Место государства в политической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Курсовая посвящена раскрытию сущности механизма функционирования государства, выявлению его взаимосвязей с политической системой общества, его роли и места в ней. А также рассмотрению особенностей их взаимовлияния.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика и функции политической системы общества.
1.1. Понятие политической системы и ее структура 6
1.2. Классификация политических систем 8
1.3. Роль и основные функции политической системы 9
1.4. Закономерности развития политической системы общества 10
2. Государство как основной институт общественной жизни
2.1. Определение государства. Сущность и основные признаки 12
2.2. Значение функций государства
2.2.1. Понятие и классификация функций государства 15
2.2.2. Формы и методы осуществления функций 20
2.3. Социально-классовый характер государства. 22
3. Государство в политической системе общества
3.1. Место государство, как ведущего элемента, в политической
системе 25
3.2. Органы государства и иные субъекты политической системы
Общества 27
3.3. Роль права как важнейшего социального института и
инструмента государственного регулирования 30
3.4. Особенности государства как составного элемента
политической системы. 32
Заключение 34
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.DOC

— 200.50 Кб (Скачать)

Следует отметить, что в некоторых  странах  общественные организации могут иметь в своем распоряжении неприсущие им юридические рычаги воздействия. Однако они, в отличие юридических средств воздействия, находящихся в руках различных государственных органов, носят ограниченный характер.  Возникают они у общественных организаций не в силу самой природы данных объединений, а в результате того, что само государство наделило их правом издания юридических актов.

Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков государства. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене.

Конечно, названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных элементов. Но они дают общее представление о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства в политической системе общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам проведенного исследования, и решения поставленных задач, можно обобщить основные суждения, представленные в работе, и сделать следующие выводы:

Во-первых, понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма  в понимании и определении государства.

Во-вторых, определяя   политическую систему, можно сказать - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольный обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.

В-третьих, государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.

Черты государства, определяющие его положение в политической системе, таковы:

- Универсальность государственной власти. Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.

- Государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и т. д. Хотя определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными.

- Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования. Во внутренние дела других организаций государство вмешиваться не должно, но внешне именно оно оформляет их деятельность.

- Государство обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет.

- Государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.

- Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.

- Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.

Некоторые авторы подчеркивают - и справедливо, - что государство лучше характеризовать не столько как главное, сколько как особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном, регулирующим всю широту этой деятельности, выступает государство.

Таким образом, в различных сферах жизни общества государство неизменно выступает как собственно политическая организация, как институт сугубо политический. Однако, абсолютизировать политический характер государства было бы ошибочным: в многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, присутствуют не только “чисто” политические, но и другие аспекты - такие, например, как организационные, финансовые, технико-экономические (нормативы, стандарты и т.п.). Перечисленные мероприятия хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами таковыми не являются.

То же самое можно сказать и об отдельных государственных органах - парламенте, правительстве, конституционном суде,  различных министерствах и ведомствах и др. Будучи неотъемлемыми составными частями политического по своей сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют и неполитические функции - экономические, финансовые и т.п..

Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления своих явных или тайных целей. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому бесперебойного “правильного” правового механизма образования и осуществления государственной власти нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Алексеев С.С. Государство и право. – М.: Юридическая литература 1996. – 192 c.

2.                    Большой юридический словарь/под ред. А.Я.Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 856 с.

3.                    Государство и право: теория и практика. Вып. 5. Межвузовский сборник научных трудов. - Публикация              Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та им. И. Канта. -  2007. – 143 c.

4.                    Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. // Государство и право. – 2001. - №7. – С. 8-13

5.                    Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М., Зерцало, 1997г.

6.                    Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 1997. – 312с.

7.                    Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999г.

8.                    Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России - М. Верховный Совет РФ.: Известия 1993. – 126 с.

9.                    Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. — М.: Юристъ, 2005. – 256 с.

10.                Манов Г. Н. Государство и политическая организация общества. - М.: Изд-во “Наука”, 1974. – 319 с.

11.                Марченко М. Н. Политическая система современного буржуазного общества (политико-правовое исследование). - М.: Изд-во МГУ, 1981. – 340с.

12.                Морозова Л. А. Основы государства и права. Пособие для поступающих в юридические вузы. - М.: Юристъ 2000. – 259 с.

13.                Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993. – 431 c.

14.                Сигарев, А.В. Конституционные основы социального государства в Российской Федерации.  Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Новосибирск [б. и.] 2004. – 192 л.

15.                Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 2001г. – 256 с.

16.                Теория государства и права: Курс лекций /Под Ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 2001. – 285 с.

17.                Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности  "Юриспруденция". -М.: Велби Проспект 2003. – 239 с.

 

2

 



[1] Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. — М.: Юристъ, 2005. - С. 53.

[2] Теория государства и права: Курс лекций /Под Ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 2001. - С.119.

[3] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и Н.В.Малько. - М.: Юристъ, 2007. - С.145.

[4] Алексеев С.С. Государство и право. – М.: Юрид. лит., 1996. – С. 12-13

[5] Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и ф-тов/ Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Норма Инфра.М, 2001. – С.113

[6] Общая теория права и государства. Под ред. А.И. Коваленко.-  М.: Теис, 1996. – С.115.

[7] Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и факультетов/ Под ред. В.М. Карельского и В.Д.Перевалова. – М. Инфра.М, 2001. -  С.115-116.

[8] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и Н.В.Малько. - М.: Юристъ, 2007. – С.52-53.

[9] Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и ф-тов/ Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Норма Инфра.М, 2001. – С.121.

[10] Теория государства и права. Учебник для юрид. вузов и ф-тов/ Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Норма Инфра.М, 2001. – С.122.

[11] См., например: Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/ Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – С.124.


Информация о работе Место государства в политической системе общества