Шпаргалки "История государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:24, шпаргалка

Описание работы

Шпаргалки "История государства и права"

Работа содержит 1 файл

шпоры.doc

— 213.50 Кб (Скачать)
2. Образование Древнерусского  гос-ва, его форма  и механизм. Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую.

Военная демократия: выбирали на собрании вождя, но он не мог передать власть по наследству.

Племенные союзы: на этой базе зарождается княжество (но еще не единое гос-во)

Предпосылки гос-ва:

1. соверш-е орудий  труда → разделение труда;

2. имущественное  неравенство;

3. публичная  власть;

4. закрепление  опред. границы;

5. появление  права, записанных в законах

X  век – сформировалось Централизованное гос-во под властью Киева. Древнерусскокое гос-во стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Феодальная поземельная  собственность складывается с IXв. в 2 основных формах: княжеский домен и вотчинное землевладение

3. Источники права.  Русская Правда.

Право - писанные нормы, правила, установленные гос  властью для регулирования наиболее важных сфер общественных отношений.

Источники права:

1. обычаи и  традиции – регулировалось отношение  в об-ве (в устной форме)

2. судебный прецедент;

3. княжеские  уставы;

4. дог-ры между  гос-вами (Xв.);

5. религиозные  правила

Редакции  Русской Правды: Краткая, Пространная и Сокращенная из Пространной.

Краткая (не позднее 1054г.), состоящая из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона вирного, Уроки мостников (всего 43 статьи)

Пространная возникла не ранее 1113г. и связывается с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на Суд Ярослава и Устав Мономаха.

Сокращенна появляется в середине XVв. Из переработанной Пространной редакции.

Источниками кодификации  явились нормы обычного права (положение  о кровной мести и круговой поруке) и княжеская судебная практика (многочисленные нормы, связываемые с именами князей, принимавших их)

В РП применяется  казуальный или формальный способ обработки  материала: из реальной жизни или  правового источника брался конкретный казус, решение кот РП определяла сама. При этом имел место двойной  мотив решения «как гласит закон» и «по справедливлости». Вместе с тем в РП уже наметился сословный подход: для разных соц групп устанавливаются разные закрепленные в законе права.

4. Юр. положение населения

В Русской Правде содержится целый ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения.

Привилегированные люди (особый соц. статус): князья, бояре (советники, старшие дружинники князя), княжьи мужи (лица, исполняющие важнейшие поручения князя), княжеские тиуны (управляли отдельными отраслями княж хоз-ва).

Их жизнь защищалась повышенной мерой. Для них устанавливался особый порядок распоряжения наследством (после их смерти и при отсутствии сыновей земля переходила к их дочерям)

Основная масса  населения разделялась на свободных  и зависимых людей.

Юридически и  экономически независимая группа -  Посадские люди и смерды-общинники (имел определенное имущество, кот. мог завещать детям(сыновьям) при отсут наследников имущество переходило общине. В судебном процессе выступал полноправным участником)

В Пространной редакции Устав о закупах. Закуп – человек, работающий в хозяйстве феодала за заем, кот нужно было отработать, в кот могли включаться ценности(земля, скот, деньги и др.) Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая беспричинно наказывать его. Если же закуп совершал правонаруш, то господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть превращен в холопа. В судеб процессе закуп мог выступать только по малозначительным делам или в случае отсутствия др свидетелей.

Холоп – наиболее бесправный субъект права. Все чем он обладал, являлось собственностью господина. Личность холопа не защищалась законом, за его убийство взимался штраф как за уничтожение имущества.

Источники холопства  по Русской Правде: самопродажа в  кабалу, рождение от холопа, «ключничество», так же совершение преступления, бегство закупа от господина

5. Гражданское  и брачно семейное право Древнерусского  гос-ва

Нормы Русской  Правды защищают частную собственность, регламентируют порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и  договорам.

Обязательственные отношения могли возникнуть из причинения вреда или из договоров. За невыполнение обязательств должник отвечал имуществом, а иногда и своей свободой. В РП упоминаются договора: купли-продажи (людей, вещей, самопродажа), займа (денег, вещей), кредитования (под % и без), личного найма, хранения, поручения.

Наследственное  право Сохранялись традиционный для Руси миноратный принцип (преимущество младшего сына в наследовании) и приоритет законного порядка наследования над завещательным.

В завещание включались исключительно законные наследники, а завещатель только распределял между ними доли. РП говорит лишь о наследовании после родителей. Дочери наследуют, если отсутствуют сыновья. Братья наследники обязывались снабжать сестер приданным, часть наследства передавалась вдове («на прожиток») После смерти матери  ее частью наследовали те дети, у которых она проживала

При отсутствии у умершего детей имущество переходит  князю;

В низших слоях  общества этот порядок осуществляется даже при наличии дочерей.

6. Уголовное право  Древнерусского гос. Преступление по РП определялось не как нарушение закона, а как «обида».

Объектами преступления были личность и имущество. 2 стадии: покушение на преступление и оконченное.

В РП уже существует представление о превышении пределов необходимой обороны.

К смягчающим обстоят  закон относил состояние опьянения  преступника, к отягчающим – корыстный  умысел.

Субъектами преступ  были все физ лица, включая рабов. О возрастном цензе для субъектов  закон ничего не говорил

Тяжелым преступ против личности было нанесение увечий и др телесных повреж.

Имущественные преступ по РП включали:разбой, кражу, уничтожение чужого имущ-ва, злостную неуплату долга и др.

Система наказаний  по РП. Смертная казнь не упоминается  в кодексе, хотя на практике она имела место.

Высшей мерой  наказания являлось конфискация  имущества и выдача в рабство.

След по тяжести  видом наказ была «вира» - штраф, кот назначался за убийство (одинарная  – за простого свободного чел, двойная  – за привилегированного)

За нанесение увечий, тяжких телесных назначалось 20 гривен. Все остальные преступ наказывались штрафом (1,3,12 гривен)

В РП еще сохраняются  древнейшие элементы обычая, связанные  с принципом талиона («око за око, зуб за зуб») в случаях кровной  мести.

7. Процессуальное право Древней Руси

Судеб процесс  носил ярко выраженный состязательный хар-р: он начинался только по инициативе исца, стороны в нем обладали равными  правами, значительную роль в системе  доказ-в играли «ордалии», присяга  и жребий.

1. «Заклич» означал  объявление о совершившемся преступлении, производился в людном месте, объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивид признаками, по кот ее можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении 3 дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком.

2. «Свод» осуществлялся  либо до заклича, либо в срок  до истечения 3 дней после заклича.  Лицо, у кот обноружили пропав  вещь, должно было указать, у  кого эта вещь была приобретена. Свод продолж до тех пор, пока не доходили до такого чел, кот не мог бы дать объяснений. Он и был вором.

3. «Гонение следа» - поиск доказательств преступника,  кот осуществляли сами потерпевшие  или их близкие.

Система доказательств  по РП состояла из: свидетельский показаний, вещественных док, «ордалий» (испытание  огнем, водой, железом), присяги.

