Государство и церковь в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:32, дипломная работа

Описание работы

Тема моего диплома обязывает меня рассмотреть церковь и государство, не останавливаясь на какой-то конкретной стране. И это правильно. Ведь в светских (там нет государственной религии) и теократических (есть официально признанная государственная религия) государствах есть свои существенные и очень интересные особенности отношений церкви и государства. Поэтому я постараюсь охватить своим вниманием не только страну, в которой я живу – Россию -, и проблемы которой мне, несомненно, ближе, но и государства Европы. И, конечно, было бы существенным недостатком не коснуться государств арабских, в которых имеет место интереснейший феномен, имя которому Мусульманское право, а также Индии и Китая.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Государство и церковь в политической системе общества. 6
1.1. Государство: понятие, сущность, функции. 6
1.2. Церковь в политической системе общества. 13
1.3. Взаимоотношения государства и церкви. 19
1.4. Проблемы взаимодействия государства и церкви. 25
Глава 2. Государство и церковь в России и за рубежом. 30
1.5. Правовое положение церкви в России. 30
1.6. Государства «мусульманской» правовой системы. 37
1.7. Право Индии. 42
1.8. Ватикан. 44
Заключение. 47
Библиография. 48

Работа содержит 1 файл

диплом готово совсем.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

    К счастью, все-таки удалось найти  компромисс: на встрече Патриарха и министра по налогам решено, что номер будет присвоен не собственно человеку, а вновь создаваемой системе лицевого счета. То есть пронумеруют не нас, а особый лицевой счет, который ныне и решено создать, дабы не обидеть религиозные чувства.

    После такого поворота вещей некоторые священнослужители, ранее призывавшие верующих не клеймить себя «числом Сатаны», поспешили изменить свою точку зрения на противоположную и извиниться перед верующими за то, что вместе с ними впали в заблуждение. Так, известный церковный публицист Андрей Кураев извинился перед верующими … через Интернет(!).15

    Надо  отметить, что не все православные священники восприняли ИНН «в штыки». Известный старец Иоанн (Крестьянкин), настоятель Псково-Печерского монастыря , митрополит Кирилл и другие влиятельные деятели церкви, включая и Патриарха Московского и всея Руси Алексия, не видели и не видят в пресловутом ИНН ничего страшного и неисправимого.16

    Есть  проблемы и во взаимоотношениях между  государственными и религиозными организациями. Совсем недавно сложной проблемой было возвращение церкви незаконно отобранных у нее храмов, монастырей и других культовых учреждений и ценностей. Здесь чаще всего сталкиваются интересы религиозных организаций и музейных учреждений, отстаивающих права охранять и делать доступными для населения некоторые церковные ценности в качестве национальных памятников. В печати дебатировался, например, конфликт церкви и искусствоведов по поводу икон «Троицы» и «Владимирской богоматери» - величайших российских культурных ценностей; или между работниками Пушкинского заповедника и священнослужителями относительно передачи церкви Святогорского монастыря. Большой общественный резонанс  приобрел вопрос о целесообразности восстановления храма Христа Спасителя.17

      Другая не менее сложная проблема – появление в последние годы в нашей стране различного рода мистических сект, зарубежных миссионеров. Некоторые их них пагубно влияют не только на психику людей, но и на физическое здоровье (например, «Белое братство», «Аум Синрикё» и др.). православная церковь апеллирует к государству, полагая, что оно должно установить правовые ограничения для такого рода религиозных объединений.

    Как видно, теперь мы постепенно подходим к более серьезным разногласиям, связанным с государством и церковью, которые уже с полным правом можно назвать проблемами. Я имею в виду различные воинствующие религиозные течения и образованные ими террористические организации, деятельность которых выходит далеко за пределы отдельно взятого государства.

    Ваххабизм (точнее – его наиболее экстремистское направление) распространяется по всему миру. С конца 80-х годов прошлого столетия образовался «ваххабитский интернационал», во главе которого встал известный международный террорист Усама бен Ладен. Его первая интернациональная террористическая организация носила название «Ал-Каида», ударной силой которой стали афганские моджахеды. В 1998 году бен Ладен объявил о создании Всемирного исламского фронта борьбы против иудеев и христиан. Этой новой террористической организацией бен Ладен руководит с помощью современных средств коммуникации – Интернета и спутниковой связи.

