Место и роль государства в политической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

Понятие политической системы является одним из наиболее важных вопросов правовой и политической наук. Вместе с тем в советской науке государства и права в течении долгого времени исследованию политических систем не уделялось достаточно пристального внимания. Это связано с тем, что понятие политической системы в советской правовой науке было достаточно простым и однозначным.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие системы в теории познания 5
2. Политическая система 9
3. Государство в политической системе 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Библиографический список 23

Работа содержит 1 файл

Место и роль государства в политической системе общества.docx

— 32.79 Кб (Скачать)

Место и роль государства  в политической системе  общества

 

1. СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ 3 
1. Понятие системы в теории познания 5 
2. Политическая система 9 
3. Государство в политической системе 17 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22 
Библиографический список 23 
ВВЕДЕНИЕ 
Понятие политической системы является одним из наиболее важных вопросов правовой и политической наук. Вместе с тем в советской науке государства и права в течении долгого времени исследованию политических систем не уделялось достаточно пристального внимания. Это связано с тем, что понятие политической системы в советской правовой науке было достаточно простым и однозначным. Основными направлениями в изучении политической системы долгое время была исключительно критика буржуазных теорий политических систем с позиций диалектического материализма. Что касается политической науки, то она в течении долгого времени в СССР вообще находилась в полуподпольном положении, прикрываясь названиями "Социальная политика", "Марксистско-ленинская политическая наука", что не могло, конечно не сказаться на ее развитии1. Всплеск интереса к политологии и политическим системам общества пришелся, в основном на 90-е годы, что, безусловно, связано с изменением политической системы России, поиску новых путей развития, что заставило многих ученых обратиться к истокам и к опыту западной правовой науки.  
Схожие проблемы были во многом были и в изучении такого основополагающего понятия, как "государство". Исключительно классовый подход к понятию государства не способствовал полному раскрытию всех его особенностей и выявлению соотношению государства и политической системы, места государства в политической системе. 
Настоящая курсовая работа будет состоять из трех частей. В первой части будет рассмотрен вопрос о понятии категории "системы", одной из разновидностью которой является политическая система, метода системного анализа. 
Во второй части будут рассмотрены различные подходы к понятию "политическая система", соотношение марксистско-ленинского подхода и современных теорий. 
Третья часть будет посвящена понятию "государство" и месту государства в политической системе общества. 
1. ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ 
Понятие системы одно из основополагающих в теории познания. Системы окружают нас в окружающем мире, под системой можно понимать совокупности каких-либо элементов, различные образования, процессы и т.д. 
Особенность юридического мышления состоит в том, что при анализе практически любого вопроса юрист старается расчленить проблему на ее составляющие, с тем, чтобы получить результат путем сложения элементарных решений. Этот подход, однако, срабатывает не всегда, особенно при анализе таких сложных социальных систем, каким, безусловно, является государство. Между тем преимущество системного подхода по сравнению с элементаристским подчеркивают многие ученые2. Смысл системного подхода не в анализе неких систем, а в системном рассмотрении некоторых совокупностей элементов и связей между ними, которые обозначаются как система.  
Формирование научного подхода к системному исследованию связано с формированием в 20-х гг. XX века общей теории систем3. Правда, в силу доминирования в течении долгого времени в советской науке лишь одного, марксистского, подхода и одного, диалектического, метода исследования, роль системного анализа долгое время сознательно принижалась4. Однако и в советской и в российской правой науке системный анализ являлся одним из важнейших методов исследования. 
Между тем и общественная система, и государство являются системными объектами по объективным признакам. Эта мысль была впервые высказана еще в трудах Г. Эмерсона и получила дальнейшее развитие при формировании школы "социальных систем" на основе структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон) и общей теории систем (Л. Берталанфи, Н. Раппопорт).  
