Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:17, реферат
Понятие политической системы является одним из наиболее важных вопросов правовой и политической науке. Вместе с тем в советской науке государства и права в течение долгого времени исследованию политических систем не уделялось достаточно пристального внимания. Это связано с тем, что понятие политической системы в советской правовой науке было достаточно простым и однозначным.
Введение 3
1. Понятие системы в теории познания 4
2. Политическая система 7
3. Государство в политической системе 12
Список использованной литературы 17
Содержание
Понятие политической системы является одним из наиболее важных вопросов правовой и политической науке. Вместе с тем в советской науке государства и права в течение долгого времени исследованию политических систем не уделялось достаточно пристального внимания. Это связано с тем, что понятие политической системы в советской правовой науке было достаточно простым и однозначным. Основными направлениями в изучении политической системы долгое время была исключительно критика буржуазных теорий политических систем с позиций диалектического материализма. Что касается политической науки, то она в течении долгого времени в СССР вообще находилась в полуподпольном положении, прикрываясь названиями "Социальная политика", "Марксистско-ленинская политическая наука", что не могло, конечно не сказаться на ее развитии. Всплеск интереса к политологии и политическим системам общества пришелся, в основном на 90-е годы, что, безусловно, связано с изменением политической системы России, поиску новых путей развития, что заставило многих ученых обратиться к истокам и к опыту западной правовой науки.
Схожие проблемы во многом были и в изучении такого основополагающего понятия, как "государство". Исключительно классовый подход к понятию государства не способствовал полному раскрытию всех его особенностей и выявлению соотношению государства и политической системы, места государства в политической системе.
Настоящая работа будет состоять из трех частей. В первой части будет рассмотрен вопрос о понятии категории "системы", одной из разновидностей которой является политическая система, метода системного анализа.
Во
второй части будут рассмотрены
различные подходы к понятию "политическая
система", соотношение марксистско-
Третья часть будет посвящена понятию "государство" и месту государства в политической системе общества.
Понятие системы одно из основополагающих в теории познания. Системы окружают нас в окружающем мире, под системой можно понимать совокупности каких-либо элементов, различные образования, процессы и т.д.
Особенность юридического мышления состоит в том, что при анализе практически любого вопроса юрист старается расчленить проблему на ее составляющие, с тем, чтобы получить результат путем сложения элементарных решений. Этот подход, однако, срабатывает не всегда, особенно при анализе таких сложных социальных систем, каким, безусловно, является государство. Между тем преимущество системного подхода по сравнению с элементаристским подчеркивают многие ученые. Смысл системного подхода не в анализе неких систем, а в системном рассмотрении некоторых совокупностей элементов и связей между ними, которые обозначаются как система.
Формирование научного подхода к системному исследованию связано с формированием в 20-х гг. XX века общей теории систем. Правда, в силу доминирования в течении долгого времени в советской науке лишь одного, марксистского, подхода и одного, диалектического, метода исследования, роль системного анализа долгое время сознательно принижалась. Однако и в советской и в российской правой науке системный анализ являлся одним из важнейших методов исследования.
Между тем и общественная система, и государство являются системными объектами по объективным признакам. Эта мысль была впервые высказана еще в трудах Г. Эмерсона и получила дальнейшее развитие при формировании школы "социальных систем" на основе структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон) и общей теории систем (Л. Берталанфи, Н. Раппопорт).
Как уже отмечалось выше, под системой в теории организаций понимается совокупность элементов и связей между ними, обладающих признаком целостности, т.е. возникновением на уровне системы в результате взаимодействия ее частей свойств, не присущих отдельным элементам, равно как и их простой сумме. Можно принять следующее определение системы - это упорядоченное определенным образом множество элементов и связей между ними, образующих некоторое целостное единство, обладающее относительной самостоятельной, устойчивостью и автономностью1. Под структурой в таком случае следует понимать способ связи элементов в целостное системное образование как совокупность устойчивых отношений между элементами. Наиболее важной особенностью системы является наличие в ней интегральных (интегративных) качеств, т.е. таких, которые придают системе свойства, не присущие ее отдельным элементам. Такие ее целостные характеристики и свойства возникают и существуют благодаря взаимосвязи и взаимодействию всех элементов системы. Неслучайно в реальной жизни сложность структурной организации системы оценивается не столько в результате механического подсчета ее составных элементов, сколько благодаря множественности и разнообразию существующих между ними взаимоотношений. Таким образом, одним из важнейших моментов системного подхода является анализ всех взаимосвязей анализируемого элемента.
Важно вместе с тем иметь в виду, что не всегда, как указывается в общенаучной литературе, интегративные качества системы очевидны, а тем более могут быть измерены, но они есть, и дело исследователя отыскать и описать эти качества, используя различные научные методы . И этот поиск неразрывно связан с выявлением связей исследуемого объекта. Связи возникающие между элементами и подсистемами метасистемы (первоначальной системы) получили в науке название структурных или структурно-функциональных.