8. Политич формы  отеч. гос. в период  феод раздробленности   В XII веке Древнерусское гос-во распалось на отдельные гос-ва (княжества) 12 крупных земель. В нутрии этих княжеств складывались более мелкие феодальные образования

Новгородское и Псковское гос-ва образовались на западе Руси. Для них были характерны особенноси: значительный соц и экономический вес новгородского (псковского) боярства, имеющего древние традиции

В Новгороде  и Пскове сложился своеобразный тип  государственности – феодальная республика. Развитие ремесла и торговли, более интенсивное, чем в др Русских землях, потребовало более демократического гос-го строя. Довольно широкий средний класс общества: люди занимались торговле и ростовщичеством, сдавали в аренду или обрабатывали землю. Городское население делилось на патриацит и «черных людей

Новгородское  крестьянство состояло из смердов-общинников и зависимых крестьян», работающих за часть продукта на господской земле, «заложившихся» (поступивших в кабалу и холопов)

Гос управление осуществлялось через систему вечевых  органов. Формально вече было высшим органом власти.

Компетенция вече:

  1. принятие законов
  2. объявление войны или закл мира
  3. судебные функции
  4. назначение посадников

В вечевых собраниях  участвовало все свободное мужское население

9. Гражданское право  по Псковской с.гр.  Псковская с.г 1467г. состояла из 120 статей. По сравнению с Русской правдой в ней обстоятельно регламентируются гражданско-правовые отношения и институты, обязательственное право, судебное право, рассматриваются некоторые политические и гос-е преступления

Вещное  право предусматривало деление вещей на движимое и недвижимое, различало наследственное и условное землевладение. Были определены способы возникновения права собственности: истечение срока давности владения, переход по дог-у, по наследству, пожалование.

Обязательственное право регламентировало дог-ы купли-продажи, дарения, залога, займа, мены. Форма дог-а могла быть письменной и устной. Оформление осущ в присутствии свидетеля. При закл. некот дог-в требовался заклад(при ссудах >1руб), поручительство (при сумме <1 руб) или письменное оформление.

ПСГ знает 2 вида наследования: по закону и по завещанию Завещание нуждалось в гос утверждении. Прямо перечислялись только наследники по закону.

10. Уголовное и процессуал право по ПСГ  Под преступлением ПСГ впервые в русском праве понимает причинение ущерба не только частным лицам, но и гос-у

Виды преступлений:

1) против гос-а  (измена)

2)против судеб  органов (взятка или насилие  в отнош судейских чинов)

3) имущественные (кражи, поджоги, грабежи, разбои)

4) против личности (убийство, побои, оскорбления)

Судебное право  регламентировалось в ПСГ более  обстоятельно, чем в Русской Правде. Процесс носил состязательный хар-р, но роль суда усилилась: вызов в суд  по повеске и через судеб исполнителя. Появляются новые судеб доказ-ва: судебный поединок и письменные док-ва. Возникает институт судебного представит-ва в судебном поединке, которым могли пользоваться только женщины, подростки, монахи, старые люди.

Разрешенные судом дела пересмотру не подлежат.

11. Образование единого  Русского (Московского)  гос-ва  Во второй половине XIV в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество.

В Московском княжестве  развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя за службу и на срок службы

1480г.- освобождение  от «Золотой Орды»

К XVв. Происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу. Формируется принцип местничества – возможность занятия гос должностей по свое родовитости.

Серьезной политической силой становится церковь (значительные земельные владения и ценности)

Верхушка гор  населения вела непрерывную борьбу с феодальной аристократией (за земли, против ее бесчинств и грабежей). Она формировала свои корпоративные органы, настаивала на освобождении от тяжелого обложения и на ликвидации привилегированных феодальных промыслов и торгов в городах.

Централизация привела к изменениям в гос аппарате. Великий князь стал называться царем. Самодержавная власть. Гос управление – приказно-воеводское

Высшим органом  власти стала Боярская дума

Функции Боярской думы: разработка законов, обсуждение внутренней и внеш политики, судебные функции, контроль за нижестоящими органами.

12. Гос  механизм сословно-представительной  монархии  1547г. венчался на царство Иван Грозный, в своей деятельности он опирался на Баярскую думу. В 1549г. в ее состав была включена» Избранная дума» из доверенных лиц. Особое место в системе гос органов занимали Земские соборы, их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили: Боярская дума, церковные иерархии и выборные от дворянства и посадов.

Духовная и  светская аристократия представляла элиту  об-ва, царь в решении важнейших вопросов не мог обойтись без ее участия. Верхушка посадского населения была главным источником денежных доходов для казны.

Земские соборы решали вопросы внешней и внутренней политики

Сословно-представительными  органами на местах стали земские и губные избы (финансово-налоговая и полицейско-судебная функции)

В XVIIв. Происходит реорганизация местного управления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков. 

14. Источники права  Московского гос-ва  Источниками были: великокняжеское (царское) законодательство (жалованные, указные, духовные грамоты и указы), «приговоры» Боярской думы, постановления Земских соборов, отраслевые распоряжения приказов.

Создаются сложные  формы законодательства:

1) общерусские  кодексы (Судебники, Соборное  Уложение), указные (уставные), нормы кот не вошли в основной текст книги Судебников

2) Уставная книга  Разбойного приказа 

3) частные акты (духовные грамоты, договоры)

4) акты, закрепляющие  собственность на землю

15. Правовой режим  земельных владений  Раздачу земли осуществляли уполномоченные на то приказы.

Дог-р в XV-XVIвв. являлся наиболее распространенным способом приобретения права на имущество (письменная форма сделки, зарегистрированные в официальных инстанциях)

Формы земельной  собственности:

1) вотчина - наследственное  землевладение (дворцовые, гос-е, церковные, частновладельческие) (родовые, выслуженные, купленные)

2) поместье (условное  землевладение)

Родовые вотчины: эти сделки осущ-я с согласия всего рода. К концу XVIв. Родовые правана имущество стали ограничиваться правом родового выкупа и правом родового наследия.

Купленные вотчины – субъектом собственности явл семья (муж и жена) Предполагалось, что они приобретены совместно на общие средства. Пожалованные вотчины приравнивались к купленным

Поместные наделы жаловались из княжеских земель лицам, связанным с княжеским дворцом. Поместье выдавалось за самые различные виды службы. Возникла необходимость введения определенного эквивалента для оценки заслуг. С середины XVIв поместье оставалось в пользовании отставника-помещика, кот он мог завещать. Женщины не участвовали в наследовании.

16. Обязательственное  право 1649г.  При заключении дог-а займа закон запрещал должникам служить в хозяйстве кедиторов

Залог выражался в переходе на залогополучателя прав владения и пользования имуществом, но без полного перехода права собственности на вещь

Самое главное  при заключении договора явл-сь свобода  воли договаривающихся сторон. Закон признавал недействительной сделку, заключ в сост опьянения или под действием обмана.

До середины XVIв преобладающей формой заключения дог-в оставалось устное соглашение. К концу века все большее значение стала приобретать письменная форма сделок, кот подписывалась собственноручно обоими сторонами, а в случае их не грамотности-их духовными отцами или родственниками..

Прекращение обязательства – это его исполнение или неисполнение в установленные сроки (срок оговаривался при заключении дог), в некот случаях со смертью одной из сторон

Наследственное  право. Степень свободы в распоряжении имуществом была различной в случае наследования по закону или завещанию. Завещательное распоряжение касалось лишь купленных вотчин, родовые и выслуженные вотчины переходили к наследникам по закону.

