Происхождение государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

В дальнейшем окончательное формирование и развитие государства складывалось по-разному. В силу определенных национальных особенностей внутренние импульсы могли быть разными, несмотря на схожие предпосылки. Каждая страна формировала свою индивидуальную государственность, отличную от всех остальных. Общие закономерности развития государства и права в каждой стране проявляются неоднозначно. Теория государства и права, опираясь на научные результаты историко-юридических исследований, формулирует, открывает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права.

Содержание

Введение 3

Первобытнообщинный строй 5
Общая характеристика первобытного общества 5
Власть и управление в первобытном обществе 6
Вождество как предгосударственная форма власти 10
Основные причины и закономерности возникновения государства 14
IV. Основные теории происхождения государства 18

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 48.41 Кб (Скачать)
 

Оглавление.

    Введение           3

  1. Первобытнообщинный строй        5
    1. Общая характеристика первобытного общества   5
    1. Власть и управление в первобытном обществе    6
    2. Вождество как предгосударственная форма власти          10
  1. Основные причины и закономерности возникновения государства     14

    IV. Основные теории происхождения государства            18

       Заключение                 23

       Список использованной литературы              25 
     

 

      Введение.

      При анализе всякого предмета нужно, прежде всего, выяснить его историческое происхождение (образование, возникновение), а также предпосылки. Без этого  нельзя понять сущность государственно-правовых явлений и их роль в жизни общества.

      Изучение  процесса происхождения государства  имеет не только исключительно познавательный, но и политико-практический характер. Ведь современное государство –  результат многовекового опыта, подчас опыта проб и ошибок. Изучение происхождения государства от самого раннего этапа – первобытнообщинного  строя, до современных форм, позволяет  глубже и яснее понять основы функционирования и развития государства, а также  основные направления его деятельности. Важно также знать какие причины  влияли на образование, становление, развитие государства, на изменение его форм. Для того, чтобы понять причины происхождения государства, важно исходить из того, что государство (равно как и право) есть часть общества. Общество предшествует государству. Количественно-качественные накопления в нем, или его постепенная эволюция, приводят, в конечном счете, к появлению государства.

      В период разложения первобытнообщинного  строя общество было чрезвычайно  ослабленным, оказалось на грани  распада. Именно тогда впервые возникла потребность в централизованном регулировании и управлении –  в государстве, которое могло  бы обеспечивать жизнеспособность и  целостность всего общества. По мере усиления социального расслоения власть сосредотачивалась в руках «верхушки» - военной знати и богатых вождей. Они использовали власть для защиты своих интересов. Процесс формирования государства стал приобретать всё  более выраженный политический характер.

      В дальнейшем окончательное формирование и развитие государства складывалось по-разному. В силу определенных национальных особенностей внутренние импульсы могли  быть разными, несмотря на схожие предпосылки. Каждая страна формировала свою индивидуальную государственность, отличную от всех остальных. Общие закономерности развития государства и права в каждой стране проявляются неоднозначно. Теория государства и права, опираясь на научные результаты историко-юридических исследований, формулирует, открывает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Первобытнообщинный строй.

      а) Характеристика первобытного общества.

   Учитывая, что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо дать характеристику социальной власти и норм, существовавших в первобытном обществе. Независимо от того, как современные ученые относятся к градации исторического  процесса, ни у кого, в общем-то, нет  сомнений, что первой в истории  человечества формой жизнедеятельности  людей было первобытное общество. Этот этап охватывает огромный отрезок  времени от появления на Земле  человека до становления первых классовых  обществ и государств. Считается, что возникновение раннеклассовых обществ и появление первых государств произошло в Китае в V тысячелетии до н.э., в Африке в IV тысячелетии до н.э., в Средиземноморье в III тысячелетии до н.э., в Америке - в I тысячелетии н.э., а в других регионах земного шара - еще позднее.

   Первобытнообщинный  строй делится на несколько периодов: ранний (праобщина, стадия становления), средний (родовая община, стадия зрелости) и поздний (крестьянская община, стадия распада первобытного общества)1. На позднем этапе формируется бюрократический аппарат, зарождается частная собственность, происходит дифференциация общества на правящих и управляемых, появляется государство.

   Социальной  основой организации первобытного общества была община. Она представляла собой универсальную форму организации  аграрных и иных ранних обществ того периода.

   В период праобщины завершилось биологическое развитие человека, возникли искусственные орудия труда и жилища. Переход к среднему периоду, к родовой общине, связан с усилением социальной организованности. Именно в этот период усиливается значение кровнородственных связей, происходит объединение людей в коллективы, выделяются вожаки.

