Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 07:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования всесторонне изучить формы (устройства) государства.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
Изучить форму правления государств;
Рассмотреть формы национально-государственного устройства;
Описать формы государственно-правового режима;
Дать характеристику форм государства в современном мире.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие формы (устройства) государства………………………………….......6
Форма правления……………………………………………………………………..6
Форма национально-государственного устройства………………………………10
Форма государственно-правового режима………………………………………...13
Формы территориального устройства……………………………………………..22
Территориальное устройство РФ…………………………………………………..29
Нетипичные формы правления……………………………………………………..39
Глава II. Характеристика форм государства в современном мире……………………43
Особенности и разновидности монархической и республиканской формы правления………………………………………………………………………………….43
Характеристика государств мира, имеющих унитарное и федеративное устройство………………………………………………………………………………...52
Признаки, разновидности и особенности демократических и авторитарных режимов в государствах мира…………………………………………………………...54
Глава III. Причины и особенности изменения форм государства…………………….57
Заключение………………………………………………………………………………..62
Список использованной литературы…………………………………………………....66

Работа содержит 1 файл

теория гос и права.docx

— 151.08 Кб (Скачать)

     Что касается гласности, то апогеем ее были конец 80-х - начало 90-х гг. Сейчас же средства массовой информации оказались под  контролем олигархов, иными словами  – «денежных мешков»33.

     Сложная обстановка перехода к рыночной экономике  и острая социальная напряженность  обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления  установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными  президентскими республиками рядом  особенностей.

     Во-первых, наряду с признаками президентской  республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная  Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

     Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной  и президентской властью, существенный перевес последний, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной  власти в целом.

     Наконец, в-третьих, уникальность России как  федерации не может не быть отраженной в механизме государственной  власти, особенно с учетом того, что  в ряде ее республик также существует институт президентства.

     Видимо, для России целесообразна полу президентская полу парламентарная республика с большей ответственностью правительства и ограниченной ответственностью министров перед парламентом при повышении качества последнего (в том числе за счет изменения палат и их соотношения) и укреплении его роли»34.

 

      Глава III. Причины и особенности изменения форм государства 

     Формы современных государств складывались столетиями, а в отдельных случаях  и тысячелетиями. Они определялись, в конечном счете, экономическим  строем общества, являющимся его базисом. Значительное влияние на форму государства  оказывают и другие условия. Среди  них следует отметить:

     _ исторические традиции (сохранение  монархического строя в Великобритании, Швеции, Японии и других странах);

     _ условия и формы образования государства (федеративные формы государств США, Канада, ФРГ, Австралия);

     _ особенности внутриполитического развития страны (соотношение граждан определенной национальности в общей численности населения страны и степень их пропорционального представительства в органах государственной власти);

     _ позиция мирового сообщества  в лице международных организаций  (военная операция международной  коалиции во главе с США  и стран — членов НАТО под  кодовым названием «Буря в  пустыне» против Ирака за его  вторжение на территорию Кувейта;  экономическая блокада Кубы и  Югославии (позже против нее  будет применена военная сила, которая повлечет за собой  распад страны с федеративным  устройством на ряд самостоятельных  государств); режимы торговли, устанавливаемые  экономически развитыми странами  с другими государствами, связанные  с разным подходом к налогообложению  их товаров; предоставление кредитов  и т. д.);

     _ распад мировой системы социализма. Этот фактор оказал определяющее воздействие на характер содержательной составляющей форм государств, находящихся на различных континентах.

     Абсолютная  часть государств социалистического  типа переориентировали свой политический, экономический и государственный  строй на признаваемые нормами международного права базовые правовые положения, к которым следует отнести: признание  института частной собственности; развитие рыночных отношений; принцип разделения властей; создание реальных условий по обеспечению конституционных прав и свобод человека; взаимная ответственность в отношениях между государством и гражданам; возможность непосредственного участия населения в управлении делами государства через периодически проводимые выборы, референдумы и т. д.

     Не  пожелавшие изменить свои идеологические и иные принципы государства (КНДР, Куба) под влиянием мощных внешних  факторов с целью дальнейшего  выживания все таки вынуждены  были внести определенные компромиссные  коррективы в проводимую ими политику.

     Например, Национальная ассамблея Кубы внесла поправки в конституцию страны, повлекшие  за собой отказ от диктатуры пролетариата; признания марксизма ленинизма  официальной идеологией кубинского общества. Официально стали признаваться права на частную и смешанную  собственность. Затем появился закон  об иностранных инвестициях, разработанный  с учетом современных международных  норм права; о свободных экономических  зонах и промышленных парках. Вместо распавшихся СССР и вслед за ним  Совета экономической взаимопомощи в проведении экономической политики Куба стала ориентироваться на страны Евросоюза, Канады, Мексики и Венесуэлы. Это позволило уже к 1998 г. создать  на территории Кубы около 350 совместных предприятий. Ежегодный объем инвестиций в экономику страны достиг 2,5 млрд долл.

     В тоже время в стране сохраняется  распределительная системы. Каждому  кубинцу положен нормативно определенный ежемесячный минимум необходимых  товаров. Например, в него входят: восемь яиц, четыре пачки сигарет, один кусок  туалетного и один кусок хозяйственного мыла, семь литров керосина, полтюбика  зубной пасты и т. п.

