Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 07:23, курсовая работа
Цель исследования всесторонне изучить формы (устройства) государства.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
Изучить форму правления государств;
Рассмотреть формы национально-государственного устройства;
Описать формы государственно-правового режима;
Дать характеристику форм государства в современном мире.
Введение……………………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие формы (устройства) государства………………………………….......6
Форма правления……………………………………………………………………..6
Форма национально-государственного устройства………………………………10
Форма государственно-правового режима………………………………………...13
Формы территориального устройства……………………………………………..22
Территориальное устройство РФ…………………………………………………..29
Нетипичные формы правления……………………………………………………..39
Глава II. Характеристика форм государства в современном мире……………………43
Особенности и разновидности монархической и республиканской формы правления………………………………………………………………………………….43
Характеристика государств мира, имеющих унитарное и федеративное устройство………………………………………………………………………………...52
Признаки, разновидности и особенности демократических и авторитарных режимов в государствах мира…………………………………………………………...54
Глава III. Причины и особенности изменения форм государства…………………….57
Заключение………………………………………………………………………………..62
Список использованной литературы…………………………………………………....66
Она
все более зависит от личности
конкретного президента. Носители президентской
власти нередко обнаруживают стремление
к персонализации власти, к авторитаризму.
Наибольшие возможности для этого
создаются в президентской
Глава II. Характеристика
форм государства в
современном мире
Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней).
Саудовская Аравия – абсолютная теократическая монархия, жизнь в которой подчинена законам Корана. Династия Саудидов во главе с королём Фахдом, правящим с 1982 г. Продолжает политику реформ, хотя нефтяные доходы страны заметно сократились. Тем не менее, королевство по-прежнему остаётся одной из богатейших стран, активно распространяющей идеи ислама по всему миру.
Ограниченные (конституционные) монархии, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.)26.
Великобритания – считается конституционной монархией, в которой монарх «царствует, но не правит». Законодательная власть в стране принадлежит двухпалатному парламенту, состоящему из палаты лордов и палаты общин. Кабинет министров, руководящий исполнительной властью, формирует премьер-министр – лидером партии, имеющей большинство в парламенте. Хотя монархия в современной Англии лишена реальной политической власти, тем не менее она остается неотъемлемой частью британского образа жизни, во многом определяя национальное сознание. Главная её роль в том, что она соединяет теперешнее поколение британцев с историей, способствует сохранению традиций, символизирует единство нации. Всё в Британии связанно с именем монарха27.
Испания. Современная Испания – это парламентская монархия, в которой права короля строго регламентированы конституцией. Законодательную власть осуществляют Генеральные кортесы (парламент)28.
Япония. Примером парламентарной монархии может служить Япония. В Японии формой правления является парламентарная монархия, введение которой вместо дуалистической было оформлено конституцией 1947 г. По сравнению с конституцией 1889 г. новый основной закон Японии явился значительным продвижением вперед на пути демократизации политической системы страны. Это нашло свое применение в том, что полномочия императора были не только резко сокращены, но и фактически низведены до чисто номинального уровня: император осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти.
Как
в сфере законодательной, так
и исполнительной император лишен
самостоятельных полномочий и ни
при каких обстоятельствах не
может действовать без санкции
кабинета. Все действия Императора,
относящиеся к делам
Японская конституция, таким образом, сохранив монархическую форму правления, превратила императора в чисто символическую фигуру, наделенную лишь церемониальными полномочиями, которые жестко ограничены самим основным законом. Он лишен каких-либо «спящих» прерогатив или подразумеваемых полномочий.
Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства. Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников.
Высший орган исполнительной власти в стране - правительство Японии, Кабинет министров. Исполнительная власть осуществляется Кабинетом. Полномочия правительства довольно обширны. Оно проводит в жизнь законы, осуществляет руководство государственными делами, внешней политикой. Кабинет несет коллективную ответственность перед парламентом.
Хотя
ряд современных государств с
монархической формой правления
приняли Конституции и
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.
