Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:17, реферат
Тема реферата происхождение семьи, частной собственности и государства, по книге Фридриха Энгельса. Сам Фридрих Энгельс был великим мыслителем и общественно-политическим деятелем, основоположникам марксизма. Он родился 28 ноября 1820 года, в Пруссии, а скончался 5 марта, в Лондоне. Свою книгу он писал опираясь на исследования Моргана. Великая заслуга Моргана состоит в том, что он открыл и восстановил в главных чертах доисторическую основу нашей писаной истории и в родовых связях североамериканских индейцев нашел ключ к важнейшим, доселе неразрешимым загадкам древней греческой, римской и германской истории. Его сочинение - труд не одного дня. Около сорока лет работал он над своим материалом, пока не овладел им вполне.
Морган усматривает в дальнейшем развитии моногамной семьи известный прогресс, приближение к полному равноправию полов, не считая однако, эту цель уже достигнутой. Но, - говорит он, - "если признать тот факт, что семья последовательно прошла через четыре формы и находится теперь в пятой, то возникает вопрос, может ли эта форма сохраниться на длительный срок в будущем? Ответ возможен только один - она должна развиваться по мере развития общества и изменяться по мере изменения общества, точно так же как это было в прошлом. Являясь продуктом определенной общественной системы, она будет отражать состояние ее развития. Так как моногамная семья за период с начала цивилизации усовершенствовалась, и особенно заметно в современную эпоху, то можно, по меньшей мере, предполагать, что она способна к дальнейшему совершенствованию, пока не будет достигнуто равенство полов. Если же моногамная семья в отдаленном будущем окажется не способной удовлетворять потребности общества, то невозможно заранее предсказать, какой характер будет иметь ее преемница"
Возникновение частной собственности
Возникнув
на средней ступени дикости и
продолжавшиеся развиваться на высшей
ступени, род, насколько позволяет
судить источники, достигает своего
расцвета на низшей ступени варварства.
Родовой строй – это простая
организация вполне соответствует
общественным условиям, из которых
он возник. Он представляет собой естественно
выросшую структуру; он в состоянии
улаживать все конфликты, которые
могут возникнуть внутри такого общества.
Величие родового строя, но вместе с
тем его ограниченность проявляется
в том, что здесь нет господства
и порабощения. Внутри родового строя
не существует еще никакого различия
между правами и обязанностями.
Разделение труда – естественного
происхождения, оно существует только
между полами. Мужчина воюет, ходит
на охоту и рыбную ловлю и изготовляет
необходимые для этого орудия.
Женщина работает по дому и занята
приготовлением пищи и одежды. Каждый
является собственником изготовленных
и употребляемых им орудий труда.
Домашнее хозяйство ведется на коммунистических
началах несколькими, часто многими
семьями. Здесь, таким образом, существует
придуманная юристами и экономистами
цивилизованного общества « собственность,
добытая собственным трудом», на
которое опирается современная
капиталистическая
На
следующей ступени произошло
крупное разделение труда вместе
с увеличением
На высшей ступени варварства человеку стало служить железо. Оно сделало полеводство на более крупных площадях. Богатство быстро возрастало, но и как богатство отдельных лиц. Возрастала степень разнообразия и совершенства ремесел, столь разнообразная деятельность не могла уже выполнятся одним лицом. Произошло второе крупное разделение труда: ремесло отделилось от земледелия. С разделением производства на две крупные отрасли возникает товарное производство, а вместе с ним и торговля, причем не в нутрии племени, а с заморскими странами. Золото становится преобладающим товаром – деньгами, их еще не чеканят, а обменивают по весу.
Цивилизация усиливает все возникшие до нее виды разделения труда, путем противоположности между городом и деревней. Создается новый класс – купечество, это класс, который не принимая участия в производстве, экономически подчиняет себе производителей, становится их посредником и быстро приобретает богатство. В период цивилизации подчиняет себе производство, пока, не создается периодические торговые кризисы. Появляются металлические деньги, чеканная монета – новое средство господство непроизводителя над производителем. Был открыт товар товаров, который превращался в любой товар. Вслед за покупкой товаров на деньги появляется денежные ссуды, а вместе с ними – процент и ростовщичество
Различие
между богатыми и бедными выступает
наряду с различием между свободными
и рабами, - с новым разделением
труда возникает новое
Итак, согласно сказанному, цивилизация
является ступенью
Производство
на всех остальных предшествующих ступенях
общественного развития было по существу
коллективным, равным образом и потребление
сводилось к прямому
Ступень товарного производства, с которой начинается цивилизация, экономически характеризуется:
ВОЗНИКНОВЕНИЕ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА
Государство образовалась преобразую органы родового строя, вытесняя их путем внедрения новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами государственной власти.
