Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 23:10, курсовая работа
Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения разносторонней деятельности функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
I. Понятие, содержание и признаки функции государства
I.1. Понятие «функция государства» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
I.2. Содержание функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
I.3. Признаки функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
I.4. Эволюция функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
I.5. Классификация функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
I.6. Правовые формы выполнения функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
I.7. Функции Российского государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
II. Внутренние функции
II.1. Обеспечение народовластия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
II.2. Экономическая функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
II.3. Социальная функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
II.4. Экологическая функция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
II.5. Налогообложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
II.6. Защита прав и свобод граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
III. Внешние функции
III.1. Интеграции в мировую экономику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
III.2. Поддержки иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
III.3. Функция обороны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
III.4. Функция поддержки мирового порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
III.5. Функция сотрудничества с другими государствами в решении
глобальных проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
III.6. Правовые формы выполнения функций
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Содержание
Введение
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . 3
I. Понятие, содержание и признаки функции государства
I.1. Понятие «функция государства» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
I.2. Содержание функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
I.3. Признаки функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
I.4. Эволюция функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
I.5. Классификация функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
I.6. Правовые формы выполнения функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
I.7.
Функции Российского государства. . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
II. Внутренние функции
II.1. Обеспечение народовластия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
II.2. Экономическая функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
II.3. Социальная функция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
II.4. Экологическая функция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
II.5. Налогообложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
II.6.
Защита прав и свобод граждан . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
III. Внешние функции
III.1. Интеграции в мировую экономику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
III.2. Поддержки иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
III.3. Функция обороны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
III.4. Функция поддержки мирового порядка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
III.5. Функция сотрудничества с другими государствами в решении
глобальных проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
III.6.
Правовые формы выполнения функций
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.35
Список
литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .36
Введение
Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения разносторонней деятельности функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности. Следует заметить, что преобразования и реформы последних лет не обошли и такой предмет, как теория государства и права. Слишком очевиден разрыв между традиционно сложившимся содержанием монографий, учебников и учебных пособий и теми государственными и правовыми реальностями, которые характеризовали состояние и развитие человеческого общества вообще, российского общества в частности. К настоящему времени существенно обогатилось научное знание о важных сторонах функционирования и развития государства и права. Новые процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений.
Как
данные процессы отразились на таком
понятии как “функции государства”? Я
считаю этот вопрос очень важным и актуальным,
т.к. если до конца не разобраться в “том,
что и как государство делает”, что оно
должно делать, нашей стране невозможно
будет найти пути выхода из сложившегося
кризиса. Кроме этого, мне кажется,
что подробное изучение данной темы поможет
глубже развить представления о государстве
как о социальном институте, о том, как
этот институт живет, действует, изменяется?
Каковы основные тенденции его развития,
как он выполняет свое социальное назначение.
I. Понятие, содержание и признаки функций государства
I.1. Понятие “функция государства”
Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом1.
Функции вытекают из природы и нужд самого общества и в государственно организованном обществе обретают характер государствееных функций.Это естественно, т.к. в таком обществе управление общественными делами возлагается на государство как форму организации самого общества.Функции государства как главные направления его деятельности обусловлены основными задачами, стоящими перед обществом. Изменения задач ведет к изменению функций государства. В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.
Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, что и как государство "делает".
Функция, как и многие иные обществоведческие понятия, не является собственно юридическим и политическим понятием. Оно было заимствовано из совсем иных наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, то есть непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом. Это есть свойство юридического языка, заимствовать чужие понятия и наполнять их своим специальным, особенным смыслом, причем таким, который понятен порой лишь специалистам в этой области и, который подчас почти полностью утрачивает связь с первоначальным смыслом.
Вот и с понятием "функция", когда оно включается в юридический понятийный аппарат, происходит этот процесс. Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико - правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов. Следовательно, функция государства - это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства, и обеспечивающие ее средства и способы.2 Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.
Понятие функций иногда ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства лишь «по управлению обществом» или, наоборот, расширяется за счет включения в их понятие и содержание «механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов»3. В функциях государства проявляется социальная, классовая сущность государства, его социальное назначение.
I.2. Содержание функций
Понятие функции государства появилось и стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистко-ленинского подхода к государству выделялись: классовая сущность государства, общесоциальное и классовое назначение государства. Утверждалось, что поскольку и направление, и сам предмет, и содержание деятельности государства и обеспечивающая их система структурных образований изменяется в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным и очень подходящим является понятие именно функции.
Далее это понятие особенно широко было использовано для определения деятельности социалистического государства - его роли как главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации народного хозяйства, поддержки национально - освободительных движений и тому подобное. При этом так называемые новые (социалистические) функции государства тесно увязывались с новой (социалистической) сущностью самого государства - социалистическая собственность, господство рабочего класса, правящая коммунистическая партия и так далее.
На современном этапе развития отечественной теории государства и права тоже сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с уточнениями:
-
расширяется и углубляется
- отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и, соответственно, его функций.
Как
показывает исторический опыт, на функции
государства оказывают
Функциональный подход позволяет более глубоко изучать длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных типов, видов, форм у разных народов, т.е. процесс формирования и эволюции государственности.
I.3. Признаки функций
Попробуем выделить признаки функций, то есть те устойчивые характеристики, которые позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функции.
К этим признакам относятся:
-
прочно сложившаяся предметная
деятельность государства в
- непосредственная связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социальным назначением, которое и реализуется в деятельности государства;
-
направление деятельности
-
деятельность государства в
Совокупность
этих признаков позволяет
I.4. Эволюция функций
Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям государства. Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно-организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.
Делаем вывод, что, таким образом, в государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.