В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль.
США. Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В конституции США, а именно в статье IV утверждается следующее: «Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления». Республиканская форма правления в США реализовалась в виде президентской республики: президент республики – глава государства и правительства; правительство не несет ответственности перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.
За
основу построения системы государственной
власти был взят принцип разделения
властей, который в американских
условиях трансформировался в так
называемую систему сдержек и
противовесов. В конституции было
проведено организационное
Все
установленные полномочия законодательной
власти принадлежат Конгрессу
Исполнительная
власть осуществляется Президентом, его
полномочия весьма объемны. В его
непосредственном подчинении находится
весь государственный аппарат
Как
уже упоминалось, исполнительная власть
в Соединенных штатах принадлежит
президенту. Президент США является
главой государства и правительства.
Его полномочия в сфере государственной
деятельности огромны. В отличие
от императора Японии, в непосредственном
подчинении президента находятся весь
государственный аппарат
Президент США избирается косвенным путем сроком на 4 года. Одно и то же лицо может избираться президентом не более двух раз. Избирательная компания по выборам президента начинается задолго до того, как избиратели явятся на избирательные участки, чтобы проголосовать за выборщиков. В первых числах ноября избиратели голосуют за выборщиков по штатам. В каждом штате избирается столько выборщиков, сколько избрано представителей и сенаторов от штата в конгресс. При избрании выборщиков устанавливаются многомандатные избирательные округа (один штат – один округ) и применяется мажоритарная система относительного большинства. При этой системе список выборщиков от одной партии, получивший относительно больше голосов, чем другие списки, завоевывает все места от данного штата в коллегии выборщиков.
Когда становится известно количество выборщиков, избранных от каждой партии, то фактически определяется, кто из кандидатов станет президентом. Подобное положение сложилось в связи с тем, что в американской практике выборщик рассматривается не как делегат избирателей, который может свободно проявить свою волю, а как агент партии, обязанный голосовать за кандидата той партии, от которой он избран.
В середине декабря выборщики собираются в столицах штатов и голосуют бюллетенями за президента и вице-президента. Результаты голосования по штатам направляются председателю сената. В присутствии членов Конгресса результаты суммируются и официально оглашаются. Избранным президентом признается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов выборщиков.
Избранный в середине декабря президент вступает в должность 20 января следующего за выборами года. Такой длительный срок необходим президенту, чтобы сформировать президентскую администрацию, кабинет министров, исполнительные правления.
Конгресс США избирается на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Палата представителей в составе 435 депутатов избирается сроком на два года по одномандатным округам. Депутатом может быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее семи лет, достигшее 25 лет и проживающее в штате, где находится его избирательный округ.
Сенат состоит из 100 сенаторов: каждый штат избирает по два сенатора сроком на 6 лет. Сенат обновляется на 1/3 каждые 2 года. Сенатором может быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее девяти лет, достигшее 30 лет и проживающее в штате, от которого избирается.
Каждая
палата Конгресса имеет свою внутреннюю
разветвленную систему
В парламентских республиках (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) – формирует правительство парламент.
Германия. Территориально страна разделена на 16 земель, которые имеют свои законы и правительства, равные права в федерации и равно представлены в верхней палате парламента – бундесрате (буквально Совет Федерации). Нижняя палата – бундестаг – является основным законодательным органом.
Италия – парламентская республика. Главой государства является президент, избираемый парламентом и представителями областей, а законодательная власть принадлежит парламенту, формируемому партией или коалицией партий, получивших большинство мест на выборах29.
В смешанных республиках (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) – формирует правительство совместно президент и парламент30.
Смешанные
республиканские формы
Ярким примером первого типа является Франция.
«Франция
является неделимой, светской, демократической
и социальной Республикой». Так установила
конституция Франции 1958 г. Основной
закон установил
Главная
черта конституции 1958 г. – концентрация
политической власти в руках исполнительных
органов. Сосредоточение власти в руках
главы государства и