Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2010 в 08:22, доклад
Задания.
Русская правда. Пространная редакция. В 1 ситуации по статье 40 русской правды Отеня не может быть подвергнут суду, как бы за убийство пса. Во второй ситуации – по статье 16, за убийство смерда штраф будет 5 гривен.
Русская правда. Пространная редакция. В соответствии со статьей 65 господин должен уплатить за своего холопа 12 гривен. Но в случае, если купец встретит потом того холопа на улице, то может убить его на месте.
Соборное уложение 1649 года. В первой ситуации – по статье 9 главы I во время церковной службы и пения вмешательство могло привести к заключению в тюрьму «на сколько государь укажет». Во второй ситуации – по статье 1 главы I, если к царю обратится Новгородский Митрополит с жалобой на богохульников, то Алексей Михайлович должен приказать казнить или сжечь богохульников. В третьем случае – по статье 19 главы II князь за умолчание о государственной измене рискует быть казненным смертью без всякой пощады.
Соборное уложение 1649 года. По статье 275 главы X, Васька Бестужев должен заплатить столько, сколько украденного хранил, а также все, что хранил должен вернуть. Если ему нечем будет платить, то он должен работать на истца, пока не откупится. Самого Фильку Рогова по статье 13 главы XXII должны казнить смертию.
Воинский артикул. Применяя пояснение к статье 195 из XXI главы, Ваньку Смирнова должны наказать родители. Также по артикулу 189 его следует прогнать через полк шпицрутен, так как он был пойман на воровстве.
Воинский артикул. На основании артикула 59 главы VI, Никита Бобылев должен быть наказан шпицрутенами и лишением заработной платы. А тот человек, который у него купил мундир, должен безденежно вернуть, сколько стоит мундир, плюс к тому тройную плату – штраф.
Задания.
Все
эти положения влияли на становление
сословно – представительной монархии
в России. Положение монарха в
периоды Древнерусского государства,
Русского централизованного государства
и сословно-представительной монархии
усиливалось, он получал всё больше влияния
и авторитета. Сближение с народом ослаблялось,
царь стал всё более самостоятельно решать
внешние и внутренние дела государства.
Русская правда. Пространная редакция.
РУССКАЯ
ПРАВДА – памятник
законодательства 11–12 вв., считающийся
самым ранним из дошедших до современных
исследователей кодексом правовых норм
раннесредневековой Руси. Термин «правда»,
часто встречающийся в древнерусских
источниках, означает правовые нормы,
на основании которых вершился суд (отсюда
выражения «судить право» или «судить
в правду», то есть объективно, справедливо).
Источники кодификации – нормы обычного
права, княжеская судебная практика, а
также заимствованные нормы из авторитетных
источников – прежде всего Священного
Писания. Есть мнение, что еще до Русской
правды существовал некий Закон
Русский (на его нормы есть ссылки в
тексте Договора Руси с Византией
907), однако какие из его статей вошли в
текст Русской Правды, а какие являются
оригинальными, – точных данных нет. Согласно
еще одной гипотезе, название «Правда
Роськая» происходит от лексемы «рось»
(или «русь»), что означает «дружинник».
В этом случае, в тексте свода норм следует
видеть кодекс, принятый для регулирования
отношений в княжеско-дружинной среде.
Значение традиции и норм обычного права
(нигде и никем не записываемых) было в
ней меньшим, нежели в среде общинной.
Русская Правда дошла до сегодняшнего
дня в списках 15 в. и одиннадцати списках
18–19 вв. Согласно традиционной русской
историографии, эти тексты и списки разделяют
на три редакции Русской
Правды: Краткую, Пространную
и Сокращенную. Пространная
Правда – вторая редакция Русской
Правды, памятник развитого феодального
общества. Создана в 20–30 годы 12 в. (ряд
исследователей связывают ее возникновение
с новгородскими восстаниями 1207–1208 и
потому относят ее составление к 13 в.).
Сохранилась более чем в 100 списках в составе
юридических сборников. Самый ранний –
Синодальный список
Пространной Правды – составлен в Новгороде
около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл
собой собрание византийских и славянских
законов. Другой ранний список – Троицкий,
14 в. – входит в состав Мерила
праведного, также древнейшего русского
юридического сборника. Большая часть
списков Пространной
Правды – позднейшие, 15–17 вв. Все это
богатство текстов Пространной
Правды объединяется в три вида (в источниковедении
– извода): Синодально-Троицкий,
Пушкинско-Археографический и Карамзинский.
Общим для всех видов (или изводов) является
объединение текста Краткой
Правды с нормами княжеского законодательства
Святополка Изяславича, правившего Киевом
с 1093 по 1113, а также Уставом Владимира Мономаха
1113 (устав определял размеры процентов,
взимавшихся по договорным займам). По
объему Пространная
Правда почти в пять раз больше Краткой
(121 статья с дополнениями). Статьи 1–52
именуются как Суд
Ярослава, статьи 53–121 – как Устав
Владимира Мономаха. Нормы Пространной
Правды действовали до татаро-монгольского
ига на Руси и в первый его период. Некоторые
исследователи (М.Н.Тихомиров, А.А.Зимин)
полагали, что Пространная
Правда была, прежде всего памятником
новгородского гражданского законодательства,
а позже его нормы стали общерусскими.