Родовые вотчины  наследовали сыновья, при их отсутствии – дочери. Вдова наследовала только часть выслуженной вотчины «на прожиток» (пожизненное пользование) Поместье переходило по наследству к сыновьям. Определенные доли выделялись вдовам и дочерям

Семейное  право Главенство мужа над женой и детьми. Юридически значимым признавался только церковный брак. Брачный возраст: для мужчин – 15 лет, для женщин – 12 лет На заключение брака требовалось согласие родителей, для крепостных – согласие помещиков. Развод допускался в ограниченном числе случаев: при уходе одного из супругов в монастырь, при обвинении супруга в антигосуд деят-и, при неспособности жены к деторождению.

17. Уголовное право  по Судебнику  Главной целью Судебника 1947г.были распространение юрисдикции великого князя на всю территорию централизованного гос-ва.

Если Русская  Правда была сводом обычных норм и судебных прецедентов, то Судебник стал инструкцией для организации судебного процесса.

В Судебнике 1550г  расширяется круг регулируемых центральной  властью вопросов, усиливаются черты  розыскного процесса.

Преступление  – нарушение установленных норм, предписаний.

Судебный процесс  «облихование». Если подозреваемого обвиняли в том, что он «ведомо лихой  человек» (особо опасное дело: разбой, грабеж, убийство), этого было достаточно для применения к нему пытки

Преступление  против личности: убийства, оскорбление действием и словом.

Имущественное преступление: похищение людей, грабеж и разбой

Система наказания устрашение и изоляция преступника. Высшей мерой наказания была смертная казнь, кот могла быть отменена государем

Телесные  наказания применялись как основной или дополнительный вид (битье кнутом на площади)

Членовредительные наказания (урезание ушей, языка) лишь начинали вводиться в период Судебников

Дополнительные  наказания – штрафы и денежные взыскания. Размер штрафа варьировался в зависимости от тяжести поступка и статуса потерпевшего.

18. Процессуальное право  по Уложению 1649

Судебный процесс  имел 2 формы: «суд» и «розыск»

Суд начинался с подачи челобитной жалобы. Затем происходил вызов  приставом ответчика в суд.

Доказ-ва, кот  использовались и принимались во внимание судом: свидетельские, письменные док-ва, крестное целование, жребии

Розыск  применялся по серьезным уголовным делам. Особое место и внимание отводилось преступлениям, в кот затрагивался гос-й интерес.

Дело в розыскном  процессе могло начаться с заявления потерпевшего, обнаружения факта преступления.

Потерпевший подавал  заявление, и пристав с понятыми отправлялся на место происшествия для проведения дознания («обыск»).

19. Образование абсолютной  монархии в России.  Ее формирование произошло не сразу после образования централизованного гос-а.

Условия и предпосылки:

1)Для абсолютной монархии харак-но максимальное сосредоточение власти в руках одной личности.

2) Необходим  переход от феодальной к капиталистической  системе

3) Наличие сильного, разветвленного бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений

Реформы гос механизма

Военная реформа. Основу войска все еще составляла дворянская конница. Все сильнее она начинает дополняться, а за тем и оттесняться новыми формированиями стрелецкими частями и полками «иноземного строя»

Финансовая. Интенсивное преобразование всей податной и налоговой системы. Доп налоги: таможенный сбор, косвенные налоги, прямые налоги, оброчные, ямские, стрелецкие, неокладные сборы, соляная и табачная акциза. В 1718г. была проведена подушная перепись населения → подушное обложение. Были уравнены различные группы крестьянского населения.

Церковные. Стали ограничиваться некот финансово-налоговые льготы церковных учреждений – на них стали распр подати: ямские, полоняночные, стрелецкие. Решающим актом секуляризации церковных земель стал Указ 1764г. лишивший Церковь всех вотчин и переведший монастыри и епархии на штатные оклады.

20. Юридический статус  дворянства, духовенства, гор нас в 18 в. 

Дворянство  – правящий класс. Особое положение феод аристократии уже в конце XVIIв резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Аристократич происхождение утрачивает значение при назначении на руководящие гос посты.

Функция гос-й службы объединяет дворянство в политически и юридически консолидированную группу.

Дворянство становится единственным  служилым сословием.

Земельная соб-ть оставалась экономической основой  существования дворянского населения.

В 1727г. было введено частичное освобождение дворян от военной службы. С 1736г. срок гос службы стал ограничиваться 25 годами.

Крестьянство. Крепостной труд все еще превалировал над свободным. Эксплуатация непашенных крестьян была не выгодна помещикам , поэтому они препятствовали неземледельческой хоз-й деятельности крестьян.

Сильно ограничивалась миграция крестьян (правовое уравнение  однодворцев с гос крестьянами)

21. Гражданское право  18в.

Вещное  право. Устанавливался единый правовой режим  для разных форм землевладения (вотчин и поместий) и вводилось единое понятие «недвижимая собственность». Затруднялся порядок отчуждения недвижимости и запрещался ее заклад. Продажа осущ-сь лишь при наличии чрезвычайных ситуаций и с уплатой высокой пошлины.

Обязательственное право. Договор подряда дополняется договором поставки (заказчиком явл гос-во или его органы). При наруш обязательства вместе с имущ санкциями часто применялись уголовно-правовые и административные (тюремное закл, телесные наказ)

Дог линого найма заключался для осущ-я работ по дому, в цехах, на земле, на торговых пред-ях. Свобода воли при закл дог была условной (несоверш дети и женщины закл его с согласия мужа или отца; крепостные – с согласия помещика, на опред срок)

Предусматривалась купля-продажа с рассрочкой платежа, выплатой аванса или предоплаты.

Форма дог-а стала  письменной, расторжение – только в случаях, предусмотр законом.

Из круга обязательств отношений исключались: несоверш-е, умалишенные, находящиеся под опекой. Вместо них дог заключали опекуны

Наследственное право. По завещанию и по закону. Завещалось недвижимое имущ только одному сыну по выбору. Остальные дети получали доли движимого имущ в рамках завещат распоряжения. Дочери наследовали недвижимость по завещанию и толко при отсутствии сыновей. При отсутствии  вообще детей недвижимость по завещанию могло быть передано родственникам.

Движимое имущ-во в любых долях могло быть разделено  между любыми претендентами.

При отсутствии завещания вступает в силу законный порядок наследования: недвижимость наследовал старший сын, а движимое имущ делилось поровну между остальными сыновьями.

Согласно Указа 1731г. наследование по закону след образом: недвижимость переходит сыновьям в  равных долях, дочерям – 1/14, а вдове – 1/8; из движимого имущ-а: дочерям – 1/8, а вдове – ¼.

Семейное  право. Был повышен брачный возраст: для мужчин до 20 лет, для женщин – 17 лет. Признавался только церковный брак. Поводы для расторжения брака: политическая смерть и ссылка на вечную каторгу, безвестное отсутствие одного из супругов в теч 3 лет, поступление в монашество, прелюбодеяние одного из супругов, неизлечимая болезнь, покушение одного из супругов на жизнь другого.

22. Уголовное право  в 18в.  Первая попытка (после Соборного Уложения 1649г) создания кодексов.

Утвержденные в 1714г. и изданные в 1715г. Воинские Артикулы – состоят из 24 глав и 209 статей. Они содержат принципы уголовной ответственности, понятия преступления, вины, необходимой обороны (нападение), крайней необходимости (кража от голода), цели наказания, перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Субъективные  и объективные  стороны преступ.

Преступ-я подразделяются: умышленные, неосторожные и случайные. Вместе с преступником несли ответственность  его родственники.

Смягчающие обстоят: состояние аффекта, малолетство  преступника. Отягчающие: состояние опьянения.

Стадии преступления: умысел, покушение на преступление и законченное преступление.

Виды  преступлений.

