Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 00:19, курсовая работа
При характеристике права Древней Индии особое внимание традиционно уделяется дхармашастрам и архашастрам. Дхармашастры (Законы Ману, Дхармашастра Нарады и др.) которые составлялись индийскими священнослужителями для своих учеников и содержали толкование древнейших Вед и обычаев. Постепенно эта религиозно-философская литература приобретает значение источников права, устанавливающих общеобязательные правила поведения. Артхашастры (Артхашастра Каутильи и др.)- это сочинения царских чиновников на политико-правовые темы.
Введение.
Описание ландшафта.
Периодизация государства Древней Индии.
Периодизация истории хараппской и ведической цивилизаций Индии.
Магадхо- Маурийская эпоха.
Эпоха Маурьев.
Наставление Ману в драхме (законы Ману).
Структура законов Ману.
Имущественные отношения.
Брак и семья.
Правила судопроизводства.
Ордалии.
Преступления и наказания.
Заключение.
Список литературы.
План.
1.
Введение.
Выбор данной темы мне показался наиболее актуальным и творческим. Древний мир поражает своей загадочностью. Особенно одного из немногих государств на планете. В долине рек Инд и Ганг развивается земледелие, скотоводство, ремесло и торговля. Индия заселена племенами мундов и дравидов. Население Индии еще в древности отличалось пестротой и разнообразием, на что указывают, как греческие хроники, так и древнеиндийский эпос. Первые государства на территории Индии возникли во II тыс. до н.э. в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада.
При характеристике права Древней Индии особое внимание традиционно уделяется дхармашастрам и архашастрам. Дхармашастры (Законы Ману, Дхармашастра Нарады и др.) которые составлялись индийскими священнослужителями для своих учеников и содержали толкование древнейших Вед и обычаев. Постепенно эта религиозно-философская литература приобретает значение источников права, устанавливающих общеобязательные правила поведения. Артхашастры (Артхашастра Каутильи и др.)- это сочинения царских чиновников на политико-правовые темы.
Глава государства- это «
В
моей работе основным базовым источником
является учебник для вузов 2-е
издание В.Г.Графский «Всеобщая история
права и государства».
2. Описание ландшафта.
Естественные
условия Индии весьма сложны и разнообразны.
Индия представляет собой в своей значительной
части огромный полуостров, почти материк,
отделенный от всего окружающего мира
двумя океанами и величайшим в мире горным
хребтом - Гималаями. Только немногие горные
проходы, ущелья и долины, в частности
долина реки Кабула, соединяют Индию с
соседними странами. Центральная часть
Индии, так называемый Декан, является
самой древней частью полуострова, который,
весьма возможно, первоначально представлял
остров. Плоскогорье Декана, достигающее
в среднем до 1000 м высоты, включает горные
и степные области, джунгли и саванны,
в некоторых районах мало приспособленные
для человеческой жизни, особенно в тех
областях, которые отличаются сухим климатом.
Наиболее благоприятным и удобным для
расселения людей и раннего развития культуры
оказались обширные области Северной
Индии, большие равнины Инда и Ганга.
3.1. Периодизация истории харапской и ведической цивилизации Индии.
История Древней Индии распадается на два крупных периода — хараппскую и ведическую цивилизации. Первый из них воспринимают сегодня как период протоиндуистской культуры, возникшей около 3000 г. до н. э. в северо-западной части современной Индии и протянувшейся вдоль реки Инд. Она была названа хараппской по названию места раскопок 1922 г., которые обнаружили реликты однородной городской, а также письменной (морфемно-слоговой) культуры. К ней относятся два города, в которых производились раскопки, — Хараппа, древняя столица Пенджаба на берегу реки Рави, и Мохенд-жо-Даро, расположенный в 645 км от него, на берегу реки Инд, в штате Синд. Здесь сильны были пережитки матриархата, что, по всей видимости, сказывалось и на сакральной характеристике царской власти: цари, подобно правителям Египта или Шумера, считались сынами божества, а Мать-Богиня выступала одновременно символом созидания и продолжения жизни. Существовало также изображение мужского бога с рогами и тремя лицами, вероятно символизировавшего священную троицу — Тримурти, позднее воплощенную в союзе трех богов — Брахмы, Вишну и Шивы. Этот бог изображался в позе йога — того, кто практикует йогу как путь самосовершенствования.
