Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 07:23, курсовая работа
Цель исследования всесторонне изучить формы (устройства) государства.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
Изучить форму правления государств;
Рассмотреть формы национально-государственного устройства;
Описать формы государственно-правового режима;
Дать характеристику форм государства в современном мире.
Введение……………………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие формы (устройства) государства………………………………….......6
Форма правления……………………………………………………………………..6
Форма национально-государственного устройства………………………………10
Форма государственно-правового режима………………………………………...13
Формы территориального устройства……………………………………………..22
Территориальное устройство РФ…………………………………………………..29
Нетипичные формы правления……………………………………………………..39
Глава II. Характеристика форм государства в современном мире……………………43
Особенности и разновидности монархической и республиканской формы правления………………………………………………………………………………….43
Характеристика государств мира, имеющих унитарное и федеративное устройство………………………………………………………………………………...52
Признаки, разновидности и особенности демократических и авторитарных режимов в государствах мира…………………………………………………………...54
Глава III. Причины и особенности изменения форм государства…………………….57
Заключение………………………………………………………………………………..62
Список использованной литературы…………………………………………………....66
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия15.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод, что форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.
В свою очередь монархии бывают абсолютные и ограниченные (конституционные).
Среди
республик выделяют: президентскую,
парламентскую и смешанную.
1.2.
Форма национально-
Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей16 (см. Приложение 3).
С
помощью данного понятия
В
зависимости от этого критерия различают
следующие формы
Унитарное
государство - единое государственное
образование, разделенное на административно-
-
оно предполагает единые, общие
для всей страны высшие
-
на его территории действует
одна конституция, единая
- его составные части (области, департаменты, округа, провинции) государственным суверенитетом не обладают;
-
унитарное государство, на
-
все внешние
-
имеет единые вооруженные силы,
руководство которыми
Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы17.
Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).
Федерации
строятся на основе распределения функций
между ее субъектами и центром, зафиксированного
в союзной Конституции, которая
может быть изменена только с согласия
субъектов федерации. При этом одна
часть полномочий является исключительной
компетенцией союзных органов; другая
- субъектов федерации; третья - совместной
компетенцией союза и его членов.
В настоящее время в мире существует
26 федеративных государств. Они находятся
в Европе (Австрия, Бельгия, Германия,
Россия, Югославия, включающая теперь
две республики - Сербию и Черногорию,
Швейцария и созданная в 1995 г.
сербско-хорватско-
Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.
Конфедерация
представляет собой непрочные
Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого - государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.
Кроме
названных форм государственного устройства
в истории имели место и
некоторые другие специфические
формы - империи, протектораты и пр.
Так, империи выступают
Таким
образом, можно сделать
вывод, форма государственного
устройства - это элемент формы государства,
характеризующий внутреннюю структуру
государства, способ его политического
и территориального деления, обусловливающий
определенные взаимоотношения органов
всего государства с органами его составных
частей. Различают следующие формы государственного
устройства: унитарное государство, федерация,
конфедерация. Унитарное государство
бывает централизованным и децентрализованным.
Федерация бывает территориальная и национально-территориальная.
1.3.
Форма государственно-
Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
Согласно одной точке зрения (С.С. Алексеев), понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные20.
По мнению других авторов (В.К. Бабаев, А.Б. Венгеров) понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.21.
Политический режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «политический режим» и «политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично22 (см. Приложение 4).
Понятие
политического режима является ключевым
для формирования представлений
об основных системах власти. Именно исходя
из политического режима судят о
подлинной картине принципов
организации политического
Политический
режим представляет собой совокупность
способов, средств и методов
Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.
Политический
режим определяется уровнем развития
и интенсивностью социально-политических
процессов; структурированностью правящей
элиты; состоянием отношений с бюрократией;
развитостью социально-
Понятие
«политический режим» включает в
себя следующие параметры (признаки)
-
степень участия народа в
-
соотношение прав и свобод
человека и гражданина с
-
характеристику реальных
-
положение средств массовой
-
место и роль
-
тип политического поведения;
характер политического
-
доминирование определенных
-
политическое и юридическое
- меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.
В
зависимости от особенностей набора
методов и средств
Демократический режим. Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.