Фридрих Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:17, реферат

Описание работы

Тема реферата происхождение семьи, частной собственности и государства, по книге Фридриха Энгельса. Сам Фридрих Энгельс был великим мыслителем и общественно-политическим деятелем, основоположникам марксизма. Он родился 28 ноября 1820 года, в Пруссии, а скончался 5 марта, в Лондоне. Свою книгу он писал опираясь на исследования Моргана. Великая заслуга Моргана состоит в том, что он открыл и восстановил в главных чертах доисторическую основу нашей писаной истории и в родовых связях североамериканских индейцев нашел ключ к важнейшим, доселе неразрешимым загадкам древней греческой, римской и германской истории. Его сочинение - труд не одного дня. Около сорока лет работал он над своим материалом, пока не овладел им вполне.

Работа содержит 1 файл

Реферат по ТГП - 1.docx

— 44.40 Кб (Скачать)

  Российский Государственный Социальный Университет

 

 

 

 

 

              

 

                    Реферат

 По дисциплине « теория государства и права»

На тему « Фридрих Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности  и государства»

 

 

 

 

                                                   Выполнила:

                                                   Студентка ЮСТ-Д-Б-1-1

                                                   Айба Эсма   

                                   Введение        

Тема моего реферата происхождение  семьи, частной собственности и  государства, по книге Фридриха Энгельса. Сам Фридрих Энгельс был великим  мыслителем и общественно-политическим деятелем, основоположникам марксизма. Он родился 28 ноября 1820 года, в Пруссии, а скончался 5 марта, в Лондоне. Свою книгу он писал опираясь на исследования Моргана. Великая заслуга Моргана состоит в том, что он открыл и восстановил в главных чертах доисторическую основу нашей писаной истории и в родовых связях североамериканских индейцев нашел ключ к важнейшим, доселе неразрешимым загадкам древней греческой, римской и германской истории. Его сочинение - труд не одного дня. Около сорока лет работал он над своим материалом, пока не овладел им вполне.

Энгельс безусловно многое добавил к книге Моргана, особенно в разделе о Греции, Риме, о кельтах и германцах. Все экономические основания Моргана были переработаны Энгельсом. Книга Энгельса является своеобразным завещание для следующих поколении.

Согласно материалистическому  пониманию, определяющим моментом в  истории является производство непосредственной жизни. Которое бывает двоякого рода. С одной стороны - производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудий; с другой - производство самого человека, продолжение рода. Общественные порядки, обусловливаются обоими видами производства: ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой - семьи. Чем меньше развит труд, тем сильнее проявляется зависимость общественного строя от родовых связей. Между тем в рамках этой  структуры общества все больше и больше развивается производительность труда, а вместе с ней - частная собственность и обмен, имущественные различия, возможность пользоваться чужой рабочей силой и тем самым основа классовых противоречий: новые социальные элементы, которые в течение поколений стараются приспособить старый общественный строй к новым условиям, пока, наконец, несовместимость того и другого не приводит к полному перевороту. Старое общество, покоящееся на родовых объединениях, взрывается в результате столкновения новообразовавшихся общественных классов; его место заступает новое общество, организованное в государство. Общество, в котором семейный строй полностью подчинен отношениям собственности и в котором отныне свободно развертываются классовые противоречия и классовая борьба, составляющие содержание всей писаной истории вплоть до нашего времени.

ДОИСТОРИЧЕСКИЕ  СТУПЕНИ КУЛЬТУРЫ

Морган внес в предысторию  человечества определенную систему, которая  до сих пор остается в силе. Эта  система состоит из трех главных  эпох - дикости, варварства, цивилизации, каждая из них подразделена на высшую среднюю и низшую  ступень.

Первой эпохой является дикость, на низшей ступени дикости люди находились еще в местах своего первоначального  пребывания, они жили на деревьях, питались  плодами и орехами.  Главное  достижение этого периода - возникновение  членораздельной речи . Средняя ступень начинается с введения рыбной пищи и с применения огня. С этой новой пищей люди стали независимыми от климата и местности. Заселение новых мест и постоянное деятельное стремление к поискам, доставили новые средства питания. Исключительно охотничьих народов никогда не существовало; для этого добыча от охоты слишком ненадежна. Вследствие постоянной необеспеченности источниками питания на этой ступени, возникло людоедство, которое с этих пор сохраняется надолго. Высшая ступень начинается с изобретения лука и стрелы, благодаря которым дичь стала постоянной пищей, а охота - одной из обычных отраслей труда. Сравнивая друг с другом народы,  мы действительно находим уже некоторые зачатки поселения деревнями, овладения производством средств существования: деревянные сосуды и утварь, ручное ткачество плетеные корзины, шлифованные каменные орудия. Огонь и каменный топор обычно дают также возможность уже делать лодки из цельного дерева, а местами изготовлять бревна и доски для постройки жилища.  Для эпохи дикости лук и стрела были тем же, чем стал железный меч для варварства и огнестрельное оружие для цивилизации, - решающим оружием.

