Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной проблемы вытекает из тех фундаментальных жизненных изменений, которые произошли и происходят в нашем обществе. Новое современное, глубокое осмысление динамичных общественных процессов требует в политико-правовом плане изучение того, как государство живёт, изменяется, трансформируется и действует, выполняя своё предназначение как организующее и лидирующее начало общества.

Содержание

I. Оглавление 2
II. Введение 3
III. Понятие и признаки функций государства 5
IV. Классификация функций государства 10
V. Внутренние функции государства 13
Политическая функция 13
Экономическая функция 14
Социальная функция 15
Экологическая функция 16
Функция налогообложения и финансового контроля 18
Функция защиты прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка 19
VI. Внешние функции государства 20
Функция интеграции в мировую экономику 20
Функция обороны 21
Функция поддержания мирового порядка 21
Функция сотрудничества с другими государствами 22
VII. Формы и методы реализации функций государства 25
VIII. Заключение 30
IX. Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ Функции государства .doc

— 139.50 Кб (Скачать)
 
 

     КАФЕДРА ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 

     НА  ТЕМУ: ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 
 
 
 

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Санкт-Петербург

     2010

       I. Оглавление

     II. Введение

 

     Вопрос  о функциях государства имеет  огромное теоретическое и практическое значение. Его изучение позволяет  взглянуть на государство не только со стороны его формы, строения и  содержания, но и рассмотреть его деятельность, различные аспекты его функционирования.

     В отечественной юридической науке  уже давно было установлено, что  правильное понимание вопроса о  функциях позволяет увидеть перспективу развития государственных органов, грамотно сосредоточить усилия и потенциал государства и его органов на главных, решающих участках работы, увеличить коэффициент полезного действия государства, свести к минимуму просчеты и ошибки.1 Такие выдающиеся ученые-юристы как Л.М. Морозова, В.С. Нерсесянц, Н.В. Черноголовкин, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, А.В. Малько и многие другие, посвящали и посвящают огромное внимание изучению данного вопроса. Соответственно, огромное значение имеет изучение функций государства и в процессе получения высшего юридического образования.

     Актуальность данной проблемы вытекает из тех фундаментальных жизненных изменений, которые произошли и происходят в нашем обществе. Новое современное, глубокое осмысление динамичных общественных процессов требует в политико-правовом плане изучение того, как государство живёт, изменяется, трансформируется и действует, выполняя своё предназначение как организующее и лидирующее начало общества.

     Итак, цель данной работы - всесторонне исследовать  функции государства.

     Исходя  из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:

     - исследовать понятие и признаки функций государства;

     - рассмотреть существующие классификации функций государства;

     - подробно остановиться на внешних  и внутренних функциях государства,  перечислить и охарактеризовать  их;

     - исследовать формы и методы реализации функций государства;

     - в заключении подвести итог  проделанной работе.

 

     

     III. Понятие и признаки функций государства

 

     Функции государства - это основные направления  деятельности государства по решению  стоящих перед ним целей и  задач на конкретном историческом этапе общества. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Функции государства следует отличать от функций государственных органов. Так, у государства в целом по отношению к гражданскому обществу нет, и не может быть функции сбора налогов, или фискальной функции. Противное означало бы, что государство необходимо членам общества, в частности, для того, чтобы собирать с них налоги. Государство — это такая публично-властная институция, которая не ставит задачу сбора налогов, а существует за счет налогов и выполняет определенные функции за счет средств, полученных от налогов. Налоги — это основа выполнения задач, средство и условие осуществления функций государства, а налогообложение и сбор налогов — это задача законодателя и функция налоговых органов государства.2

     Точно также не следует отождествлять  понятие функций государства с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи - средства ее достижения, то функции - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции.3

     Функции характеризуют государство в  развитии, динамике, а не в статике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости  от типа государства, основных задач, стоящих  перед ним, и представляют собой средство их реализации. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития.

     Соответственно, функции государства можно определить как особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий (механизм) главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.

     К наиболее значимым признакам функций  государства относятся:

     1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах жизни общества;

     2) непосредственная связь между  сущностью государства и его  социальным назначением, которая  реализуется в функционировании  государства;

     3)  направленность деятельности государства  на выполнение крупных задач й достижение целей, встающих на каждом историческом этапе;

     4)  особые формы реализации функций  государства (правовые и организационные), обусловленные применением специфических  методов управления (в том числе  властно-принудительных).4

     Сущность  государства и его социальное назначение являются ключевыми факторами  в определении направленности деятельности государства, а также в постановке его целей и задач на соответствующем  этапе развития общества. Вместе с  тем, появление некоторых новых функций у государства не всегда жестко предопределено его новой сущностной характеристикой. Изменение сущности государства неизменно отражается на содержании его деятельности, так как функции наиболее «чутки» к сущностным изменениям. Это проявляется и в функциях современного российского государства, многие из которых претерпели значительную модификацию по сравнению с предыдущими периодами его развития.

     Формирование  функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также поставленных целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий, в том числе потребностей и интересов населения, экономических возможностей общества, его нравственного и культурного уровня, профессионализма государственного аппарата и др.

