Государство и церковь в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 14:32, дипломная работа

Описание работы

Тема моего диплома обязывает меня рассмотреть церковь и государство, не останавливаясь на какой-то конкретной стране. И это правильно. Ведь в светских (там нет государственной религии) и теократических (есть официально признанная государственная религия) государствах есть свои существенные и очень интересные особенности отношений церкви и государства. Поэтому я постараюсь охватить своим вниманием не только страну, в которой я живу – Россию -, и проблемы которой мне, несомненно, ближе, но и государства Европы. И, конечно, было бы существенным недостатком не коснуться государств арабских, в которых имеет место интереснейший феномен, имя которому Мусульманское право, а также Индии и Китая.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Государство и церковь в политической системе общества. 6
1.1. Государство: понятие, сущность, функции. 6
1.2. Церковь в политической системе общества. 13
1.3. Взаимоотношения государства и церкви. 19
1.4. Проблемы взаимодействия государства и церкви. 25
Глава 2. Государство и церковь в России и за рубежом. 30
1.5. Правовое положение церкви в России. 30
1.6. Государства «мусульманской» правовой системы. 37
1.7. Право Индии. 42
1.8. Ватикан. 44
Заключение. 47
Библиография. 48

Работа содержит 1 файл

диплом готово совсем.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

      Еще меньше, чем законодательство, на роль источника права может претендовать здесь судебная практика. Итак, в  период, предшествовавший в британской колонизации, классическое индусское право не основывалось не на формальных нормативах не на судебных решениях.

         В период колониальной зависимости   индусское   право претерпело существенные изменения. В области права собственности и обязательного  права  традиционные нормы были заменены нормами "общего права". Семейное наследственное право и другие обычаи не претерпели изменений. К   1864   году   накопились   судебные прецеденты. Однако правило прецедента осталось  далеко  традиций индусского права.  Многие  его  институты  и  нормы подвергались модификации и даже были заменены новыми,  но полного  вытеснения индусского права не произошло.   Сложилось   нечто   вроде "англо-индусского права", то есть индусское право сохранило свое регулирующее значение, правда с определенными ограничениями.

    Конституция 1950 года отвергла систему каст и  запретила дискриминацию по мотивам  кастовой принадлежности. В индусском  праве произошла своего рода революция. Однако Основной закон применяется  только к индусам, а не ко всем гражданам Индии. Верность традициям прослеживается сквозь все трансформации, вековые корни связанные с религией, дает о себе знать.

 

                                                2.4. Ватикан

    Ватикан – это своеобразное, уникальное теократическое государство, располагающееся в центре столицы Италии – городе Рим. Оно занимает площадь 44 га. Как и всякое суверенное государство, Ватикан имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и другие атрибуты. В качестве суверенного государства Ватикан признан абсолютным большинством государств мира и имеет с ними дипломатические отношения. Широко представлен Ватикан и в различных международных организациях. Он имеет постоянного наблюдателя в Организации Объединенных наций. На различных уровнях представлен в ЮНЕСКО – организации ООН по вопросам просвещения, науки и культуры, организациях ООН по вопросам промышленного развития, продовольствия, сельского хозяйства, в МАГАТЭ – международном агентстве по атомной энергии, в Европейском совете и т.д.

    Глава Ватикана – Папа Римский. Он является светским и духовным руководителем  этого государства. Светская власть Папы в ее настоящей форме была установлена Латеранским договором  в 1929 году между правительством Муссолини  и папой Пием XI. официальный полный титул папы звучит так: епископ Рима, наместник Иисуса Христа, помощник князя апостолов, верховный понтифик вселенской церкви, патриарх Запада, Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства-города Ватикан. За всю историю Римской католической церкви было 262 папы. Папа избирается конклавом (коллегией кардиналов) пожизненно из среды высшего духовенства. С 1523 года по 1978 год папский престол занимали только итальянцы (два случая, когда во главе Римской католической церкви были французы не признаются законными). В 1978 году на папский престол был избран поляк –Кароль Войтыла – архиепископ Краковский, который принял имя Иоанна Павла II (родился в 1920 году).

    Согласно  конституции Ватикана, Римскому Папе принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Правящий орган Ватикана носит название Святой престол. Центральный административный аппарат Римской католической церкви называется Римская курия. Римская курия руководит церковными и мирскими организациями, действующими в большинстве стран мира. В соответствии с реформой, которая была проведена папой Иоанном Павлом II в 1988 году, Римская курия включает государственный секретариат, 9 конгрегаций, 12 советов, 3 трибунала и 3 канцелярии, курирующие различные направления и формы деятельности церкви.

