Функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 10:16, реферат

Описание работы

Цель исследования – комплексный анализ основного содержания функций государства. На основании поставленной цели определим задачи:
* Дать понятие, определить содержание и признаки функций государства;
* Выделить основную классификацию функций государства – их структуру и содержание;
* Проанализировать формы и методы осуществления функций государства;
* Рассмотреть функционирование современного Российского государства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЗНАКИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА……. 5
2. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 9
3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 18
4. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 61.58 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЗНАКИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА……. 5

2. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ  ГОСУДАРСТВА И  ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 9

3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 18

4. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ  РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Научное исследование государства любого типа и формы предполагает безусловное  рассмотрение государственных функций, которые представляют собой важнейшие  качественные характеристики и ориентиры  не только самого государства, но и  общества в целом.

     Актуальность темы исследования обусловлена тем, что для теории государства и практики его функционирования вопрос о функциях государства и формах их реализации - один из наиболее фундаментальных и значимых. Это объясняется, во-первых, тем, что в функциях проявляются сущность государства, его социальное назначение. Как явление социальной жизни, государство характеризуется чрезвычайным многообразием непосредственно наблюдаемых и воспринимаемых проявлений. Это определено как разнообразием задач, решаемых государством в различных областях жизни общества, так и разнообразием органов, форм, методов и средств осуществления государственной деятельности. Поэтому исследование функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру, т.е. способы, закономерности организации элементов государства как сложной системы. Поэтому можно смело утверждать, что проблема исследования функций государства имеет  научную и практическую значимость.

     Исследование  функций государства помогает реальной оценке его возможностей, способствует более глубокому пониманию механизма  его взаимодействия с иными структурами  общества в решении наиболее важных политических, экономических, социальных, экологических, культурных и других задач. Оптимальность его организации  самым непосредственным образом  зависит от того, насколько полно  и четко выявлены функции государства  и определены формы реализации этих функций.

     Цель  исследования – комплексный анализ основного содержания функций государства. На основании поставленной цели определим задачи: 

  • Дать понятие, определить содержание и признаки функций государства;
  • Выделить основную классификацию функций государства – их структуру и содержание;
  • Проанализировать формы и методы осуществления функций государства;
  • Рассмотреть функционирование современного  Российского государства.
  1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЗНАКИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
 

     Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития.

     Изначально  любое государство выполняло  триединую задачу:

  • управлять хозяйством и обществом;
  • оборонять собственную территорию и (если имеется возможность) грабить чужую.

     По  мере развития общественных отношений  появилась возможность более  цивилизованного поведения государства.

     Природа государства и его положение  в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов.

     Функциями государства называются основные направления  его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации1.

      Термин  “функции государства” применяется  для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его  социальное назначение. Основные направления  деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве  имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной  жизнедеятельности общества.

     Понятие функции  государства не нужно отождествлять  с понятием "политика государства". Политика больше связана не с интересами государства в целом, а с интересами тех конкретных групп, которые стоят в данное время у власти, поэтому конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может осуществляться по-разному. Так, в некоторых странах на разных этапах их развития функции государства приобретали ярко выраженную классовую направленность (диктатура пролетариата, построение социалистической экономики).

     Осуществляя свои функции, государство использует набор конкретных средств. В механизме  государства образуются соответствующие  органы, в государственном бюджете  выделяются необходимые средства, создается  законодательная база для регулирования  конкретного направления деятельности.

     Функции государства следует отличать от функции органов государства. Функции органов государства определяются самим государством и закрепляются специальным актом о правовом статусе данного органа. А функции государства определяются не волей законодателя, а его природой, обусловлены самой жизнью общества2.

      Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:

      1. Содержание каждой функции государства  складывается из совокупности  однородных аспектов государственной  деятельности. Сходные стороны государственной  деятельности объединяются в  одну функцию исходя из специфики  и характера тех общественных  отношений, на которые они воздействуют.

      2. В отличие от функций многочисленных  государственных органов (финансовых, народного образования, прокуратуры), специально предназначенных для  определенной деятельности, функции  государства охватывают его деятельность  в целом. Сказанное не умаляет  значения отдельных органов в  осуществлении определенных функций  государства, поскольку иногда эти органы играют ведущую роль в решении основных задач государства (например, ведущая роль вооруженных сил в выполнении функции обороны страны от нападения извне). Таким образом, функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. Если функции государства отвечают основным, общественно значимым направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находит выражение социальное назначение и сущность государства.

      3. Функции государства носят комплексный,  собирательный характер. В них  воплощается сосредоточение усилий  государства на решающих, жизненно  важных направлениях его внутренней  или внешней деятельности.

      4. Функции государства необходимо  также отличать от видов государственной  деятельности, которые могут осуществляться  либо специально уполномоченными  на то органами, либо структурными  подразделениями различных органов  государства. Видами государственной  деятельности являются, например, расследование  уголовных дел, таможенный контроль.

      5. Функции государства нельзя отождествлять  с формами и методами их  реализации. Основными правовыми  формами осуществления функций  современного государства являются  правотворчество, исполнительно-распорядительная  и правоохранительная деятельность. Государство в соответствии с  теми задачами, которые стоят  перед ним на том или ином  этапе развития, может использовать  методы убеждения, поощрения или  принуждения в их различных  сочетаниях. Конкретная же функция  государства представляет собой  единство содержания, форм и методов  осуществления государственной  власти, неразрывно связанных с  данным направлением деятельности  государства3.

     Попробуем выделить признаки функций, то есть те устойчивые характеристики, которые позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функции.

     К этим признакам относятся:        

      - прочно сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой;        

      - непосредственная связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социальным назначением, которое и реализуется в деятельности  государства;         

      - направление деятельности государства на решение крупных социально-экономических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества;        

      - деятельность государства осуществляется в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числе властно - принудительных методов.

     Совокупность  этих признаков позволяет утверждать, что действительно речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций.

     Функциональная характеристика позволяет изучать не только государство конкретного типа, вида, формы у того или иного народа в той или иной конкретно-исторический период, но и государственность этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций можно видеть и то, как развивалась, изменялась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе. 

2. РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

     Появление тех или иных новых функций  на различных этапах развития государственности  конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно - следственного  характера, не жестко детерминировано  новой сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или  менее причинная зависимость  все же характеризует функции  государства, которые представляют собой важнейшие направления  деятельности государства в определяющих областях его существования в  экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям государства.

     Иные  же функции подвергаются мощному  влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый  тип государства, появившийся в  развитии конкретного государственно организованного общества, может  в явной или скрытой форме  сохранять и иногда развивать  некоторые старые функции.

     В государственности того или иного  общества сохраняется преемственность  функций, но действует и механизм обновления функций. Например, на появление  новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости  функций от изменения сущности и формы государства.

     На  протяжении долгого времени в  науке поддерживался искусственно классовый подход, не всегда обращалось внимание на особенность функционирования государства в интересах всего  общества. Но в наше время можно  с уверенностью сказать, что любое  государство осуществляет общесоциальную деятельность, выступает представителем интересов всего общества, всех классов, социальных групп и слоев населения.

     Как отмечает в А.Б.Венгеров, прежде всего  на функции оказывает определяющее влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции  всех без исключения современных  государств подвержены воздействию  научно-технических достижений XX-XXI вв. Это воздействие двояко. С одной стороны, появляются жизненно важные направления деятельности государства: поддержка науки, особенно фундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащение интеллектуального потенциала общества. С другой – ограничение опасности, которая происходит от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений (ядерные технологии, генетика, медицинская биология, проблема клонирования и.т.п).4

Информация о работе Функции государства