1) Против религии  (чародейство, идолопоклонство, назыв  смертной казнью). Богохульство наказывалось  усечением языка, а особая хула святых – смертной казнью

2) Государственные  – умысел убить или взять  в плен царя наказыв четвертованием, оскорбление словом монарха –  отсечение головы.

3) Должностные  – взяточничество (смертная казнь,  конфискация имущ-а, телесные  наказ-я)

4) Преступл против порядка управления и суда – срывание и истребление указов(смертная казнь), лжеприсяга (отсечение 2 пальцев)

5) Преступ против  «благочиния» – укрывательство  преступ (смертная казнь), содержание  притонов, распевание непристойных  песен

Дополняющие Артикулы – за убийство, пьянство, игру в карты на деньги, драки и нецензурную брань

6) Против личности  – против жизни, телесной неприкосновенности, чести

7) Имущественные  – кража, грабеж, поджог, истребление  или повреждение чужого имущ-а

8) Против нравственности – изнасилование, мужеложство (смертная казнь), скотоложство (телесное наказание), кровосмешение, прелюбодеяние, двоеженство (тюремное закл и каторга)

23. Процессуальное право  в 18в. 

Процесс делится  на 3 части:

1. Оповещение  о начале процесса и продолжалась до получения показаний ответчика

2. Разбирательство,  длилось до вынесения приговора

Начиналась с  анализа док-в: собственное признание, свидетельские показания, письменные док-ва, присяга

3. От вынесения  приговора до его исполнения

Приговор составл в письменной форме и подписывался членами суда. На приговор низшего суда можно было жаловаться в высший суд.

24. Изменение в гос  механизме российского  абсолютизма 19в

 1. По  форме правления Россия в первой  половине XIX в. оставалась абсолютной  монархией.

 Во  главе государственного аппарата стоял  император, наделенный атрибутами абсолютного  монарха.

 В качестве высшего совещательного органа до 1801 г. действовал Совет при Высочайшем дворе, в состав которого входили  приближенные царя. В период 1801—1810 гг. функционировал Непременный совет, состоявший из 12 представителей титулованной знати и выполнявший исключительно совещательные функции. Председателем Государственного совета был император; в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета. В состав Совета входили назначаемые императором государственные чиновники и помещики. Общая численность этого Органа в различные годы составляла 40—80 человек.

 Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского.

 Со  второй четверти XIX в. законопроекты  стали разрабатываться в царской  канцелярии. Канцелярия держала царя в курсе всех вопросов государственного управления.

 2. С созданием новых центральных органов управления роль сената уменьшилась. Департаменты сената становятся высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

 3. В  1802 г. началась министерской реформа.  Министры и товарищи министров(помощники)  назначались императором, другие высшие чиновники — императором по представлению министра, низшие назначались министрами.

 В 1812 г. было принято Учреждена Комитета министров. В соответствии с этим актом Комитет министров являлся  центральным 

 4. В  первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа. Палаты Суголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции. Палата гражданского суда также выполняла некоторые нотариальные функции.

 С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т. д. Среди других ведомственных судов можно отметить: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, духовные и волостные крестьянские суды. В столицах были созданы надворные суды, рассматривавшие дела всех сословий. В 1802 г. было образовано Министерство юстиции, на которое возлагалось судебное управление.

 5. В  1802 г. создано Министерство внутренних  дел. Одной из его функций  являлось руководство деятельностью местных административно-полицейских учреждений. С период с 1811 по 1819 г. в России существовало Министерство полиции, состоявшее из министра, двух канцелярий и трех департаментов (полиции исполнительной, хозяйственной и медицинской). В 1819 г. данное министерство было объединено с Министерством внутренних дел.

 В 1837 г. в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные  единицы — станы была реорганизована система полицейских органов. Появилась полицейская должность станового пристава. Он назначался, губернатором из кандидатов, представленных местным дворянством.

 6. Армия  строилась на организационно-правовых  началах, заложенных еще Петром I. Русская армия в этот период  оставалась одной из самых  сильных в Европе.

25. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845г.  В 1845г. – принятновый уголовный кодекс «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»

Основания, по кот устранялось  вменение: случайность, малолетство, сумасшедшие, беспамятство, ошибка, принуждение, необходимая оборона

Субъективная  сторона:

- умысел (с заранее  обдуманным намерением, непредумышленный)

- неосторожность (последствия не могли быть  придвидены)

Система преступ: против веры, гос-е, против порядка, должностные, имущественные, против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, семьи и собственности

Система наказаний:

Уголовные наказания: лишение всех прав состояния и смертная казнь, ссылка на каторгу, поселение в Сибирь, на Кавказ. Лишение всех прав состояния – гражданская смерть

Исправительные: лишение всех особенных прав и преимуществ и ссылка в Сибирь, отдача в исправительные отделения, заключение в тюрьме, в крепости, арест, выговор, замечания и внушения судом. Лишение всех особенных прав и преимуществ – лишение почетных титулов, дворянства, чинов и др.

26. Отмена крепостного  права 1861г.  Император утвердил 19 февраля 1861г. ряд законодательных актов по конкретным положениям крестьянской реформы. Главная идея – крестьяне получают личную свободу, а до закл выкупной сделки с помещиком земля переходит в пользование крестьян

Наделение землей осущ-сь по добровольному соглашению помещика и крестьянина

Душевой надел  состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и пустошей. Землей наделялись только лица мужского пола.

Спорные вопросы  решались посредством мирового посредника. Возможен был перенос крестьянский усадеб и домов, если они находились в недопустимой близости к помещичьим строениям.

Выкупной дог-р  между помещиком и крестьянской общиной утверждался мировым  посредником. Усадьбу можно было выкупить в любой момент, полевой надел – с согласия помещика и всей общины. После утверждения дог-а все отношения сторон прекращались и крестьяне становились собственниками.

Крестьяне платили  выкуп за усадебную и полевую  землю. (Сумма оброка, кот-ю помещик помещик получал до реформы)

Реформа имела  неблагоприятные последствия:

- наделы крестьян  уменьшились по сравнению с  дореформенными, а платежи, в сравнении  со старым оброком, возросли

- община потеряла свои права на пользование лесами, лугами и водоемами

- крестьяне оставались обособленным сословием.

27. Земская(1864г), городская  (1870г.) и военная  реформы

Земская реформа. Для выборов земских учреждений предполагалось разделить все уездное население на 3 части (курии), в каждой из кот «преобладает одно из главных исторически сложившихся сословий». Система позволяла правительству заранее планировать число выборщиков от сословий и регулировать их соотношение в земских учреждениях.

1.01.1864г. –  утверждено Положение о губернских  и уездных земских учреждениях.

3 избирательные  курии:

1) курии уездных  землевладельцев(дворяне-помещики -высокий  имущественный ценз)

2) городской  курии (должны располагать купеческим  свидетельством или предприятием  в определенном размере)

3) сельской курии  (не был установлен имущественный ценз)

Отсутствие достаточных  материальных средств  собственного исполнительного аппарата усиливало  зависимость от правительственных  органов.

Городская реформа. 16.07.1870г. – утверждено Городское положение, закреплявшее систему органов городского общественного управления: город избирательное собрание и городская дума.

Городские избиратели в соответствии с имущ цензом делились на 3 группы.