    Покровителем  исламского фундаментализма, его крайне радикального течения, по мнению специалистов, является Саудовская Аравия, где ваххабизм  с начала 18 века стал государственной религией. Именно здесь, по наблюдениям спецслужб, гнездятся так называемые негосударственные фонды и организации, оказывающие огромную финансовую помощь международным центрам радикальных исламских организаций.

    Не  могу не привести здесь результаты исследований  французского публициста Жиля Кепеля, пугающие, на мой взгляд. Жиль Кепель пишет: «Воинствующий атеизм прогрессивных мыслителей прошлого вызвал «реванш» Всевышнего -  своего рода месть за отступничество. Бог вернулся и привел с собой армию воинственно настроенных борцов за веру. На всех континентах вот уже давно растет потребность традиционные религии наполнить новым содержанием, вновь воздвигнуть их на сакральный пьедестал».18

      Профессор Гарвардского университета, многолетний советник правительства Соединенных Штатов, Хантингтон согласен с мнением Жиля Кепеля и, развивая эту тему, предсказывает эпоху новых религиозных войн. Этот вывод позволяет сделать растущее во всем мире число конфликтов, в основе которых лежат фанатические религиозные распри.

    Пояс  религиозных столкновений простирается от Балкан до Юго-Восточной Азии. В  Шри-Ланке и далеком государстве  Бутан разгорается вражда между  буддистами и индуистами, в Кашмире  воюют индусы с 

мусульманами. В Судане и на Филиппинах сражаются  мусульмане с христианами. В Израиле, со всех сторон окруженном недружественными мусульманами, растет раскол между правоверными и «светскими» евреями.

    С новым расцветом религий армия  «непреклонных» фанатиков существенно  пополнилась, особенно это касается исламских стран. Повсюду террористические группы фундаменталистов ведут отчаянную борьбу за власть. Там, где они одерживают победу – взять, к примеру, Афганистан или Судан , - они провозглашают теократические государства с пытками, публичными казнями, цензурой и подавлением женщин: западные наблюдатели называют эти  страны  «империей  мрака». 
               Глава  2. Государство и церковь в России и за рубежом

    2.1. Правовое положение  церкви в современной  России

    Согласно  ст. 14 Конституции России Российская Федерация объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства». Правовое положение церкви в современной России, помимо конституционных положений, регулируется российским законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

    Принятие  этого закона, как известно, сопровождалось бурной полемикой не только в церковных  кругах, но и в самих органах  государственной власти.

    Так что же явилось причиной возникновения противоречивых мнений в процессе принятия Федерального Закона «О свободе совести и религиозных объединениях»? По существу речь идет о различном истолковании  новых положений Федерального Закона от 26.09.199719, в корне отличающих его от предшествующего законодательства в этой области, в особенности от явно устаревшего Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 года. В основе же разногласий отечественных и зарубежных политиков лежит диаметрально противоположная оценка роли государства и, прежде всего исполнительной власти в правовой регламентации конфессиональной деятельности. Проводники новой государственной политики в отношениях государства и церкви, воплощенной в новом Федеральном Законе от 26 сентября 1997 года, отстаивают необходимость усиления роли исполнительной власти при создании религиозных объединений и осуществлении контрольных полномочий правоохранительных органов за их деятельностью. Такая позиция учитывает и международную практику. В частности, решением Европейского парламента от 29 февраля1997 года предусмотрена возможность ограничения деятельности религиозных объединений: государствам-членам Европарламента рекомендовано не предоставлять «статус религиозной организации автоматически», а также пресекать противоправную деятельность сект вплоть до их ликвидации.

    Высказывались мнения, что Федеральный Закон  имеет «дискриминационную сущность», затрудняющую деятельность всех конфессиональных организаций, помимо так называемых «традиционных», укоренившихся в  России на протяжении столетий и объединяющих приверженцев православия, ислама, буддизма и иудаизма. На самом деле Федеральный Закон от 26 сентября 1997 года основан на межконфессиональной концепции государственного регулирования, в соответствии с которой «протекционистская политика государства распространяется на все легитимно созданные религиозные объединения». Новый Закон не предусматривает режима наибольшего благоприятствования в отношении традиционных религий. Единственное упоминание о них содержится в преамбуле, но не в нормативных предписаниях закона, которым подтвержден конституционный принцип равной правовой защиты всех конфессиональных объединений, официально действующих на территории России.

    Лейтмотив ФЗ от 26 сентября 1997 года заключается  в закреплении превентивных полномочий правоохранительных органов: государственная власть заинтересована в предотвращении возможной противоправной деятельности так называемых «тоталитарных» сект, исключающих добровольную основу членства и препятствующих выходу граждан из религиозного объединения.