Как уже отмечалось выше, под системой в теории организаций понимается совокупность элементов и связей между ними, обладающих признаком целостности, т.е. возникновением на уровне системы в результате взаимодействия ее частей свойств, не присущих отдельным элементам, равно как и их простой сумме. Можно принять следующее определение системы - это упорядоченное определенным образом множество элементов и связей между ними, образующих некоторое целостное единство, обладающее относительной самостоятельной, устойчивостью и автономностью5. Под структурой в таком случае следует понимать способ связи элементов в целостное системное образование как совокупность устойчивых отношений между элементами. Наиболее важной особенностью системы является наличие в ней интегральных (интегративных) качеств, т.е. таких, которые придают системе свойства, не присущие ее отдельным элементам. Такие ее целостные характеристики и свойства возникают и существуют благодаря взаимосвязи и взаимодействию всех элементов системы. Неслучайно в реальной жизни сложность структурной организации системы оценивается не столько в результате механического подсчета ее составных элементов, сколько благодаря множественности и разнообразию существующих между ними взаимоотношений. Таким образом, одним из важнейших моментов системного подхода является анализ всех взаимосвязей анализируемого элемента. 
Важно вместе с тем иметь в виду, что не всегда, как указывается в общенаучной литературе, интегративные качества системы очевидны, а тем более могут быть измерены, но они есть, и дело исследователя отыскать и описать эти качества, используя различные научные методы6 . И этот поиск неразрывно связан с выявлением связей исследуемого объекта7. Связи возникающие между элементами и подсистемами метасистемы (первоначальной системы) получили в науке название структурных или структурно-функциональных.  
Как мы видим, при исследовании любой системы можно выделить два объекта: 1) элементы и подсистемы; 2) связи между ними. Правда, В.Б. Аверьянов проводит в данном случае выделение не двух, а трех объектов исследования: 1) внутреннее устройство (структурный аспект); 2) процессы функционирования (функциональный аспект); 3) развитие (генетико-прогностический аспект). Однако, с моей точки зрения, процесс развития системы неотделим от процесса функционирования, так как само развитие идет через изменение внешних и внутренних функций. Что касается функционирования системы, то оно осуществляется посредством реализаций связей между элементами системы с выходом на подсистемы и метасистемы (внешний аспект). 
Политическая система является по своей сути социальной системой, она формируется и детерминируется социумом. Эволюция социальных систем ведет к их усложнению, приобретению завершенных форм. Движение системы, по мнению многих ученых заключается в стремлении к целостности, оно состоит в том, чтобы подчинить себе все элементы общества или создать недостающие ей органы8. Как подчеркивал К. Маркс, "система в ходе исторического развития превращается в целостность"9. 
Однако, как уже указывалось выше, целостность и так уже является важнейшим свойством любой системы10. Возникает, на первый взгляд, парадокс, каким образом конечной стадией развития системы может являться целостность, если она является ее свойством? Однако, здесь следует понимать, что речь идет о диалектическом развитии системы, которое идет через ее функционирование. Движение системы к целостности происходит непрерывно и не имеет, с моей точки зрения, конца, а лишь переход на новый виток развития. Понятие целостности следует рассматривать не в статике, а в динамике его развития, при котором оно из чисто интегративного свойства превращается в объективно обусловленное явление.  
Политическая система общества - это сложное многоаспектное явление, анализируемое специалистами в различных областях государства и права, социологии, философии и т.д. В частности, ученые в области государства и права исследуют ее с помощью системного и структурно-функционального анализа, с точки зрения ее относительной статики и непрерывной динамики, соотношения политической системы общества как целого с ее отдельными элементами, прежде всего выясняя место и роль государства в этом образовании, его новые качества, особенности, грани как структурного элемента. 
2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 
Категория политической системы в является необходимым предметом анализа в юридических науках11. Понятие политической системы пришло в право из социологии, что, безусловно, отложило на него свой отпечаток. 
Политическая система связана с особой сферой деятельности людей - политикой, которая отражает область взаимоотношений между классами, социальными группами, коллективами, личностями по поводу государственной власти. 