   На  позднем этапе формируется бюрократический  аппарат, зарождается частная собственность, происходит дифференциация общества на правящих и управляемых, появляется государство. Специалисты считают, что, с появлением семьи, происходит разложение родовой общины и переход к крестьянской.

   Экономической основой первобытного общества являлась коллективная или общественная собственность. В сфере производства, распределения  и потребления материальных благ господствовало 2 принципа: рецепроктность – все, что производилось, являлось общим достоянием, и редистрибуция – все перераспределялось между всеми и каждый получал определенную долю.

   Важнейшим этапом развития первобытного общества был переход от присевающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) к производящей (земледелие, скотоводство, металлообработка). Многие ученые полагают, что именно переход к производящему хозяйству и стал начальным шагом разложения первобытного строя и возникновения классовых обществ. Недаром за этим поворотным моментом, приходящимся в основном на период неолита (нового каменного века), закрепилось название "неолитической революции".

   б) Власть и управление в первобытном обществе.

   В первобытном обществе власть носила общественный характер и осуществлялась всеми членами рода. Некоторые  ученые считают, что власть в первобытном  обществе имела биологическую природу. Подобно стаду животных общество управлялось наиболее сильными и  волевыми представителями. Однако стадо  руководствуется исключительно  животными инстинктами и потребностями  и не нуждается в ином регулировании. Человеческое общество же, напротив, понимало необходимость развития социальных норм и более сложной системы организации управления. Поэтому в настоящее время принято выделять 6 классических институтов власти того периода:

  1. Старейшины. Это предводители, главы семей или родов общин. Старейшины не выбирались. Все сородичи как бы молчаливо признавали, что данный человек выделяется среди них особыми качествами, за что его боялись, уважали, слушались и даже почитали. Старейшина организовывал жизнь рода - руководил повседневной хозяйственной, общественной и идеологической жизнью коллектива. Он также рассматривал споры между сородичами.
  2. Совет старейшин. На более поздней стадии развития первобытного общества, когда население увеличивалось и роды объединялись во фратрии, сформировался круг вопросов, общий для всех соседствующих племен и фратрий. В этом случае созывали совет старейшин. Он разрешал споры между родами, согласовывал действия семей общины в проведении сельскохозяйственных работ и др. Совет старейшин племен (куда входили старейшины, вожди объединившихся племен) избирал вождя племени и иных должностных лиц.
  3. Военные предводители. Это в основном главы племен. Объединение родов, фратрий в племена чаще всего имело место для защиты территории (или для нападения). Вот почему предводителями становились, как правило, люди, отличающиеся особыми физическими качествами: силой, храбростью, ловкостью, смелостью и обязательно чрезвычайно сильной волей, а также умением прогнозировать наступление или защиту от врага и организовывать ее практически. Жители северных районов, в основном занимавшиеся охотой, беспрестанно вступали в стычки друг с другом. Именно у них предводитель всегда играл выдающуюся роль. В земледельческих районах роль предводителя возрастала лишь в военное время.
  4. Советы военных предводителей. Они представляли собой объединение нескольких военных предводителей и собирались для решения важнейших военных вопросов: продолжать ли затянувшуюся осаду или возвращаться домой, а также для выработки тактики боя.
  5. Родовое собрание. Оно было основным институтом власти в родовой общине. На родовом собрании взрослые сородичи решали основные вопросы жизни общины. Решения собрания были обязательны для всех, так же как и указания вождя. У разных народов этот институт имел специфику – так, в Средиземноморье в собрании принимали участие только взрослые члены рода, а в северных племенах – все войны. По сути, родовое собрание выполняло функции «представительной власти».
  6. Жрецы (колдуны, гадатели, ведуны, шаманы, священники, знахари). Они выполняли своего рода идеологическую функцию, влияли на сознание людей. Не зная многого о мире и ежедневно убеждаясь в том, как сильны силы природы, люди боялись их, приписывали им божественную силу. Шаманы осуществляли как бы связующую роль между людьми и богами, которых было множество. Жрецы помогали "задобрить" богов путем совершения культовых обрядов и жертвоприношений, вселяли веру в то, что силы природы будут милостивы к человеку. Эта уверенность придавала первобытным людям силу тем, что отвлекала их сознание от возможной борьбы с опасностью, раскрепощала их и позволяла сосредоточиться на созидательном труде. Когда стояла засуха, гадателя звали "сделать дождь", приманить дух, живущий в туче. Когда заболевал человек, знахарь тряс больного, чтобы вытряхнуть дух, произносил страшные или таинственные слова, которых боится дух или которые, напротив, ему нравятся. Или знахарь сам звал духа: оглушал себя звоном и треском бубна, бешено скакал, вертелся до головокружения, падал изнеможенный и кричал в беспамятстве так, что у него шла пена изо рта; его крики или пена считались вещей речью самого духа. Лекарем-ведуном мог стать, как правило, очень умный или даровитый человек.

