Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:10, курсовая работа
Определение перспектив развития экономики страны и ее регионов предполагает оценку инновационного потенциала. Инвестиционные процессы сложны, их участниками являются властные структуры, отраслевые министерства и ведомства, организации различных форм собственности и сфер деятельности, что обусловливает необходимость комплексного подхода к исследованию всех этапов процесса, один из которых — оценка уровня инвестиционного потенциала. Инвестиционный потенциал — объективно имеющаяся возможность реализации инвестиционных целей.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1 Общая сравнительная оценка исследуемых субъектов…………………………………….4
1.1 Республика Коми…………………………………………………………………………….4
1.1.1 Физико-географическая характеристика ………………………………………………..4
1.1.2 Социально-экономическое положение. ………………………………………………….5
1.1.3 Экологическая обстановка……………………………………………………………….12
1.2 Удмуртская республика ..………………………………………………………………….13
1.2.1Физико-географическая характеристика ………………………………………………..13
1.1.2 Социально-экономическое положение………………………………………….………14
1.1.3 Экологическая обстановка……………..……………………………………...…………15
1.3 Пермский край…………………………………………………………………...…………16
1.3.1 Физико-географическая характеристика …………….…………………………………16
1.3.2 Социально-экономическое положение……………………….…………………………17
1.3.3 Экологическая обстановка……………………………….………………………………18
2 Анализ развития субъектов по инвестиционным и демографическим показателям ...…19
3 Оценка социально-экономического и экологического состояния регионов……..………23
Заключение…………...…………………………………………………………………………28
Список использованных источников……………….…………………………………………29
29
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Общая сравнительная оценка исследуемых субъектов…………………………………….4
1.1 Республика Коми……………………………………………………………………
1.1.1 Физико-географическая характеристика ………………………………………………..4
1.1.2 Социально-экономическое положение. ………………………………………………….5
1.1.3 Экологическая обстановка……………………………………………………
1.2 Удмуртская республика ..………………………………………………………………….13
1.2.1Физико-географическая характеристика ………………………………………………..13
1.1.2 Социально-экономическое положение………………………………………….………1
1.1.3 Экологическая обстановка……………..…………………………………
1.3 Пермский край………………………………………………………………….
1.3.1 Физико-географическая характеристика …………….…………………………………16
1.3.2 Социально-экономическое положение……………………….…………………………1
1.3.3 Экологическая обстановка……………………………….…………………
2 Анализ развития субъектов по инвестиционным и демографическим показателям ...…19
3 Оценка социально-экономического и экологического состояния регионов……..………23
Заключение…………...…………………………………
Список использованных источников……………….…………………………………
Введение
Определение перспектив развития экономики страны и ее регионов предполагает оценку инновационного потенциала. Инвестиционные процессы сложны, их участниками являются властные структуры, отраслевые министерства и ведомства, организации различных форм собственности и сфер деятельности, что обусловливает необходимость комплексного подхода к исследованию всех этапов процесса, один из которых — оценка уровня инвестиционного потенциала. Инвестиционный потенциал — объективно имеющаяся возможность реализации инвестиционных целей.
В данной работе поставлена цель: проведение сравнительного анализа инвестиционного потенциала 4 субъектов Российской Федерации: Республики Коми, Удмуртии и Пермского края.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
Дать сравнительную оценку регионам по физико-географическим характеристикам, социально-экономическому положению и экологической обстановке;
Проанализировать развитие субъектов по инвестиционным и демографическим показателям;
Оценить социально-экономическое и экологическое состояние регионов;
Сделать выводы.
1 Общая сравнительная оценка исследуемых субъектов
1.1 Республика Коми
1.1.1 Физико-географическая характеристика
Республика Коми расположена на крайнем северо-востоке Европейской части Российской Федерации. Территория сравнима по величине со многими европейскими государствами — ее площадь 416,8 тысячи квадратных километров.
Республика Коми — равноправный субъект Российской Федерации, имеет свои Конституцию, флаг и герб. Государственную власть в Коми осуществляют Глава Республики Коми, Государственный Совет Республики Коми, Конституционный Суд республики. Столица — город Сыктывкар. Крупнейшие города Коми — Сыктывкар, Воркута, Вуктыл, Инта, Печора, Сосногорск, Усинск, Ухта.