В основе западного понимания политической системы лежат две научные категории: общенаучная категория "система" и социологическая - "политика". В трактовке первой из них ученые все чаще опираются на положения кибернетики и информатики (прямые и обратные связи, "биты информации", рецепторы, ввод-вывод и т.п.). Рассматривая политику и политические отношения, западные ученые исходят из операционалистских представлений о политике. У политологов-структуралистов, создающих всеобъемлющие схемы политического процесса, понятия политики и политических отношений лишены классового характера. Английские политологи Г. Понтон и П. Джилл сводят политику к способам решения социальных вопросов и средствам контроля отдельных лиц над определенной ситуацией. Известный французский государствовед А. Ориу пишет, что политика связана с поведением человека, живущего в обществе. П. Делеспинасс (США) полагает, что политика проистекает из человеческой натуры, из конфликтов между людьми.  
Наряду с личностным в западной политической науке есть и "групповой" подход к политике, идущий от концепции "заинтересованных групп" А. Бентли. Французские юристы Ш. Деббаш, Ж. Бурдон, Ж. Понтьер, Ж. Рикки определяют политику "как выражение существования группы". Американские политологи Дж. Курвартис, Б. Добрац, Э. Култер заявляют, что политика возникает из факта существования различных групп внутри данного общества, она помогает одной группе получать что-нибудь за счет другой, служит для урегулирования конфликтов. Ж. Бегенар видит "сущность политики" в различиях между управляющими и управляемыми. В целом, как отметил президент Международной ассоциации политической науки профессор К. фон Бойме, все эти характеристики "лежат между основными полями определений: интеграционно-упорядочивающей моделью политики и теорией конфликтов. 
Не менее разнообразны подходы и к определению самого понятия политической системы. В разных странах существуют определенные особенности в подходе к ее изучению (прагматический в США, конституционно-институциональный во Франции, в значительной мере философский в Германии), есть множество ее определений. Некоторые авторы, используя подход германского социолога М. Вебера, сводят политическую систему к государству, хотя и несколько расширяют веберовское понятие принуждения, другие - к совокупности индивидов и институтов, которые действуют совместно, чтобы найти решение проблем. По мнению Р.П. Кларка, политическая система - это арена "бизнеса политики", "место, где развертывается политический процесс". Д. Истон понимает под политической системой политическую власть и способ поведения, причем эта система осуществляет авторитетное (властное) распределение ценностей (в философском смысле этого понятия - богатство, образование, власть, влияние и т.п.). По мнению американского политолога К. Дойча, политическая система должна рассматриваться с позиций кибернетики: поступление информации, восприятие ее рецепторами, преобразование в системе, выход решений системы и т.д. Французский политолог М. Дюверже отождествляет политическую систему и политический режим, говоря, что эти понятия "практически синонимичны". Живущий во Франции политолог Д.Г. Лавров под политической системой понимает разнообразие политических сил и их взаимодействие. К. фон Бойме утверждает, что политическая система - это "выход", результат процесса политики12. Р. Полин определяет политическую систему как "систему ценностей и публичных институтов, которые организуют использование публичной власти и связи граждан в государстве". 
Отдельными авторами политическая система рассматривается как подсистема более широких "социетальных" систем (государства (В. Чиркин отмечает, что в под данном случае под этим термином скорее понимается общество13), профсоюз, племя, международная система и т.д.). В каждой из таких социетальных систем действует своя политическая система, представляющая совокупность общегосударственных или локальных политических отношений, процессов. Каждое общество имеет свою политическую систему, хотя может даже не иметь государства. Таким образом, в пределах одной страны есть множество политических систем. 
В течении долгого времени в нашей стране теория политической системы строилась исключительно на понимании данной проблемы В.И. Ленином, который считал, что возникновение политической системы неразрывно связано с классовым делением общества и возникающими в связи с этим вопросами о государственной власти, а исторически первым институтом политической системы - государство. Развитие политической системы ведет к усложнению, появлению новых звеньев, таких, например, как политические партии. 
Как уже отмечалось выше под системой вообще понимается совокупность элементов и отношений и связей между ними. Так же и политическая система является целостной, но суммативной системой, т.е. она состоит из подсистем14. Однако, политическая система, как и всякая социальная система, явление на порядок более сложное. Возникает вопрос, исчерпывается ли политическая система только совокупностью ее элементов и связей между ними или нет? Существует множество точек зрения на данный вопрос15.  
Политическая система - это универсальная управляющая система государственно-организованного общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном счете регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования государственной власти крупными социальными общностями. 