Второй период связан с экспансией и расселением в этом районе арийских племен с середины 2-го тысячелетия до середины 1-го тысячелетия до н. э., когда были созданы несколько новых царств и распространились священные гимны и песнопения ариев под названием Веды (от слова с тем же корнем, что и русское «ведать», т. е. знать).
Из четырех дошедших до нас Вед наиболее известна и почитаема самая древняя — Ригведа («знание гимнов»), состоящая из 10 книг (мандал) и содержащая 1028 гимнов (10462 стиха), обращённых к различным божествам.
Период оформления и распространения священных текстов на рубеже 2—1-го тысячелетий до н. э. становится периодом стабилизации социальной и политической структуры, однако в конце своего тысячелетнего существования ведическая цивилизация стала иметь дело с возникающими новыми религиозными доктринами и культовой практикой, в частности с буддизмом и джайнизмом.
В этот же период Индия испытывает вторжение нескольких могущественных завоевателей. В 512 г. до н. э. персидский царь Дарий завоевывает провинции Гандахар и Синд. В 327—325 гг. до н. э. Александр Македонский предпринимает поход в Индию, но его движение было приостановлено рядом внутренних и внешних трудностей. В 321 г. до н. э. индийский правитель Чандрагупта основывает династию Маурьев, правившую почти полтора столетия. Ему же удастся в 305 г. до н. э. приостановить вторжение Селевка Никатора, правителя династии Селевкидов. Около 272- 231 гг. до н. э. Ашока, внук Чандрагупты, объединяет большую часть Индии под своей властью и принимает буддизм. После его смерти империя распадается. Греки из Бактрии, которая была частью империи Селевкидов, вторгаются в страну и основывают малые царства в Пенджабе.
О хараппской цивилизации известно лишь из археологических материалов. В ней насчитывалось 140 городов (3 из них были крупными). Улицы прокладывались прямые и длинные. Дома возводились из обожженного кирпича с комнатами, кухней и ванной. Имелись также сооружения с бассейнами, в которых совершались ритуальные омовения.
После
вторжения индоариев центр
Таким образом, в древнеиндийской истории
можно выделить следующие периоды: протоиндийская,
или хараппская, цивилизация (конец 4 —
середина 2-го тысячелетия до н. э.), ведическая
цивилизация (1500—600 гг. до н. э.), последующий
магадско-маурийский период (V в. до н. э.
— II в. н. э.). Последний период получил
название от государства Магадха и империи
Маурьев (основана в 321 г. до н. э. царем
Чандрагуптой I в Северной и Центральной
Индии).
3.2. Магадхо -Маурийская эпоха.
В Магадхо-Маурийскую эпоху (IV- II вв. до н.э.) были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующие периоды. Эпоха названа так потому, что самым крупным и сильным государством из возникших в ведийский период был Магадха, а наивысшего расцвета это государство достигло в IV— Ш вв. до н.э. при правлении династии Маурьев, которая объединила под своей властью почти всю территорию Индостана. Этот исторический период характеризуется усилением монархической власти, а также падением роли институтов племенного управления.
Хотя создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок, но империя Маурьев все же состояла из племен и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому правителям династии не удалось сохранить единство государства — во II в. до н.э. Индия несмотря на сильную армию и крепкий аппарат управления распалась на множество автономных государственных образований.
Общественный строй. Разложение первобытно-общинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий — вари. Все свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям.
С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:
Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законоустановлениях — дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление в самом широком значении. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн.
С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому способствовали:
Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась возможность смешанных браков; устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание и, наоборот. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые варны окончательно обособились от двух низших. С началом I тысячелетия новой эры варны плавно преобразуются в касты — профессионально замкнутые корпорации.
Важнейшим компонентом социального, общественного и экономического строя в Маурийский период, как и везде на Древнем Востоке, была община, поскольку она объединяла значительную часть населения — свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая1.
______________________________
1 См. подробнее: А.В. Желудков, А.Г Буланова. История государства и права зарубежных стран (Конспект лекций)- М.:"Издательство "ПРИОР',' 2002.С 21-22
Рабство Древней Индии отличается своей неразвитостью и крайней патриархальностью — наряду с рабовладельческими отношениями продолжают сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный человек, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и варновых связей.
Рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии. В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны подменяли типичные для Древнего Востока сословия. Тем не менее Законы Ману указывают на следующие разряды рабов:
Информация о работе История государства и права Древней Индии