    Государственный секретариат организует и регулирует деятельность Ватикана с точки зрения внутренней и внешней политики.

      Священные конгрегации, трибуналы  и секретариаты занимаются церковными  делами. Важнейшая роль принадлежит Священной конгрегации по делам вероучения. Эта организация является наследницей средневековой инквизиции, в том смысле, что в ее задачу входит контроль за деятельностью теологов, духовенства с точки зрения соответствия их взглядов, высказываний, поведения ортодоксальному католическому вероучению.

    Инквизиция, как известно, по отношению к вероотступникам  действовала очень жестоко. Но времена  изменились и нынешняя Священная  конгрегация по вопросам вероучения может действовать только путем  предупреждений и отлучения от церкви через церковное проклятие. О том, что подобная практика имеет место, свидетельствуют вызвавшие широкий резонанс у мировой общественности «дело Кюнга», «дело Боффа» – крупнейших католических теологов, опубликовавших ряд сочинений, в которых они подвергли ревизии некоторые положения традиционной католической догматики.

    Ватикан ни в коей мере не хочет отставать  от новых веяний , зорко следя  за прогрессом науки и техники. Не оставил он без своего внимания и  всем известный Интернет. Призывая к осторожности в пользовании Интернетом, папа в то же время прекрасно понимает, что церковь не может игнорировать этот мощный информационный ресурс. Поэтому уже почти два года папский совет по социальным связям изучает вопрос о назначении небесного покровителя для Интернета. Как сообщает агентство Reuters, свой выбор папа остановил на Исидоре Севильском. Выбор римского понтифика позволяет хорошо понять, как католическая церковь относится к Интернету. Ведь предлагали же, например, святого Педро Регаладо (15 век), который прославился тем, что смог одновременно появиться в двух монастырях, между которыми было два дня пути. Чем не образ повсеместной доступности Интернет-ресурсов?

    Но  выбор пал на святого, который  во времена культурной деградации и  наступления варварства отстаивал и распространял древнюю традицию античной учености. Интернет, который принято называть иногда «виртуальной помойкой», похоже, уподоблен темному Средневековью, в котором церковь не только будет вести христианскую проповедь, но и нести миссию хранителя и источника культуры и образованности.20

    Широкая активность Римской католической церкви проявляется, в первую очередь, в  миссионерской деятельности. Однако Ватикан активно участвует и  в международных отношениях, принимает  участие в работе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в переговорном процессе по разоружению, деятельности международных организаций по правам человека, ЮНЕСКО, МАГАТЭ (о чем уже упоминалось выше) и т.д. и было бы серьезным заблуждением, исходя из незначительных размеров этого города-государства, преуменьшать его вес в международных делах. У Ватикана довольно высокий авторитет и этот авторитет зиждется не только на больших Финансовых возможностях Ватикана и национальных католических церквей, но и на той силе духовного влияния, которым он располагает благодаря 900 миллионам своих приверженцев, проживающих практически  на всей территории Земного шара.

 

     Заключение.

    Итак, изучив множество самой различной  литературы и синтезировав все на мой взгляд самое интересное и  важное, я могу сделать определенные выводы.

    В светских государствах в настоящее  время каких-либо существенных разногласий  между государством и церковью не наблюдается: положение церкви в  государстве стабилизировано и  не подвергается каким-либо кардинальным изменениям. По видимому, это достигается совместной работой органов государства и церкви, результатом которой стало принятие решений, удовлетворяющих обе стороны.

    Однако, на мой взгляд, государство имеет  преимущественный потенциал воздействия  на положение церкви путем принятия законов, которые обязательны к исполнению. Поэтому, если и возникнут какие-либо трения, то государство имеет возможность быстро «урезонить» церковь силой своей власти. Причем характер ограничений может носить специфический характер – например, вопросы собственности церкви, занятия церкви коммерческой деятельностью и т.п. Такое положение вещей, на мой взгляд, крайне ограничивает ответные меры церкви по отношению к государству, ведь не будешь же апеллировать к верующим (с просьбой поддержать церковь) на то, что государство-де положило глаз на, скажем, собственность церкви. Возможно, мои умозаключения носят скорее умозрительный, отвлеченный характер, но такое положение вещей нельзя исключать. Однако степень воздействия церкви на государство через верующих тоже не стоит преуменьшать, причем не важно, светское это государство или теократическое.