Низшая ступень варварства начинается с введения гончарного искусства. С наступлением варварства мы достигли такой ступени, когда приобретает  значение различие в природных условиях обоих великих материков. Вследствие этого различия в природных условиях население каждого полушария развивается с этих пор своим особым путем, и межевые знаки на границах отдельных ступеней развития становятся разными для каждого из обоих полушарий. Характерным моментом периода варварства является приручение и разведение животных, возделывание растений. На востоке средняя ступень варварства началась с приручения животных, дающих молоко и мясо, между тем как культура растений, по-видимому, еще очень долго в течение этого периода оставалась здесь неизвестной.  На Востоке же, индейцам был известен какой-то способ выращивания в огородах маиса и, возможно, также тыквы, дыни и других -огородных растений, которые составляли весьма существенную часть их питания. На этой ступени людоедство постепенно исчезает и сохраняется лишь как религиозный акт или, как колдовской обряд.  Высшая ступень начинается с плавки железной руды и переходит в цивилизацию в результате изобретения буквенного письма и применения его для записывания словесного творчества. Эта ступень, более богата успехами в области производства, чем все предыдущие ступени, вместе взятые. Полный расцвет высшей ступени варварства выступает перед нами в поэмах Гомера, особенно в "Илиаде".

Картина развития человечества через ступени дикости и варварства к истокам цивилизации уже  достаточно богата чертами новыми, неоспоримыми чертами, так как они  взяты непосредственно из производства. Пока мы можем обобщить моргановскую периодизацию таким образом: дикость - период преимущественно присвоения готовых продуктов природы; искусственно созданные человеком продукты служат главным образом вспомогательными орудиями такого присвоения. Варварство - период введения скотоводства и земледелия, период овладения методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности. Цивилизация - период овладения дальнейшей обработкой продуктов природы, период промышленности в собственном смысле этого слова и искусства.

 СЕМЬЯ

Морган обнаружил, что у ирокезов существовала система родства, которая находилась в противоречии с их действительными семейными отношениями. У них господствовало то легко расторжимое обеими сторонами единобрачие, которое Морган обозначает как "парную семью". Потомство такой супружеской пары было поэтому всем известно и общепризнано: не могло быть сомнения относительно того, к кому следует применять обозначения отец, мать, сын, дочь, брат, сестра.   Ирокез называет своими сыновьями и дочерьми не только своих собственных детей, но и детей своих братьев, а они называют его отцом. Детей же своих сестер он называет своими племянниками и племянницами, а они его – дядей.  Дети братьев называют друг друга двоюродными братьями и сестрами.  "Семья", - говорит Морган, - "активное начало; она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того как общество развивается от низшей ступени к высшей. Напротив, системы родства пассивны; лишь через долгие промежутки времени они регистрируют прогресс, проделанный за это время семьей, и претерпевают радикальные изменения лишь тогда, когда семья уже радикально изменилась". В то время как семья продолжает развиваться, система родства окостеневает, и пока последняя продолжает существовать в силу привычки, семья перерастает ее рамки.

 По американской системе  родства, которой соответствует  гавайская семья, брат и сестра  не могут быть отцом и матерью  одного и того же ребенка;  гавайская же система родства  предполагает семью, в которой,  наоборот, это было правилом. Здесь  перед нами ряд форм семьи,  прямо противоречащих тем, которые  до сих пор обычно считались  единственно существовавшими. Традиционное  представление знает только единобрачие,  наряду с ним многоженство  одного мужчины, да еще, в  крайнем случае, многомужество одной  женщины, и при этом, как и  подобает морализирующему филистеру,  умалчивает, что практика негласно, но бесцеремонно преступает границы,  предписанные официальным обществом. Изучение первобытной истории, напротив, показывает нам состояние, при котором мужья живут в многоженстве, а их жены одновременно - в многомужестве, и поэтому дети тех и других считаются общими детьми их всех, состояние, которое в свою очередь, до своего окончательного перехода в единобрачие, претерпевает целый ряд изменений. Эти изменения таковы, что круг, охватываемый общими брачными узами, первоначально очень широкий, все более и более суживается, пока, в конце концов, не остается только отдельная пара, которая и преобладает в настоящее время. Морган приходит к выводу, что существовало первобытное состояние, когда внутри племени господствовали неограниченные половые связи. С недавнего времени вошло в моду отрицать эту начальную ступень половой жизни человека. Хотят избавить человечество от этого "позора".

