Диктатура Муссолини в Италии и Франко в Испании. Сравнительный анализ правовых аспектов

Автор: Анна Голованова, 05 Декабря 2010 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Содержание


Объектом исследований являются диктатуры Бенито Муссолини в

Италии и Франсиско Франко в Испании.

Основные задачи работы:

1.- определить понятие тоталитарного режима;
- проанализировать доктрину фашизма как идейно-политического течения;

- раскрыть сущность диктатуры власти.

2.проследить историю фашизма в Италии и Испании; установить, на что опирался фашизм и выяснить устройство государства в этот период.
3.проанализировать в сравнении политику Бенито Муссолини и Франсиско Франко.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…...3

Глава I. Теоретический подход к определению тоталитарного режима.

§1.1. Фашизм как идейно-политическое течение. Понятие диктатуры….……….5

§1.2. Диктатура Бенито Муссолини в Италии…………………………….……….11

§1.3. Диктатура Франсиско Франко в Испании………………………………….. .18

Глава II. Сравнительный анализ правовых аспектов.

§2.1. Анализ политики Бенито Муссолини и Франсиско Франко………………..24

Заключение………………………………………………………………………….. 28

Список литературы…………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

курсовик- диктотура муссолини в италии - 1 курс.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

       Режим – понятие сравнительно недавнего происхождения. Обращение к нему в значительной мере связано с появлением фашизма.

     Ученые считают, что в современной науке нет общепризнанного определения фашизма, поскольку этот феномен сложен и политически неоднозначен, противоречив. В последние годы понятие фашизма оказалось сильно размытым, в силу чего дать юридическую трактовку дефиниции достаточно сложно. В научном смысле, суммируя понятия, используемые в                 литературе, фашизм - это идеология консервативной революции. Автором наименования этой идеологии является уже упомянутый Бенито Муссолини, который образовал его от латинского слова «fasces», означающего связку прутьев березы и топор – символ  власти древнеримских ликторов.

 «Фашизм (от итальянского «fascio» — пучок, связка, объединение) – идейно-политическое течение, возникшее в 1919 году в Италии и Германии и выражавшее интересы наиболее реакционных и агрессивных слоев как крупной, так и средней и мелкой буржуазии. Идеология фашизма включает идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой, вождизма и всевластия геополитики. Для фашизма характерны применение крайних форм и средств подавления, демократических прав и свобод, широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики. Внешняя политика фашизма – политика империалистических завоеваний.5 Фашизм возник, по выражению французского политолога Шанталь Мийон-Дельсоля, из той обширной туманности, которая образовалась после Первой мировой войны, словно шлейф пыли, во всех без исключения странах Европы и даже за её пределами.6 Понятия «тоталитаризм» и «фашизм» не тождественны. «Фашизм есть правая форма тоталитарного режима, которая характеризуется национальным ценностным критерием организации общества»7.

       Фашизм – сложное явление, обусловленное многими факторами. Но в известном смысле можно сказать, что фашизм приходит и уходит не только в силу наличия и отсутствия этих факторов, но и вместе с личностью того политического лидера, который становится его символическим выражением.

       Непосредственно из понятия «фашизм»  вытекает понятие «диктатура»,  так как сам по себе фашизм предусматривает установление культа вождя, а, следовательно, и диктатуры власти.

       Истории известно огромное множество политических систем, лежащих в их основе политических режимов, выработанных различными эпохами, народами и культурами. Диктаторские режимы, под которыми мы понимаем определенный способ функционирования государственной власти, существуют давно. Часто синонимами понятия «диктатура» выступают такие понятия, как «автократия», «тирания», «деспотия», «тоталитаризм», «авторитаризм», поскольку считается, что обозначаемые ими режимы держатся исключительно на насилии и терроре. 

        При диктаторском политическом  режиме происходит концентрация  власти в руках одного —  диктатора, или группы лиц. В этих случаях диктатура характеризуется неограниченностью и бесконтрольностью

диктаторской  власти, наступлением на провозглашённые  конституцией

демократические права и свободы, ограничением прав представительских 

органов.

