Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:50, курсовая работа
Основной целью настоящей работы является общетеоретический анализ и уточнение понятия нормативного правового акта, а также анализ основных видов нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
с учетом достижений современной юридической науки уточнить понятие и признаки нормативного правового акта;
определить особенности структуры нормативно-правового акта,
выявить пределы действия различных видов нормативно-правовых актов;
рассмотреть виды нормативных правовых актов, их место и значение в механизме правового регулирования.
Введение 3
Глава 1. Нормативно-правовой акт в системе источников права 7
1.1. Понятие нормативно-правового акта 7
1.2. Структура нормативно-правового акта 20
1.3. Пределы действия нормативно-правовых актов 27
Глава 2. Система нормативно-правовых актов 34
2.1. Закон в системе нормативно-правовых актов 34
2.2. Подзаконные нормативные акты 41
Заключение 57
Список источников и литературы 59
Наиболее частыми вопросами, которые разрешал суд, были вопросы о том, что органы государственной власти принимают акты, которые фактически являются нормативными, но издают их в формах, которые не могут быть нормативными. Типичное злоупотребление такого рода: издание нормативного по содержанию текста акта в форме письма органом, который не наделен правотворческими функциями. Так, Высший Арбитражный Суд РФ вынес Определение (от 30 августа 2007 г. № 10586/07) относительно Письма Минфина России от 2 марта 2007 г. № 03-11-02/62. Суд применил определение из Постановления Государственной Думы, использовал также Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009). Со ссылкой на эти Правила ВАС РФ указал, что издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Нормативные правовые акты – это наиболее изученная в отечественном правоведении форма права. Исследованию подвергались природа нормативных правовых актов, их признаки и свойства, способствующие их выделению из системы форм права5. Важнейшее условие эффективного существования нормативных правовых актов заключается в их иерархичности, системности. Эти свойства изучались и в советском6, и в современном российском правоведении7.
Благодаря усилиям ученых разработана теория рассматриваемого права, выявлена закономерность, согласно которой указы стремятся регулировать отношения и решать вопросы, не отнесенные к их компетенции, подменять не только постановления, но и законы8. Отдельные виды законов пока не становились предметом исследования; например, законы Российской Федерации - практически не разработанное явление. Кодексы хотя и являются важнейшим элементом законодательства, но чаще рассматриваются в связи с систематизацией, точнее, как ее результат. Подзаконные акты (а именно их система) изучены пока недостаточно: имеются лишь отдельные работы9. Это в известной степени объясняется изменчивостью подзаконных актов, их ускользающей природой, склонностью подменять наименования и содержание.
Определения нормативного правового акта за последние 100 лет не претерпели принципиальных изменений. Типичным является следующее: нормативный правовой акт - это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений.
Основное свойство, через которое описывается данная форма права, - нормативность. Подчеркиваются его исключительная, практически неоспоримая легитимность и защита со стороны государства. Этот официальный документ «устанавливает, изменяет или отменяет нормы права... Ему присущи письменная, строго документированная форма и особый порядок принятия. Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической подчиненности»10. Достаточно часто существенным признаком называют предмет правового регулирования нормативного правового акта, в качестве которого выступает определенный вид общественных отношений, и неоднократное применение11.
Традиционно в качестве признака нормативного правового акта отмечается его связь с правотворчеством12. Он направлен на установление, изменение или отмену юридических норм, благодаря чему выступает «средством развития, изменения правовой системы»13.
По мнению научных сотрудников Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, «нормативный правовой акт - это официальный письменный документ, выражающий волеизъявление полномочного органа государственной власти по установлению, изменению или отмене норм права - общеобязательных правил, рассчитанных на многократное применение»14.
Вариант определения для целей
систематизации был предложен авторами
Концепции системы
При некоторых различиях приведенные определения имеют общие черты. В частности, основополагающее свойство нормативных актов - их письменная, официальная форма - остается неизменным. Источником, творцом нормативных правовых актов признаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, народ путем референдума. Нормативная природа состоит в возможности их неоднократной реализации, всеобщности и общеобязательности.