Численность постоянного населения на 1 января 2010 года 951155 человек. Дата образования Республики Коми 22 августа 1921 года.
Граничит с Ненецким автономным округом (север, северо-восток), Тюменской областью (а именно с входящими в её состав Ямало-Ненецким автономным округом (северо-восток, восток), Ханты-Мансийским автономным округом (юго-восток, юг)), Свердловской областью (юг), Пермским краем (юг), Кировской областью (юг, юго-запад, запад), Архангельской областью (северо-запад, север).
Республика расположена к западу от Уральских гор, на крайнем северо-востоке Европейской части Российской Федерации в пределах Печорской и Мезенско-Вычегодской низменностей, Среднего и Южного Тимана, западных склонов Уральских гор (Северный, Приполярный и Полярный Урал).
Территория республики простирается от Северных Увалов на юге до Пай-Хоя на северо-востоке (между 59°12' и 68°25' северной широты), от Пинего-Мезенского междуречья на западе до водораздела бассейнов рек Печоры и Оби, проходящего по Уральскому хребту на востоке (между 45°25' и 66°10' восточной долготы).
Климат умеренно-континентальный. Зима продолжительная, холодная, лето короткое, на юге теплое, в северных районах прохладное.
По особенностям геологического строения можно выделить Полярно-Приполярно-Уральскую, Пай-Хой-Южно-Новоземельскую, Печорскую, Тиманскую и Вятско-Двинскую металлогенические провинции. Состояние общей геологической изученности территории Республики Коми и степень разведанности позволяют пока выделять в качестве наиболее значимых для народного хозяйства только ограниченный круг полезных ископаемых. К ним в частности относятся: уголь, нефть, природный газ, бокситы, золото и алмазы.
Минерально-сырьевой потенциал Республики Коми, представленный комплексом разнообразных горючих, металлических и неметаллических полезных ископаемых, а также подземных вод имеет важное значение для экономики России.
В разведанных на территории республики месторождениях сосредоточено общероссийских запасов: нефти – около 3%, угля – 4,5%, барита – 13%, бокситов – 30%, титана – около 50%, кварцево-жильного сырья – около 80%.
Республика Коми входит в зону избыточного увлажнения. Значительное преобладание количества выпадающих атмосферных осадков над испарением, особенности рельефа и геологическое строение определили повышенную заболоченность и развитую гидрографическую сеть.
Гидрографическая сеть Республики Коми относится к бассейнам морей: Белого (реки Вычегда, Луза, Мезень), Баренцева (река Печора), Карского (река Кара) и Каспийского (реки Летка, Кобра, Березовка). Площади этих бассейнов занимают соответственно 35,2%; 62,9%; 0,7%; 1,2% территории республики.
Республика Коми является одним из ведущих лесопромышленных регионов России. Общая площадь лесов лесного фонда составляет 38,9 млн. га, из них покрытая лесом – 30 млн. га, или 3,5% площади всех лесов России, и около 50% площади лесов Европейского Севера России.
Леса и кустарники занимают 78% территории республики. Для лесоэксплуатации выделено более трех четвертей лесного фонда с запасами 3 млрд. куб. м. Характерной особенностью лесов республики является высокий удельный вес спелых и перестойных лесов (72,3%).
Республика относится к числу лесных районов России, в структуре которых преобладают ценнейшие темнохвойные еловые леса. Запасы хвойных пород составляют 84% всех запасов лесных насаждений. Запасы мягколиственной древесины составляют 15,9% общих запасов лесных насаждений.
1.1.2 Социально экономическое положение
В Республике Коми в течение 2010 года сохранялась достаточно стабильная социально-экономическая ситуация. Сложилась положительная динамика отдельных показателей социально-экономического развития:
снижение задолженности организаций в бюджеты всех уровней;
увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему в целом, в том числе в бюджеты всех уровней;
рост доходов консолидированного бюджета Республики Коми;
умеренный рост объемов промышленного производства в целом;
увеличение объемов добычи естественного газа, угля
увеличение объемов производства бензина автомобильного, мазута топочного;
рост объемов производства бумаги, фанеры, древесностружечных плит, пиломатериалов, древесноволокнистых плит;
увеличение объемов производства в сельскохозяйственных организациях;
рост объемов производства продукции растениеводства;
увеличение объемов производства отдельных пищевых продуктов;
увеличение объемов грузовых перевозок и перевозок пассажиров транспортом общего пользования;
рост объемов услуг связи;
снижение уровня инфляции;
снижение естественной убыли и смертности населения;
снижение уровня зарегистрированной безработицы;
рост номинальной и реальной заработной платы работников организаций;
увеличение оборота розничной и оптовой торговли, платных услуг населению;
уменьшение количества зарегистрированных преступлений.