       Древний Рим дает много поучительного относительно сути и происхождения феномена диктатуры. Из древнеримского права и дошел до нас термин «диктатура», который в переводе с латинского означает «неограниченная власть». На древнеримском примере можно также увидеть различие между диктатурой в узком и широком смысле этого

слова. В узком  смысле это диктатура как положение  римского права, то есть явление вполне узаконенное, в отличие от тирании или олигархии, где власть верховной личности или группы лиц не была ограничена законом.

       Ранняя римская диктатура была скорее не диктатурой в нашем понимании, а управлением в условиях чрезвычайного положения, но передача особых полномочий определенному лицу сопряжена с известными трудностями. Главное противоречие временной диктатуры состоит в том, что она стремится стать вечной и преступить ограничивающие ее положения закона. Вручая огромную власть какому-либо лицу, всегда важно помнить об опасности того, что оно добровольно не откажется от нее. Первым подал пример тому Сулла, римский военный и политический деятель, который узурпировал власть в условиях кризиса республиканского строя и начала эпохи гражданских войн. Начиная с власти Суллы и Цезаря, который

многократно наделялся  диктаторскими полномочиями, характер диктатуры радикально изменился. Произошло  становление диктатуры в широком смысле этого слова - как нового типа власти, менявшего законы в своих интересах, неподотчетного народу и не ограниченного временными рамками.

       В наши дни диктатура как ограниченный чрезвычайный институт власти

предусмотрена в конституциях почти всех демократических государств. Есть такое положение в законодательных актах США, Великобритании, Франции, ФРГ, Швейцарии. Однако чрезвычайное законодательство, подобно тому, как это было во времена Суллы и Цезаря, может привести к неограниченной диктатуре: Наполеон, Муссолини, Франко и другие диктаторы ликвидировали демократическое правовое государство при помощи его же легальных средств.

       Что же такое диктатура в широком смысле? Обратимся к определению американского политолога Ноймана: «Под диктатурой мы понимаем правление лица или группы лиц, которые присваивают и монополизируют власть в определенном государстве, используя ее без ограничений. Диктаторский режим есть предельная концентрация власти, бытие, вытекающее из тоталитарного режима».8

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          §1.2 Диктатура Бенито Муссолини в Италии. 
 

         Бенито Муссолини был казнен более полувека назад, однако до сих пор его неординарная личность вызывает противоречивое отношение – от непримиримого осуждения до гротескного восхваления. Причина понятна: сугубо исторический интерес к прошлому переплетается с ещё неизжитым синдромом «сильной власти», сторонники которой находятся в любом, даже самом развитом демократическом обществе.

         В результате первой мировой  войны, в которой Италия приняла участие на стороне Антанты, из аграрной страны Италия превратилась в аграрно-индустриальную, что сопровождалось дальнейшей дифференциацией общества, проявившейся в увеличении удельного веса рабочего класса и интеллигенции, а также численности мелкой и средней буржуазии.

         Экономический кризис предопределил активную революционную борьбу, рост числа членов профсоюзов, усиление роли социалистической партии. Большое значение приобрела деятельность крупнейшего профсоюзного объединения – Всеитальянской конфедерации труда. В 1921 году левое крыло социалистической партии образовало Итальянскую коммунистическую партию9.

         На фоне ожесточённой политической  борьбы в Италии возникает  фашистское движение. Членами в  основном были шовинистически настроенные бывшие офицеры и солдаты, безработные, разорившиеся мелкие буржуа. Программа фашистов представляла собой набор демагогических лозунгов, заимствованных у других политических течений; итальянские фашисты проповедовали расистскую идеологию и антисемитизм.

         Вождем движения стал один из бывших лидеров Итальянской социалистической партии - Бенито Муссолини, исключенный из ее рядов за призывы к войне. 15 ноября 1914 года Муссолини начал выпускать газету «Пополод' Италия», в которой призывал к «национальной и социальной революции». Вождь развивал идею корпоративного государства. «Наше государство не является ни абсолютным, ни тем более абсолютистским, отстраненным от людей и вооруженными только непреложными законами, какими и должны быть законы. Наше государство – это органическое, человечное государство самым тесным образом связанное с реальной жизнью», - писал Муссолини в книге «Корпоративное государство».10

         В области внешней политики  Муссолини выступал с откровенно  шовинистических и расистских  позиций, выдвинув лозунг «Великая  Италия», создание которой должно было осуществляться за счет территориальных приобретений у средиземноморских стран.

