Место государства в политической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Курсовая посвящена раскрытию сущности механизма функционирования государства, выявлению его взаимосвязей с политической системой общества, его роли и места в ней. А также рассмотрению особенностей их взаимовлияния.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика и функции политической системы общества.
1.1. Понятие политической системы и ее структура 6
1.2. Классификация политических систем 8
1.3. Роль и основные функции политической системы 9
1.4. Закономерности развития политической системы общества 10
2. Государство как основной институт общественной жизни
2.1. Определение государства. Сущность и основные признаки 12
2.2. Значение функций государства
2.2.1. Понятие и классификация функций государства 15
2.2.2. Формы и методы осуществления функций 20
2.3. Социально-классовый характер государства. 22
3. Государство в политической системе общества
3.1. Место государство, как ведущего элемента, в политической
системе 25
3.2. Органы государства и иные субъекты политической системы
Общества 27
3.3. Роль права как важнейшего социального института и
инструмента государственного регулирования 30
3.4. Особенности государства как составного элемента
политической системы. 32
Заключение 34
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.DOC

— 200.50 Кб (Скачать)

Доверие к государству, государственной власти, сте­пень их поддержки населением (социальная легитимность власти) находятся в прямой зависимости от демократического содержания функций государства, его умения и желания учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национальные и другие социальные интересы. «Государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее его неотъ­емлемые, естественные права и свободы, осуществляю­щее репрессии против своего народа или отдельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями разных стран, не может счи­таться цивилизованным.

В классовом обществе, где классы и другие социаль­ные группы противостоят друг другу прежде всего по экономическому признаку, где коренные интересы клас­сов непримиримы, государство становится политичес­кой организацией власти экономически господствующе­го класса, обслуживает его интересы. Отсюда главная функция такого государства — подавление сопротивле­ния эксплуатируемых классов или социальных групп, имеющая четко выраженную классовую направленность. Но и другие его функции также приобретают опреде­ленную классовую окраску. Сказанное относится к ра­бовладельческому, феодальному и капиталистическому (XIX и первой четверти XX в.) обществу.

По направленности функции государства подразде­ляются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показы­вают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние — на установление и поддер­жание определенных отношений с другими государства­ми. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

Среди внутренних можно выделить блок охранитель­ных функций — охраны существующих форм собствен­ности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны при­роды и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.

Охрана существующих форм собственности — функ­ция, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем в обществах, где основной экономический потенциал со­средоточивался в руках того или другого класса (в экс­плуататорских обществах), государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посяга­тельства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды. В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.

Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потреб­ностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функ­цией охраны прав и свобод граждан и правопорядка.

Функция охраны природы и окружающей среды вы­двинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вме­шивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанав­ливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. госу­дарственная собственность, и государственное управле­ние предприятиями и организациями, на ней базирую­щимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предпри­ятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредото­чившего в своих руках большую массу ссудного капита­ла. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в мас­штабе всей страны.

С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и мас­штабна по объему государственной деятельности. Глав­ное ее назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться вы­ровнять социальное положение людей, развивать здра­воохранение, образование, культуру. Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, посо­бия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость на­селения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

В последние десятилетия многие передовые государ­ства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что совре­менные масштабы научных исследований и эксперимен­тальных работ очень сильно возросли. Поэтому государ­ство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследова­ниям.

Внешними функциями государства традиционно явля­лись защита страны от нападения извне; ведение захват­нических войн; обеспечение дипломатических отноше­ний. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовы­годная торговля, развивается коллективная безопас­ность, создаются международные миротворческие во­оруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.

 

2.2.2.         Формы и методы осуществления функций

 

Государство должно выполнять свои функции в при­сущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализа­ции функций государства. В правовых формах отража­ются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица рабо­тают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства — правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Правотворческая деятельность — это подготовка и из­дание нормативно-правовых актов, без которых реализа­ция других функций государства практически невоз­можна. Например, как осуществлять социальную функ­цию без кодифицированного социального законодатель­ства, социального права?