     Следует отметить, что со второй половины ХХ в. прослеживается устойчивая тенденция  реализации на практике «теории ограниченного суверенитета». Роль субъекта ее реализации на законных основаниях в рамках норм международного права принадлежит международным организациям в лице их специализированных структур. Иногда в обход необходимости соблюдения предусматриваемых в таких случаях обязательных процедур такое право присваивают себе с одинаковым «успехом» сверхдержавы. Именно так действовали США во Вьетнаме (60_е годы ХХ столетия) и в Ираке (с 2003 г.); СССР в Афганистане (80_е годы ХХ столетия). Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

     Понятие исторического типа связывается  с установлением закономерной зависимости  классовой сущности государства  и права от экономических отношений, которые господствуют в обществе на определенном этапе его развития. Идеальных понятий форм государства  в мире практически не существует. Например, унитарных или федеративных государств «в чистом виде» просто не бывает. Жестких стандартов по этому  вопросу у мирового сообщества нет  и не может быть. Каждое государство  в зависимости от складывающейся ситуации внутри или вне его территории (дезинтеграция в отношениях между  центром и отдельными регионами, угроза существующему строю, изменение  роли и места в мировом сообществе и т. д.) должно учитывать зарождающиеся  тенденции общественного развития.

     В этом случае, как свидетельствует  богатый исторический опыт, возможно, иногда и необходимо движение по конституционному изменению формы государства, имеющему своей направленностью достижение необходимой оптимизации роли государства  в современных условиях. Не последнюю  роль в смене форм государств играют и специальные методы (перевороты) при непосредственном участии специальных служб ведущих государств, официально проводящих комплекс мероприятий, одобренных парламентом и направленных на замену неугодных им руководителей государств.

     Например, некоронованным «королем переворотов» в Африке считался француз Робер  Денар. На его «счету» с 60_х по 90_е годы ХХ в. числится более 10 успешно  проведенных переворотов, в том  числе в Конго, Нигерии, Анголе, на Коморских островах. Для него не существовало проблемы свержения немногочисленной группой (буквально несколько десятков человек) таких же как и он «солдат удачи» правительства любой африканской страны и поставить во главе государства нужных ему и его заказчикам руководителей. Для этого необходимы только деньги, поскольку «любая революция не происходит бесплатно». Возможна ли трансформация идей о реализации мечты большевиков по поводу построения коммунизма как разновидности правового государства? Автор отвечает на это утвердительно, ссылаясь на факты, а не только на гипотетическое стремление человечества время от времени возвращаться к неудачным общественным экспериментам, наполняя их новыми, соответствующими духу времени идеями. Далеко не всегда эти идеи носят только теоретический характер. Имеются случаи использования их в практике государственного строительства.

     В начале ХХ в. о победе социалистических идей в мировом масштабе мечтал В. И. Ленин со своими единомышленниками. Предпринимались попытки научного обоснования при определенном раскладе сил необходимости создания Соединенных  Штатов Европы. Неоднократные попытки  навязывания силовыми методами чуждых типов «демократий» в различные  периоды времени, но с одинаковыми  результатами, как это было отмечено выше, имели место во Вьетнаме, Афганистане  и других регионах мира. На смену  «экспорта революций» пришла пора экспорта американского понятия демократических  ценностей и идеалов. В первые годы ХХI в. стала прослеживаться устойчивая тенденция к созданию на территориях  бывших республик, входивших в состав СССР вначале «революционных ситуаций», а затем и успешному совершению «революций». В 2003 г. произошла «революция роз» в Грузии, в ноябре 2004 г. —  «оранжевая революция» в Украине, а  в начале 2005 г. и в Киргизии. Поводом  для этого послужили результаты выборов по избранию президента страны, с которыми была не согласна проигравшая  сторона.

     Как правило, инициатором организации  протестных выступлений является оппозиционная  к официальной власти сторона, которая  совместно (или под патронажем) с  «демократическими силами» других государств и, это является обязательным условием, при их непосредственной помощи системного характера (политической, идеологической, финансовой, организационной  и иной), зовет своих сторонников  «на баррикады».

     При этом действия протестующих удивительным образом отличаются внутренней дисциплиной, согласованностью, последовательностью  и массовым характером. Такие методы действия оппозиции носили настолько  наступательный, тактически и стратегически  точный характер, что официальные  власти этих государств не решились на введение предусматриваемого конституциями  режима чрезвычайного положения.

     В мае 2005 г. Президент США Дж. Буш  официально объявил о создании специального корпуса поддержки новых демократий. Уже предприняты конкретные организационные  меры. Проект создания подкрепляется  конкретной строкой расходов в бюджете  страны на 2006 г. в размере 100 млн долл. Еще 24 млн долл. предполагалось выделить на аналогичную деятельность государственному департаменту США. В свою очередь, конгресс США решил создать специальную  комиссию конгресса, предназначенную  следить за развитием демократического процесса в мире и при необходимости  давать правительствам разных стран  «ценные советы».

     Характеризуя  предназначение и методы действий создаваемого корпуса, президент отметил, что  он «должен быть всегда готов к  разворачиванию своих программ в  разных точках земли в считанные  дни, а не за несколько месяцев  или лет. Если где-то на земле возникает  кризис и нужна помощь — Соединенные  Штаты Америки будут готовы».

     По  официальным данным, администрация  Дж. Буша за первый срок своего правления  уже потратила 4,6 млрд долл. на распространение  в других регионах мира своих демократических  ценностей. Предполагается, что во время  пребывания у власти на второй срок администрация США намерена увеличить  свои расходы3. 

 

      Заключение 

     Изучить научную и учебную литературу по данной теме исследования, мы пришли к следующим выводам:

     1) Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим

     2) Форма государственного правления  - это элемент формы государства,  характеризующий организацию верховной  государственной власти, порядок  образования ее органов и их  взаимоотношения с населением.

     Если  в качестве критерия рассматривать  положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

     Монархии  бывают неограниченными, т.е. в них  отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем  суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и  др.).

Информация о работе Формы государства