    Отмечу  укрепление положения церкви в своем  Отечестве. Меня это радует, хотя себя я отношу скорее к атеистам, нежели к верующим. Но что поделаешь, иногда все же в отчаянные минуты нет-нет да и вырвется что-то типа «Ну слава Богу!» или «С Богом». В общем, отношусь к религии лояльно. Но я отвлекся. Так вот, о том, что церковь возрождается в России, можно судить по многим обстоятельствам: реконструируются старые и строятся новые Храмы; выпускается множество газет религиозного содержания («Жизнь с Богом», «Истина и жизнь» (католическое издание), «Символ», «Русь православная» и др.),  да и других газетах все чаще появляются заметки и статьи, так или иначе связанные с церковной тематикой; по телевидению в самых разных программах часто можно увидеть не только репортажи о церкви, но и самих церковных деятелей, которые, к слову, принимают, можно сказать, активное участие в политической и общественной жизни страны (взять, хотя бы, активно дебатировавшийся зимой 2001 года вопрос об уже упоминавшимся мной выше противодействии некоторых представителей духовенства введению общероссийской системы налогового учета; присутствие Святейшего Патриарха на практически всех больших праздниках рядом с политическими деятелями и т.п.); люди все чаще и охотнее посещают церковь; открываются религиозные образовательные учреждения, в том числе и еврейские. В «Российской газете» как раз была публикация об открытии в Екатеринбурге еврейской общеобразовательной гимназии (Российская газета, 23 марта 2001г.).

    Подъем  религии в России отмечает и зарубежная пресса. Американская газета «Бостон  глоб» пишет: «Звон церковных  колоколов вновь несется над  российскими городами и селами. Заново позолоченные купола сверкают на солнце. Церкви, которые еще недавно выглядели устрашающими руинами, поднимаются под благостное пение верующих».21

    Так тенденцию, можно отметить активизацию  миссионерской деятельности на территории России католической церкви. Некоторые представители духовенства России всерьез обеспокоены этим и свои опасения по этому поводу выразили в письме Патриарху Русской Православной Церкви

    Алексию II, которое подписали 109 клириков и  мирян. В этом письме они обращают внимание Патриарха на «неизменность давних стремлений Ватикана к расширению своего влияния на Восток…Нас особенно настораживает открытое сотрудничество некоторых  клириков и мирян нашей Церкви с теми католическими структурами, которые занимаются прозелитизмом на территории России». В этом же письме приводятся факты, свидетельствующие о том, что некоторые православные радиостанции (в частности, «Христианский церковно-общественный канал») имеют прокатолическую направленность, и вместе с тем активизируется деятельность католических радиостанций, например, «Благовест», «Радио Ватикан». В заключение подписавшиеся под письмом делают вывод: «Создается впечатление, что Ватикан пытается создать внутри Русской Православной Церкви прослойку духовенства, лояльную к католическому вероучению»22.

    По  прежнему, проблемой для всего  мира, проблемой, носящей интернациональный, межгосударственный характер, остается проблема воинствующих религиозных  течений, таких, как исламский фундаментализм. Религиозные фанатики принесли много  горя и слез людям практически на всех континентах, поломали множество человеческих судеб, не обойдя вниманием и Россию. Способом отстаивания своих взглядов они и им подобные выбрали вооруженное противостояние, проведение страшных по своей жестокости террористических актов, в результате которых гибнут чаще всего ни в чем не повинные люди, и, что еще более ужасно, дети. Всем понятно, что так дело оставлять нельзя и надо активно искоренять это зло.

    На  мой взгляд, эволюция отношений между  государством и церковью все-таки продолжается. Исследования этой темы не теряют своей актуальности и сегодня, и есть все основания полагать, что многие мыслители, ученые и исследователи настоящего и будущего не станут пренебрегать изучением взаимоотношений государства и церкви, открыв и объяснив многие вопросы взаимодействия, взаимовлияния столь мощных сил, как государство и религия.

    А в общем, мир живет: любя и страдая, борясь, побеждая и проигрывая, радуясь  и огорчаясь. И пусть государство  и религия, как две могущественные

силы, сплотят  людей, дадут им веру и надежду на лучшее будущее, зажгут их светом и энтузиазмом общего дела, заставляющего все человечество идти вперед и только вперед. 

Информация о работе Государство и церковь в России и за рубежом