История российского государства и права. Ответы на вопросы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 02:34, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 22 вопроса к экзамену по истории государства и права

Работа содержит 1 файл

ответы на вопросы ТГП.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

действовать принципы домостроя — главенство мужа над женой и детьми, фактическая  общность имущества и т.п. Эти  принципы раскрывались и в законодательных  положениях.

Существенные  преобразования произошли в области  вещных прав. В Указе о единонаследии 1714 г. устанавливался единый правовой режим для разных форм землевладения (вотчин и поместий) и вводилось единое понятие «недвижимость».

Сохранялось право родового выкупа, срок которого в 1737 г. был сокращен с 40 до трех лет. Вместе с развитием промышленности начали вводиться новые ограничения на земельную собственность. С 1719 г. добыча полезных ископаемых, обнаруженных на частных землях, стала прерогативой государства. В начале XVIII в. сформировался новый вид имущественных прав — посессионное право, т.е. право вечного владения выделенным казной имуществом или населенными землями, которые были приобретены лицом, не имевшим права владеть недвижимостью.

19. Методы научного  познания ИГИП

История государства и: права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развитие системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

Метод теории государства  и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.

Виды  методов теории государства  и права:

1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);

2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:

а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

б) исторический – метод, с помощью которого государственно—правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

в) функциональный – метод выяснения развития государственно—правовых явлений, их взаимодействия, функций;

г) логический – метод, основанный на использовании:

– анализа – разделения объекта на части;

– синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;

– индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»;

– дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»;

– системности – исследования государственно—правовых явлений как систем;

3) частнонаучные (специальные) методы,

направленные  на изучение особенностей предмета познания:

а) формально—юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;

б) конкретно—социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;

в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно—правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;

г) социально—правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:

– статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно—правовых явлений;

– моделирования. Государственно—правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

– синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.

20. Формирование принципов  уголовного права  в буржуазный период 

Система уголовного права пореформенного периода  строилась на основе "Уложения о наказаниях уголовных и исправительных", новые редакции которого появились в 1857, 1866, 1885 гг. (в нем предусматривалось 180 видов наказаний и не менее 2 тысяч составов

преступлений). Разработка нового уголовного уложения была стимулирована рядом существенных недостатков, содержавшихся в Своде законов. В 1865 г. делается попытка сочетать "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных" с Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В редакции 1885 г. Уложение включает более широкий круг актов: законы об оскорблении государя (1882 г.), о взрывчатых веществах (1882 г.), об отмене работных домов (1884 г.), об изменении паспортного устава (1885 г.), о рабочих и сельскохозяйственных работниках (1886 г.). Однако противоречия, различие организующих принципов и боязнь теоретических обобщений сохранились в этой редакции. Кроме того, в нее проникает "принцип аналогии", дающий право суду дополнять закон в случаях пробелов в праве.

В течение  двадцати лет разрабатывалось новое  уголовное уложение (подготовленное лишь к 1903 г.), а источниками действующего права в тот же период были Уложение о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864 г.), Военно-уголовный кодекс ( 1875 г.), Военно-морской устав ( 1886 г.). Вплоть до 1903 г. применялись церковные наказания (покояние, заточение в монастырь), оказавшие влияние на полицейский устав.

Принятый  в 1876 г. "Устав о пресечении преступлений" в значительной степени смешивал полицейскую власть с судебной, в  практике такая тенденция была еще  более очевидной.

21. Государственные  реформы первой  половины 16 века.

До середины века существовало лишь два общегосударственных центральных учреждения: Дворец, ведавший землями великокняжескими, и Казна (Казенный двор) - не только финансовый центр, но и государственная канцелярия. Первым крупным шагом в создании сословно-представительных учреждений на местах явилась губная реформа конца 30-40 гг. XVI века., проведенная московским боярским правительством. До этого на местах единой системы управления не было. До реформ середины XVI в. сбор налогов на местах поручался боярам-кормленщикам, которые фактически были правителями отдельных земель. В их распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимых податей в казну, то есть за счет бесконтрольного управления землями они “кормились”. Реформы отменили “кормление”. Сбор налогов, податей и суд на местах были переданы в руки “губных старост”, избиравшихся из местных дворян (в сельской местности) и “излюбленных голов” (в городах). Институты самоуправления XVI века представляются продолжением демократических вечевых традиций Древней Руси в новых условиях формирования единого государства. К середине XVI в. сформировались основные государственные и политические институты сословно-представительной монархии. В 1547 г. при Иване IV Грозном глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя московского, передаваемый по наследству. Важным этапом в истории России был первый Земский собор, созванный в Москве в феврале 1549 г. Он состоял из Боярской думы, Освященного собора церковных иерархов, представителей различных слоев феодалов. Созыв Земского собора стал важным шагом в развитии России на пути сословно-представительной монархии. В русле централизации находится и новый Судебник, который был принят в 1530г. Он базировался на Судебнике 1497 г., но включал в себя более упорядоченные статьи о правилах перехода крестьян, ограничил права наместников, ужесточил наказания за "разбой", вводил статьи о наказании за взяточничество, увеличил сумму пожилого.

22. Эволюция наследственного  права в буржуазный  период

Наследственное право было одним из важнейших факторов, влиявших на перераспре-

деление имущества и капиталов. Сохранившиеся ограничения (в отношении родовых и майоратных земель, заповедного имущества) существенно ограничивали свободу этого перераспределения. При отсутствии завещания или его недействительности вступало в силу право наследования по закону. Супруги получали 1/7 долю, сестры при братьях — 1/14 часть недвижимого и 1/8 часть движимого имущества. Усыновленные наследователи получали только благоприобретенное имущество, незаконнорожденные вовсе устранялись от наследства. Ближайшие родственники устраняли от наследства последующих, нисходящие — боковых, первые нисходящие (дети) — вторых (внуков).

Порядок наследования по закону включал ряд  архаичных моментов: ограничение наследования женщин по нисходящей линии, устранение женщин от наследования по боковой линии при наличии наследников- мужчин, исключение из наследования восходящих (замена его передачей имения в их владение) и т.д. Свобода завещания оставалась неограниченной обязательной долей законных наследников, из массы наследников не выделялись легатарии. Имущество крестьянского двора могли наследовать только члены семьи, а надельную землю — лица, приписанные к сельскому обществу.

К наследованию в крестьянских семьях допускались посторонние лица, ставшие членами крестьянского двора: усыновленные, приемыши и незаконнорожденные дети. Дочери допускались к наследству в равной степени, если выходили замуж за примака (жених входил в семью невесты). Раздел крестьянского двора мог производиться только с согласия большинства сельского общества. В 1886 г. законодатель существенно ограничил разделы крестьянских хозяйств.

23. Судебный процесс  второй половины 15 – первой половины 16 века.

Информация о работе История российского государства и права. Ответы на вопросы