеют другие элементы (части, пункты, абзацы). Законодательные определения должны даваться только в случае необходимости, быть единообразными для законодательного массива; не должны определяться общеизвестные понятия; в текст закона нежелательно включать профессионализмы, жаргонизмы, специальные отраслевые термины.
У закона имеются специфические реквизиты и другие особенности, способствующие его внешней обособленности, однако законодатель без должного внимания относится к соблюдению этих правил. Общеизвестно, что для решения одинаковых задач должны применяться одни и те же приемы законодательной техники. Такое единообразие предопределяется официальным характером закона. К сожалению, законодатель демонстрирует новаторство и творческий подход к решению типовых задач. Так, в процессе правотворчества сложилась ситуация, когда форма права, которой является устав, выступает в качестве парной категории по отношению к содержанию. Одна и та же форма права в одних случаях выступает в качестве своего изначального назначения - формы, а в других - в качестве содержания.
Таким образом, закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона:
1) принимается только органом
законодательной власти или
2) порядок его подготовки и
издания определяется
3) в идеале закон должен
4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Законодательство образует иерархически организованную систему, в которой каждый акт занимает строго отведенное ему место. Эта система вертикально ориентирована на высший акт, которым, как правило, является Конституция РФ.
Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
Наивысшей юридической силой среди всего массива законов обладает Конституция, а также законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию.
Будучи основным законом государства,
Конституция определяет и закрепляет:
организацию государственной
Конституция – это государственно-политический документ учредительного характера, основополагающее начало всей правовой системы, юридическая база для текущей законодательной и всей правотворческой деятельности.
Конституционные законы (в некоторых зарубежных странах, например, во Франции, их называют органические законы) - это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией. Они являются своеобразным «продолжением» Конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (законы о Правительстве РФ, о Конституционном суде РФ, об Уполномоченном по правам человека и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия.
Обыкновенные законы, издающиеся в процессе текущей законодательной деятельности, составляют основную массу законов. Они, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие.
Кодификационный закон определяет нормативные основы отдельной отрасли (института) законодательства, регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, борьба с преступностью и т.д.). Он является единым внутренне связанным документом, включающим как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества. Кодификационные законы могут выражаться в различных формах. Одна из них - это Основы законодательства - акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в иных актах Федерации и ее субъектов. В настоящее время в Российской Федерации действуют основы законодательства об охране труда, об охране здоровья граждан, о нотариате и некоторые другие.
Чаще всего используемый вид кодификационного закона - это кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс). В настоящее время во главе большинства отраслей российского федерального законодательства стоят кодексы, основная масса которых ныне подвергается существенной переработке. Кроме того, в современных условиях право принятия кодексов принадлежит также и субъектам Российской Федерации. В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов: уставы, положения, правила и т.д.
Роль закона в системе форм права велика. Закон выступает связующим звеном между нормативными правовыми актами и иными формами права, с одной стороны, и подзаконными актами - с другой. Закон может эффективно выполнять свои функции важнейшего регулятора общественных отношений в том случае, если внешняя форма будет качественной. Стабильность, нормативность и легитимность - важнейшие признаки этой формы права.
2.2. Подзаконные нормативные акты
Подзаконные акты представляют собой объемную разнородную совокупность. В десятки раз превышая количество законов, именно подзаконные акты подвергают общественную жизнь детальному правовому регулированию. Значимость научной проработки системы этих актов предопределяется неуклонным ростом количества такого рода документов.
Актуальность и сложность
Совершенствование органов исполнительной власти позволяет рассчитывать на последующие изменения системы подзаконных актов. В этом случае очевидна потребность в глубоком научном анализе сложившейся правотворческой практики. Важной является проблема обеспечения единства формы и содержания, которая состоит в необходимости принятия унифицированных требований к наименованию акта, с одной стороны, и к предмету правового регулирования - с другой. Решению этих вопросов должны способствовать единообразие и законность форм, запрет на множественность наименований одного и того же акта, единство процедурной и предметной сторон.
В отечественной юридической
Бесспорным решением вопроса о
системе подзаконных
Отсутствие закона компенсируется принятием иных актов, направленных на упорядочение правотворчества органов исполнительной власти. Однако их эффективность недостаточна, так как они регулируют процессуальную сторону в отсутствие материальной, то есть формулируются правотворческие процедуры при отсутствии проработки понятийного аппарата вопроса.
Развитие нормативной базы ведомственного правотворчества прошло несколько этапов и регулировалось разными актами: методическими рекомендациями Минюста СССР, с 1993 года - Указом Президента РФ и Постановлением Правительства РФ. Действующий порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Объединяет все эти документы то, что в них не были решены следующие принципиально важные вопросы: 1) предмет правового регулирования различных актов; 2) особенности оформления и структуры; 3) система документов.
Многие подзаконные акты издаются с формулировкой «принятые на основании закона». Данные акты призваны в общей форме апеллировать закону и предписывать общие правила поведения, соблюдение которых его адресатами обязательно независимо от того, каково действительное правовое основание его издания, каков его субъектный и объектный состав, а также каковы пределы и формы санкций, обеспечивающих его соблюдение.
Рассмотрим некоторые
Во-первых, основным требованием, предъявляемым к подзаконным актам, является подзаконность, т.е. соответствие закону. Что предполагает недопустимость ограничения прав, свобод, обязанностей, ответственности установленных в законе. Такое требование является важным в реализации положений соответствующих актов.
Во-вторых, подзаконные акты принимаются и реализуются на основе и во исполнение закона, поэтому они должны детализировать, а не восполнять закон. Основная идея, заложенная в законе, не должна искажаться.