Для того, чтобы правильно определить структуру политической системы, необходимо найти критерии отбора ее элементов. Основными требованиями в данном случае будут их внутренняя упорядоченность (организационный критерий) и политическая направленность деятельности (политический критерий), которая должна быть выражена нормативно в соответствующих уставах, программах, положениях, отражающих цель создания политической организации, ее социальное назначение, основную сферу деятельности, характер ее основных задач и функций, особенности их реализации, специфические принципы организации и деятельности и т.п. (программный критерий). 
Политическая система общества аккумулирует, сводит воедино как политические институты и отношения, складывающиеся прежде всего в виде политических организаций, учреждений (государственных и общественных), так и практику политической жизни. Политическая же организация общества определяет его политическое устройство, взаимосвязь политических институтов и учреждений. Иными словами, политическая организация общества дает преимущественно институционную характеристику политической системы. 
Основным содержанием понятия политической организации общества является совокупность государственных и общественных учреждений, составляющих институционально-организационную структуру его политической жизни. В данном случае главными объектами исследования выступают политические учреждения и организации, выполняемые ими задачи, характер и содержание их деятельности, взаимоотношения между ними, выражение ими интересов классов, слоев и социальных групп и т.д. 
Таким образом, сторонники более широкого понимания политической системы (Ф.М. Бурлацкий, И.П. Ильинский) подчеркивают, что политическая организация общества является наиболее существенным элементом политической системы, поскольку именно через политические организации происходит выдвижение основных целей и задач общества и определение политической линии, формирование политических и правовых норм, мобилизация всего общества. 
Среди авторов, разделяющих подобное представление о содержании политической системы и ее отношении с политической организацией общества, имеются некоторые расхождения во взглядах. Одни из них политическую систему общества полностью отождествляют с его политической сферой, считая, что последняя объединяет политические отношения (политическую деятельность) и организацию общества, которая выступает по отношению к первым как их материальный результат. В других случаях авторы, определяющие политическую систему как совокупность политических отношений, существующих в определенном классовом обществе, и их носителей - классов, наций и т.д., а также классовых организаций, представляющих и защищающих интересы отдельных классов и социальных групп, считают, что понятие политической системы классового общества близко к понятию политической надстройки над данным экономическим базисом. 
Вторая точка зрения (например, Н.Н. Разумовича) заключается в рассмотрении политической системы в качестве составной части политической организации общества. Утверждается, что необходимость использования для охраны и развития исторических завоеваний трудящихся государственной власти, государства предполагает существование политической системы как части политической организации общества. 
Третья группа исследователей (Ю.А. Тихомиров, М.Н. Марченко) придерживается мнения, что понятие политической системы тождественно понятию политической организации общества. 
Интересной представляется точка зрения ученых, которые выделяют четыре компонента политической системы: 1) институциональный (сюда входят: государство, партии, некоторые общественные движения); 2) нормативный (политические нормы); 3) функциональный (политический режим) 4) идеологический (политические представления)16. 
Поддерживая такой подход к представлению состава политической системы, многие авторы выделяют следующие ее основные компоненты: 
Политическая структура - совокупность политических организаций, институтов и отношений между людьми. Организационные отношения в сфере политики обладают некоторыми специфическими признаками, среди которых: наличие общих целей для всех участников организации; ирерахичность построения отношений внутри организации; разграничение норм для руководителей и руководимых. 
Политические и правовые нормы - принятые или установленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде Конституций, уставов, программ политических партий и т.д. Политическое отношение, организованное на основе нормы, называется политическим институтом.  
Политическая деятельность - разнообразные виды действий людей, направленные на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осуществления политической власти в обществе. Политическая деятельность неоднородна и в ее составе выделяют несколько четко выраженных состояний: политическое отчуждение, политическая пассивность и политическая активность. 
Политическое сознание и политическая культура. Под политическим сознанием имеются в виду многообразные проявления человеческой духовности, отражающие деятельность механизмов политической власти и направляющие поведение людей в сфере политических отношений. Политическая культура - это совокупность ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции политической деятельности и политических отношений17. 