Думу и управу возглавляло одно лицо – городская  голова

В выборах в  органы городского самоуправления принимал участие большой круг избирателей: лица, достигшие 25 лет, владеющие недвижимостью, промыш и торговыми предприятиями. Не допускались : лица подвергшиеся суду, отрешенные от должности, подследственные. Юридич лица и женщины участвовали в выборах через представителей. Голосование- тайное.

Компетенция гор. Думы: о назнач выборных должностных  лиц, установление гор соборов, сложение недоимок, займах, приобретение город  недвижимостей

Дума и управа избиралась на 4 года, половина состава  управы должна была обновляться через каждые 2 года.

Военная. В 1862г городская и уездная полиция были объединены в единую полицейскую систему.

На I этапе реформы был сокращен(с 25 до 15 лет) срок службы рекрутов и несколько улучшена подготовка офицерских кадров

1.01.1874г. –  утвержден Устав о Воинской повинности для мужского населения. Лица достигшие 21 г призывались на службу по жребию. Не попавшие в постоянные войска, зачислялись в ополчение. Общий срок службы в сухопутных войсках – 15 лет (действительная служба-6лет, и служба в запасе-9лет)Служба во флоте – 7лет и 3года

Для получения  офицерского звания требовалось наличие военного образования.

28. Судебная реформа  1864г.  В ноябре 1864г. были утверждены и вступили в силу основные акты судеб реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизв-ва, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями

2 судебные системы:  местные (волостные, мировые судьи  и съезды мировых судей) и  общие суды (окружные суды для  нескольких уездов; судебные палаты  – по гражданским и угол  делам, департаменты Сената)

Реформа закрепила  новые принципы: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность (мировых судей и присяжных заседателей)

В ходе подготовки и проведения реформы были созданы  новые институты присяжных заседателей и судебных следователей и реорганизована деятельность старых.

Изменились функции  пр-ы: поддержание обвинения в  суде, надзор за деятельностью судов, ходом следствия и местами  лишения свободы

Формирование  принципов состязательности в судебном процессе потребовало создание нового специального института – адвокатуры (присяжные поверенные)

Руководящим органом  коллегии адвокатов стал Совет присяжных  поверенных.

Мировые судьи (только состоятельные люди) избирались уездными земскими собраниями и городскими думами.

Рассматривали дела - мене важные преступления, за кот наказания предусматривались кратковременным арестом (до 3 месяцев)

Мировой округ  вкючал в себя: уезд и входящие в  него города. Округ делился на мировые  участки.

Кассационные  рассмотрения жалоб и протестов – рассматривали съезды мировых судей.

В сфере гражданско-правовой –рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам (до 300 рублей),  возмещение за ущерб (не свыше 500 руб)

Присяжные заседатели – новый институт общей судеб системы. Дела – о преступлениях и проступках

Председатель  суда вручал присяжным письменные вопросы  о факте преступления и о вине подсудимого. Отмена вердикта – в  случае, если суд единогласно признает, что решением присяжных осужден  невиновный. В этом случае собирался  новый состав присяжных, решение кот было окончат.

29. Право пореформенной России В России продолжал действовать Свод законов Российской империи. Проведенные реформы внесли в него существенные изменения, но новая кодификация проведена не была. Попытка кодификации гражданского права не увенчалась успехом - проект гражданского уложения, подготовленный в конце XIX в., утвержден не был.

В 1866 г. была составлена новая редакция Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., в которой были учтены указы 1863 г. об отмене телесных наказаний и итоги проведения судебной реформы 1864 г. В нее были также включены некоторые новые составы преступлений. Число статей в новой редакции Уложения было сокращено.

В 1885 г. была принята  еще одна новая редакция Уложения о наказаниях уголовных и избирательных. В ней нашли отражение тюремная реформа, изменения в системе мест лишения свободы, появились новые составы государственных преступлений, расширена ответственность за стачки.

В пореформенный  период получили дальнейшую регламентацию нормы обязательственного права, вексельное право, правовой статус юридического лица и другие институты.

-Развитие капиталистических  отношений и рост революционного  движения определили появление  так называемого фабричного законодательства.

В 1882 г. был издав  закон, частично регламентировавший труд малолетних (он определил продолжительность рабочего дня, запретил работу в ночную смену малолетних, не достигших 12-летнего возраста). К 1886 г. был принят закон о штрафах, который регламентировал взимание штрафов, определял их размер. В 1897 г. был несколько ограничен рабочий день для фабричных рабочих (вместо 14-16 ч он стал равен 11-12 ч).  Вместе с тем были усилены уголовные санкции за стачки, подстрекательство к ним и т.п.

30. I Русская революция. Революция 1905г привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституц монархию.

В феврале 1903 г  издается Манифест , в кот обещана  отмена круговой поруки в деревне.

Летом 1905г. образуется большое число профессиональных союзов, выставивший политич требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания. В Петербурге создается Совет рабочих депутатов для руководства стачечным движением, переросшим осенью 1905г. во всеобщую забастовку.

Важнейшими вехами стали: Манифест 17.10.1905г. (введение гражданских свобод и организация законодательного органа) и Основные законы 23.04.1906г. (определившие двух палатную парламентарную систему)

В Основных законах  отмечалось, что вместе с Думой  и Гос Советом император осуществляет законодательную власть

Гос. Совет –  преобразован в феврале 1906г., а в  апреле ему был придан государственно- правовой  статус II парламентской палаты

17.10.1905г. принимается  Манифест об усовершенствовании  гос порядка: 1) дарование свободы  совести, слова; 2) привлечение к выборам широких слоев населения; 3)обязательный порядок утверждения Гос. Думой всех издаваемых законов.

Наиболее острым был конфликт между Думой и  правительством при обсуждении аграрного вопроса (отвергался принцип принудительного отчуждения)

31. Изменения в гос  механизме в годы  мировой войны   Война с Германией обусловила процесс милитаризации экономики России. Гос-е регулирование экономики приобрело чрезвычайные формы. Правительство стало осуществлять курс разделения: на победу в войне и мобилизацию капитала

Происходило сокращение посевных площадей и товарооборота, финансовые трудности (резкое повышение  налогов, увеличение эмиссии и гос  займов)

Транспортные  затруднения  пытались регулировать  созданием межведомственных комиссий.

В мае 1915г. впервые была сформулирована идея о создании военно-промышленных комитетов (цели- организация экономики и участие в управлении гос политикой.)

Функции военно-промышленных комитетов: посредничество между казной и промышленностью, распределение  военных законов, регулирование внешней торговли, нормирование цен на сырье.

С лета 1916г –  создаются особые совещания по обороне, состав этих органов определялся  Гос Думой и утверждался императором.

В задачи новых  органов входило: требовать от частных  предприятий военных заказов и отчетов по их выполнению, отстранять директоров и управляющих гос и частных предприятий, ревизовать торговые и промышленные предприятия

В мае 1915г создается  Главный продовольственный  комитет(требование сведений о запасах продовольствия от всех учреждений)

Осенью 1916г стали  создаваться общественные организации, объединившиеся в Союз земств и городов  Своей задачей ставили:  оказание помощи раненым, распределение заказов  мелким предприятиям и посредничество между ними и казной

В декабре 1916г правительство начало наступление на политическую оппозицию: прерывается заседание Гос. Думы, запрещается деятельность Земгора, проводятся аресты рабочих групп военно-промышленных комитетов (обвинялись в саботаже)

32. Февральская революция  1917г  Императорская власть в Петрограде прекратила свое существование 27 февраля 1917г. для поддержания порядка Гос Дума  сформировала Временный комитет Гос. Думы, а 1 марта образовала Временное правительство , провозгласившее полную политическую амнистию, основные права и свободы граждан, создание милиции (вместо полиции)

Были образованы новые органы: Экономическое совещание, Юридич совещание, Совещание по реформе  местного самоуправления (управление новой социально-экономической системой страны)

В Петрограде возникло двоевластие: Временное правительство (имела мало реальной власти) и Совет (не имевшей четко определенных функций, но обладавшей реальной властью)

Временное правительство  готовило выборы  в Учредительное  собрание, реформу  местного самоуправления, земельную реформу

1.09.1917г Россия  провозглашается республикой.