     Разное  время - разное приоритетное значение целей государства, а, следовательно, и его функций. На одних этапах центр тяжести перемещается в  сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое значение приобретает экономическая функция; на других - в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации политических функций государственной власти, на третьих, в состоянии межгосударственного конфликта или его угрозы, важнейшая – оборонная функция. Таким образом, функции государства непосредственно выражают, предметно конкретизируют его сущность, национальные и частные интересы членов общества. В современной России на первом плане в силу объективных обстоятельств стоят экономические функции. От успешности решения экономических задач и осуществления экономических функций целиком и полностью зависят достижение объективно стоящих перед обществом и государством целей, осуществление всех других государственных целей.5

     Большое влияние на содержание функций государства  оказывают национальные моменты. Это  особенно характерно для многонациональных  государств, таких как Россия. В  таких государствах их функции также  имеют определенное национальное содержание, что связано с сохранением и развитием национальной культуры, национальных традиций, самобытности и др. Национальное единство укрепляет государство, поскольку политическая общность дополняется этнокультурными узами (язык, национальное сознание, обычаи и др.). В обществе политическая дифференциация нередко сглаживается (нивелируется) национальными интересами. Об этом свидетельствует мировая практика. В наши дни межнациональные конфликты стали более частым явлением, чем классовые. Идет борьба за территории, суверенитет, возможность свободного этнокультурного развития, размежевание и воссоединение, расстановку национальных кадров и т.п.

     Любое государство, особенно многонациональное, во избежание распада государственной  общности народов, проживающих на его территории, должно выявлять и согласовывать национальные интересы, учитывать национальный фактор в своей политике, в том числе при принятии государственных решений, своевременно выявлять источники обострения национальной напряженности и использовать государственно-правовые механизмы для разрешения демократическим путем национальных противоречий.

     Среди факторов, воздействующих на функции  государства, также необходимо отметить научно-технический прогресс, оказывающий  двойственное воздействие на деятельность государства. С одной стороны, государство должно способствовать развитию фундаментальной науки, разработке открытий и изобретений, а с другой - законодательно ограничивать негативные последствия от использования научных достижений. Так, совершенствование медицинских технологий, значительные достижения медицинской науки в области трансплантации человеческих тканей и органов, репродуктивной деятельности, генной инженерии выдвигают на первый план многие нравственные и правовые проблемы. В силу этого государство должно защищать людей от незаконных посягательств на их жизнь, физическую неприкосновенность и одновременно устанавливать ответственность медицинских учреждений, их работников за врачебную ошибку, разглашение врачебной тайны, неправильное использование методов лечения, злоупотребление доверием пациентов.

     В современном мире на функции государства  оказывают существенное влияние  также процессы информатизации общества, создание общепланетарного информационного пространства. Развитие этих процессов диктуется потребностями формирования свободного общества, участием широкой общественности в управлении делами государства, необходимостью контроля за управляющими и, наконец, законным правом граждан знать, что конкретно делается в мире, в государстве, протестовать против незаконных, несправедливых решений.

     Нельзя  не упомянуть и такой существенный фактор как международная обстановка. В последние годы наблюдается  усиление влияния межгосударственных отношений, международных организаций, международных норм и принципов на внутреннюю жизнь государства. Одновременно достигнут высокий уровень интеграционных процессов, что обусловлено большой взаимосвязью и взаимозависимостью различных государств. На мировой арене идет формирование нового соотношения сил: одни государства утрачивают положение сверхдержав, другие выдвигаются в разряд передовых. Все это не может не отражаться на деятельности государства как внутри страны, так и на межгосударственном уровне.6

 

     

     IV. Классификация функций государства

 

     Классификация происходит по признакам, позволяющим отнести функции к конкретному классу, группе. Выделяют, например, объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения, взаимоотношения государств, содержание функций, и др.

     По  времени действия они делятся  на постоянные и временные. Постоянные выполняются в течение длительного времени и осуществляются государством на всех этапах его существования, временные функции характеризуются непродолжительностью существования, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных этапах его жизни.  Они прекращают своё действие с решением определённой задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (например, функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение). 7

     К числу основных критериев можно  отнести и классификацию функций  государства по формам деятельности, основанную на принципе разделения властей. Соответственно этому функции подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные (правоохранительные). Данная классификация отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из них осуществляется, как правило, совокупностью государственных органов, принадлежащих к одной из ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.8

     Наряду  с вышеперечисленными критериями классификации  функций государства, широко распространенной является их классификация на основные и неосновные.

     Необходимо  отметить, что такая классификация  насколько традиционна, настолько  и спорна. Данный вопрос в отечественной литературе дискутировался ещё в 1960-ые годы – что такое основные и неосновные функции государства и в чем их отличие друг от друга? Также обсуждался вопрос и о необходимости подразделять функции государства на такие категории. Сейчас уже можно сказать, что вопрос о необходимости такого деления был решен положительно. Большинство исследователей пришли к выводу, что такая классификация не только желательна, но и необходима.

Информация о работе Функции государства