Многие из перечисленных выше компонентов имеют подсистемы, как, например, государство, что даже дало основание некоторым ученым выделить государство в теории управления как метасистему18. Выделение подсистем можно продолжать до тех пор, пока не выявится неделимый компонент, т.е. простейший элемент. Таким простейшим элементом Чиркин В.Е. считает гражданина. Трудно согласиться с А. Н. Аверьяновым, который полагает, что неделимость элементов является относительной, так как каждый из них сам является системой, и в свою очередь состоит из элементов19. Во всяком случае, в политической системе имеются простейшие, или первичные структурные единицы, которыми и являются граждане. Другое дело, что элементы системы можно в свою очередь исследовать с системных позиций.  
Учитывая сказанное, можно дать следующее определение. 
Политическая система общества - это совокупность взаимосвязанных государственных, общественных и иных организаций, призванных развивать организационную самостоятельность и политическую активность личностей в процессе реализации ими политической власти. 
В современных условиях политическая система призвана обеспечить эффективное управление всеми общественными делами, все более активное участие граждан в государственной и общественно-политической жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом, согражданами. 
3. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ 
Огромную теоретическую и практическую значимость, особенно в современных условиях, имеет рассмотрение проблемы, связанной с определением соотношения политической системы общества и государства, выявление экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общества. 
Следует сразу же оговориться, что государство нельзя отождествлять с политической системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части этой системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный институт. 
Понятие государства вызывает десятки, если не сотни концептуальных ответов: от "большой семьи" Конфуция и "справедливого человеческого космоса" Платона до современных дискуссий о природе и перспективе развития государства (М.А. Чешков, Л.С. Мамут, В.Б. Пастухов)20. Н. Маккиавелли понимал под государством "общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов". Т. Гоббс определял государство как "единое лицо, верховной владыка, суверен, воля которого вследствие договора считается волею всех". Волевой подход к происхождению государственной власти использовал и Дж. Локк. Гегель понимал под государством земнобожетсвенное существо. Русский юрист И. Хвостов так же воспринимал государство прежде всего как добровольный союз свободных людей. Л. Гумпилович определял государство как естественно возникшую организацию властвования для осуществления функций правопорядка.  
Долгое время в советской правовой науке все определения государства исходили из данного В.И. Лениным, как аппарата государственного насилия и принуждения для подавления одного класса другим21. С отходом большинства юристов от марксистско-ленинской концепции познания, многие из них полностью отрицают роль классов в организации государства, определяя его как "единую политическую организацию общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом22. Другие ученые считают это бросанием в другую крайность и более осторожно определяют государство как организацию политической власти, необходимую для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы каждого общества23. 
В отечественной и зарубежной литературе исследованию вопросов, касающихся различных сторон внутренней организации и деятельности государства, уделяется значительное внимание. Государство обстоятельно изучается в различных направлениях: в структурном и функциональном плане, с точки зрения его статики и динамики, с позиции философских категорий формы, содержания, сущности. Однако при этом нередко остается без внимания ряд вопросов, непосредственно связанных с функционированием государства как составного элемента политической системы общества. Рассмотрение государства в этом ракурсе позволяет охарактеризовать государственный механизм через опосредуемые им политические отношения и тем самым дает возможность более точно определить место и роль государства в политической системе общества. 
В системе институтов властеотношений выделяется особое звено, которым выступает государство. Опыт показал, что для современного общества, руководствующегося принципами гуманизма и демократии, государство является наиболее удобной и приемлемой системой органов и институтов власти. Однако в некоторых случаях центральным институтом власти может быть церковь, партия, армия. Но в любом случае не существует политики без институтов власти, как центра интеграции, дифференциации, медиации. Без институтов, элиты возможны только самоуправление, для большого общества это равносильно анархии24. 
Государство выступает как особое звено в структуре политической системы общества. Его роль и место в этой системе не отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой - иных звеньев этой системы. 
Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех без исключения граждан, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и иной принадлежности. Государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения. Следовательно, с деятельностью государства, с осуществлением государственного управления связаны реальные и самые широкие возможности для всех граждан участвовать в политической жизни общества. Идея участия каждого человека в решении общих дел, ответственности каждой личности за судьбу государства, общества в целом нашла свое конкретное выражение в целом ряде законов, Декларации прав и свобод человека и гражданина. 