Правая  политика Временного правительства

В мае 1917г принимается  новое Временное положение о  земских учреждениях. Компетенция  земских органов значительно расширилась

Общее руководство  земств осуществлял  Всероссийский Земский Союз

В ходе революции  была расширена компетенция мировых  судов. Судебная система: окружные суды, судебная палата, мировых судей и  их съезды.

В мае 1917г. в стране возрождается  система административной юстиции

В апреле 1917г  вместо полиции учреждается милиция (охрана общественного порядка, гражданской свободы, , содействие органам власти.)

Компетенция административной юстиции – разрешение конфликтов между гос органами

33. Октябрьское вооруженное восстание  Осенью 1917г в стране обострился политический кризис. Временное правительство утратило контроль над большей частью армии и периферией. Развал экономики и продолжающаяся война усугубляли соц напряженность. В Петрограде скопилось большое число вооруженных солдат, не желавших отправляться на флот. Большевики проводили активную деятельность по подготовке вооруженного восстания

В ходе восстания  в Петрограде 25 октября 1917г все  ключевые пункты в городе были заняты отрядами Петроградского гарнизона  и Красной гвардии. Начало работу II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Был переизбран ВЦИК, сформированный I съездом Советов летом 1917г. Сформирован Совет Народных Комиссаров, ставший правительством России.

Съезд носил  учредительный хар-р: на нем были созданы руководящие ос органы и приняты первые правовые акты, имевшие конституционное, основополагающее значение.

II съезд Советов принял два обращения «К гражданам России» и «Рабочим, солдатам и крестьянам», в кот говорилось о переходе власти к Военно-революционному комитету.

Политические  партии, не принимающие участие в  работе  II съезда Советов, негативно отнеслись к начавшимся преобразованиям. Служащие госаппарата и банков под воздействием их агитации начали забастовку. Правовые партии ушли в подполье. Временный политический блок был образован большевиками с левыми эсерами и эсерами-максималистами, чьи представители вошли в состав ВЦИК

34. Создание советского  суда  Декрет о суде № 1 «для борьбы против контрреволюционных сил» - революционные трибуналы. В их компетенцию входила борьба с контрреволюцией, мародерством, саботажем и др.

В их состав входил председатель и шесть заседателей, избираемые губернскими и городскими советами.

Предварительное следствие осущ-ли особые следственные комиссии. Трибуналы стали создаваться по всей территории страны на уровне губерний, уездов, городов и даже волостей

Деление трибуналов по направлениям деятельности (по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, по делам печати) так же упразднялось. Была попытка укрупнить и централизовать деятельность этих органов.

Были приняты  меры к разделению юрисдикции трибуналов и местных судов.

Тенденция к  централизации системы проявилась в создании центрального Революционного трибунала при ВЦИК и кассационного  отдела при ВЦИК, рассматривавшего жалобы и протесты на приговоры местных трибуналов.

Трибуналы проверяли  следственные действия ЧК (предварительное  следствие)

Чрезвычайная  комиссия. 7.12.1917г СНК принял постановление об образовании ВЧК при Совнаркоме по борьбе с контрреволюцией и саботажем

С марта 1918г начинается формирование местных чрезвычайных комиссий, подчиненных ВЧК. Им представлялось право на производство арестов, обысков, реквизиции и конфискаций

Местные органы ВЧК образовывались местными советами на правах их отделов. Члены ЧК назначались и отзывались исполкомами местных советов

Летом 1918г были созданы транспортные органы ВЧК, осуществлявшие борьбу «с контрреволюцией, преступлениями по должности и спекуляцией на транспорте»

Милиция. Возникла в ходе проведения вооруженного восстания в Петрограде и формировалась на основе принципа добровольности. Этот принцип и был закреплен а октябрьском Декрете 1917г., подчинившим милицию Советам. Инструкция «об организации рабочее-крестьянской милиции», у кот определялись основные задачи: охрана общественного порядка, борьба с преступностью идр.

Систему милиции  возглавляло Главное управление рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР

35. Первые советские  кодексы 

Брачно-семейное право

В сентябре 1918г  ВЦИК принял Кодекс законов об актах  гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Церковный брак не порождает ни каких юридических последствий, переезд одного из супругов не влечет обязанности другого следовать за ним, отменялся принцип общности имущества супругов.

Воспитание детей  рассматривалась, как общественная обязанность родителей, а не их частное дело. Провозглашался принцип разделения имущества родителей и детей, запрещалось усыновление.

Трудовое  право. В декабре 1918г. принят  Кодекс законов о труде РСФСР Обобщал все предшествующее советское законодательство о труде.

Действие кодекса  распространялось на всех лиц, работающих по найму во всех секторах хоз-ва

В Кодексе закреплялись нормы труда (продолжительность  раб дня для разных категорий  трудящихся) и отдыха (отпуск, выходные дни), устанавливались льготы для подростков и женщин.

КЗоТ заменил  систему соц страхования системой соц обеспечения.

Уголовное право В декабре 1919г принято Руководящее начало по уголовному праву РСФСР, обобщение практики судов и трибуналов. Новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, кот противопоставлялся принципу законности.

Формы вины, необходимая  оборона, крайняя необходимость  не расшифровывалась в кодексе.

На меру наказания  влияла социальная принадлежность преступника  и соц направленность деяния.

К смягчающим обстоятельствам  относились: принадлежность к «неимущим  классам», состояние голода, нужды, невежество и несознательность.

Система наказаний, предусмотренных кодексом, включала: внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление «врагом народа», принуд работы, лишение свободы, объявление вне закона, растрел

36. Конституция  РСФСР 1918г.

I Этап: октябрь 1917г. Декреты II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов были первыми актами конституционного хар-а. В них решались фундаментальные проблемы внешней политики, экономических преобразований власти

II  Этап: принятие на III съезде Советов рабочих, крестьянских и солдатский депутатов «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (январь 1918г.) – документа, определившего основные принципы и направления социальной, экономической и го политики.

10 июля 1918г. на V съезде Советов была принята Первая Советская Конституция и избран новый состав ВЦИК.

Основные принципы Конституции были сформулированы в  ее 6 разделах:

1. Декларация  прав трудящегося и эксплуатируемого  народа

2. Общие положения  Конституции РСФСР

3. Конституция Советской власти (организация Советской власти в центре и на местах)

4. Активное и  пассивное избирательное право

5. Бюджетное  право

6. О гербе  и флаге РСФСР

Высшим органом  власти Конституция провозглашала  Всероссийский съезд Советов  рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Компетенция центральных органов власти определялась след образом: Всероссийский съезд Советов и ВЦИК утверждали изменении в Конституцию, принятие в состав РСФСР, объявление войны и закл мира, общее руководство внешней , внутренней и экономической политикой, устанавливали налоги и повинности, формировали общегосударственное законодательство

Конституция закрепила  многоступенчатую систему выборов  в Советы.