Согласно Моргану, из этого  первобытного состояния неупорядоченных отношений, весьма рано развилась:

1 Кровнородственная семья  - первая ступень семьи. В этой форме семьи взаимные супружеские права и обязанности исключаются только между предками и потомками, между родителями и детьми. Братья и сестры - родные, двоюродные, троюродные и более далеких степеней родства - все считаются между собой братьями и сестрами и уже в силу этого мужьями и женами друг друга. Родственное отношение брата и сестры на этой ступени семьи включает в себя половую связь между ними как нечто само собой разумеющееся. Кровнородственная семья вымерла. Но такая семья существовала, и признать это заставляет нас все дальнейшее развитие семьи, предполагающее существование этой формы как необходимой первоначальной ступени.

2 Пуналуальная семья. Если первый шаг вперед в организации семьи состоял в том, чтобы исключить половую связь между родителями и детьми, то второй состоял в исключении ее для сестер и братьев. Этот шаг, ввиду большего возрастного равенства участников, был бесконечно важнее, но и труднее, чем первый. Он совершался не сразу, начавшись, с исключения половой связи между единоутробными братьями и сестрам, сперва в отдельных случаях, потом постепенно становясь правилом и закончившись запрещением брака даже в боковых линиях. Это служит, по мнению Моргана "прекрасной иллюстрацией того, как действует принцип естественного отбора".

Пуналуальная семья является высшей формой развития группового брака. Групповой брак, по-видимому, соответствует уровню общественного развития дикарей-кочевников, в то время как пуналуальная семья предполагает уже сравнительно устойчивые поселения коммунистических общин и непосредственно приводит к следующей, более высокой ступени развития.

3 Парная семья. Известное соединение  отдельных пар на более или менее продолжительный срок имело место уже в условиях группового брака или еще раньше. Но такое вошедшее в привычку соединение отдельных пар должно было все более и более упрочиваться. При такой растущей запутанности брачных запретов групповые браки становились все более и более невозможными; они вытеснялись парной семьей. На этой ступени мужчина живет с одной женой, однако так, что многоженство остаются правом мужчин в то же время от женщин в течение всего времени сожительства требуется строжайшая верность, и за прелюбодеяние их подвергают жестокой каре. Брачные узы, однако, легко могут быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери.

В этом проводимом все дальше исключении кровных родственников  из брачного союза тоже продолжает проявляться действие естественного  отбора. По словам Моргана,

"браки между членами  родов, не состоящих в кровном  родстве, создавали породу более  крепкую как физически, так  и умственно, два прогрессирующих  племени сливались воедино, и  у новых поколений череп и  мозг естественно достигали размеров, соответствующих совокупным способностям  обоих племен".

4 Моногамная семья. Она возникает из парной семьи, на рубеже между средней и высшей ступенью варварства; ее окончательная победа - один из признаков наступления эпохи цивилизации. Она основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению, а эта бесспорность происхождения необходима потому, что дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским имуществом. Она отличается от парного брака гораздо большей прочностью брачных уз, которые теперь уже не расторгаются по желанию любой из сторон. Теперь уже, как правило, только муж может их расторгнуть и отвергнуть свою жену. Право на супружескую неверность остается обеспеченным за ним, если же жена вспомнит о былой практике половых отношений и захочет возобновить ее, то подвергается более строгой каре, чем когда-либо прежде.

Во всей своей суровости  новая форма семьи выступает  перед нами у греков. У греков следует проводить различие между дорийцами и ионийцами. У Дорийцев, классическим образцом которых служит Спарта, брачные отношения во многом еще более архаичны. В Спарте существует парный брак,  напоминающий групповой брак. Бездетные браки расторгаются. С другой стороны, Спарта, не знала домашнего рабства, женщины в Спарте занимали гораздо более почетное положение, чем у остальных греков. Спартанские женщины и лучшая часть афинских гетер были в Греции единственными женщинами, о которых древние говорят с уважением и высказывания которых они признают заслуживающими упоминания.

Совершенно иное положение  мы находим у ионийцев, для которых  характерны Афины. Девушки учились  лишь прясть, ткать и шить, самое  большее - немного читать и писать. Они жили почти затворницами, пользовались обществом лишь других женщин. Муж занимался своими общественными делами, от участия в которых жена была отстранена; он, кроме того, имел еще часто к своим услугам рабынь, а в период расцвета Афин - широко распространенную и во всяком случае находившуюся под покровительством государства проституцию. Эта афинская семья с течением времени сделалась образцом, по которому устраивали свои домашние порядки не только остальные ионийцы, но постепенно и все греки как внутри страны, так и в колониях.

Моногамия отнюдь не была плодом индивидуальной половой любви,  так  как браки по-прежнему оставались браками по расчету. Она была первой формой семьи, в основе которой лежали не естественные, а экономические условия.

Информация о работе Фридрих Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства