Фридрих Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:17, реферат

Описание работы

Тема реферата происхождение семьи, частной собственности и государства, по книге Фридриха Энгельса. Сам Фридрих Энгельс был великим мыслителем и общественно-политическим деятелем, основоположникам марксизма. Он родился 28 ноября 1820 года, в Пруссии, а скончался 5 марта, в Лондоне. Свою книгу он писал опираясь на исследования Моргана. Великая заслуга Моргана состоит в том, что он открыл и восстановил в главных чертах доисторическую основу нашей писаной истории и в родовых связях североамериканских индейцев нашел ключ к важнейшим, доселе неразрешимым загадкам древней греческой, римской и германской истории. Его сочинение - труд не одного дня. Около сорока лет работал он над своим материалом, пока не овладел им вполне.

Работа содержит 1 файл

Реферат по ТГП - 1.docx

— 44.40 Кб (Скачать)

Морган усматривает в  дальнейшем развитии моногамной семьи  известный прогресс, приближение  к полному равноправию полов, не считая однако, эту цель уже достигнутой. Но, - говорит он, - "если признать тот факт, что семья последовательно прошла через четыре формы и находится теперь в пятой, то возникает вопрос, может ли эта форма сохраниться на длительный срок в будущем? Ответ возможен только один - она должна развиваться по мере развития общества и изменяться по мере изменения общества, точно так же как это было в прошлом. Являясь продуктом определенной общественной системы, она будет отражать состояние ее развития. Так как моногамная семья за период с начала цивилизации усовершенствовалась, и особенно заметно в современную эпоху, то можно, по меньшей мере, предполагать, что она способна к дальнейшему совершенствованию, пока не будет достигнуто равенство полов. Если же моногамная семья в отдаленном будущем окажется не способной удовлетворять потребности общества, то невозможно заранее предсказать, какой характер будет иметь ее преемница"

Возникновение частной собственности

Возникнув на средней ступени дикости и  продолжавшиеся развиваться на высшей ступени, род, насколько позволяет  судить источники, достигает своего расцвета на низшей ступени варварства. Родовой строй – это простая  организация вполне соответствует  общественным условиям, из которых  он возник. Он представляет собой естественно  выросшую структуру; он в состоянии  улаживать все конфликты, которые  могут возникнуть внутри такого общества. Величие родового строя, но вместе с  тем его ограниченность проявляется  в том, что здесь нет господства и порабощения. Внутри родового строя  не существует еще никакого различия между правами и обязанностями. Разделение труда – естественного  происхождения, оно существует только между полами. Мужчина воюет, ходит  на охоту и рыбную ловлю и изготовляет  необходимые для этого орудия. Женщина работает по дому и занята приготовлением пищи и одежды. Каждый является собственником изготовленных  и употребляемых им орудий труда. Домашнее хозяйство ведется на коммунистических началах несколькими, часто многими  семьями. Здесь, таким образом, существует придуманная юристами и экономистами цивилизованного общества « собственность, добытая собственным трудом», на которое опирается современная  капиталистическая собственность. У некоторых наиболее передовых  племен – арийцев, семитов, туранцев – главной отраслью труда сделалось сначала приручение скота ,а потом разведение за ним. Пастушеские племена выделились из остальной массы варваров – это было первым разделением труда. На этой ступени развития обмен мог возникнуть только в нутрии племени. Первоначально обмен производился между племенами посредством родовых старейшин каждой стороны. Главный предмет обмена, был скот, скот сделался товаром, посредством которого оценивали все другие товары.

На  следующей ступени произошло  крупное разделение труда вместе с увеличением производительности труда, а следовательно и богатства, и с расширением сферы производительной деятельности влекло за собой рабство. Из первого крупного разделения труда возникло и первые два класса – господ и рабов. Появилось потребность в привлечении рабочей силы. Война доставляла ее: военнопленных стали обращать в рабов.

На  высшей ступени варварства человеку стало служить железо. Оно сделало  полеводство на более крупных  площадях. Богатство быстро возрастало, но и как богатство отдельных  лиц. Возрастала степень разнообразия и совершенства ремесел, столь разнообразная  деятельность не могла уже выполнятся одним лицом. Произошло второе крупное разделение труда: ремесло отделилось от земледелия. С разделением производства на две крупные отрасли возникает товарное производство, а вместе с ним и торговля, причем не в нутрии племени, а с заморскими странами. Золото становится преобладающим товаром – деньгами, их еще не чеканят, а обменивают по весу.

