Место государства в политической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Курсовая посвящена раскрытию сущности механизма функционирования государства, выявлению его взаимосвязей с политической системой общества, его роли и места в ней. А также рассмотрению особенностей их взаимовлияния.

Содержание

Введение 3
1. Характеристика и функции политической системы общества.
1.1. Понятие политической системы и ее структура 6
1.2. Классификация политических систем 8
1.3. Роль и основные функции политической системы 9
1.4. Закономерности развития политической системы общества 10
2. Государство как основной институт общественной жизни
2.1. Определение государства. Сущность и основные признаки 12
2.2. Значение функций государства
2.2.1. Понятие и классификация функций государства 15
2.2.2. Формы и методы осуществления функций 20
2.3. Социально-классовый характер государства. 22
3. Государство в политической системе общества
3.1. Место государство, как ведущего элемента, в политической
системе 25
3.2. Органы государства и иные субъекты политической системы
Общества 27
3.3. Роль права как важнейшего социального института и
инструмента государственного регулирования 30
3.4. Особенности государства как составного элемента
политической системы. 32
Заключение 34
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.DOC

— 200.50 Кб (Скачать)

            Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

            Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

            Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры;

            Политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида, и он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др.

Таким образом, политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм. В литературе выделяют и другие функции политической системы. Неспособность реализации политической системой своих важнейших функций вызывают ее кризис.

 

1.4. Закономерности развития политической системы общества

 

Закономерности развития политической системы представляют собой объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие сущностное единство и динамизм политических явлений на различных этапах бытия. Политическая система состоит из противоположных сторон, находящихся в отношениях противоречия. Решение, преодоление таких противоречий и составляет внутренний источник ее саморазвития.[3] Разрешение внутренних противоречий не означает их ликвидацию путем уничтожения одной из противоборствующих сторон, а обретение этой стороной новых качеств, новых форм движения. В качестве примера может выступить деятельность демократического государства по преодолению одного из основных противоречий классового общества – между государством и гражданином. По мере своего развития государство под воздействием демократических институтов гражданского общества создает комплекс политических и правовых институтов и режимов регулирования, обеспечивающих свободу и развитие личности. Это получает отражение в конституциях и других правовых актах. Идет постоянная борьба по изменению соотношения между потребностями граждан в самоуправлении и противодействием этому бюрократического аппарата государства в сторону возрастания степени участия народных масс в управлении государственными делами.

Внутренние противоречия политической системы, а именно политический конфликт, политический кризис, социально-политический кризис для демократической политической системы вполне допустимы и конституционны. Именно поиск выходов из этих противоречий и объясняет закономерности развития самой политической системы общества.

Противоречия субъективного плана, вызванные несовпадением идейно-политических, психологических и правовых установок отдельных личностей, организаций с господствующей в общество моралью, законностью, правопорядком, разрешаются путем уничтожения, искоренения негативных проявлений, или путем достижения согласия между заинтересованными сторонами. Появление и разрешение противоречий в политической сфере жизни общества – реальный процесс, соотносящийся с внутренним и внешним порядком. Это процесс, обусловливающий закономерность развития политической системы.

 

 

 

 

2.              ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

 

2.1.              Определение  государства. Сущность и характерные признаки

 

Для раскрытия вопроса о роли и месте государства в политической системе общества, первоначально следует акцентировать внимание на определении самого понятии государства, проблемах его понимания, его сущности и закономерностях развития. Прежде всего, подчеркнем, что государство – это сложное и исторически развивающиеся  общественно-политическое явление.

Роль государства состоит в обеспечении целостность и управляемости общества. Оно является политической организацией всего населения страны общества. Без государства невозможен общественный прогресс. Существование и развитие  цивилизационного общества. По мнению С.С.Алексеева, осударство обеспечивает организованность и реализует народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности [4]. Все это в значительной степени актуализирует проблему темы.

Существует множество различных теорий происхождения государства. Теологическая, Патриархальная, Патримониальная, Договорная и др. Важной проблемой является определение государства. Многие ученые характеризовали государство, как организацию Правопорядка (порядка), усматривая в том его суть и главное назначение[5].

Современная литература дает достаточно широкое определение государства. До недавнего времени оно определялось как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Однако в данном определении слабо отражена связь государства и общества. ''Государство, - подчеркивается в учебнике под редакцией В.В. Назарова, - это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая представляя общество, осуществляет его интеграцию'' [6].

В учебнике под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова дается следующее определение: ''Государство­ – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма  управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок''[7]. Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству.

Существенным компонентом при анализе проблемы государства является раскрытие его признаков. Они, собственно, и отличают государство от других организаций, входящих в политическую систему общества. Эти признаки приведены ниже:

1.                  Государство в пределах своих границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества и населения объединяемого гражданством.

2.                  Государство является единственным носителем суверенной власти, т.е. ему принадлежит верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

3.                  Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Они обязательны для всех органов, объединений, организаций, должностных лиц и граждан.

4.                  Государство есть механизм (аппарат) управления обществом, представляющий собой систему государственных органов и материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций.

5.                  Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными органами, призванными стоять на страже законности и правопорядка.

6.                  Государство, в отличие от других составляющих политической системы, располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими оборону, суверенитет и безопасность.

7.                  Государство тесно и органически связано с правом, которое является нормативным выражением государственной воли общества[8].

Чтобы определение государства было полным, следует раскрыть понятие его сущности.

Cущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная (проблема является остродискуссионной.

Так, сторонники теории элит, получившей распро­странение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественны­ми делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества—элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные приверженцы различных разновид­ностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господ­ствующий класс становится политически господству­ющим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

Классовый подход при раскрытии сущности государ­ства — крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств, по меньшей мере, теорети­чески неверно.

 

 

2.2.     Значение функций государства

 

 

2.2.1.     Понятие и классификация функций государства

 

Л

юбое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. В данном параграфе государство и рассматривается с его функциональной, деятельностной стороны. Функцио­нальный подход, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятель­ности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления.

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социаль­ное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обще­ством, а его деятельность приобретает практическую направленность. Реализуются функции в определенных (преимуще­ственно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

Функции государства необходимо отличать от функ­ций его отдельного органа. Последние раскрывают соци­ально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государ­ства выполняются всеми или многими органами. Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им проти­воречить. Поэтому деятельность государственных орга­нов должна протекать в русле основных функций государства.

П

роблема классификации функций государства ос­ложняется тем, что у различных исторических типов государств функции существенно различаются. И все же их можно классифицировать по некоторым общим для них признакам

До недавнего времени было общепризнано, что все функции государства вытекают из классовых противоре­чий, носят классовый характер, что нет и быть не может надклассовых, общесоциальных функций. Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы,— охрана при­роды и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические про­блемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соответст­вующих функций — обеспечения мирового правопоряд­ка, международной экологической и т. д.

Общесоциальные функции государства обеспечивают необходимую степень стабильности отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на основе общесоциальных потребностей и интересов (экономи­ческих, социальных, духовных, национальных). Чем боль­ше удельный вес общесоциальных функций государства, тем выше его роль в обществе как надежного инстру­мента преодоления противоречий, как средства согласо­вания различных интересов и достижения общественно­го компромисса. Здесь мало подходят методы насилия, принуждения, а потому государству приходится обра­щаться к демократическим, гуманистическим институ­там и идеям (правового государства, господства права во всех сферах жизни общества, соблюдения прав и свобод человека, защиты национальных меньшинств, укрепления юридических гарантий законности и право­порядка и т. д.).

Информация о работе Место государства в политической системе общества