Правовые основы российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:14, реферат

Описание работы

Термин «государство» может представляться в двух значениях:
Первое - понятие государство для определения страны, как географического образования;
Второе - государство, как форма организации политической власти.

Содержание

1. Понятие и основные признаки государства.
2. Функции государства и формы их осуществления.
3. Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, виды политико-правового режима.

Работа содержит 1 файл

Правоведение семинар 1.docx

— 31.89 Кб (Скачать)

Вопрос 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Термин  «государство» может представляться в двух значениях:  
Первое - понятие государство для определения страны, как географического образования;  
Второе - государство, как форма организации политической власти.

Мы  будем вести речь о государстве  как организации политической власти, существующей в определенной стране. Существенные признаки государства:  
1. Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу,  
недра, водное и воздушное пространство и др. На своей территории государство  
осуществляет независимую власть и имеет право защищать территорию от вторжения со стороны других государств.  
2. Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства.  
Население государства может состоять из людей одной национальности или быть  
многонациональным, как, например, в России, где проживает более 60 наций. Государство будет стабильным и будет развиваться, если отношения между ними будут добрососедскими, а не конфликтными.  
3. Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь людей. Термин «власть» означает  
способность влиять в нужном направлении или иначе способность подчинять своей  
воле. Государственная власть осуществляется с помощью государственных органов  
и учреждении. Все они объединяются в единую систему, называемую государственным аппаратом. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Государственная власть распространяется на всех людей, проживающих на территории государства.  
4. Право. Это система общеобязательных правил поведения. В отличие от правил поведения, существовавших в первобытном обществе и обеспечивавшихся силой общественного принуждения (например, покинувшего поле боя воина соплеменники изгоняли из племени), правовые нормы охраняются силой государства, т.е. специальными государственными органами. Если правила поведения в первобытном обществе вырабатывались постепенно самим обществом (обычаи, традиции, мифы, обряды, ритуалы и др.), то правовые нормы формируются в основном  
государственными органами.  
5. Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую  
входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя  
разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому  
государству, потому что государственная власть осуществляется с помощью норм  
права или конкретных распоряжений (приказов), носящих императивный характер.  
Если к власти проявляется неуважение или если нормы права не исполняются, то с помощью правоохранительных органов применяются меры принуждения (санкции), предусмотренные в нормах права.  
6. Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства. Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают между смежными  
государствами. По своему размеру армия должна быть способной отразить любую  
агрессию. Но армия требует на свое содержание и поддержание боеготовности значительных материальных затрат. В некоторых государствах армия используется во внутренних конфликтах.  
7. Налоги. Это обязательные платежи с получаемого дохода граждан и организаций. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая соответствующие законы. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам. Если в стране происходят различного рода чрезвычайные происшествия (ЧП), то выделяется часть средств также из налоговых поступлений для устранения последствий ЧП, бедствий.  
8. Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и  
внешних вопросов его жизни. Иначе, суверенитет — это самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность государства кому-либо. Различают внутренний и  
внешний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что государственная  
власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения. Внешний суверенитет позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически подчиняться другим государствам.

Государство = власть + население + территория. То есть, государство - это организация политической власти, действующей в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующей право и специальный аппарат принуждения. 

 

Вопрос 2 Функции государства и  формы их осуществления.

Основные, наиболее важные направления  деятельности государствапроявляются в его функциях. В функциях государства выражается его сущность, та роль, которую государство играет в основных направлениях общественного развития и удовлетворения потребностей граждан, функции нашего государства реализуются в основных направлениях деятельности внутри страны и на международной арене.

К внутренним функциям государства  относятся:

  • экономическая, которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике;
  • социальная, выражающаяся в совершенствовании общественных отношений, обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;
  • культурно-воспитательная, направленная на формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;
  • охрана правопорядка, которая заключается в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;
  • природоохранительная (экологическая) функция, направленная на защиту окружающей среды.

К внешним функциям государства  относятся:

  • оборона страны;
  • взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;
  • межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;
  • культурное и научно-техническое сотрудничество.

В настоящее время деление на внутренние и внешние функции  утрачивает свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства, исследование космоса и др.) и наоборот.