В юридической литературе встречается понимание государства как основы политической системы. Следует присоединиться к точке зрения М.Н. Марченко, что государство не выступает, да и не может выступать в качестве основы или главного структурного элемента политической системы. Рассмотрение государства в качестве основы привело бы к смешению его с такими разнопорядковыми явлениями, какими представляются действительные экономические, социальные, идеологические основы политической системы. 
Место и роль государства в политической системе общества определяются следующими основными моментами: 
- государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого; 
- государство выступает организацией всех граждан, представляет общество в целом; только им и от его имени принимаются властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым. Это, собственно говоря, основная форма политической интеграции общества на строго ограниченной территории, подчиненной определенному виду политического господства. Государство является носителем власти, юрисдикция которого распространяется на всю территорию страны. Государство, говоря словами Гегеля, есть действительность субстанциональной воли, которой оно обладает в возведенном в свою всеобщность особенном самосознании, есть "в себе и для себя разумное". Это субстанциональное единство - абсолютная, неподвижная самоцель, в которой свобода обладает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членом государства. С этой точки зрения правовое государство призвано обеспечить условия для жизнеспособности и функционирования гражданского общества, основных его институтов, принципов и ценностей. Оно, по сути дела, не что иное, как политическая организация гражданского общества: 
- государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения; 
- государство располагает разветвленной системой юридических средств, позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения. В правовых актах законодательно закрепляются основные политические принципы, нормы и процедуры, определяются допустимые границы и возможности политической деятельности как правящих, так и оппозиционных структур: 
- государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти25. 
Во-первых, государство - это разновидность социальной системы, т.е. органической, целостной системы (метасистемы) со своими составными частями (подсистемами). К ним можно отнести, разумеется с немалой степенью условности, социально ориентирующую (сущность и классово-социальная природа государства), функциональную (функции, цели и содержание деятельности государства), структурную (государственная организация с такими ее элементами, как национально-государственное устройство, административно-территориальное деление, аппарат) подсистемы. При таком подходе лучше раскрывается комплекс признаков государства и существующая между ними связь, глубже познается его жизнедеятельность как сложного и динамичного социального организма. 
Во-вторых, обогащается системное содержание деятельности государства: налаживается взаимодействие государства с другими политическими институтами в выполнении общих функций политической системы, расширяется участие других институтов в выполнении функций государства и его органов26. 
Таким образом, с полным основание можно утверждать, что у государства имеются такие свойства, которые выделяют его среди других политических организаций и объединений в обществе и делают основой всей политической системы.  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
В данной работе нами было рассмотрено место государства в политической системе общества. Понятия политической системы и государства являются основополагающими в правовой и политической науке и их соотношение имеет важное значение для всей системы права.  
Связь между государством и политической системой далеко не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Безусловно, политическая система понятие более широкое, чем понятие "государство", именно политическая система страны определяет тип государственного устройства. Однако, связь между политической системой и государством является двухсторонней. Государство, как мощный аппарат воздействия на общество, в том числе и информационного и идеологического, не может не оказывать влияния на вариабельность политической системы, вплоть до ее изменения. Таким образом, воздействие государства на политическую системы происходит не напрямую, а опосредованно через социум. В силу этого особое значение для дальнейшего развития России имеет возрастание правосознания и правовой культуры масс, с целью недопущения сползания к антидемократическим, тоталитарным формам правлений. Только решив эту задачу, можно говорить о построении в России подлинно гражданского общества. 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 
Конституция РФ.ФРФHA 
Теория государства и права / Под ред. Венгерова А.Б. М.: Юрист, 1994. 
Теория государства и права / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. Саратов, 1995. 
Теория государства и права / Под ред. Струнникова В.Н. М.: Изд-во ВШ, 1987. 
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. 
Общая теория государства и права / Под. ред. Марченко М.Н. Т.1, М., 1998. 
Кузьмин Э.Л. Демократия: вопросы теории, методологии и практики. М., 1986. 