Наряду с положительными тенденциями в экономике и социальной сфере республики наблюдались и негативные, основные из которых:
сохранение значительной суммы задолженности организаций по платежам в бюджетную систему Российской Федерации;
снижение объемов инвестиций в основной капитал;
снижение объемов поступивших в экономику республики иностранных инвестиций;
сокращение объемов добычи нефти;
снижение объемов производства дизельного топлива;
снижение объемов производства лесоматериалов, картона;
сокращение объемов производства электроэнергии, теплоэнергии;
снижение объемов сельскохозяйственного производства в целом;
снижение объемов производства продукции животноводства;
уменьшение объемов лесозаготовительного производства;
уменьшение объемов жилищного строительства;
снижение рождаемости населения и увеличение миграционного оттока;
рост суммы просроченной задолженности по заработной плате.
На 1 января 2011 года доходы консолидированного бюджета Республики Коми составили 49551 млн. рублей, что на 9,2%, или на 4187,3 млн. рублей, больше по сравнению с уровнем доходов, полученных за 2009 год. По итогам 2010 года годовой план по доходам исполнен на 101,8%.
Объем налоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет Республики Коми за 2010 год, составил 37241,7 млн. рублей. Увеличение налоговых доходов за 2010 год по сравнению с уровнем 2009 года составило 12,6%, или 4153,1 млн. рублей.
Рисунок 1 – Структура налоговых доходов консолидированного бюджета республики Коми на 1 января 2011 года.
Наибольший удельный вес в налоговых поступлениях отмечен по налогу на доходы физических лиц – 40,9%. В сравнении с уровнем 2009 года по данному виду налога произошло увеличение на 8,9%, или на 1249,9 млн. рублей.
Рисунок 2 – Структура расходов консолидированного бюджета республики Коми на 1 января 2011 года.
В 2010 году по сравнению с уровнем 2009 года увеличились расходы по следующим разделам консолидированного бюджета Республики Коми: национальная оборона – на 10,1 млн. рублей, или на 53,9%; жилищно-коммунальное хозяйство – на 554,8 млн. рублей, или на 15,0%; национальная экономика – на 544,7 млн. рублей, или на 10,2%; образование – на 936,2 млн. рублей, или на 7,7%; общегосударственные вопросы – на 234,8 млн. рублей, или на 5,4%; социальная политика – на 397,5 млн. рублей, или на 5,3%; национальная безопасность и правоохранительная деятельность – на 20 млн. рублей, или на 0,8%.
В 2010 году по сравнению с уровнем предыдущего года снизились расходы по следующим разделам консолидированного бюджета Республики Коми: здравоохранение и спорт – на 1014,7 млн. рублей, или на 16,0%; культура, кинематография и средства массовой информации – на 259,1 млн. рублей, или на 15,3%; охрана окружающей среды – на 3 млн. рублей, или на 6,6%.
Инновационная активность организаций в целом в течение 2007-2009 годов была незначительна, а в 2009 году отмечено ее заметное снижение – в условиях финансового кризиса и спада производства организации меньше уделяли внимания внедрению на рынке инновационных продуктов, услуг, процессов и способов производства. Затраты на технологические инновации в 2009 году составили 625 млн. рублей (в 2008 году – 755 млн. рублей). 75% затрат было выполнено собственными силами организаций.
За январь-ноябрь 2010 года объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий составил 69,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 81,9% к уровню января-ноября 2009 года.
Общий лимит средств, предусмотренный в республиканском бюджете Республики Коми на государственные капитальные вложения на 2010 год, составил 320,6 млн. рублей. По состоянию на 1 января 2011 года на объектах капстроительства освоено средств на сумму 314,3 млн. рублей, или 98,4% от утвержденного лимита; финансирование составило 315,5 млн. рублей, или 98,4%.