Государство и церковь

Автор: e**************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 19:04, реферат

Описание работы

Государство и церковь существовали, существуют и , по видимому, будут и дальше существовать, оказывая друг на друга огромное влияние, непосредственно затрагивающего человека и как гражданина определенного государства, и как исповедующего определенную религию или же атеиста.
А пока существует это воздействие, у ученых и философов не ослабнет интерес к изучению этих двух институтов и добытые путем исследования знания, несомненно, окажутся полезными.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие государства и церкви………………………………………….4
2. Взаимодействие государства и церкви…………………………………8
3. РФ как светское государство…………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………..15
Литература…………………………………………………………….......17

Работа содержит 1 файл

государство и церковь.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

     Государство и церковь: понятие  и соотношение. РФ как светское государство

     Содержание

     Введение…………………………………………………………………….3

     1. Понятие государства и церкви………………………………………….4

     2. Взаимодействие государства и церкви…………………………………8

     3. РФ как светское государство…………………………………………..12

     Заключение………………………………………………………………..15

     Литература…………………………………………………………….......17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной  властей, государства и религиозных организаций.

     Давайте рассмотрим оба феномена, которые  нас интересуют: государство и  церковь, придав им для удобства изложения  статус институтов. Так вот, не вызывает никаких сомнений то обстоятельство, что религия и ее носитель –  церковь – появились гораздо раньше, чем сформировались самые первые государства. С появлением первых государств и повсеместным распространением этого института сразу же встал вопрос, как собираются сосуществовать эти два образования – государство и церковь -, обладающие большой властью и влиянием, хотя и характер этих категорий для государства и церкви различен.

     Думаю, не секрет, что церковь в начале становления государств, имела гораздо  большую власть, часть которой  постепенно стала переходить в руки государства. В конце концов, к настоящему времени сложились две системы, характеризующие положение церкви в государстве:

  • Государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими  вероисповеданиями.
  • Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

     Вопросы отношений государства и церкви занимали умы многих ученых, мыслителей и исследователей, живших и работавших в самое разное время.

     Государство и церковь существовали, существуют и , по видимому, будут и дальше существовать, оказывая друг на друга огромное влияние, непосредственно затрагивающего человека и как гражданина определенного государства, и как исповедующего определенную религию или же атеиста.

     А пока существует это воздействие, у  ученых и философов не ослабнет интерес  к изучению этих двух институтов и добытые путем исследования знания, несомненно, окажутся полезными.

      1. Понятие государства и церкви 

     В теории государства и права дается множество определений понятию  «государство». Например, мыслители  прошлого трактуют государство как  «сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан» (Аристотель), «союз людей объединенных общими началами права и общей пользы» (Цицерон) и т.д.

     Из  более современных известны следующие  определения: государство – общественный союз, представляющий собой самостоятельное принудительное властвование над свободными людьми в пределах определенной территории (Коркунов, Трубецкой, Шершеневич); государство - это естественно возникающая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка (Гумплович) или «целевое единство индивидов, наделенные качествами юридического субъекта и являющееся носителем прав» (Еллинек) и т.д.[5, с.26]

     На  мой же взгляд более точным и правильным определением государства будет  то, которое содержит его (государства) основные признаки.

     Итак, государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в  пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный  аппарат управления и принуждения, а также обладает суверенитетом. [10, с.43]

     Функции государства – это основные направления  его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом.

     Функции государства классифицируются по разным признакам. Так, по продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они протекают, выделяют функции внутренние и внешние. Остановимся на этой классификации подробнее.

     Внутренние  функции – это основные направления  деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. [7, с.123]

     Внутренние  функции классифицируются по сферам деятельности государства. По этому  признаку выделяют следующие внутренние функции:

  1. Экономическую (это определение наиболее оптимального направления развития экономики страны).
  2. Социальную (направлена на обеспечение нормальных условий жизни и деятельности населения страны).
  3. Функцию финансового контроля (учет государством доходов производителей).
  4. Функцию охраны правопорядка (обеспечение законности в деятельности различных субъектов, пресечение правонарушений).
  5. Экологическую (обеспечение охраны окружающей среды и контроль за соблюдением природоохранных норм).