Историческое  значение Конституции 1918г. заключалось  в создании правовой базы для последующего законотворчества.

37. Судебная реформа  1922

1. 31 октября 1922 г. ВЦИК утвердил Положение  о судоустройстве РСФСР, положившее  начало новой судебной реформе. Положение вводилось в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 г.

Данным нормативным  актом создавалась единая судебная система:

• народный суд  в составе постоянного народного судьи;

• народный суд  в составе постоянного народного  судьи и двух народных заседателей;

• губернский суд;

• Верховный  суд РСФСР и его коллегии.

Параллельно с  единой системой народных судов РСФСР  действовали специальные суды: военные  трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные  комиссии, арбитражные комиссии при СТО и губернских экономических совещаниях.

Верховный суд  РСФСР включал Президиум, Пленум и семь коллегий: две судебные (по уголовным и гражданским делам), две кассационные, военную, военно-транспортную и дисциплинарную. Состав Верховного суда избирался ВЦИК.

Верховный суд  РСФСР был надзорной инстанцией для всех судебных органов, кассационной — для губернских судов, первой инстанцией — по делам об особо опасных преступлениях.

Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих.

29 октября 1924 г. были утверждены Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. На судебные органы возлагались следующие задачи: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, защита интересов и прав трудящихся, укрепление общественно-трудовой дисциплины, правовое воспитание и др.

2. Положение  о судоустройстве 1922 г. изменило  систему революционных трибуналов. Упразднялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-транспортных трибуналов. Сохранялись военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в нескольких городах страны.

3. Осуществление предварительного следствия возлагалось на народных следователей, действующих при отдельных судебных учреждениях, следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста. Деятельность народных следователей находилась под контролем органов прокуратуры и губернских судов.

38. Конституция СССР 1924г. В декабре 1922г.  съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные представителями 4 республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР. Съезд Советов  СССР принял решение о разработке общесоюзной конституции, кот была утверждена  II съездом Советов СССР в январе 1924г

Конституция Союза  Советских Социалистических Республик состояла из 2 разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР

Договор состоял  из 11 глав:

1. О предметах  ведения верховных органов власти  СССР

2. О суверенных  правах союзных республик и  о союзном гражданстве

3. О Съезде  Советов СССР

4. О центральном  Исполнительном Комитете СССР

5. О президиуме  ЦИК СССР

6. О Совете  Народных Комиссаров СССР

7. О Верховном  Суде СССР

8. О Народных  Комиссариатах СССР

9. Об Объединенном  Государственном политическом управлении

10. О союзных  республиках

11. О гербе, флаге и столице СССР

Высшим органом  власти СССР объявлялся Съезд Советов  СССР избиравшийся от городских советов (1 депутат от 25000 избирателей) и от губернских съездов советов (1 депутат от 12500 избирателей)

39. Кодификация советского  законодательства 1922-1923гг. Гражданский кодекс 20-е годы явились периодом интенсивной кодификационной работы. Были приняты и вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процес кодексы, Кодекс законов о труде, разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Административного кодексов

Гражданский кодекс

Переход после  Гражданской войны к мирному  хозяйственному строительству активизировал  необходимость дальнейшей разработки гражданско-правового законодательства

Гражданский кодекс состоял из общей части вещного  права, обязательственного права, наследственного  права

Он содержал нормы определительные, декларативные, истолковательные и организационные.

Принципу законности был противопоставлен принцип целесообразности.

Законодатель  всячески подчеркивал, что имущественные  права частных лиц являются уступкой для развития производительных сил  страны и должны быть подчинены общей  идее.

Частная собственность  имела 3 формы: единоличную собственность  физ лиц, собственность нескольких лиц, не составлявших объединения, собственность частных юридических лиц.

Закон ограничивал  объем и размеры права частной  собственности

В период нэпа широкое  распространение получили договоры аренды и концессии, на основании  кот гос имущество передавалось в пользование частных лиц.

Близким по характеру  к договору концессии был арендный договор на гос-е промышленные пред-я. Сроки аренды, как и другие ее условия, жестко регламентировались ГК

40. Уголовный кодекс 1922г. состоял из введения и двух частей – общей и особенной – и втупил в действие с июня 1922г.

Преступление  – всякое общественно опасное  деяние или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному властью.

Цели наказания: предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития, лишение преступника возможности совершать новые преступления..

Назначение наказания  осущ судебными органами  на основе статей УК

При отсутствии в кодексе прямых указаний на отдельные  виды преступлений наказания применяются согласно более сходным статьям (принцип аналогии)

Наказание должно быть целесообразным, должно учитываться  степень и характер  опасности  преступника и самого преступления. Система наказаний варьировалась  от общественного порицания до изгнания из пределов РСФСР.

Система преступлений по УК включала: гос-е, против порядка  управления, хозяйственные, имущественные, воинские и др.

41. Конституция СССР 1936г

За период с 1924г  до 1936 в стране произошли существенные экономические, политические и социальные изменения.

Новая Конституция  состояла из 13 глав и 146 статей. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов  трудящихся, кот принадлежала вся  власть в стране. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система  хоз-ва и социалистическая собственность на орудия и ср-ва пр-ва. Социалистическая собственность выступает в 2 формах: гос-ойи кооперативно-колхозной. Допускалось мелкое хоз-во. Труд рассматривался как обязанность.

Государственное устройство – федеративное объединение 11 республик. Давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов.

Высшим органом  власти в СССР становился Верховный  Совет СССР, наделенный законодательной  властью и состоявший из 2 палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Обе палаты признавались равноправными.

В перечне основных прав и связанных с ними обязанностей граждан упоминалось о правах: на труд, отдых, материальное обеспечение (в старости, по болезни, в случае потери трудоспособности), образование (бесплатное). Провозглашалось равенство  полов, национальностей, свобода слова, печати, собраний, митингов, шествий и демонстраций, отделение церкви от гос-ва и школы от церкви.

42. Советское гражданское,  семейное, трудовое, колхозное право  в 30-е годы 

1. В сфере  гражданского права большое внимание уделялось договорным отношениям. С 1931 г. все хозяйственные органы при поставке товаров, производстве работ и оказании услуг были обязаны оформлять письменные договоры. Усиливалась роль договора между предприятиями как средство выполнения плана.

Устанавливалось два вида договоров: генеральные и локальные. Генеральные договоры заключались между центральными органами. На их основании заключались локальные договоры между конкретными хозяйственными субъектами.

Развитие народного  хозяйства сделало систему генеральных договоров неприемлемой. Это вызвало переход к системе прямых договоров. Прямые договоры заключались на основе протокольных соглашений. В 1937 г. протокольные соглашения были заменены основными условиями поставки.

В 1938 г. вводится бездоговорный по рядок поставки металлов и металлопродукции. Без договоров производилась поставка товаров на экспорт и т. д.

2. Нормы семейного  права в рассматриваемый период  были направлены на укрепление  советской семьи, защиту интересов детей, здоровья матери, оказание материальной помощи многосемейным. Большое значение для развития семейного права имела Конституция СССР 1936 г., ст. 122 которой закрепляла равноправие женщины и мужчины.

Вводился институт патроната. Дети-сироты, а также дети, изъятые по постановлению суда от родителей, могли передаваться в семьи трудящихся на воспитание. Это оформлялось договором, заключенным органами здравоохранения или народного образования, а в сельских местностях — представителями сельских Советов с лицами, берущими детей на воспитание.