Степень «официальности» Пространной
Правды неизвестна, как и точные границы
региона, охваченного действием ее норм.
Самым спорным памятником древнерусского
права является так называемая Сокращенная
Правда – или третья редакция Русской
Правды, возникшая в 15 в. Она дошла всего
в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей
книге особого состава. Считается, что
эта редакция возникла как сокращение
текста Пространной
Правды (отсюда название), была составлена
в Пермской земле и стала известна после
ее присоединения к Московскому княжеству.
Другие ученые не исключают, что в основе
этого текста лежал более ранний и неизвестный
памятник второй половины 12 в. Среди ученых
до сих пор продолжаются споры относительно
датировки различных редакций Правды,
в особенности – этой, третьей. С начала
14 в. Русская Правда стала терять свое
значение как действующий источник права.
Смысл многих использованных в ней терминов,
становился непонятен переписчикам и
редакторам, что вело к искажениям текста.
С начала 15 в. Русскую
Правду перестали включать в юридические
сборники, что говорит об утрате ее нормами
правовой силы. В то же время ее текст стали
вписывать в летописные своды – она стал
историей. Текст Русской
Правды (разных редакций) лег в основу
многих юридических источников – Новгорода
и Смоленска с Ригою и Готским берегом
(немцами) 13 в., Новгородской и Судных
грамот, Литовского
Статута 16 в., Судебника Казимира
1468 и наконец, общерусского свода норм
эпохи Ивана III – Судебника 1497.
Соборное уложение 1649г.
СОБОРНОЕ
УЛОЖЕНИЕ –
памятник русского права 17 в., первый в
русской истории свод законов Русского
государства, принятый Земским собором
в 1649. От предшествующих Судебников
1497 и 1550 Соборное Уложение отличается
широтой охвата различных сторон действительности
своего времени. Помимо судопроизводства
и процессуального права, оно содержало
законы, связанные с экономикой, формами
землевладения, положением господствующих
и зависимых слоев населения, государственно-политическим
строем. Построение Соборного
Уложения также отлично от Судебников.
Оно состоит из 25 глав, разделенных на
967 статей. В начале Уложения, перед
главами, помещено Предисловие, разъясняющее
мотивы составления свода и ход работы
над ним. Статьи и главы размещены на положенных
друг за другом «внахлест» листах бумаги,
склеенных в свиток («столбец»). По склейкам
(для сохранности и невозможности подложить
другую страницу) надпись: «Думной дьяк
Ив Гавренев». Длина свитка – 309 метров.
Уложение хранится в настоящее время в
Российском Государственном архиве древних
актов в позолоченном «ковчеге» (специально
предназначенном сундуке). Инициаторами
появлениями нового законодательного
кодекса были московские дворяне и верхи
посада, обратившиеся 10 июня 1648 к царю
Алексею Михайловичу с челобитной и просившие
навести порядок в суде и составить новую
Уложенную книгу. Челобитная была вызвана
волнениями в Москве и других городах
и неспособностью господствующего класса
ликвидировать эти вспышки народного
гнева. 16 июля 1648 челобитная была рассмотрена
специально собравшимся для этого Земским
Собором, который поручил главе правительства
боярину Н.И.Одоевскому, при участии Ф.Волконского,
С.Прозоровского и других (всего 5 человек)
начать разработку Уложения. В течение
двух месяцев они работали над сведением
воедино норм Кормчей
книги и иных сводов византийского светского
и церковного законодательства, Литовского
Статута в редакции 1588, Судебников
1497 и 1550, Стоглава 1551, царских указов
из Указных книг, приказов и приговоров
Боярской Думы, относящихся к основам
международного, государственного, административного,
гражданского, семейного, наследственного
и уголовного права, а также порядку судопроизводства.
1 сентября 1648 текст Уложения был представлен
для обсуждения и утверждения в двух палатах.
В одной заседали царь, Боярская Дума и
Освященный собор, в другой – так называемой
«Ответной палате» – выборные люди всяких
чинов под председательством князя Ю.А.Долгорукова.
Поданный проект подвергся существенной
переработке в процессе его обсуждения
и последовательность глав отражает согласительные
действия между палатами (по степени готовности
того или иного раздела). Всего в процессе
обсуждений в текст Соборного
Уложения было добавлено 82 статьи.
Составление и редактирование текста
Уложения было закончено к 29 января 1649.
Эта дата принимается как дата утверждения
Уложения Земским собором (хотя точных
данных не найдено). В законченном виде
Уложение представляло собой собрание
выписок из разновременных правовых источников,
снабженное дополнениями и комментариями,
выработанными в процессе обсуждения.
Его подписали 315 участников работы обеих
палат, после чего текст Уложения был
передан Печатному двору для изготовления
– 1200 текстов Уложения. Таким образом,
Уложение стало первым законодательным
актом в истории России, который был напечатан
сразу же после его обсуждения.