Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 22:04, курсовая работа
Актуальность данной проблемы вытекает из тех фундаментальных жизненных изменений, которые произошли и происходят в нашем обществе. Новое современное, глубокое осмысление динамичных общественных процессов требует в политико-правовом плане изучение того, как государство живёт, изменяется, трансформируется и действует, выполняя своё предназначение как организующее и лидирующее начало общества.
I. Оглавление 2
II. Введение 3
III. Понятие и признаки функций государства 5
IV. Классификация функций государства 10
V. Внутренние функции государства 13
Политическая функция 13
Экономическая функция 14
Социальная функция 15
Экологическая функция 16
Функция налогообложения и финансового контроля 18
Функция защиты прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка 19
VI. Внешние функции государства 20
Функция интеграции в мировую экономику 20
Функция обороны 21
Функция поддержания мирового порядка 21
Функция сотрудничества с другими государствами 22
VII. Формы и методы реализации функций государства 25
VIII. Заключение 30
IX. Список литературы 31
КАФЕДРА
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
НА
ТЕМУ: ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Санкт-Петербург
2010
Вопрос о функциях государства имеет огромное теоретическое и практическое значение. Его изучение позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, строения и содержания, но и рассмотреть его деятельность, различные аспекты его функционирования.
В
отечественной юридической
Актуальность данной проблемы вытекает из тех фундаментальных жизненных изменений, которые произошли и происходят в нашем обществе. Новое современное, глубокое осмысление динамичных общественных процессов требует в политико-правовом плане изучение того, как государство живёт, изменяется, трансформируется и действует, выполняя своё предназначение как организующее и лидирующее начало общества.
Итак, цель данной работы - всесторонне исследовать функции государства.
Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- исследовать понятие и признаки функций государства;
- рассмотреть существующие классификации функций государства;
-
подробно остановиться на
- исследовать формы и методы реализации функций государства;
- в заключении подвести итог проделанной работе.
Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач на конкретном историческом этапе общества. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Функции государства следует отличать от функций государственных органов. Так, у государства в целом по отношению к гражданскому обществу нет, и не может быть функции сбора налогов, или фискальной функции. Противное означало бы, что государство необходимо членам общества, в частности, для того, чтобы собирать с них налоги. Государство — это такая публично-властная институция, которая не ставит задачу сбора налогов, а существует за счет налогов и выполняет определенные функции за счет средств, полученных от налогов. Налоги — это основа выполнения задач, средство и условие осуществления функций государства, а налогообложение и сбор налогов — это задача законодателя и функция налоговых органов государства.2
Точно также не следует отождествлять понятие функций государства с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи - средства ее достижения, то функции - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции.3
Функции характеризуют государство в развитии, динамике, а не в статике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство их реализации. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития.
Соответственно,
функции государства можно
К наиболее значимым признакам функций государства относятся:
1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни общества;
2)
непосредственная связь между
сущностью государства и его
социальным назначением,
3)
направленность деятельности
4)
особые формы реализации
Сущность государства и его социальное назначение являются ключевыми факторами в определении направленности деятельности государства, а также в постановке его целей и задач на соответствующем этапе развития общества. Вместе с тем, появление некоторых новых функций у государства не всегда жестко предопределено его новой сущностной характеристикой. Изменение сущности государства неизменно отражается на содержании его деятельности, так как функции наиболее «чутки» к сущностным изменениям. Это проявляется и в функциях современного российского государства, многие из которых претерпели значительную модификацию по сравнению с предыдущими периодами его развития.
Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также поставленных целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий, в том числе потребностей и интересов населения, экономических возможностей общества, его нравственного и культурного уровня, профессионализма государственного аппарата и др.