Цивилизация усиливает все возникшие до нее  виды разделения труда, путем противоположности  между городом и деревней. Создается  новый класс – купечество, это  класс, который не принимая участия в производстве, экономически подчиняет себе производителей, становится их посредником и быстро приобретает богатство. В период цивилизации подчиняет себе производство, пока, не создается периодические торговые кризисы. Появляются металлические деньги, чеканная монета – новое средство господство непроизводителя над производителем. Был открыт товар товаров, который превращался в любой товар. Вслед за покупкой товаров на деньги появляется денежные ссуды, а вместе с ними – процент и ростовщичество

Различие  между богатыми и бедными выступает  наряду с различием между свободными и рабами, - с новым разделением  труда возникает новое разделение общества на классы. Так возникает частная собственность. Имущественные различия между отдельными главами семей взрывают старую коммунистическую общину везде, где она сохранилась; вместе с ней исчезает, и совместная обработка земли средствами этой общины пахотная земля предоставляется в пользование отдельным семьям – сначала на время потом навсегда. Отдельная семья становится хозяйственной единицей общества.

  Итак, согласно сказанному, цивилизация  является ступенью общественного  развития, на которой разделение  труда и вытекающий из него  обмен между отдельными лицами  и объединяющее оба эти процесса  товарное производство достигают  полного расцвета и производят  переворот во всем прежнем  обществе.

Производство  на всех остальных предшествующих ступенях общественного развития было по существу коллективным, равным образом и потребление  сводилось к прямому распределению  продуктов внутри больших коммунистических общин. Это коллективный характер производства осуществляется в самих узких  рамках, но он влек за собой господство производителей над своим производственным процессом продуктом производства. Они знают что делается с продуктом: они потребляют его, он не выходит из их рук, и пока производство ведется на этой основе, оно не может перерасти производителей, не может породить чуждые им силы, как это бывает в эпоху цивилизации.

Ступень товарного производства, с которой  начинается цивилизация, экономически характеризуется:

  • Введением денег, капитала ,ростовщичества;
  • Появление купцов как посреднического класса между производителями;
  • Возникновением частной собственности на землю;
  • появление рабского труда как господствующей формы производства.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ АФИНСКОГО  ГОСУДАРСТВА

Государство образовалась преобразую органы родового строя, вытесняя их путем внедрения новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами государственной власти.

В героическую эпоху  у  племен афинян земля была уже поделена и перешла в частную собственность. Благодаря купле и продаже  земельных владений, благодаря дальнейшему  развитию разделения труда между  земледелием и ремеслом, торговлей  и судоходством члены родов, фратрий  и племен должны были весьма скоро  перемешаться между собой; на территории фратрии и племени селились жители, которые не принадлежали к этим объединениям, следовательно, были чужими в своем  собственном месте жительства. Каждая фратрия и каждое племя сами управляли  своими делами, не обращаясь в Афины  к народному совету или басилею. Но те, кто жил на территории фратрии  или племени, не принадлежа к ним, не могли, разумеется, принимать участия  в этом управлении. Все это так  нарушило нормальное функционирование органов родового строя, что уже  в героическую эпоху потребовалось  принять меры для устранения этого. В Афинах было учреждено центральное  управление. Вместо простого союза  живущих по соседству племен произошло  их слияние в единый народ. Возникло общее афинское народное право. Этим был сделан первый шаг к разрушению родового строя. Второе, нововведение состояло в разделении всего народа, независимо от рода, фратрии или  племени, на три класса: эвпатридов, или благородных, геоморов, или земледельцев, и демиургов, или ремесленников, и в предоставлении благородным исключительного права на замещение должностей.  Оно провозглашает непримиримое противоречие между родовым обществом и государством; первая попытка образования государства состоит в разрыве родовых связей путем разделения членов каждого рода на привилегированных и непривилегированных и разделения последних, в свою очередь, на два класса соответственно роду их занятий, что противопоставляло их, таким образом, один другому. Прежде, когда условия жизни народа еще соответствовали родовому строю, такой переворот был невозможен; а теперь он совершился, но никто не знал, каким образом.

Иначе обстояло дело у греков. Появившаяся частная собственность  вела к  обмену между отдельными лицами, к превращению продуктов  в товары. И в этом - зародыш  всего последующего переворота.