Как мы видим, при исследовании любой системы можно выделить два объекта: 1) элементы и подсистемы; 2) связи между ними. Правда, В.Б. Аверьянов проводит в данном случае выделение не двух, а трех объектов исследования: 1) внутреннее устройство (структурный аспект); 2) процессы функционирования (функциональный аспект); 3) развитие (генетико-прогностический аспект). Однако, с моей точки зрения, процесс развития системы неотделим от процесса функционирования, так как само развитие идет через изменение внешних и внутренних функций. Что касается функционирования системы, то оно осуществляется посредством реализаций связей между элементами системы с выходом на подсистемы и метасистемы (внешний аспект).
Политическая система является по своей сути социальной системой, она формируется и детерминируется социумом. Эволюция социальных систем ведет к их усложнению, приобретению завершенных форм. Движение системы, по мнению многих ученых заключается в стремлении к целостности, оно состоит в том, чтобы подчинить себе все элементы общества или создать недостающие ей органы. Как подчеркивал К. Маркс, "система в ходе исторического развития превращается в целостность"2.
Однако, как уже указывалось выше, целостность и так уже является важнейшим свойством любой системы. Возникает, на первый взгляд, парадокс, каким образом конечной стадией развития системы может являться целостность, если она является ее свойством? Однако, здесь следует понимать, что речь идет о диалектическом развитии системы, которое идет через ее функционирование. Движение системы к целостности происходит непрерывно и не имеет, с моей точки зрения, конца, а лишь переход на новый виток развития. Понятие целостности следует рассматривать не в статике, а в динамике его развития, при котором оно из чисто интегративного свойства превращается в объективно обусловленное явление.
Политическая
система общества - это сложное
многоаспектное явление, анализируемое
специалистами в различных
Категория политической системы в является необходимым предметом анализа в юридических науках. Понятие политической системы пришло в право из социологии, что, безусловно, отложило на него свой отпечаток.
Политическая система связана с особой сферой деятельности людей - политикой, которая отражает область взаимоотношений между классами, социальными группами, коллективами, личностями по поводу государственной власти.
В
основе западного понимания
Наряду с личностным в западной политической науке есть и "групповой" подход к политике, идущий от концепции "заинтересованных групп" А. Бентли. Французские юристы Ш. Деббаш, Ж. Бурдон, Ж. Понтьер, Ж. Рикки определяют политику "как выражение существования группы". Американские политологи Дж. Курвартис, Б. Добрац, Э. Култер заявляют, что политика возникает из факта существования различных групп внутри данного общества, она помогает одной группе получать что-нибудь за счет другой, служит для урегулирования конфликтов. Ж. Бегенар видит "сущность политики" в различиях между управляющими и управляемыми. В целом, как отметил президент Международной ассоциации политической науки профессор К. фон Бойме, все эти характеристики "лежат между основными полями определений: интеграционно-упорядочивающей моделью политики и теорией конфликтов.
Не
менее разнообразны подходы и
к определению самого понятия
политической системы. В разных странах
существуют определенные особенности
в подходе к ее изучению (прагматический
в США, конституционно-
Отдельными авторами политическая система рассматривается как подсистема более широких "социетальных" систем (государства, профсоюз, племя, международная система и т.д.). В каждой из таких социетальных систем действует своя политическая система, представляющая совокупность общегосударственных или локальных политических отношений, процессов. Каждое общество имеет свою политическую систему, хотя может даже не иметь государства. Таким образом, в пределах одной страны есть множество политических систем.
В течении долгого времени в нашей стране теория политической системы строилась исключительно на понимании данной проблемы В.И. Ленином, который считал, что возникновение политической системы неразрывно связано с классовым делением общества и возникающими в связи с этим вопросами о государственной власти, а исторически первым институтом политической системы - государство. Развитие политической системы ведет к усложнению, появлению новых звеньев, таких, например, как политические партии.
Как уже отмечалось выше под системой вообще понимается совокупность элементов и отношений и связей между ними. Так же и политическая система является целостной, но суммативной системой, т.е. она состоит из подсистем. Однако, политическая система, как и всякая социальная система, явление на порядок более сложное. Возникает вопрос, исчерпывается ли политическая система только совокупностью ее элементов и связей между ними или нет? Существует множество точек зрения на данный вопрос.
Политическая система - это универсальная управляющая система государственно-организованного общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном счете регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования государственной власти крупными социальными общностями.
Для того, чтобы правильно определить структуру политической системы, необходимо найти критерии отбора ее элементов. Основными требованиями в данном случае будут их внутренняя упорядоченность (организационный критерий) и политическая направленность деятельности (политический критерий), которая должна быть выражена нормативно в соответствующих уставах, программах, положениях, отражающих цель создания политической организации, ее социальное назначение, основную сферу деятельности, характер ее основных задач и функций, особенности их реализации, специфические принципы организации и деятельности и т.п. (программный критерий).
Информация о работе Место и роль государства в политической системе общества