     Внешние функции государства – это основные направления его деятельности на международной арене. К числу внешних функций государства можно отнести:

  1. Сотрудничество с другими государствами (это деятельность государства по установлению и поддержанию контактов на разных уровнях – культурном, политическом и т.п. – с другими государствами.
  2. Оборона страны от нападения извне.

     К признакам государства можно  отнести:

  1. Наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административно-территориального деления.
  2. Население.
  3. Наличие публичной власти.
  4. Суверенитет (самостоятельность, независимость государства в осуществлении им своей деятельности). [3, с.78]

     Церковь может взаимодействовать с государством в делах, служащих благу самой Церкви, личности и общества. Она призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, объединяя соответствующие усилия с представителями светской власти.

     В настоящее время ряд государств через конституционное провозглашение светского (секулярного) характера  государства стремится устранить участие церкви в политической деятельности. Вместе с тем церковь вовлекается в решение социальных проблем общества путем образования различных обществ милосердия. Таким образом, государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе. Несмотря на провозглашение отделения церкви от государства, фактической их изоляции не произошло. В зарубежной литературе эти отношения характеризуются как партнерство особого рода. В своих взаимоотношениях церковь и государство во многих случаях выступают как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. В Германии, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне. В конституции 1949 года за церковью закреплено право взимать налоги и преподавать теологические дисциплины. Что касается налогов, то здесь наблюдается тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателем из заработной платы только верующих и перечисляется в финансовые государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Эти мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь государство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослужителей, например для преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции , деятельности пастыря в тюрьмах и т.д. [9, с.138]

     Конституция 1949 года предусматривает возможность обращения церкви в суд, когда спорные вопросы между ней и государственными структурами не могут быть решены другим путем. Отделение церкви от государства не означает, что церковь может быть безразлична к деятельности государства. Она вправе порицать вредные с ее точки зрения действия со стороны государственной власти и тем самым она формирует общественное мнение и влияет на законодательство.

     Интеграционная  функция церкви направлена на объединение  социальных интересов. Вместе с тем церковь выполняет еще одну важную функцию, которую можно условно обозначить как сознательный контроль, так как церковь ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями. [6, с.18] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Взаимодействие государства  и церкви 

     История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной  властей, государства и религиозных  организаций. В последнее время  влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов.

     Выдающийся  русский философ И.А. Ильин (1883-1954) так определил соотношение государства и церкви: «Церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны... в этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг». [8, с.93]

     Анализ  законодательства и практики позволяет  выделить 2 основных вида статуса церкви в государстве:

     1) Государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями.

     2) Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

     Статус  государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестанско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. В дореволюционной России такой статус был у Русской православной Церкви. [4, с.88]

     Для статуса государственной церкви характерен ряд особенностей:

  1. В сфере экономических отношений - за церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее.
  2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь.
  3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий - она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения.
  4. В области политических отношений церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в  государственных органах.
  5. В области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов.
  6. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения. [7, с.112]

     Государственных церквей в Европе осталось немного: лютеранская Церковь в Норвегии, Швеции и Дании, англиканская Церковь  в Англии. В Финляндии лютеранская  церковь наделена особым статусом. В конституции Греции православие признается преобладающей религией. На практике же положение церкви в этих странах мало чем отличается от ее существования в государствах, выбравших режим отделения. Например, английская королева официально является главой англиканской Церкви, но должность ее скорее номинальная, на самом деле англиканской Церковью управляет религиозная иерархия. Тем не менее для принятия определенных решений, качающихся внутренней организации Церкви, требуется голосование в парламенте. Таким образом, статус государственной религии, даже в смягченной современной форме,  все же ставит Церковь в большую зависимость от государства. [9, с.39]

Информация о работе Государство и церковь