Как быстро после возникновения  обмена между отдельными лицами и  превращения продуктов в товары начинает проявляться власть продукта над его производителем - это афинянам пришлось испытать на собственном опыте. Вместе с товарным производством  появилась обработка земли отдельными лицами своими собственными силами, а  вскоре затем и земельная собственность  отдельных лиц. Потом появились  деньги, всеобщий товар, на который  могли обмениваться все другие товары. Но, изобретая деньги, люди не подозревали, что они вместе с тем создают  новую общественную силу - единственную имеющую всеобщее влияние силу, перед  которой должно будет склониться все общество.  Одним словом, родовой  строй подходил к концу. Общество с каждым днем все более вырастало  из его рамок; даже худшие из зол, возникавшие  на глазах у всех, он не мог ни ограничить, ни устранить. Но тем временем незаметно  развилось государство. Новые группы, образовавшиеся благодаря разделению труда сначала между городом  и деревней, а затем между различными городскими отраслями труда, создали  новые органы для защиты своих  интересов; были учреждены всякого  рода должности. Так как родовой  строй не мог оказывать эксплуатируемому народу никакой помощи, то оставалось рассчитывать только на возникающее  государство. И оно действительно  оказало эту помощь в виде организации  управления. В течение последующих  восьмидесяти лет эволюция афинского  общества постепенно приняла направление, по которому оно развивалось далее на протяжении следующих столетий.

Новая организация управления, проведенная Клисфеном, игнорировала деление на четыре древних племени, основанных на родах и фратриях. Ее место заняла совершенно новая организация на основе уже испытанного в навкрариях разделения граждан только по месту их жительства. Решающее значение имела уже не принадлежность к родовым союзам, а исключительно место постоянного жительства; не народ подвергался делению, а территория; население в политическом отношении превращалось в простой придаток территории.

Сложившееся в главных  своих чертах государство соответствовало  новому общественному положению  афинян, свидетельствует быстрый  расцвет богатства, торговли и промышленности. Классовый антагонизм, на котором  покоились теперь общественные и  политические учреждения, был уже  не антагонизмом между знатью и простым  народом, а антагонизмом между рабами и свободными, между находившимися  под покровительством и полноправными  гражданами.

Возникновение государства  у афинян является в высшей степени  типичным примером образования государства  вообще, потому что оно, с одной  стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного  вмешательства, внешнего или внутреннего, с другой стороны, потому, что в  данном случае весьма высоко развитая форма государства, демократическая  республика, возникает непосредственно  из родового общества и, наконец, потому, что нам достаточно известны все  существенные подробности образования этого государства.

 

 

 

ГОСУДАРСТВО В  РИМЕ

В Риме десять родов, составляли фратрию, которая здесь называлась курией и имела важные общественные функции. Десять курий составляли племя, три племени вместе составляли римский народ - populus romanus.

К римскому народу, мог принадлежать только тот, кто был членом рода, а через свой род - членом курии и племени. Первоначальная организация управления этого народа была следующая. Общественными делами ведал сначала сенат, который, состоял из старейшин трехсот родов. Вошедшее в обычай избрание старейшин всегда из одной и той же семьи каждого рода создало и здесь первую родовую знать; эти семьи назывались патрициями и претендовали на исключительное право входить в состав сената и занимать все другие должности. Сенат, имел право принимать окончательные решения по многим вопросам и предварительно обсуждать более важные из них, в особенности новые законы. Но окончательно новые законы принимались народным собранием. Народ собирался, группируясь по куриям, а в каждой курии, вероятно, по родам; при принятии решений каждая из тридцати курий имела по одному голосу. Собрание курий принимало или отвергало все законы, избирало всех высших должностных лиц, объявляло войну, и в качестве высшей судебной инстанции выносило окончательное решение по апелляции сторон во всех случаях, когда дело шло о смертном приговоре римскому гражданину. Наряду с сенатом и народным собранием имелся рекс, Он тоже был военачальником, верховным жрецом и председательствовал в некоторых судах. У римлян существовала военная демократия, основанная на родах, фратриях и племенах. Стихийно развившаяся патрицианская знать уже приобрела твердую почву под ногами, хотя рексы старались расширить мало-помалу свои полномочия, все это не меняет первоначального основного характера строя, а в этом все дело.

Между тем население города Рима и римской области, возрастало отчасти за счет иммиграции, отчасти - за счет населения покоренных, по преимуществу латинских округов. Все эти новые подданные государства стояли вне старых родов, курий и племен и, следовательно, не были составной частью собственно римского народа. Они были лично свободными людьми, могли владеть земельной собственностью, должны были платить налоги и отбывать военную службу. Но они не могли занимать никаких должностей и не могли участвовать ни в собрании курий, ни в дележе приобретенных путем завоеваний государственных земель. Они составляли лишенный всех политических прав плебс. Благодаря своей все возраставшей численности, своей военной выучке и вооружению они сделались грозной силой. Вдобавок к этому земельная собственность была, почти равномерно распределена между populus и плебсом, тогда как торговое и промышленное богатство преимущественно было в руках плебса. Причина революции, которая положила конец древнему родовому строю коренилась в борьбе между плебсом и populus.

Информация о работе Фридрих Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства