Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства. Для чего я постараюсь рассмотреть вопросы понятия функций государства, основные внешние и внутренние функции, формы и методы их реализации, а также роль органов внутренних дел в осуществлении функций государства.

Содержание

Введение 3
1. Понятие функций государства 5
2. Основные внутренние функции государства 14
3. Основные внешние функции государства 24
4. Формы и методы реализации функций государства 32
5. Роль органов внутренних дел в осуществлении
функций государства
35
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Работа содержит 1 файл

Функции государства -курс работа-.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ МВД  РОССИИ

ТУЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ 

Кафедра государственно-правовых дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по  курсу:

 

ТЕОРИЯ  ГОСУДАРСТВА И  ПРАВА 

Тема  №34 

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 
 
 
 
 

                  Выполнил  слушатель 1 курса, заочной формы  обучения, набор 2007 года,

                  Группа  № 0709, зачётная книжка № 114

                  Дронов  Андрей Леонидович 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Тула  – 2007 год 
 

ПЛАН 

                                                                  Стр.

  Введение 3
1. Понятие функций государства 5
2. Основные внутренние функции государства 14
3. Основные внешние  функции государства 24
4. Формы и методы реализации функций государства 32
5. Роль органов  внутренних дел в осуществлении

функций государства

35
  Заключение 38
  Список использованной литературы 40
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его целей, задач и функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом. Вопрос о функциях государства на любом этапе развития является одним из важнейших в общей теории государства. Это связано, во-первых, с тем, что в  функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. Поэтому познание функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру. Иными словами, структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, на которые государство оказывает необходимое воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению структуры.

    Выбор данной темы обусловлен ее несомненной актуальностью в современный период. В юридической литературе нет единства мнений относительно категории «функции государства». Под ними понимаются основные направления деятельности государства; его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер; социальное направление деятельности внутри или вне государства. Однако все однозначно признают, что в функциях государства выражается его сущность и социальное назначение, цели и задачи. В советской юридической науке был выработан взгляд на проблему государства, служивший в течение ряда десятилетий идеологическим оправданием тоталитарного режима. Обстановка изменилась в связи с официальным признанием необходимости формирования в нашей стране правового государства. Перед новой Россией стоят новые задачи и цели, государство приобретает новые функции.

    Вопрос  о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения разносторонней деятельности, функционирования. При этом представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

    В нашей науке функции государства  обычно подразделяются на внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти, и внешние, которые связаны  с отношениями между данным государством и другими странами.

    Мне кажется, что подробное изучение данной темы поможет глубже развить представления о государстве как о социальном институте, о том как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение.

    Цель  моей работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства. Для чего я постараюсь рассмотреть вопросы понятия функций государства, основные внешние и внутренние функции, формы и методы их реализации, а также роль органов внутренних дел в осуществлении функций государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 

    «Функции  государства - это основные направления  его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом»1.

    В функциях государства выражается его  сущность, его предназначение, и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности. Функции государства можно определить как «основные направления его деятельности по управлению обществом, включая механизм государственного воздействия на развитие общественных процессов, в которых находит свое выражение его сущность и социальное назначение»2.

    Теория  государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства – характеристики именно того, что и как государство "делает".

    Функция, как и многие иные обществоведческие понятия, не является собственно юридическим и политическим понятием. Оно было заимствовано из других наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом. Это есть свойство юридического языка, - заимствовать чужие понятия и наполнять их своим специальным, особенным смыслом, причем таким, который понятен порой лишь специалистам в этой области и, который подчас почти полностью утрачивает связь с первоначальным смыслом. Вот и с понятием "функция", когда оно включается в юридический понятийный аппарат, происходит этот процесс. Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение.  

    Именно  в этом смысле говорится о функциях государства, правительства, министерств и других государственных органов.

    Следовательно, функция государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства, и обеспечивающие ее средства и способы3. Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка. Функции государства - это направления деятельности, но не сама деятельность.

    Понятие функции государства появилось  и стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистско-ленинского подхода к государству выделялись классовая сущность государства, общесоциальное и классовое назначение государства. Утверждалось, что поскольку и направление, и сам предмет, и содержание деятельности государства и обеспечивающая их система структурных образований изменяется в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным и очень подходящим является понятие именно функции.

    Далее это понятие особенно широко было использовано для определения деятельности социалистического государства - его роли как главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации народного хозяйства, поддержки национально-освободительных движений и тому подобное. При этом так называемые новые (социалистические) функции государства тесно увязывались с новой (социалистической) сущностью самого государства - социалистическая собственность, господство рабочего класса, правящая коммунистическая партия и так далее.

    На  современном этапе развития отечественной теории государства и права тоже сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с уточнениями: расширяется и углубляется понимание социального назначения государства; отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и, соответственно, его функций.

    Как показывает исторический опыт, на функции  государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества (экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). В функциональной характеристике государства отечественная теория учитывает все новые проблемы, но, все равно, сохраняет и то позитивное, что было накоплено и наработано в этой области на предыдущем этапе. Ценным оказалось, прежде всего, само понятие функции государства, ее содержание и значение как одной из важных характеристик деятельной стороны государства.

    Функциональный  подход позволяет более глубоко  изучать длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных типов, видов, форм у разных народов, т.е. процесс формирования и эволюции государственности.

    «Поскольку  сферы государственной деятельности многообразны, как и общественные отношения, то перед теорией государства и права встала проблема определить основные направления его внутренней и внешней деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение»4.

    В то же время неверно думать, что  в функциях государства отражается только его сущность, так как у него возникают задачи и функции, продиктованные особенности проживаемого момента, ситуацией политического властвования, спецификой управления государственно-организованным обществом.

    Л.А. Морозова предложила трактовку функций государства не только как направлений его деятельности, но и как «механизма государственного воздействия на общественные процессы, так как, выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов»5.

    Говоря  о понятии функций государства  необходимо сказать об их эволюции. «Для того, чтобы раскрыть эволюцию функций российского государства, рассмотрим соотношение категорий «цель» - «задачи» -«функции». Прежде всего, в формулировании определенной цели государства проявляется его социальное назначение. Для ее достижения объективно нужно решение конкретных задач, что в свою очередь обусловлено осуществлением соответствующих функций»6. Понятие «функции» и «задачи» нераздельны, не случайно соответствие задачам государства составляет существенный признак категории функции государства, причем даже формулировки ряда задач и функций совпадают или почти совпадают. Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно - следственного характера. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных сферах. Основные функции наиболее «чутки» к сущностным изменениям государства.

Информация о работе Функции государства