Марксистко-ленинская общая теория государства и права. М.: Юридическая литература, 1972. 
Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998. 
Демидов А.И., Долгов В.М., Вилков А.А. Политология. Саратов, 1997. 
Белов Г.А. Политология. Учеб. пособие. М., Наука, 1994. 
Чиркин В.Ч. Политическая система общества. Марксистко-ленинская и буржуазные концепции // Советское государство и право, 1985, № 8. 
Степанян В. В. Выражение интересов общества и личности в социалистическом праве, Ереван, 1983. 
Аверьянов В. Б. Аппарат государственного управления, Киев, 1990. 
Аверьянов В. Б. Организация аппарата государственного управления (структурно-функциональный аспект), Киев, 1985. 
Аверьянов В.Б. Системообразующие факторы. // Философские науки. 1981, № 6. 
Аверьянов В.Б. Категория "система" в диалектическом материализме. - М., 1979. 
Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980. 
Силантьев С. Г., Романовский В. М. Развитое социалистическое общество как целостная система. - Вестник ЛГУ. Серия: Экономика, философия, право, 1983, № 11, вып. 2. 
Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 1985. 
1 См. об этом. Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998, с. 3. 2 См. например: Степанян В. В. Выражение интересов общества и личности в социалистическом праве, Ереван, 1983; Аверьянов В. Б. Аппарат государственного управления, Киев, 1990; Аверьянов В. Б. Организация аппарата государственного управления (структурно-функциональный аспект), Киев, 1985; Блауберг И. В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода и др. 3 Чиркин В.Ч. Политическая система общества. Марксистко-ленинская и буржуазные концепции // Советское государство и право, 1985, № 8, с. 13. 4 Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980, с. 7. 5 Общая теория государства и права / Под. ред. Марченко М.Н. Т.1, М., 1998, с. 238. 6 Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М., 1980, с, 25. 7 Аверьянов В.Б. Системообразующие факторы. // Философские науки. 1981, № 6, с. 50-56. 8 Общая теория государства и права / Под. ред. Марченко М.Н. Т.1, М., 1998, с. 238. 9 Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. 10 Силантьев С. Г., Романовский В. М. Развитое социалистическое общество как целостная система. - Вестник ЛГУ. Серия: Экономика, философия, право, 1983, № 11, вып. 2, с. 33. 11 Чиркин В.Ч. Политическая система общества. Марксистко-ленинская и буржуазные концепции // Советское государство и право, 1985, № 8, с. 13. 12 Чиркин В.Ч. Политическая система общества. Марксистко-ленинская и буржуазные концепции // Советское государство и право, 1985, № 8, с. 15. 13 Основы теории политической системы / Под ред. Ю.А. Тихомирова, Чиркина В.Е. М., 1985. 14 Основы теории политической системы / Под ред. Ю.А. Тихомирова, Чиркина В.Е. М., 1985, с. 19. 15 См. об этом например: Топорнин Б.Н. Политическая система социализма; Тихомиров Ю.А. Субъекты современной политической системы // Известия ВУЗов. Правоведение, 1981, № 5; Политические системы современности. М., 1978; Основы теории политической системы М., 1985. 16 Чиркин В.Ч. Политическая система общества. Марксистко-ленинская и буржуазные концепции // Советское государство и право, 1985, № 8, с. 19; Политика мира и развитие политических систем. М., 1979, с. 208-209; Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 1985, с. 32. 17 Демидов А.И., Долгов В.М., Вилков А.А. Политология. Саратов, 1997, с. 115-117. 18 Аверьянов В. Б. Организация аппарата государственного управления (структурно-функциональный аспект) 19 Аверьянов В.Б. Категория "система" в диалектическом материализме. - М., 1979. с. 12-13. 20 Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998, с. 135. 21 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33, с. 24. 22 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993, с. 47. 23 Теория государства и права / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. Саратов, 1995. 24 Белов Г.А. Политология. Учеб. пособие. М., Наука, 1994, с. 11. 25 Общая теория государства и права / Под ред. Марченко М.Н. Т.1, М., 1998, с. 245. 26 Основы теории политической системы М., 1985, с. 51. 13 2

Информация о работе Место и роль государства в политической системе общества