Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 07:23, курсовая работа
Цель исследования всесторонне изучить формы (устройства) государства.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
Изучить форму правления государств;
Рассмотреть формы национально-государственного устройства;
Описать формы государственно-правового режима;
Дать характеристику форм государства в современном мире.
Введение……………………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие формы (устройства) государства………………………………….......6
Форма правления……………………………………………………………………..6
Форма национально-государственного устройства………………………………10
Форма государственно-правового режима………………………………………...13
Формы территориального устройства……………………………………………..22
Территориальное устройство РФ…………………………………………………..29
Нетипичные формы правления……………………………………………………..39
Глава II. Характеристика форм государства в современном мире……………………43
Особенности и разновидности монархической и республиканской формы правления………………………………………………………………………………….43
Характеристика государств мира, имеющих унитарное и федеративное устройство………………………………………………………………………………...52
Признаки, разновидности и особенности демократических и авторитарных режимов в государствах мира…………………………………………………………...54
Глава III. Причины и особенности изменения форм государства…………………….57
Заключение………………………………………………………………………………..62
Список использованной литературы…………………………………………………....66
Таким
образом, можно сделать
вывод, что политический (государственный)
режим - это система методов, способов
и средств осуществления политической
власти. Выделяют демократический и антидемократический
политический режим. Демократический
режим делится на либерально-демократический
и консервативно-демократический. Антидемократический
режим бывает: тоталитарным, фашистским,
авторитарным.
1.4.Формы
территориального
устройства
Формы
территориального устройства представляют
собой административно
В
теории и практике государственного
строительства различают
Унитарные государства:
_ одна система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти;
_
одна конституция, финансовая, налоговая
и законодательные системы,
_
наличие местных органов
Присущая
всем унитарным государствам централизация
может проявляться в разных формах
и разной степени. В некоторых
странах вообще отсутствуют местные
органы и административно
В
зависимости от вида контроля различают
централизованные или децентрализованные
унитарные государства. В некоторых
унитарных государствах используется
предоставление более льготного
правового статуса одним или
нескольким административно
Указанная
форма государственного устройства
находит применение там, где требуется
учет специфических интересов
Федеративные государства:
_
две системы высших органов
власти — федеральное и
_
территория федерации состоит
из территорий отдельных ее
субъектов (штатов, республик, земель).
В то же время территории
всех субъектов составляют
_
граждане субъектов федерации
одновременно являются
страны;
_
федерация имеет единые
_
субъекты федерации могут
_
основную внешнеполитическую
органы.
Существует несколько подходов к формированию федеративных государств. Например, федерация Соединенных Штатов Америки образовалась из конфедерации, представлявшей собой союз суверенных государств, которые объединились на добровольных началах в единое государство. Российское федеративное государство образовалось не на договорных, а на конституционных началах. Поэтому в соответствии с конституцией страны вы сшей властью обладает народ всей России, а не отдельная ее часть (субъект федерации).
Вопрос объема и видов полномочий федеральных и иных органов власти решается на основе трех принципов:
1. Исключительной компетенции федерации — определения предметов ведения, по которым только она принимает решения, издает нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;
2. Совместной компетенции — установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и иных местных полномочий;
3. Полномочий, отнесенных к компетенции субъектов федерации.
В
СССР по Конституции 1936 г. распределение
предметов ведения между
_ союзные — решали вопросы, относящиеся к исключительному ведению союзного центра (оборона, безопасность, вопросы войны и мира, внешнеэкономические связи);
_ союзно республиканские — решали вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения союзного центра и республик, входящих в состав СССР;
_ республиканские — решали вопросы, относящиеся к исключительному ведению союзных республик. В отличие от вышеперечисленных республиканские министерства создавались только по инициативе союзных республик.
Основными принципами федерализма являются:
_ добровольность и равноправие субъектов, образующих единое государство;
_
установление их единого
_
суверенитет федерального
_
общность территории и
_ единая армия, денежная, налоговая и таможенная системы;
_
единое правовое пространство, верховенство
федеральной конституции и
_
разграничение предметов
Проблема соотношения суверенитета, предметов ведения и полномочий федерального центра и субъектов федерации всегда была центральной в федеративном государстве.
Гармоничное
сочетание суверенитетов
Субъекты
федерации равноправны в
Порядок
избрания или назначения высших должностных
лиц органов исполнительной власти
субъектов федерации неодинаков
и во многом обуславливается особенностями
процесса исторического становления
и развития соответствующей федерации,
а также установленной
Существующие
в демократических государствах
системы вы боров и назначений
весьма восприимчивы к изменению
политических, социально экономических
и иных процессов, происходящих внутри
страны. В пределах относительно краткого
исторического периода развития
они могут переживать трансформацию,
которая может быть результатом
изменения политического
В федерациях, являющихся парламентскими республиками (Германия, Канада, Австрия, Швейцария), глава правительства (исполнительной власти субъекта федерации) избирается или утверждается в должности региональным парламентом или одной из его палат в зависимости от итогов выборов в него. В ряде стран (Индия) губернатор штата назначается на свою должность президентом страны по рекомендации центрального правительства.
Конфедерация
Конфедерация представляет собой государственно-правовые объединения, или Союзы суверенных государств. В отличие от федерации конфедерация создается для достижения определенных, ограниченных задач и целей в пределах известного исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами Международно правового общения и одновременно являются членами единой государственной организации.
Конфедерация (от лат. confoederatio — союз, объединение) — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Как правило, конфедерация позволяет достигать более высокой степени интеграции в различных сферах общественной жизни (экономической, социальной, политической, военной, идеологической и др.). При конфедеративном устройстве государства — члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.
Содружество государств — представляет собой более аморфное, нежели конфедерация, объединение государств. В основе их сознания могут быть межгосударственные договоры, уставы, декларации. Объединяющими их признаками являются экономические интересы; сходство или тождество правовых систем; общие культурные, религиозные или лингвистические корни. Такие формы объедине ния государств носят переходный характер, трансформируясь со временем в конфедерацию, а может и федерацию. Примерами международных содружеств являются:
Британское содружество — это наиболее устойчивое, длительное и добровольное объединение независимых суверенных государств, возникшее в результате распада Британской колониальной империи. Характер взаимоотношений между ними был определен Вестминстерским статутом (1931 г.). Состоит из 30 республик и 21 монархии. 16 монархий в качестве главы государства признают британскую королеву, а остальные пять имеют собственных монархов. Главой и символом содружества является королева Англии.
Содружество независимых государств (СНГ) — межгосударственное объединение, созданное на основе соглашения между тремя бывшими республиками СССР — РСФСР, Беларусью и Украиной (8 декабря 1991 г.). 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ. В его состав входит 12 (из 15) бывших республик СССР. За низкую эффективность этого объединения некоторые политики высказывают точку зрения о том, что СНГ скорее мертво, нежели живо, представляя собой некий «политический клуб» бывших союзников в рамках бывшего СССР.
Существует и другая точка зрения о том, что СНГ обязательно надо сохранить не только по политическим соображениям. Оно необходимо и для взаимодействия по многим общим вопросам: созданию единого правового и экономического пространства; коллективной обороне; борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом оружия, наркотиками и иными видами преступлений; решению миграционных вопросов и т. д. Сторонники этой точки зрения задают законный и вполне справедливый вопрос: почему Европа объединяется, а мы упорно стремимся к разъединению, игнорируя собственные интересы.