27 июня 1936 г. было  принято постановление ЦИК и  СНК СССР «О запрещении абортов,  увеличении материальной помощи  роженицам, установлении государственной  помощи многосемейным, расширении  сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах».

При расторжении  брака органы загс были обязаны принять  меры к примирению супругов. В судах  сокращались сроки рассмотрения алиментных дел. За неуплату алиментов  устанавливалась уголовная ответственность — лишение свободы на срок до двух лет.

3. Трудовое право  было направлено на обеспечение  народного хозяйства новыми кадрами,  повышение культурно-технического  уровня работников, решение вопросов  оплаты труда. Оно способствовало развитию массового социалистического соревнования, укреплению трудовой дисциплины. В области трудовых отношений Конституция 1936 г. закрепляла следующие права: право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, равные права на труд женщины и мужчины. Также Конституцией закреплялась обязанность граждан трудиться.

С октября 1930 г. в связи с ликвидацией безработицы  прекратилась выплата пособий по безработице.

С 20 декабря 1938г. Постановлением СНК СССР были введены единые трудовые книжки.

Трудовое законодательство вводило меры поощрения для добросовестных работников. В декабре 1938 г. были приняты положения о присвоении высшего трудового отличия — звания Героя Социалистического Труда и о награждении медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие».

Был введен 8-часовой рабочий день, за исключением профессий с вредными условиями труда. Одновременно с этой мерой устанавливалась шестидневная рабочая неделя.

4. Главными задачами  в сфере колхозного и земельного права были задачи развития и укрепления правового статуса колхозов.

В Уставе излагалась программа деятельности колхозов, определялись цели и задачи объединения крестьян в колхоз, порядок объединения. Устав  закреплял землю за артелью в  бессрочное пользование, она не подлежала купле-продаже или сдаче в аренду. Размеры приусадебной земли, находившейся в личном пользовании колхозного двора, колебались от 1/4 до 1/2 га, а в отдельных районах — до 1 га.

5. Для уголовного  права в рассматриваемый период характерно усиление борьбы против государственных преступлений, против преступлений, объектом которых являлась социалистическая собственность, против преступлений, дезорганизовавших нормальную работу промышленности и подрывавших трудовую дисциплину, и других преступлений.

Ужесточение мер  наказания. Некоторые законы использовались государством для проведения репрессий против невиновных людей.

6. Развитие уголовного  процесса. Государством принимались  как нормативные акты, являвшиеся юридическим основанием массовых незаконных репрессий, так и законы, закреплявшие демократические положения уголовного процесса.

Принципы уголовного процесса— гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участие в составе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной, автономной республики или автономной области и т. д.

45. Гражданское, семейное, трудовое, колхозное право в годы ВОВ

В июле 1944 г принимается  Указ Президиума Верховного Совета СССР, предусматривавший ряд мер помощи беременным, одиноким и многодетным матерям(пособия , детские сады, отпуска)

Отменялся судебный порядок установления отцовства  и взыскания алиментов в случае отсутствия регистрации брака. Сохранялся судебный порядок установления фактических брачных отношений. Дети пользовались всеми правами на наследство, получение пенсий и пособий. Устанавливался сложный порядок расторжения брака в суде II инстанции.

Особую роль стало играть право владения: расширилась практика присвоения предприятиями бесхозного или находящегося в их пользовании имущества, купля-продажа часто замещалась передачей имуществ от госоргана к госоргану.

Упрощался порядок  подрядного строительства и составления  сметной документации

Колхозное право. в апреле 1942г. был повышен обязательный минимум трудодней для колхозников

Принимается постановление  о мобилизации горожан на сельскохозяйственные работы,  в колхозы, совхозы. Ранее  установленный порядок обязательных поставок гос-ву колхозами в годы войны был дополнен: создавался целый ряд спец фондов (для поставок Красной Армии и т.п). Законодатель, с одной стороны, стимулировал  более интенсивное использование земель колхозами, а с другой – проводил политику огосударствления колхозов

46. Уголовное и уголовно-процессуальное законодат в годы ВОВ  В июле 1941г принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов»

В ноябре 1943г. принят Указ «Об ответственности за разглашение  государственной тайны и за утрату документов, содержащих гос тайну»

С апреля 1943г  для специальных субъектов уголовного права вводятся особые меры наказания  – смертная казнь через повешение  и каторжные работы.

В декабре 1942 расширяется  состав такого преступления, как спекуляция (продажа махорки, самогона в больших количествах)

«Разбазаривание продуктов» должностными лицами подпадало  под действие Закона о хищении  социалистической собственности

В январе 1942 кража  личного имущества при отягчающих обстоятельствах была приравнена к бадитизму.

Для уголовного права военного перида был характерен ряд особенностей : шире стал использоваться принцип аналогии и возмездие  как одна из целей наказания.

Появился ряд  новых составов: уголовное наказание  назначалось за самовольный уход с работы, уклонение от воинского учета

49. Конституция СССР 1977г. Конституция подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей конституциями (1918, 1924, 1936гг.)

Констатировалось  построение «развитого социалистического  об-ва» и создание «общенародного гос-ва»

Цель – построение «бесклассового коммунистического  об-ва», базирующегося на общественном самоуправлении.

В Конституции  закреплялась «руководящая и направляющая»  роль Коммунистической партии

В тексте появились  новые разделы: о политической системе об-ва, социальном развитии и культуре, внешней политике, статусе народного депутата.

В целом Конституция  состояла из 9 разделов:

1. Основы общественного  строя и политики

2. Государство  и личность

3. Национально-государственное  устройство

4. Советы народных депутатов и порядок их избрания

5. Высшие органы  власти и управления

6. Основы построения  органов гос власти и управления  в союзных республиках

7. Правосудие, арбитраж  и прокурорский надзор

8. Герб, флаг, гимн  и столица

9. Действие Конституции  и порядок ее применения

50. Распад СССР  В июле 1991 подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях.

19 августа создается  Государственный комитет по чрезвычайному  положению в СССР (ГКЧП), заявивший  о намерении «восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР»

Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась  цензура. Президент и парламент  РСФСР отказались подчиняться распоряжениям  ГКЧП, принимая собственные указы  и распоряжения

Сильно сократился аппарат КГБ.

В начале декабря  Украина объявила о своей независимости, и в след за этим президенты России, Украины и Белоруссии в Минске заявили, что «Советский Союз более  не существует и что ими образовано «Содружество Независимых Государств» (СНГ)

Позже в СНГ вступили еще 8 республик, после чего Горбачев объявил о прекращении исполнения им функций Президента СССР.

51. Конституция РФ 1993г. в 1990–1993 гг. в России широко проводились конституционные реформы, направленные на установление нового конституционного строя страны, связанные с переходом РФ от социализма к демократии. Начало реформы связывается с образованием на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1 990 г. Конституционной комиссии во главе с Б. Н. Ельциным, которая впервые занялась разработкой новой Конституции.

Проект, подготовленный этой комиссией, не был  принят ни на первом, ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов, но одобрялась общая концепция Конституции, что  значительно затягивало переход  к новому конституционному строю  в России, поэтому в начале 1993 г. было созвано Конституционное совещание, которое в результате своей работы приняло так называемый «президентский проект» Конституции. Именно он был вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993 г.

В референдуме  по вопросу обсуждения проекта Конституции приняло участие все население России и по результатам голосования Конституция РФ была принята на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г.

Информация о работе Шпаргалки "История государства и права"