Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 07:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования всесторонне изучить формы (устройства) государства.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
Изучить форму правления государств;
Рассмотреть формы национально-государственного устройства;
Описать формы государственно-правового режима;
Дать характеристику форм государства в современном мире.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие формы (устройства) государства………………………………….......6
Форма правления……………………………………………………………………..6
Форма национально-государственного устройства………………………………10
Форма государственно-правового режима………………………………………...13
Формы территориального устройства……………………………………………..22
Территориальное устройство РФ…………………………………………………..29
Нетипичные формы правления……………………………………………………..39
Глава II. Характеристика форм государства в современном мире……………………43
Особенности и разновидности монархической и республиканской формы правления………………………………………………………………………………….43
Характеристика государств мира, имеющих унитарное и федеративное устройство………………………………………………………………………………...52
Признаки, разновидности и особенности демократических и авторитарных режимов в государствах мира…………………………………………………………...54
Глава III. Причины и особенности изменения форм государства…………………….57
Заключение………………………………………………………………………………..62
Список использованной литературы…………………………………………………....66

Работа содержит 1 файл

теория гос и права.docx

— 151.08 Кб (Скачать)

     Хотя  ряд современных государств с  монархической формой правления  приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и  др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции  данных стран устанавливают, что  вся власть исходит от монарха, а  парламенты имеют чисто консультативные  прерогативы.

     В зависимости от того, кто формирует  правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и  смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент  выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль  и др.) - парламент; в смешанных  (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.

     3) Форма государственного устройства - это элемент формы государства,  характеризующий внутреннюю структуру  государства, способ его политического  и территориального деления, обусловливающий  определенные взаимоотношения органов  всего государства с органами  его составных частей. Различают  следующие формы государственного  устройства: унитарное государство,  федерация, конфедерация.

     Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и  т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные  регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

     В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся  в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики - Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская федерация  в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая  Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии); федерацией является Австралия. Некоторые  элементы федерализма присущи Европейскому Союзу, объединяющему 15 стран Европы.

     4) Политический (государственный) режим  - это система методов, способов  и средств осуществления политической  власти. Выделяют демократический  и антидемократический политический  режим. Демократический режим  делится на либерально-демократический  и консервативно-демократический.  Антидемократический режим бывает: тоталитарным, фашистским, авторитарным.

     Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ  осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

     Особой  разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который  можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным  было стремление к возрождению великой  Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

     Тоталитарный  политический режим фашистского  типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости  сильной, беспощадной власти, которая  держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

     5) Изучение форм (устройств) государства  имеет огромное значение в  современном мире. От формы государства  в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе и устойчивость государственных институтов.

     В форме государства выражается его  строение, на которое влияют как  социально-экономические факторы, так  и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные  особенности, культурный уровень развития общества и т.п.

     6) Конкретная форма государства  предопределяется историческим  типом государства. Но кроме  этого она зависит и от других  факторов:

     1) уровня экономического развития  общества;

     2) соотношения классовых сил;

     3) историко-национальных и культурных  традиций;

     4) международной обстановки и т.п.

     Факторы, которые обусловливают разнообразие государственных форм, могут быть различными. В целом они сводятся к конкретности, индивидуальности объективных  условий, в которых осуществляется управление обществом в тех или  иных странах. Поскольку каждое государство развивается в специфических конкретных условиях, оно имеет своеобразные политические формы. 

 

      Список использованной литературы 

I. Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации

1. Конституция  Российской Федерации от 12 декабря  1993 // Справочно-правовая система  «Консультант-плюс».

2. Указ  Президента РФ от 9 марта 2004 г.  № 314 «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной  власти // Справочно-правовая система  «Консультант-плюс». 

II. Специальная литература. Книги, монографии, сборники

  1. Алексеев С.С. Государство и право, Начальный курс. – М.: Наука, 1993. -342 с.
  2. Алесксеев С.С.Проблемы теории права, Т.1. – М.: Прогресс, 2000. – 267 с.
  3. Алексеев С.С. Теория права. – М.: Наука, 1995. – 462 с.
  4. Бабаев В.К. Общая теория права: Курс лекций. - Н. новгород, 1993.
  5. Бельский К. С. Полицейское право: Лекционный курс. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.
  6. Поляков В. А. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: курс лекций. СПб: Издательский дом С. Петербургского государственного университета, 2004.
  7. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций. 2_е изд., доп. М.: Омега Л, 2004.
  8. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 2_е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006.
  9. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: учеб. М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2005.
  10. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Наука, 1994. – 456 с.
  11. Клименко С.В. Основы государства и права. – М.: Зерцало, 1998. – 380 с.
  12. Марченко М.Н.. Теория государства и права: М.: ЗЕРЦАЛО, 2004.
  13. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М.: Юрист, 1994.
  14. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М.: Наука, 1996.
  15. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М.: Юрид. лит., 2003.
  16. Теория государства и права. Курс лекций. /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997.
  17. 12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 1997.
  18. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2000.
  19. Чиркин В. Е. Конституция. Российская модель. – М.: Юристъ, 2002. - С.143.
 

III. Статьи (журналы, газеты)

  1. Добрынин Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы // Государство и право. - 2003. - № 11. - С. 85-89.
  2. Добрынин Н.М. К вопросу о разграничении предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // Государство и право. - 2004. - № 5. - С. 89-92.
  3. Варламова Н.В., Скурко Е.В. Российская Федерация и ее субъекты: проблема укрепления государственности // Государство и право. - 2001. - № 7. - С. 88-107.
  4. Енгибарян Р.В. Конституционные основы современного российского федерализма // Государство и право. - 2000. - № 9. - С. 110 -113.
  5. Левакин И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. - 2003. - № 1. - с. 5-12.
  6. Путин В. В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.
  7. Примаков Е. Россия в 2004 г.: взгляд в будущее // Российская газета. 2005. 15 янв.
  8. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право.- 1994. - № 1. - с. 109-115.
  9. Чиркин В.Е. Предметы ведения Федерации и ее субъектов: разграничение, сотрудничество, субсидиарность // Государство и право. - 2002. - № 5. - С.5-12.
  10. Чиркин В.Е. О сущности субъекта Федерации: традиции и реалии // Государство и право. - 2003. - № 7. - С. 5-9.

Информация о работе Формы государства