Разное время - разное приоритетное значение целей государства, а, следовательно, и его функций. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое значение приобретает экономическая функция; на других - в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации политических функций государственной власти, на третьих, в состоянии межгосударственного конфликта или его угрозы, важнейшая – оборонная функция. Таким образом, функции государства непосредственно выражают, предметно конкретизируют его сущность, национальные и частные интересы членов общества. В современной России на первом плане в силу объективных обстоятельств стоят экономические функции. От успешности решения экономических задач и осуществления экономических функций целиком и полностью зависят достижение объективно стоящих перед обществом и государством целей, осуществление всех других государственных целей.5
Большое влияние на содержание функций государства оказывают национальные моменты. Это особенно характерно для многонациональных государств, таких как Россия. В таких государствах их функции также имеют определенное национальное содержание, что связано с сохранением и развитием национальной культуры, национальных традиций, самобытности и др. Национальное единство укрепляет государство, поскольку политическая общность дополняется этнокультурными узами (язык, национальное сознание, обычаи и др.). В обществе политическая дифференциация нередко сглаживается (нивелируется) национальными интересами. Об этом свидетельствует мировая практика. В наши дни межнациональные конфликты стали более частым явлением, чем классовые. Идет борьба за территории, суверенитет, возможность свободного этнокультурного развития, размежевание и воссоединение, расстановку национальных кадров и т.п.
Любое
государство, особенно многонациональное,
во избежание распада
Среди факторов, воздействующих на функции государства, также необходимо отметить научно-технический прогресс, оказывающий двойственное воздействие на деятельность государства. С одной стороны, государство должно способствовать развитию фундаментальной науки, разработке открытий и изобретений, а с другой - законодательно ограничивать негативные последствия от использования научных достижений. Так, совершенствование медицинских технологий, значительные достижения медицинской науки в области трансплантации человеческих тканей и органов, репродуктивной деятельности, генной инженерии выдвигают на первый план многие нравственные и правовые проблемы. В силу этого государство должно защищать людей от незаконных посягательств на их жизнь, физическую неприкосновенность и одновременно устанавливать ответственность медицинских учреждений, их работников за врачебную ошибку, разглашение врачебной тайны, неправильное использование методов лечения, злоупотребление доверием пациентов.
В современном мире на функции государства оказывают существенное влияние также процессы информатизации общества, создание общепланетарного информационного пространства. Развитие этих процессов диктуется потребностями формирования свободного общества, участием широкой общественности в управлении делами государства, необходимостью контроля за управляющими и, наконец, законным правом граждан знать, что конкретно делается в мире, в государстве, протестовать против незаконных, несправедливых решений.
Нельзя не упомянуть и такой существенный фактор как международная обстановка. В последние годы наблюдается усиление влияния межгосударственных отношений, международных организаций, международных норм и принципов на внутреннюю жизнь государства. Одновременно достигнут высокий уровень интеграционных процессов, что обусловлено большой взаимосвязью и взаимозависимостью различных государств. На мировой арене идет формирование нового соотношения сил: одни государства утрачивают положение сверхдержав, другие выдвигаются в разряд передовых. Все это не может не отражаться на деятельности государства как внутри страны, так и на межгосударственном уровне.6
Классификация происходит по признакам, позволяющим отнести функции к конкретному классу, группе. Выделяют, например, объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения, взаимоотношения государств, содержание функций, и др.
По времени действия они делятся на постоянные и временные. Постоянные выполняются в течение длительного времени и осуществляются государством на всех этапах его существования, временные функции характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его жизни. Они прекращают своё действие с решением определённой задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (например, функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение). 7
К
числу основных критериев можно
отнести и классификацию
Наряду с вышеперечисленными критериями классификации функций государства, широко распространенной является их классификация на основные и неосновные.
Необходимо отметить, что такая классификация насколько традиционна, настолько и спорна. Данный вопрос в отечественной литературе дискутировался ещё в 1960-ые годы – что такое основные и неосновные функции государства и в чем их отличие друг от друга? Также обсуждался вопрос и о необходимости подразделять функции государства на такие категории. Сейчас уже можно сказать, что вопрос о необходимости такого деления был решен положительно. Большинство исследователей пришли к выводу, что такая классификация не только желательна, но и необходима.