    в) Вождество как предгосударственная форма власти.

   Термином "вождество" обозначается тип социально-политической организации, состоящей из группы общинных поселений, иерархически подчиненных центральному, наиболее крупному из них, в котором проживает правитель (вождь)2.

   Вождество возникает в обществе, состоящем  из племен. Такое устройство требует  определенной координации, а впоследствии и субординации этих поселений центру. Не удивительно, что в результате центр начинает занимать привилегированное  положение, в силу тех функций  и обязанностей, которые он выполняет.

   В советской литературе теория вождества полностью отрицалась, поскольку все, написанное Ф. Энгельсом в его работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» по вопросу происхождения государства считалось незыблемым. А он отождествлял вождество с военной демократией. Однако на современном этапе можно выделить некоторые существенные различия между этими двумя понятиями:

  1. При вождестве, опираясь на зачаточные органы власти, вождь организует экономическую, распределительную, судебную и религиозную деятельность общества. В отличие от военной демократии здесь народ отстраняется от непосредственного управления.
  2. Военная демократия - это горизонтальная политическая структура, в которой существуют три не подчиненных друг другу органа управления (предводитель, совет старейшин, народное собрание). В вождествах уже отчетливо просматриваются иерархия поселений, их централизация, ярче выражается стратификация общества.
  3. В вождествах гораздо сильнее развита внутренняя структура власти и становится отчетливо видимым расслоение аристократии на управленческую, военную и жреческую.
  4. В вождествах просматривается тенденция к сакрализации (освящению, обожествлению) персоны верховного правителя, тогда как при военной демократии выражение несогласия с его решениями, действиями могло иметь место.

В западной литературе приводится классификация  вождества по нескольким признакам3:

  1. В зависимости от вида деятельности вождества бывают:
  1. Теократические (носили очевидный храмово-теократический характер; возникли в ходе самостоятельной эволюции);
  1. Военные (в большинстве своем принимали ярко выраженный военно-иерархический характер; возникли на перефирии цивилизаций);
  2. Тропико – лесные (были ориентированы на хозяйственное освоение территорий).
  1. По строению вождества делятся на:
  1. Простые (представляли собой минимальную иерархическую структуру; внешне выглядели в виде группы поселений, подчиненных одному вождю, находящемуся, как правило, в более крупном поселении);
  2. Сложные (состояли из нескольких простых вождеств; их центры – «градоподобные» пункты – имели четкую планировку, плотную застройку, иногда в них присутствовала этническая неоднородность).

Немаловажным  моментом в рассмотрении вождества как предгосударственной формы власти является выделение его основных функций. Именно в функциях отображается назначение вождества и его роль в жизни первобытного общества.

  1. Организационная функция. Общественная жизнь уже тогда нуждалась в объективном регулировании. Такую функцию взял на себя вождь. Регулирование производилось за счет незыблемости авторитета вождя, его мудрости и первичных мононорм, обязательных для исполнения всеми членами общества.
  2. Перераспределенческая функция. Общественная система существовала в нестабильной обстановке и по существу была неспособна противостоять силам природы. Перераспределение - это один из механизмов повышения жизнеспособности общества в результате катаклизмов (войны, голода, холода, стихийных бедствий и т.п.). Возможность манипулирования общественным продуктом привела к тому, что вожди стали поощрять одних и сдерживать других. В результате усилилась зависимость подданных от правителя.
  3. Контроль над ресурсами. Вождь мог дарить имеющиеся ресурсы, тем самым повышая свой престижный статус, привлекать к обработке общественных или личных ресурсов и имел право на лучшую долю ресурсов. Из этой функции видно, что процесс зарождения частной собственности на средства производства начался уже на стадии вождества.
  4. Контроль обмена и торговли. Эта функция проявлялась в том, что вожди давали соплеменникам разрешение на проведение этих видов деятельности, посколько обмен и торговля с другими племенами были запрещены еще на стадии формирования племен (действовал принцип «кто не свой – тот чужой»). Внешняя торговля не имела в тот период большого значения, поскольку продукт для широкой торговли еще не был накоплен.
  5. Военная функция. Это одна из важнейших функций, поскольку война была достаточно обычным явлением того времени. За счет военных побед расширялась территория, укреплялся авторитет вождя. Доходы от военных походов чаще шли в личное пользование вождя и его дружины, чем в общее перераспределение.

Информация о работе Происхождение государства