    Механизм  государственной разрешительной политики, воплощенной в полномочиях федеральных  министерств и ведомств по регистрации, лицензированию и контролю, призван  предотвратить причинение имущественного и морального вреда приверженцам различных вероисповеданий.

    Религиозные объединения могут быть созданы  в форме религиозных групп  и религиозных организаций. Следует  подчеркнуть, что правоспособностью  юридических лиц обладают только зарегистрированные в органах юстиции  религиозные организации. Федеральный Закон от 26 сентября 1997 года определяет статус факультативного и императивного режимов регистрационных отношений, и их различия обусловлены намерениями лицу, создавших религиозную группу. Факультативный режим имеет место в случае, если учредители религиозных групп не намерены ходатайствовать в органах юстиции о предоставлении им статуса юридического лица. Обязательная же государственная регистрация предусмотрена лишь для объединений, созданных в форме религиозной организации.

    Нельзя  отказать в регистрации религиозного объединения по мотивам нецелесообразности его создания.

    Для осуществления императивных регистрационных  отношений решающее значение имеет  временной ценз деятельности объединения  на территории России.

    Статус  общероссийского религиозного объединения распространяется только на централизованные религиозные организации, которые действуют на территории России на законных основаниях не менее 50 лет (и имеющие в своем составе минимум три местные организации, зарегистрированные на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации) к моменту обращения организации в орган юстиции с заявлением о государственной регистрации. Учредители местной религиозной организации обязаны подтвердить в органе юстиции факт своей деятельности на соответствующей территории в течение не менее 15 лет (это требование не распространяется на местные религиозные объединения, которые действовали в составе централизованной религиозной организации до государственной регистрации).

    Однако  все же есть возможность распространения прав юридического лица для местной и централизованной религиозной организации и без временного ценза. Однако в этом случае учредители обязаны ежегодно в течение 15 лет перерегистрироваться в территориальных органах юстиции. На такие объединения распространяется целый ряд ограничений: они не вправе образовывать учреждения профессионального религиозного образования, производить, приобретать, распространять религиозную литературу, иметь при себе представительство иностранной религиозной организации.

      Созданию централизованной религиозной  организации свойственна особая  периодичность регистрационных  отношений: на первом этапе  государственной регистрации подлежат  местные организации, и только  после ее завершения учредители  вправе ходатайствовать о регистрации централизованной организации.

    Для создания конфессиональными объединениями  учреждений профессионального религиозного образования необходимо сочетание  двух видов разрешительной политики. Такие учреждения подлежат государственной  регистрации в органе юстиции в качестве религиозного объединения, и для получения права осуществления образовательной деятельности необходима также выдача лицензии Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

    Ликвидация  конфессионального объединения также регламентируется нормами административного права. Как правило, инициатором ликвидации или запрета деятельности объединения является Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган в субъекте федерации, но решение по существу принимается судом. Федеральным законом не урегулированы различия в процедурах ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения, однако полное прекращение правоспособности конфессиональной организации как юридического лица допускается только в случае ее ликвидации судом. Запрет деятельности объединения представляет собой временную превентивную меру, цель которой – устранение фактов нарушения действующего законодательства, выявленных органом юстиции или иным правоохранительным органом в процессе осуществления контрольных функций.

    Собственность религиозных организаций.

    Передача  религиозным организациям соответствующего недвижимого имущества с относящимися к нему земельными участками, которые  находятся в государственной  или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно. В таком же порядке, как правило, по решению соответствующего органа исполнительной власти, конфессиональное объединение наделяется и отдельными правомочиями собственника. Передача в собственность религиозным объединениям культовых зданий и сооружений влечет за собой и имущественные обязанности по их функциональному использованию. Конфессиональные объединения вправе владеть, пользоваться и распоряжаться культовыми зданиями и сооружениями только в целях совершения богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний, предусмотренных внутренними установлениями. Следовательно, очевидны определенные ограничения правомочий собственника. Договоры аренды зданий и сооружений, переданных государственными и негосударственными юридическими и физическими лицами в собственность религиозным организациям, должны предусматривать их функциональное использование арендатором, что фактически означает легитимную возможность существования таких арендных отношений, участниками которых являются только приверженцы данного вероисповедания. Несоблюдение указанных условий влечет за собой недействительность договора аренды.

Информация о работе Государство и церковь в России и за рубежом