Государство и церковь в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:32, дипломная работа

Описание работы

Тема моего диплома обязывает меня рассмотреть церковь и государство, не останавливаясь на какой-то конкретной стране. И это правильно. Ведь в светских (там нет государственной религии) и теократических (есть официально признанная государственная религия) государствах есть свои существенные и очень интересные особенности отношений церкви и государства. Поэтому я постараюсь охватить своим вниманием не только страну, в которой я живу – Россию -, и проблемы которой мне, несомненно, ближе, но и государства Европы. И, конечно, было бы существенным недостатком не коснуться государств арабских, в которых имеет место интереснейший феномен, имя которому Мусульманское право, а также Индии и Китая.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Государство и церковь в политической системе общества. 6
1.1. Государство: понятие, сущность, функции. 6
1.2. Церковь в политической системе общества. 13
1.3. Взаимоотношения государства и церкви. 19
1.4. Проблемы взаимодействия государства и церкви. 25
Глава 2. Государство и церковь в России и за рубежом. 30
1.5. Правовое положение церкви в России. 30
1.6. Государства «мусульманской» правовой системы. 37
1.7. Право Индии. 42
1.8. Ватикан. 44
Заключение. 47
Библиография. 48

Работа содержит 1 файл

диплом готово совсем.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

    Конституция 1949 года предусматривает возможность  обращения церкви в суд, когда  спорные вопросы между ней  и государственными структурами  не могут быть решены другим путем. Отделение церкви от государства не означает, что церковь может быть безразлична к деятельности государства. Она вправе порицать вредные с ее точки зрения действия со стороны государственной власти и тем самым она формирует общественное мнение и влияет на законодательство.

    Интеграционная  функция церкви направлена на объединение  социальных интересов. Вместе с тем  церковь выполняет еще одну важную функцию, которую можно условно  обозначить как сознательный контроль, так как церковь ориентирует  людей руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями.

           Считаю необходимым  отметить еще один момент взаимоотношений  церкви и общества. Распространяется  убеждение, что современное общество  определенными силами искусственно  клерикализуется. Симптомы этого явления отчетливо проявляются в средствах массовой информации (особенно на телевидении), в сфере образования, в армии, органах государственного управления. Об этом свидетельствует демонстративное проявление религиозности со стороны государственных деятелей.

 

    

    2.3. Взаимовлияние государства  и церкви

    История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной  властей, государства и религиозных  организаций. В последнее время  влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов.

    Выдающийся  русский философ И.А. Ильин (1883-1954) так определил соотношение государства  и церкви : «Церковь и государство  взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны... в этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг».11

    Анализ  законодательства и практики позволяет  выделить 2 основных вида статуса церкви в государстве:

    1). Государственная церковь, закрепление  ее привилегированного положения  по сравнению с другими вероисповеданиями.

    2). Режим отделения церкви от  государства и школы от церкви.

    Статус  государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В Великобритании официальной

государственной церковью является англиканская (протестанско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. В дореволюционной России такой статус был у Русской православной Церкви.

    Для статуса государственной церкви характерен ряд особенностей:

  1. В сфере экономических отношений - за церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее. Так, до октября 1917 года Русская православная Церковь была освобождена от податей и гражданских повинностей.
  2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. Например, в Великобритании государство за свой счет содержит капелланов в армии и в тюрьмах. В дореволюционной России православная Церковь получала крупные субсидии от государства (пример - 1907 год - 31 млн.  рублей на содержание церковного аппарата). 
  3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий - она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения.
  4. в области политических отношений церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в  государственных органах. Так, в Великобритании представители высшего духовенства англиканской церкви заседают в палате лордов. Православная Церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Синод состоял из представителей духовенства, назначаемых по распоряжению царя. Все руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию (Дания, Норвегия, Парагвай, Швеция и др. ).
  5. В области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов.
  6. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения. Обязательное преподавание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согласия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних и специальных школах, в учебных заведениях по подготовке учителей и воспитателей детских садов. В Великобритании изучение религии является обязательным предметом в начальных  и средних государственных школах. В Израиле во всех школах обязательно изучение иудаизма.

    Государственных церквей в Европе осталось немного: лютеранская Церковь в Норвегии, Швеции и Дании, англиканская Церковь в Англии. В Финляндии лютеранская церковь наделена особым статусом. В конституции Греции православие признается преобладающей религией. На практике же положение церкви в этих странах мало чем отличается от ее существования в государствах, выбравших режим отделения. Например, английская королева официально является главой англиканской Церкви, но должность ее скорее номинальная, на самом деле англиканской Церковью управляет религиозная иерархия. Тем не менее для принятия определенных решений, качающихся внутренней организации Церкви, требуется голосование в парламенте. Таким образом, статус государственной религии, даже в смягченной современной форме,  все же ставит Церковь в большую зависимость от государства

    Почти в тридцати мусульманских странах  государственной религией официально признан ислам. В конституциях и  других конституционных актах Марокко, Пакистана, Иордании, Бахрейна, ОАЭ  и других стран закреплена концепция  исламской формы правления и  соответственно привилегированное положение ислама, роль которого в мусульманских государствах особенно велика. Религия регулирует все стороны жизни общества посредством правовой системы, основанной на учении ислама - мусульманского права. Конституционное объявление ислама государственной религией служит закреплению верховенства мусульманского права по отношению к принимаемым государством законам. Исследователи отмечают, что ни одно из арабских государств не устанавливает светского характера государства. Даже там, где конституция не провозглашает ислам государственной религией, этот не означает отделение религии от государства, а лишь служит признанием существования кроме ислама других конфессий (Ливия, Судан).