Стандартные функции государства — функции органов власти, не зависящие от политического строя, государственного устройства в стране и проводимой социально-экономической политики, реализация которых осуществляется исключительно органами власти на неконкурентной основе полностью за счет бюджетного финансирования.

К ним относятся:

  • Реализация государственного управления на соответствующей территории
  • Обеспечение обороноспособности государства и внешней безопасности
  • Обеспечение внутренней безопасности и правопорядка
  • Социальная защита населения
  • Поддержание макроэкономической стабильности
  • Реализация межгосударственного сотрудничества
  • Устранение последствий чрезвычайных ситуаций, природных катаклизмов

Нестандартные функции государства — функции, содержание и состав которых определяется степенью развития рыночных отношений, приоритетами и конечными целями проводимой государством социально-экономической политики, реализация которых осуществляется в форме индивидуализированных благ.

К данным функция относятся:

  • Финансовая поддержка предприятий национальной экономики
  • Развитие инфраструктуры
  • Общедоступное и профессиональное образование
  • Социальное обслуживание населения
  • Поддержка культуры и искусства, развитие здравоохранения
  • Развитие науки и инноваций

 

Формы осуществления функций государства

Формы функций государства показывают роль механизма государства в  осуществлении функций государства  и использование права в этом процессе. Правовые формы, во-первых, говорят  о том, что деятельность государства  осуществляется в тесной связи с  правом, и, во-вторых, показывают, каким  образом используется право при  осуществлении функций государства.

Формы осуществления функций государства  делят на правовые и организационные. Среди правовых форм осуществления  функций государства выделяют

- правотворческую;

- правоисполнительную;

- правоохранительную.

Правотворческая (правоустановительная) форма - властно установленные законы, регулирующие ту или иную область деятельности (полномочия государства, его обязанности, возможности, пределы его вмешательства). Правотворческая форма связана с установлением, принятием правовых норм, в которых определяется порядок деятельности государства, его органов, а также других субъектов в соответствующих направлениях.

Правоисполнительная форма - организация исполнения законов, принятие конкретных решений. Правоисполнительная форма выражается в исполнении правовых норм, претворении их в жизнь. Осуществление функций государства в этом случае протекает так, как это предписано правовыми нормами.

Правоохранительная форма - привлечение к ответственности лиц, нарушающих установленные правила. Правоохранительная форма имеет место тогда, когда нормы права не соблюдаются и не исполняются, т.е. нарушается установленный ими порядок. В этих случаях вступает в действие механизм государственного принуждения, виновные привлекаются к ответственности, а нарушенный порядок восстанавливается.

Организационные формы осуществления функций носят вспомогательный характер, они существуют, чтобы обеспечить деятельность государства в основных (правовых) формах осуществления функций. К ним относят статистику, бухгалтерский учет, деятельность счетных комиссий, организацию заседания органов государства (парламента, правительства и др.).

Организационные формы характеризуют  разнообразную организаторскую  деятельность, которая может иметь  место при осуществлении той  или иной функции государства. Обычно об организационных формах осуществления  государственных функций говорят  в самом общем виде, никак их не дифференцируя. Однако некоторые  исследователи выделяют такие, например, организационные формы, как организационно-регламентирующую, организационно-хозяйственную и  организационно-идеологическую. Организационно-регламентирующая форма выражается, по их мнению, в  оперативной текущей организационной  работе по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных  звеньев государственного механизма. Организационно-хозяйственная форма  характеризуется оперативно-технической, текущей хозяйственной работой  по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная  деятельность, бухгалтерский учет, организация снабжения и т.п.). Организационно-идеологическая форма  проявляется в повседневной оперативно-разъяснительной  работе, также связанной с обеспечением выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов, формирование общественного  мнения и т.д.).

 

Вопрос 3 Форма государства: форма  правления, форма государственного устройства, виды политико-правового  режима.

Выделяют три основных элемента в форме государства: 

  • форму правления,

 

  • форму территориального (государственного) устройства

 

  • политический (государственный) режим.

 
В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскуюформы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками:

1) это, как правило, единоличное правление;

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству;

Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную(неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

В настоящее время ограниченная монархическая форма правления  существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная - в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридическиепризнаки:

1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

Информация о работе Правовые основы российского государства