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реа­лизованы или они останутся лишь благими пожелания­ми законодателя. Основное бремя по исполнению пра­вовых норм лежит на органах управления (исполнитель­но-распорядительных органах), возглавляемых прави­тельством страны. Это повседневная работа по разреше­нию разнообразных вопросов управленческого характе­ра, для выполнения которой исполнительно-распоряди­тельные органы издают соответствующие акты, контро­лируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т.е. властная опе­ративная и правоприменительная деятельность по охра­не правопорядка, прав и свобод граждан и т. д., включа­ет в себя принятие мер по предупреждению правонару­шений, разрешение юридических дел, привлечение к юри­дической ответственности и др.

В наше время возрастает роль договорной формы в осу­ществлении функций государства. Это обусловлено раз­витием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского обще­ства и гражданами.

Неправовые формы охватывают большой объем орга­низационно-подготовительной работы в процессе осу­ществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущи­ми за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изу­чению различной информации при разрешении юриди­ческого дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

Методы осуществления функций государства доста­точно многообразны. Так, выполняя охранительную функ­цию, государство использует методы убеждения и при­нуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов — прогно­зирование, планирование, льготное кредитование и ин­вестирование, государственные субсидии, защита потре­бителей и др.

 

 

2.3.     Социально-классовый характер государства

 

Важным пунктом работы, на наш взгляд, является освещение экономической, социальной и научной основы государства. Государство не может не существовать, нормально функционировать и развиваться без экономического фундамента, базиса, под  которым обычно понимается система экономических (производственных) отношений данного общества, существующие в нем формы собственности[9]. От базиса во многом зависит и собственно государственная финансово-экономическая основа (государственный бюджет).  Мировая история свидетельствует, что на различных этапах развития государство имело различную экономическую основу и по-разному относилось к экономике.

Государство от стихийной рыночной экономики трансформировалось в сторону государственно-правового регулирования экономики, планирования и прогнозирования.

Наряду с экономической государство стало выполнять и социальную функцию – пенсионное законодательство, пособия безработным, минимальная заработная плата и др.

Советское государство опиралось на плановую экономику и общенародную собственность, которая превратилась в ничейную, что т привело к кризису.

Исторический опыт свидетельствует, что оптимальной экономической основой могут служить социально ориентированная рыночная экономика, опирающаяся на конкурирующие между собой различные формы собственности.

Социальную основу государства составляют те слои, классы и группы общества, которые в нем заинтересованы, активно его поддерживают[10]. Таким образом, от широты социальной базы государства, активной поддержки его обществом зависит устойчивость, сил аи мощь государства, способность решать встающие перед ним задачи. Государство, имеющее узкую социальную основу неустойчиво.

Развитые государства, что особенно актуально для России в современных условиях, должно осуществляться на научной основе, которая исключает метод проб и ошибок. Поэтому необходимы научные экспертизы, оптимальные варианты, согласованность решений и результаты поступательного развития.

Одной из основных закономерностей эволюции государства на пути поступательного развития является то, что по мере совершенствования цивилизации и развития демократии оно превращается в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.

Ученые акцентируют внимание на возрастании роли государства в жизни общества[11]. Аргументом тому служит распространение своей организующей  деятельности на все сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы.

Под воздействием научно-технической революции и процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитии государства  появилась новая закономерность – сближение государств, их взаимообращение в результате взаимодействия.

Государство выступает важнейшим интегрирующим фактором, связывающим воедино политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься  общесоциальными проблемами – от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр, оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, управляющего общественными делами, государство посредством аппарата (полиция, тюрьма и т.д.) сохраняет целостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.

Неизбежно, здесь возникает масса противоречий, которые могут быть условно сведены к гипертрофированному пониманию роли государства в жизни общества и принижению значения отдельной личности. Поэтому только то государство может считаться социальным и демократическим, в котором созданы условия для реализации прав и свобод человека.

Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств государства.

Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической              ауры находится в постоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени, увязывая, согласовывая интересы социальных групп, вырабатывая политические решения. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству. Причем в этом случае речь имеет не просто о государстве, а о его субстанциональном проявлении – государственной власти. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

Информация о работе Место государства в политической системе общества