Таким образом, можно сформулировать понятие нормативного правового акта: это письменный официальный документ, принятый в определенной форме и по определенной процедуре, направленный на возникновение, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии. Правовые акты издаются компетентными органами и лицами в пределах их компетенции и адресованы неперсонифицированному кругу субъектов.
Короткие определения обречены быть неполными, фрагментарными. Более глубокое проникновение в природу и сущность нормативного правового акта требует изучения его признаков. За многие десятилетия усилий ученые выявили и исследовали огромное количество таких признаков. Рассмотрим лишь те, которые видятся актуальными и необходимыми применительно к современным условиям.
1. Нормативный правовой акт
2. Официальный
характер также выступает
Тот факт, что
нормативный правовой акт предназначен
для государственной
Современная позиция законодателя, основанная на Конституции РФ, выглядит как требование неукоснительного опубликования этих документов. Несколько гипертрофированный интерес к данной процедуре частично объясним тяжелым наследием советского государства в части огромного количества неопубликованных подзаконных актов.
Требование о безусловной
Опубликование как завершающая стадия законодательного процесса имеет огромное значение. С ним связано действие нормативных правовых актов. Процедура этой деятельности нуждается в детальном правовом регулировании. Благодаря ее точному исполнению нормативный правовой акт получает государственный официальный характер.
3. Правовой акт входит в единую
систему, осуществляя правовое
регулирование в соответствии
с общими целями и задачами
общества и государства.
Представление некоторых государственных органов об иерархии нормативных правовых актов и способах приведения этой системы в единое состояние полностью не соответствует закону. А поскольку это мнение принадлежит самому законодательному органу, ситуация становится устрашающей. Приведем пример такого рода неоднозначной практики проведения идеи единства правового пространства.
Необходимая иерархичность имеет
место при наличии ясных
4. Всеобщий характер также
Нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта, который закрепляет порядок отношений, действующий как угодно долго во времени.
5. Для характеристики
Действительно, особая природа и
предназначение нормативных правовых
актов требуют четкого
Итак, нормативный правовой акт - это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Правовой акт отличается языком, использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и т.п.).
6. Для проникновения в сущность нормативного правового акта важны процедурные вопросы. Российское государство создало достаточно развитый механизм регулирования правотворчества. Основные идеи, принципы, конструкция законодательного процесса получили закрепление в Конституции РФ. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 22 апреля 1996 г. № 10-П установил, что «из принципа верховенства Конституции Российской Федерации и задачи обеспечения соответствия ей законов и иных правовых актов (ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации) вытекает обязанность всех участников законодательного процесса соблюдать установленную Конституцией Российской Федерации процедуру законотворчества».
Значение процедурных вопросов исключительно велико, что подчеркивается возможностью отмены нормативных правовых актов в случае нарушения порядка их принятия. Этот вопрос становился предметом рассмотрения высших судебных инстанций. Так, Верховный Суд РФ рассмотрел дело о признании незаконным и недействующим Положения Банка России18. В ходе разбирательства ВС РФ подверг анализу правотворческую процедуру Банка России в части подписания нормативных правовых актов. Судебный орган даже установил зависимость между правомочиями должностных лиц и актами, которыми их права могут устанавливаться (передаваться): «Полномочия Председателя Банка России по участию в нормотворчестве закреплены на уровне федерального закона, не предусматривающего право на передачу этих полномочий или их части другим должностным лицам Банка России. Актом, имеющим меньшую юридическую силу, такое право не может быть предоставлено»19. Процессуальные вопросы создания нормативных правовых актов достаточно интенсивно рассматриваются в практике Конституционного Суда РФ, им дано толкование практически всех статей Основного Закона, затрагивающих процедурные нормы. Так, Конституционный Суд РФ дал толкования ст. ст. 105 (ч. 4), 106, 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. 3), 135 (ч. 2), 107 Конституции РФ20.
7. Правовой акт издается
С одной стороны, орган должен соблюдать требования к форме (указ, приказ и др.), с другой - к содержанию. Второе требование означает, что каждому органу определен круг вопросов, которые он правомочен решать. Выход за эти пределы представляет собой нарушение компетенции.