В героическую эпоху у
племен афинян земля была уже поделена
и перешла в частную
Иначе обстояло дело у греков.
Появившаяся частная
Как быстро после возникновения
обмена между отдельными лицами и
превращения продуктов в товары
начинает проявляться власть продукта
над его производителем - это афинянам
пришлось испытать на собственном опыте.
Вместе с товарным производством
появилась обработка земли
Новая организация управления, проведенная Клисфеном, игнорировала деление на четыре древних племени, основанных на родах и фратриях. Ее место заняла совершенно новая организация на основе уже испытанного в навкрариях разделения граждан только по месту их жительства. Решающее значение имела уже не принадлежность к родовым союзам, а исключительно место постоянного жительства; не народ подвергался делению, а территория; население в политическом отношении превращалось в простой придаток территории.
Сложившееся в главных своих чертах государство соответствовало новому общественному положению афинян, свидетельствует быстрый расцвет богатства, торговли и промышленности. Классовый антагонизм, на котором покоились теперь общественные и политические учреждения, был уже не антагонизмом между знатью и простым народом, а антагонизмом между рабами и свободными, между находившимися под покровительством и полноправными гражданами.
Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным примером образования государства вообще, потому что оно, с одной стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего или внутреннего, с другой стороны, потому, что в данном случае весьма высоко развитая форма государства, демократическая республика, возникает непосредственно из родового общества и, наконец, потому, что нам достаточно известны все существенные подробности образования этого государства.
ГОСУДАРСТВО В РИМЕ
В Риме десять родов, составляли фратрию, которая здесь называлась курией и имела важные общественные функции. Десять курий составляли племя, три племени вместе составляли римский народ - populus romanus.
К римскому народу, мог принадлежать только тот, кто был членом рода, а через свой род - членом курии и племени. Первоначальная организация управления этого народа была следующая. Общественными делами ведал сначала сенат, который, состоял из старейшин трехсот родов. Вошедшее в обычай избрание старейшин всегда из одной и той же семьи каждого рода создало и здесь первую родовую знать; эти семьи назывались патрициями и претендовали на исключительное право входить в состав сената и занимать все другие должности. Сенат, имел право принимать окончательные решения по многим вопросам и предварительно обсуждать более важные из них, в особенности новые законы. Но окончательно новые законы принимались народным собранием. Народ собирался, группируясь по куриям, а в каждой курии, вероятно, по родам; при принятии решений каждая из тридцати курий имела по одному голосу. Собрание курий принимало или отвергало все законы, избирало всех высших должностных лиц, объявляло войну, и в качестве высшей судебной инстанции выносило окончательное решение по апелляции сторон во всех случаях, когда дело шло о смертном приговоре римскому гражданину. Наряду с сенатом и народным собранием имелся рекс, Он тоже был военачальником, верховным жрецом и председательствовал в некоторых судах. У римлян существовала военная демократия, основанная на родах, фратриях и племенах. Стихийно развившаяся патрицианская знать уже приобрела твердую почву под ногами, хотя рексы старались расширить мало-помалу свои полномочия, все это не меняет первоначального основного характера строя, а в этом все дело.
Между тем население города Рима и римской области, возрастало отчасти за счет иммиграции, отчасти - за счет населения покоренных, по преимуществу латинских округов. Все эти новые подданные государства стояли вне старых родов, курий и племен и, следовательно, не были составной частью собственно римского народа. Они были лично свободными людьми, могли владеть земельной собственностью, должны были платить налоги и отбывать военную службу. Но они не могли занимать никаких должностей и не могли участвовать ни в собрании курий, ни в дележе приобретенных путем завоеваний государственных земель. Они составляли лишенный всех политических прав плебс. Благодаря своей все возраставшей численности, своей военной выучке и вооружению они сделались грозной силой. Вдобавок к этому земельная собственность была, почти равномерно распределена между populus и плебсом, тогда как торговое и промышленное богатство преимущественно было в руках плебса. Причина революции, которая положила конец древнему родовому строю коренилась в борьбе между плебсом и populus.
Информация о работе Фридрих Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства