Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 07:23, курсовая работа
Цель исследования всесторонне изучить формы (устройства) государства.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
Изучить форму правления государств;
Рассмотреть формы национально-государственного устройства;
Описать формы государственно-правового режима;
Дать характеристику форм государства в современном мире.
Введение……………………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие формы (устройства) государства………………………………….......6
Форма правления……………………………………………………………………..6
Форма национально-государственного устройства………………………………10
Форма государственно-правового режима………………………………………...13
Формы территориального устройства……………………………………………..22
Территориальное устройство РФ…………………………………………………..29
Нетипичные формы правления……………………………………………………..39
Глава II. Характеристика форм государства в современном мире……………………43
Особенности и разновидности монархической и республиканской формы правления………………………………………………………………………………….43
Характеристика государств мира, имеющих унитарное и федеративное устройство………………………………………………………………………………...52
Признаки, разновидности и особенности демократических и авторитарных режимов в государствах мира…………………………………………………………...54
Глава III. Причины и особенности изменения форм государства…………………….57
Заключение………………………………………………………………………………..62
Список использованной литературы…………………………………………………....66
Что касается гласности, то апогеем ее были конец 80-х - начало 90-х гг. Сейчас же средства массовой информации оказались под контролем олигархов, иными словами – «денежных мешков»33.
Сложная
обстановка перехода к рыночной экономике
и острая социальная напряженность
обусловили тот факт, что в Российской
Федерации в качестве формы правления
установлена президентская
Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).
Во-вторых,
налицо дисбаланс между
Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может не быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.
Видимо, для России целесообразна полу президентская полу парламентарная республика с большей ответственностью правительства и ограниченной ответственностью министров перед парламентом при повышении качества последнего (в том числе за счет изменения палат и их соотношения) и укреплении его роли»34.
Глава III. Причины и особенности
изменения форм государства
Формы современных государств складывались столетиями, а в отдельных случаях и тысячелетиями. Они определялись, в конечном счете, экономическим строем общества, являющимся его базисом. Значительное влияние на форму государства оказывают и другие условия. Среди них следует отметить:
_
исторические традиции (сохранение
монархического строя в
_ условия и формы образования государства (федеративные формы государств США, Канада, ФРГ, Австралия);
_ особенности внутриполитического развития страны (соотношение граждан определенной национальности в общей численности населения страны и степень их пропорционального представительства в органах государственной власти);
_
позиция мирового сообщества
в лице международных
_ распад мировой системы социализма. Этот фактор оказал определяющее воздействие на характер содержательной составляющей форм государств, находящихся на различных континентах.
Абсолютная
часть государств социалистического
типа переориентировали свой политический,
экономический и
Не пожелавшие изменить свои идеологические и иные принципы государства (КНДР, Куба) под влиянием мощных внешних факторов с целью дальнейшего выживания все таки вынуждены были внести определенные компромиссные коррективы в проводимую ими политику.
Например, Национальная ассамблея Кубы внесла поправки в конституцию страны, повлекшие за собой отказ от диктатуры пролетариата; признания марксизма ленинизма официальной идеологией кубинского общества. Официально стали признаваться права на частную и смешанную собственность. Затем появился закон об иностранных инвестициях, разработанный с учетом современных международных норм права; о свободных экономических зонах и промышленных парках. Вместо распавшихся СССР и вслед за ним Совета экономической взаимопомощи в проведении экономической политики Куба стала ориентироваться на страны Евросоюза, Канады, Мексики и Венесуэлы. Это позволило уже к 1998 г. создать на территории Кубы около 350 совместных предприятий. Ежегодный объем инвестиций в экономику страны достиг 2,5 млрд долл.
В
тоже время в стране сохраняется
распределительная системы. Каждому
кубинцу положен нормативно определенный
ежемесячный минимум
Следует отметить, что со второй половины ХХ в. прослеживается устойчивая тенденция реализации на практике «теории ограниченного суверенитета». Роль субъекта ее реализации на законных основаниях в рамках норм международного права принадлежит международным организациям в лице их специализированных структур. Иногда в обход необходимости соблюдения предусматриваемых в таких случаях обязательных процедур такое право присваивают себе с одинаковым «успехом» сверхдержавы. Именно так действовали США во Вьетнаме (60_е годы ХХ столетия) и в Ираке (с 2003 г.); СССР в Афганистане (80_е годы ХХ столетия). Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.
Понятие
исторического типа связывается
с установлением закономерной зависимости
классовой сущности государства
и права от экономических отношений,
которые господствуют в обществе
на определенном этапе его развития.
Идеальных понятий форм государства
в мире практически не существует.
Например, унитарных или федеративных
государств «в чистом виде» просто
не бывает. Жестких стандартов по этому
вопросу у мирового сообщества нет
и не может быть. Каждое государство
в зависимости от складывающейся
ситуации внутри или вне его территории
(дезинтеграция в отношениях между
центром и отдельными регионами,
угроза существующему строю, изменение
роли и места в мировом сообществе
и т. д.) должно учитывать зарождающиеся
тенденции общественного
В
этом случае, как свидетельствует
богатый исторический опыт, возможно,
иногда и необходимо движение по конституционному
изменению формы государства, имеющему
своей направленностью
Например, некоронованным «королем переворотов» в Африке считался француз Робер Денар. На его «счету» с 60_х по 90_е годы ХХ в. числится более 10 успешно проведенных переворотов, в том числе в Конго, Нигерии, Анголе, на Коморских островах. Для него не существовало проблемы свержения немногочисленной группой (буквально несколько десятков человек) таких же как и он «солдат удачи» правительства любой африканской страны и поставить во главе государства нужных ему и его заказчикам руководителей. Для этого необходимы только деньги, поскольку «любая революция не происходит бесплатно». Возможна ли трансформация идей о реализации мечты большевиков по поводу построения коммунизма как разновидности правового государства? Автор отвечает на это утвердительно, ссылаясь на факты, а не только на гипотетическое стремление человечества время от времени возвращаться к неудачным общественным экспериментам, наполняя их новыми, соответствующими духу времени идеями. Далеко не всегда эти идеи носят только теоретический характер. Имеются случаи использования их в практике государственного строительства.
В
начале ХХ в. о победе социалистических
идей в мировом масштабе мечтал В.
И. Ленин со своими единомышленниками.
Предпринимались попытки
Как
правило, инициатором организации
протестных выступлений является оппозиционная
к официальной власти сторона, которая
совместно (или под патронажем) с
«демократическими силами»
При этом действия протестующих удивительным образом отличаются внутренней дисциплиной, согласованностью, последовательностью и массовым характером. Такие методы действия оппозиции носили настолько наступательный, тактически и стратегически точный характер, что официальные власти этих государств не решились на введение предусматриваемого конституциями режима чрезвычайного положения.
В
мае 2005 г. Президент США Дж. Буш
официально объявил о создании специального
корпуса поддержки новых
Характеризуя предназначение и методы действий создаваемого корпуса, президент отметил, что он «должен быть всегда готов к разворачиванию своих программ в разных точках земли в считанные дни, а не за несколько месяцев или лет. Если где-то на земле возникает кризис и нужна помощь — Соединенные Штаты Америки будут готовы».
По
официальным данным, администрация
Дж. Буша за первый срок своего правления
уже потратила 4,6 млрд долл. на распространение
в других регионах мира своих демократических
ценностей. Предполагается, что во время
пребывания у власти на второй срок
администрация США намерена увеличить
свои расходы3.
Заключение
Изучить научную и учебную литературу по данной теме исследования, мы пришли к следующим выводам:
1) Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим
2)
Форма государственного
Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.
Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).