Расгосударствление частной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:06, реферат

Описание работы

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.
Оно означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не предполагает полного ухода государства из экономической сферы. Современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушены, то эффективность общественного производства снижается. Сегодня тенденция к разгосударствлению приняла общемировой характер.

Содержание

1. ПОНЯТИЕ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ 3
2. ПОНЯТИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ЕЕ ЦЕЛИ 4
2.1. МЕТОДЫ ПРИВАТИЗАЦИИ 6
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 10

Работа содержит 1 файл

контрольная по экономике.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

 

     

    1. Понятие разгосударствления

     Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

     Оно означает снятие с государства большинства  функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не предполагает полного ухода государства из экономической сферы. Современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушены, то эффективность общественного производства снижается. Сегодня тенденция к разгосударствлению приняла общемировой характер.

     Разгосударствление  может осуществляться по различным  направлениям:

  1. Разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения, демонополизация;
  2. Создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона;
  3. Возникновение новых организационных структур, новых форм предпринимательской деятельности  (концерны, ассоциации), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.

     Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это центральная проблема перехода к рыночной экономике.

     В тесной связи с разгосударствлением  находится приватизация. 

  1. Понятие приватизации ее цели

     Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. Процесс приватизации в России начался с принятием Верховным Советом РСФСР в июле 1991 г. законов о приватизации государственных и муниципальных предприятий и об именных приватизационных чеках. Эти законы определяли цели, задачи, методы приватизации.

     Основными целями приватизации в России были:

     – формирование слоя частных собственников-предпринимателей;

     – демонополизация экономики;

     – создание конкурентной рыночной среды;

     – содействие финансовой стабилизации экономики;

     – повышение эффективности деятельности предприятий;

     – привлечение иностранных инвестиций;

     – социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

     Разграничивались условия и методы приватизации мелких и крупных предприятий.

     Малая приватизация касалась преимущественно предприятий торговли, общественного питания, гостиничного хозяйства, сферы услуг. Она проходила в большинстве стран эффективно и быстро. При малой приватизации новый собственник, как правило, обязан был в течение определенного срока сохранить профиль предприятия.

     Большая приватизация осуществлялась преимущественно путем акционирования предприятий и перехода контрольного пакета акций в руки частных инвесторов. Большая приватизация столкнулась с серьезными  трудностями. Средств населения было недостаточно для инвестирования в крупные предприятия, иностранный капитал предпочитал, в основном, портфельные вложения. 
 

     Приватизация  государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства местных органов власти в собственность:

     - предприятий и их подразделений,  выделяемых в самостоятельные  предприятия;

     - материальных и нематериальных активов предприятий;

     - долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ);

     - принадлежащих приватизируемым  предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий.

     Таким образом, различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая является понятием, охватывающим весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

     Объектами приватизации могут быть: крупная  промышленность, мелкие и средние  предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д.

     После приватизации субъектами собственности  становятся: частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества (товарищества) и т.д.

 

     

    1. Методы  приватизации

     Приватизация  в России осуществляется двумя методами: бесплатно и путем выкупа (денежная приватизация).

     Бесплатная  приватизация:

     – передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем гражданам России. В этих целях стоимость приватизируемых объектов разделили на все население России. На каждого россиянина пришлось 10000 руб. На эту сумму каждому и был выдан приватизационный чек (ваучер), который мог использоваться как платежное средство при приобретении объектов приватизации. Рыночная цена ваучеров фактически оказалась значительно ниже их номинальной стоимости, пересчитанной с учетом инфляции, и они не смогли создать необходимых условий для всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственной собственности;

     – предоставление членам трудового коллектива права безвозмездно получить часть акций акционируемого предприятия;

     – бесплатная передача части государственного жилого фонда населению.

     Денежная  приватизация началась со второй половины 1994 г. и проходила путем:

     продажи государственных  объектов по конкурсу или аукциону; конкурс (коммерческий) – продажа государственных и муниципальных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий (например, сохранение профиля предприятия, численности занятых на нем, условий труда и т.п.). Победителем конкурса становится участник, предложивший наибольшую цену и согласившийся выполнять поставленные условия; аукцион – продажа предприятий и их активов на открытых торгах, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий, при этом право собственности переходит покупателю, предложившему максимальную цену;

     преобразования  государственных  предприятий в акционерные общества с последующей продажей акций частным инвесторам. Акционирование само по себе не является способом приватизации. Акционерное общество приватизируется только тогда, когда большая часть акций (контрольный пакет) переходит в собственность частных инвесторов. Членам трудового коллектива предоставлялось приоритетное право быть частными инвесторами своего предприятия;

     полного или частичного выкупа государственного имущества, ранее сданного в аренду.

     В нашей стране приватизация проводилась в принудительном порядке и в обстановке настоящей гонки. Так в начале 1992 года вышел Указ № 721, согласно которому каждое крупное предприятие должно было приватизировано до 2 ноября 1992 года. В результате этого Указа буквально в течении нескольких месяцев все мало-мальски крупные предприятия подали заявки на приватизацию. Ежедневно приватизировались десятки заводов и фабрик. Таким образом, из рук государства буквально были «вырваны» крупнейшие предприятия. Однако прежде чем проводить приватизацию, нужно было осуществить большую подготовительную работу по разукрупнению монополистических объединений, созданию нескольких компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия.

       Процесс приватизации в России идет сложно, результаты ее неоднозначны. Нередко приватизация происходит путем присвоения, "растаскивания" государственной собственности. На основе государственной собственности организуются всякого рода ассоциации, концерны, тресты, акционерные общества, обладающие правом владения и распоряжения собственностью и доходами, устанавливающие монопольные цены и не допускающие конкуренции. При распределении собственности невиданных размеров достигли взяточничество и коррупция.

     Неудовлетворительность результатов приватизации требует перенесения центра внимания от раздачи и перераспределения собственности в направлении создания условий для роста эффективности и конкурентоспособности предприятий, проведения активной структурной перестройки, развития инвестиционного процесса и модернизации производства.

     Прошедшая в России юридическая смена формы  собственности – это

только  часть процесса изменения отношений  собственности. Приватизация

не ведет  к автоматическому изменению  системы управления и повышению

эффективности производства. Создание действительно  новых форм присвоения, стимулирующих  рациональное хозяйствование – это  длительный процесс, требующий определенного времени. Сегодняшняя задача – это формирование эффективного собственника – хозяйствующего субъекта, который обладает всей полнотой прав собственности, заинтересован в развитии предприятия и способен осуществить для этого соответствующие инвестиции.

 

     

Заключение

     В заключении необходимо подчеркнуть, что  к эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а именно рыночная система, главную движущую силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому являются не целью, а средством для роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас. 

Список  источников и литературы

  1. Ефимова Е.Г. Экономика: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2005. – 368 с.
  2. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. - М.:   Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2001. - 456 с.
  3. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М.: ИНФРА-М, 2003. 714 с. – (Серия «Высшее образование»)

Информация о работе Расгосударствление частной собственности