    В тех государствах, где одна из религий  объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью. Например, правительственным меморандумом 1918 года на территории британских колоний допускалась деятельность миссионерских организаций католической церкви, обладающих статусом «признанных обществ», то есть обществ, чья деятельность удостоверялась Вестминстерским архиепископом. В России на положении «терпимой»религии находился ислам. Духовные дела мусульман были отнесены к ведению МВД. Лица неправославного вероисповедания официально именовались иноверцами.

    В некоторых странах установлено  формальное равенство всех религий, что является признаком демократического общества (Ирландия, Аргентина), так  как закрепляется терпимость по отношению  к другим религиям. Однако это равенство не всегда соблюдается на практике. В частности, в Италии, где в 1984 году правительство и Ватикан подписали конкордат, отменяющий положение католической религии в качестве единственной государственной религии Италии, позиции католицизма тем не менее очень сильны.

    Режим отделения церкви от государства  существует во многих странах - в современной  России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь  монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями:

  1. Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку.
  2. Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутреннее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения органов религиозных организаций, в их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями.
  3. Государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки.
  4. Церковь не вмешивается в дела государства, а лишь занимается вопросами, связанными с удовлетворение религиозных потребностей граждан. Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций.
  5. Церковь не выполняет каких-либо государственных функций.

     Сегодня в большинстве западных стран  церковь отделена от государства, но отделение не понимается , как во Франции начала века или, тем более, как в бывшем СССР. Религиозные меньшинства пользуются религиозной свободой без дискриминаций. церковь не вмешивается в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в дела церковные. Отделение не исключает и сотрудничества между государством и религиозными организациями в некоторых делах.

    В 1976 году отделение церкви от государства  произошло в Испании, а в 1984 даже в Италии, несмотря на исторически  теснейшую связь итальянского государства  с центром католической церкви (Ватикан).

    Режим отделения церкви от государства не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности. Так, Франция, провозгласив в 1905 году отделение церкви от государства (Закон от 9 декабря 1905 года), тем не менее использовала определенные средства контроля миссионерской деятельности в своих бывших колониях, например контроль за содержанием проповедей, установила разрешительный порядок открытия миссионерских школ, а также регулировала посредством законов некоторые элементы внутрицерковной организации (образование церковно-территориальных округов, статус миссионерских организаций).

    Режим отделения церкви от государства  предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, то есть права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения.

 

     2.4. Проблемы взаимоотношений  государства и  церкви 

    Хоть  данный параграф и носит резкое название «проблемы», начать я хотел бы, скорее всего, с разногласий, как категории  менее существенной.

    Что ж, было бы ошибкой думать, что отношения  между государством и церковью всегда складывались без взаимных претензий. Не буду заострять свое внимание на прошлом, а обращу свой взор в настоящее время, рассмотрев некоторые разногласия и проблемы в отношениях между государством и церковью как в России, так и за рубежом.

    В феврале 2001 года в средствах массовой информации России, особенно в газетах, активно обсуждался вопрос, суть которого в следующем: министерство налогов и сборов Р.Ф. во главе с Геннадием Букаевым задумало ввести всероссийскую систему учета налогоплательщиков, присвоив каждому так называемый ИНН – индивидуальный номер налогоплательщика.12

    Такая система была успешно внедрена до этого момента в Башкирии тем  же Г. Букаевым.

    Однако  такое нововведение вызвало бурный протест в церковной среде. «Отцы» церкви усмотрели в ИНН пресловутое  «число Зверя» и обвинили налоговиков в том, что они хотят поставить номер на души всех православных, а это есть великие святотатство. Даже старообрядцы поддержали в этом начинании РПЦ, заявив, что «налоговый номер  есть «печать Антихриста».13

    Примечательно, что сам Святейший Патриарх благословил создание всероссийской системы учета налогоплательщиков, и его решение поддержал Священный Синод РПЦ.

    В Министерство Р.Ф. по налогам и сборам посыпались письма с просьбами верующих отменить ИНН.

    Резкая  критика ИНН со стороны церкви имела свои последствия. Так, газета «Деловой вторник»14 писала о массовом оттоке верующих с Украины, где ИНН был введен раньше, в Россию, где номеров пока не было. А в Одессе одна женщина, запуганная своим духовным отцом, покончила с собой. Дошло до того, что некоторые пастыри даже  на исповеди спрашивали своих прихожан, приняли ли они налоговый номер и, если приняли, то не допускали к Святому Причастию. Людей вынуждали уходить с работы и убегать из родных мест.

Информация о работе Государство и церковь в России и за рубежом