Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:32, дипломная работа
Тема моего диплома обязывает меня рассмотреть церковь и государство, не останавливаясь на какой-то конкретной стране. И это правильно. Ведь в светских (там нет государственной религии) и теократических (есть официально признанная государственная религия) государствах есть свои существенные и очень интересные особенности отношений церкви и государства. Поэтому я постараюсь охватить своим вниманием не только страну, в которой я живу – Россию -, и проблемы которой мне, несомненно, ближе, но и государства Европы. И, конечно, было бы существенным недостатком не коснуться государств арабских, в которых имеет место интереснейший феномен, имя которому Мусульманское право, а также Индии и Китая.
Введение. 3
Глава 1. Государство и церковь в политической системе общества. 6
1.1. Государство: понятие, сущность, функции. 6
1.2. Церковь в политической системе общества. 13
1.3. Взаимоотношения государства и церкви. 19
1.4. Проблемы взаимодействия государства и церкви. 25
Глава 2. Государство и церковь в России и за рубежом. 30
1.5. Правовое положение церкви в России. 30
1.6. Государства «мусульманской» правовой системы. 37
1.7. Право Индии. 42
1.8. Ватикан. 44
Заключение. 47
Библиография. 48
Оглавление.
Введение. 3
Глава
1. Государство и церковь в
1.1. Государство: понятие, сущность, функции. 6
1.2. Церковь в политической системе общества. 13
1.3. Взаимоотношения государства и церкви. 19
1.4. Проблемы взаимодействия государства и церкви. 25
Глава 2. Государство и церковь в России и за рубежом. 30
1.5. Правовое положение церкви в России. 30
1.6. Государства «мусульманской» правовой системы. 37
1.7. Право Индии. 42
1.8. Ватикан. 44
Заключение. 47
Библиография. 48
Приложение 1
(Структура Русской
История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций.
Давайте рассмотрим оба феномена, которые нас интересуют: государство и церковь, придав им для удобства изложения статус институтов. Так вот, не вызывает никаких сомнений то обстоятельство, что религия и ее носитель – церковь – появились гораздо раньше, чем сформировались самые первые государства. С появлением первых государств и повсеместным распространением этого института сразу же встал вопрос, как собираются сосуществовать эти два образования -–государство и церковь -, обладающие большой властью и влиянием, хотя и характер этих категорий для государства и церкви различен. Такого подхода придерживался и выдающийся русский философ И.А.Ильин, который писал, что «… государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь же, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению…»1
В конце концов, к настоящему времени сложились две системы, характеризующие положение церкви в государстве:
Вопросы отношений государства и церкви занимали умы многих ученых,
мыслителей и исследователей, живших и работавших в самое разное время.
Протоирей Александр Шаргунов в статье «Церковь и власть» приводит высказывания известных представителей духовенства о церкви, религии и государстве. Так, Апостол Павел говорил: «… люди… должны повиноваться государственному закону не только по страху наказания, но и по совести, по сознанию долга…». Такую точку зрения разделяет и Иоанн Златоуст: «… ты должен повиноваться закону не только потому, что, не подчинившись ему , противишься Богу…, но и потому, что закон… есть величайший твой благодетель…»2.
Вопросы государственно-церковных отношений волновали умы мыслителей и философов нашего времени. Так, уже упоминавшийся мной выше русский философ И.А.Ильин, так определял соотношение государства и церкви: «Государство и церковь взаимно инородны – по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия…Церковь аполитична, задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг…».3 Причем наши исследователи не ограничивались изучением религии и государства в России. В 1981 году вышла в свет книга Д.Е.Фурмана «Религия и социальные конфликты в США» в которой автор исследует религиозную жизнь США в различных ее проявлениях. В своей книге Фурман, на мой взгляд, основательно и системно изложил вопросы отношений религии и общества в США начиная с образования государства и заканчивая концом 20 века.
Немногим раньше, в 1978 году, была опубликована книга В.В.Клочкова «Религия, государство и право». Автор рассматривает религию в ее связи с обществом, государством и правом начиная с глубокой древности и заканчивая государствами капиталистическими и СССР.
Государство и церковь существовали, существуют и , по видимому, будут и дальше существовать, оказывая друг на друга огромное влияние, непосредственно затрагивающего человека и как гражданина определенного государства, и как исповедующего определенную религию или же атеиста.
А пока существует это воздействие, у ученых и философов не ослабнет интерес к изучению этих двух институтов и добытые путем исследования знания, несомненно, окажутся полезными.
Тема
моего диплома обязывает меня
рассмотреть церковь и
Ниже, правда с разной степенью обстоятельности и конкретности, я постараюсь рассказать обо всем, что, по моему мнению, необходимо, чтобы наиболее полно в известном объеме раскрыть столь интересную тему.
Глава 1. Государство и церковь в политической системе общества
1.1.
Государство: понятие,
сущность, функции
В теории государства и права дается множество определений понятию «государство». Например, мыслители прошлого трактуют государство как «сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан» (Аристотель), «союз людей объединенных общими началами права и общей пользы» (Цицерон) и т.д.
Из более современных известны следующие определения: государство – общественный союз, представляющий собой самостоятельное принудительное властвование над свободными людьми в пределах определенной территории (Коркунов, Трубецкой, Шершеневич); государство - это естественно возникающая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка (Гумплович) или «целевое единство индивидов, наделенные качествами юридического субъекта и являющееся носителем прав» (Еллинек) и т.д.4.
На мой же взгляд более точным и правильным определением государства будет то, которое содержит его (государства) основные признаки.
Итак, государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, а также обладает суверенитетом.
С определением государства тесно связана и сущность государства, т.е. смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве
является власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.
Многочисленные приверженцы разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.
Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.
Классовый подход при раскрытии сущности государства – крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до Карла Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств, по меньшей мере, теоретически не верно.
В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилования и подавления, а достижения общественного компромисса.
Иначе говоря, в демократическом государстве второй, более значимой, чем первая, становится общесоциальная сторона.
Функции государства.
Функции государства – это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом.5
Функции
государства классифицируются по разным
признакам. Так, по продолжительности
действия функции государства
Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.
Внутренние функции классифицируются по сферам деятельности государства. По этому признаку выделяют следующие внутренние функции:
Внешние функции государства – это основные направления его деятельности на международной арене. К числу внешних функций государства можно отнести:
К признакам государства можно отнести:
Один
из важнейших признаков
При известном исследовании нетрудно обнаружить, что право, как регулятор общественных отношений, тесно взаимодействует с религиозными нормами, которые выполняют схожие функции. Рассмотрим это положение подробнее.
Для правовой науки религия представляет ценность прежде всего как средство, дополняющее право в сфере социальной регуляции. Рассмотрим подробнее два аспекта – регулятивную функцию религии в целом и взаимодействие правовых норм с религиозными.
Информация о работе Государство и церковь в России и за рубежом