Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 07:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования всесторонне изучить формы (устройства) государства.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
Изучить форму правления государств;
Рассмотреть формы национально-государственного устройства;
Описать формы государственно-правового режима;
Дать характеристику форм государства в современном мире.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие формы (устройства) государства………………………………….......6
Форма правления……………………………………………………………………..6
Форма национально-государственного устройства………………………………10
Форма государственно-правового режима………………………………………...13
Формы территориального устройства……………………………………………..22
Территориальное устройство РФ…………………………………………………..29
Нетипичные формы правления……………………………………………………..39
Глава II. Характеристика форм государства в современном мире……………………43
Особенности и разновидности монархической и республиканской формы правления………………………………………………………………………………….43
Характеристика государств мира, имеющих унитарное и федеративное устройство………………………………………………………………………………...52
Признаки, разновидности и особенности демократических и авторитарных режимов в государствах мира…………………………………………………………...54
Глава III. Причины и особенности изменения форм государства…………………….57
Заключение………………………………………………………………………………..62
Список использованной литературы…………………………………………………....66

Работа содержит 1 файл

теория гос и права.docx

— 151.08 Кб (Скачать)

     Основными характеристиками демократического режима являются следующие:

     - провозглашаются и реально обеспечиваются  права и свободы человека и  гражданина;

     - решения принимаются большинством  с учетом интересов меньшинства;

     - предполагается существование правового  государства и гражданского общества;

     - выборность и сменяемость центральных  и местных органов государственной  власти, их подотчетность избирателям;

     - силовые структуры (вооруженные  силы, полиция, органы безопасности  и т.п.) находятся под демократическим  контролем общества;

     - доминируют методы убеждения,  компромисса;

     - политический плюрализм, в том  числе многопартийность, соревнование  политических партий, существование  на законных основаниях политической  оппозиции;

     - гласность; средства массовой  информации свободны от цензуры;

     - реальное осуществление принципа  разделения властей на законодательную  (призванную принимать законы, формировать  стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые  законы, претворять их в жизнь,  проводить повседневную политику  государства) и судебную (призванную  выступать арбитром в случаях  конфликтов, различного рода правонарушений) (см. Приложение 5).

     Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной24.

     Прямая  демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

     Одни  из них - выборы, референдумы - четко  регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции  государственных структур, другие имеют  консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных  институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так  как в них находит выражение  воля народа.

     К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

     Недостатки  прямой демократии - это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.

     Представительная  демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

     Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.

     К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

     Таковы  существенные черты демократического политического режима, отличающие его  от авторитарного и тоталитарного  режимов. Знание вышеперечисленных  признаков имеет важное значение, помогает четче ориентироваться  в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления  политической власти.

     В частности, особыми их разновидностями  выступают либерально-демократические  и консервативно-демократические  режимы. Если либерально-демократические  режимы характеризуются тем, что  приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль государства  сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические  режимы опираются не столько на Конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов25.

     К антидемократическим режимам относят  тоталитарные и авторитарные режимы.

     Тоталитарный  режим. Термин «тоталитаризм» (от латинского totus - весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.

     В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые  присущи всем формам тоталитаризма  и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми  областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

     Основными характеристиками тоталитарного  политического режима являются следующие:

     - государство стремится к глобальному  господству над всеми сферами  общественной жизни, к всеохватывающей  власти;

     - общество практически полностью  отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого,  ибо в политическом сознании  формируется представление о  «единстве», «слиянии» власти и  народа;

     - монопольный государственный контроль  над экономикой, средствами массовой  информации, культурой, религией  и т.д., вплоть до личной жизни,  до мотивов поступков людей;

     - государственная власть формируется  бюрократическим способом, по закрытым  от общества каналам, окружена  «ореолом тайны» и недоступна  для контроля со стороны народа;

     - доминирующим методом управления  становится насилие, принуждение,  террор;

     - господство одной партии, фактическое  сращивание ее профессионального  аппарата с государством, запрет  оппозиционно настроенных сил;  права и свободы человека и  гражданина носят декларативный,  формальный характер, отсутствуют  четкие гарантии их реализации;

     - фактически устраняется плюрализм;  централизация государственной  власти во главе с диктатором  и его окружением; бесконтрольность  репрессивных государственных органов  со стороны общества и т.д.

     Особой  разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который  можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным  было стремление к возрождению великой  Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

     Тоталитарный  политический режим фашистского  типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

     Авторитарный  режим. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой - жестче, антинароднее, чем демократический.

     Авторитарный  режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и  т.д.) при минимальном участии  народа. Главную черту данного  режима составляет авторитаризм как  метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода  правления Франко, Чили во времена  власти Пиночета).

     Основные  характеристики авторитарного  политического режима:

     - в центре и на местах происходит  концентрация власти в руках  одного или нескольких тесно  взаимосвязанных органов при  одновременном отчуждении народа  от реальных рычагов государственной  власти;

     - игнорируется принцип разделения  властей на законодательную, исполнительную  и судебную (зачастую президент,  исполнительно-распорядительные органы  подчиняют себе все остальные  органы, наделяются законодательными  и судебными полномочиями);

     - роль представительных органов  власти ограничена, хотя они и  могут существовать;

     - суд выступает, по сути, вспомогательным  органом, вместе с которым могут  использоваться и внесудебные  органы;

     - сужена или сведена на нет  сфера действия принципов выборности  государственных органов и должностных  лиц, подотчетности и подконтрольности  их населению;

     - в качестве методов государственного  управления доминируют командные,  административные, в то же время  отсутствует террор;

     - сохраняется ограниченная цензура,  «полугласность»;

     - существует частичный плюрализм;

     - права и свободы человека и  гражданина главным образом провозглашаются,  но реально не обеспечиваются  во всей своей полноте;

     - силовые структуры обществу практически  неподконтрольны и используются  подчас и в сугубо политических  целях и т.п.

     Авторитарный  режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.

     Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

     Тиранический  режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

     Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.

     Авторитарные  режимы отличаются от тоталитарных по следующим  параметрам:

     1) если при тоталитаризме устанавливается  всеобщий контроль, то авторитаризм  предполагает наличие сфер социальной  жизни, недоступных государственному  контролю;

     2) если при тоталитаризме осуществляется  систематический террор по отношению  к противникам, то в авторитарном  обществе проводится тактика  «выборочного» террора, направленного  на предотвращение возникновения  оппозиции.

Информация о работе Формы государства