         Фашистская пропаганда оказала  серьёзное воздействие на средние  слои итальянского общества и  на значительную часть рабочих  и крестьян.

         В конце октября 1922 года вооруженные отряды фашистов при попустительстве королевского правительства, армии и Ватикана предприняли так называемый «поход на Рим», завершившийся в ноябре 1922 года, захватом власти Муссолини, которого король назначил премьер-министром.

         Бенито Муссолини, которого уже называли дуче (вождь), приступает к созданию нового политического режима. В силу политической слабости новой власти он сохранил отдельные институты предыдущей политической системы: монархия и конституция 1848 года включены в систему фашистского режима, но их роль была только декоративной.

         Принимаются законодательные акты, предоставляющие Муссолини огромные полномочия как главе правительства. Так, в 1925 году по закону «О правомочиях и прерогативах главы правительства» вся исполнительная власть сосредоточилась в руках премьер-министра, который назначался королем и отвечал перед ним за деятельность правительства, а министры назначались и смещались его властью. Помимо поста главы правительства дуче в течение своего правления занимал по 5-7 постов. 

        Радикально изменилось положение  парламента в системе органов  государства. Его правовой статус  и состав определялись реформой  политического представительства,  которая была проведена в 1928 году. Согласно этой реформе, кандидаты в депутаты выдвигались фашистскими профсоюзами, из которых Большой фашистский совет отбирал 400 человек.

         Муссолини ликвидировал традиционные  либерально-демократические институты,  чтобы на их месте создать  институты тоталитарного фашистского государства, среди них следует назвать, прежде всего, Большой фашистский совет (БФС), созданный 15 декабря 1922 года. Не имея законодательной

власти, БФС, тем не менее, выполнял законотворческие функции. Он

контролировал разработку декретов и законов для представления их в

парламент; мог  выступать с законодательной  инициативой, а также 

контролировал деятельность правительства. Сам факт создания БФС 

свидетельствовал  о сращивании партийного и государственного аппарата

режима. Ещё одним  шагом на пути разрушения буржуазно-демократического

государства была ликвидация многопартийной системы.

         Фашистская партия стала опорой  режима личной власти. Во главе  партии стоял несменяемый вождь  (дуче) – Муссолини. Партийные  органы подразделялись на единоличные и коллегиальные, выполняющие совещательные функции. Партия превратилась в бюрократический, военизированный, государственный орган со строгой централизацией. Постепенно на государственные посты стали назначать только членов фашистской партии.11

         Коренным изменениям подверглась и избирательная система, постепенно уничтоженная режимом. Начало этому положил избирательный закон 1923 года, согласно которому страна объявлялась единым избирательным округом. По избирательному закону 1928 года принцип всеобщего, равного представительства был заменён выдвижением кандидатов фашистскими профсоюзами с обязательным их одобрением БФС. Уничтожение избирательной системы завершилось окончательной ликвидацией парламента и местного самоуправления.

         В 1927 году БФС принял Хартию труда, в которой провозглашалось расширение государственного невмешательства в сферу трудовых отношений. Согласно Хартии, основой фашистского государства должны быть корпорации, объединяющие предпринимателей и работников наемного труда по отраслям производства.

         Фашистским режимом были созданы специальное министерство корпораций и Национальный совет корпораций. Корпорации так же, как и профсоюзы, стали частью государственного аппарата. А Национальный совет корпораций стал органом, руководящим экономикой страны.

         Правительством Муссолини принимаются  законы, составившие так называемый  комплекс мероприятий по защите  государства: все оппозиционные  политические партии распускались, антифашистская печать запрещалась;  в практику правосудия вводилась чрезвычайная юстиция с применением политической и административной высылки; были приняты законодательные акты о чистке государственного аппарата от «ненационально мыслящих элементов».

         Активно формировался репрессивный аппарат. Уже в 1923 году решением БФС создана добровольческая милиция по защите национальной безопасности, её сотрудники подчинялись непосредственно дуче, а численность превышала вооруженные силы страны. Вооруженные силы также подчинялись главе правительства и ему же, как министру МВД был подчинен корпус карабинеров.

Информация о работе Диктатура Муссолини в Италии и Франко в Испании. Сравнительный анализ правовых аспектов