Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:28, курсовая работа
Цель исследования: методическое обоснование путей повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности футболистов на основе технико-тактической подготовки.
Объект исследования - тренировочная и соревновательная деятельность футболистов 13-14 лет в разделе техники и тактики игры.
Организм детей и подростков
хорошо приспосабливается к скоростным
нагрузкам. Поэтому возраст от 8 до
15 лет является наиболее благоприятным
для развития быстроты и повышения
скорости движений. Развитие скоростно-силовых
качеств также неуклонно
Возрастное развитие ловкости
у детей до 10 лет протекает
более интенсивно. В последующие
годы ловкость значительно прогрессирует
за счет резкого повышения
Для развития гибкости наиболее благоприятен младший школьный возраст (7-11 лет). Именно в это время наблюдаются оптимальные соотношения между подвижностью в суставах и тоническим сопротивлением мышц.
Наибольший прирост
Следует подчеркнуть, что
под влиянием занятий физическими
упражнениями, и в частности футболом,
биологические закономерности развития
физических качеств у юных спортсменов
не изменяются. Активное педагогическое
воздействие способствует их развитию
на более высоком уровне. Важно
не снижать нагрузку в возрасте,
когда происходит преимущественное
развитие того или иного качества.
Двигательная деятельность обусловливается
не только развитием опорно-
Важное значение, с точки зрения регламентации физических нагрузок представляют собой данные об особенностях роста и развития детского организма в период полового созревания. Этот период характеризуется индивидуальными колебаниями не только в сроках наступления полового созревания, но и в интенсивности его протекания у лиц, относящихся к одной и той же возрастной группе. Индивидуальные темпы полового развития подростков одного года рождения оказывают существенное влияние на уровень общего соматического развития двигательной функции, а также на характер адаптации сердечно-сосудистой системы к стандартной мышечной работе. Среди 14-летних футболистов можно встретить как сформировавшихся юношей, достигших статуса взрослого человека, так и мальчиков с детскими стадиями формирования признаков созревания. Поэтому для определения величины нагрузки или нормативных требований необходимо учитывать биологический возраст спортсмена, одним из основных критериев которого является степень развития вторичных половых признаков.
Изменение голоса происходит в среднем в 12,5 года. Волосы на лобке появляются в 13 лет. Пубертатные изменения сосков и хрящей гортани в среднем происходят соответственно в 13,5-14 лет. Последними появляются волосы в подмышечных впадинах - в среднем в 14 лет 1,5 месяца. О функциональных возможностях вегетативных систем организма детей можно судить по характеру реакции этих систем на мышечную работу. Период врабатываемости у детей в среднем короче, чем у взрослых, поэтому разминка в тренировочном занятии по времени не должна быть длительной. Это обусловливается функциональными особенностями центральной нервной системы и функционально-морфологическими особенностями мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Отмечая способность детей 9-12 лет быстро приспосабливаться к совершаемой работе, необходимо указать на некоторые особенности вегетативной деятельности юных спортсменов. Так, сердце ребенка при физической нагрузке затрачивает больше энергии, чем сердце взрослого, так как увеличение минутного объема крови происходит у 13-14-летних подростков в основном за счет учащения сердечной деятельности при незначительном увеличении ударного объема. У детей за период с 8-9 до 16 - 18 лет частота сокращений сердца снижается на 30%, а энергетические затраты в состоянии покоя - на 40-45%. При большой физической нагрузке эти показатели у более старших детей растут значительнее, чем у младших [Л.А. Лазарева, 1993].
Учитывая, что дети быстро
утомляются при однообразной деятельности,
целесообразно своевременно изменять
характер занятий. Для сохранения высокого
уровня работоспособности перерывы
в тренировках по футболу должны
быть частыми, но не продолжительными.
Длительное бездействие снижает
интерес детей к занятиям и
отрицательно сказывается на результатах
обучения. Короткие перерывы во время
занятий оправданы
В тесной связи с сердечно-сосудистой системой функционируют органы дыхания. Размеры и функциональные возможности дыхательного аппарата с возрастом увеличиваются. Окружность трудно клетки и размеры при дыхательных движениях прогрессивно возрастают. У мальчиков в возрасте от 7 до 12 лет окружность трудно клетки увеличивается с 59,9 до 67,8см, жизненная емкость легких возрастает с 1400 мл до 2200 мл.
Развитие силы дыхательных мышц детей обеспечивает большую глубину дыхания, создает возможность значительного увеличения легочной вентиляции, необходимой во время интенсивной мышечной работы. У мальчиков сила дыхательных мышц с возрастом изменяется, однако наибольшее ее увеличение наблюдается в возрасте от 9 до 11 лет. У детей при мышечной работе потребление кислорода на 1 кг веса выше, чем у взрослых. В связи с этим занятия футболом, проводимые на открытом воздухе, имеют большое значение для улучшений работы органов дыхания и для всего организма в целом [М. Кук, 2001].
РЕЗЮМЕ
Низкая техническая
Тактическое совершенствование проходит несколько стадий. Без ошибок невозможно пройти весь путь обучения - таков жизненный алгоритм. Ошибки, проигранные игры это неизбежное и естественное явление в профессиональном росте воспитанника, и здесь задача педагога найти тренировочные средства и пути практического осуществления, с помощью которых можно было бы избежать их повторений. И если тренер найдет и раскроет многие детали игры не в общих чертах, а в решениях конкретных игровых ситуаций, тогда он воспитает футболиста.
Для того чтобы в будущем расставить игровые акценты, тренер должен дать хотя бы минимум методической грамотности игрокам, разобраться в их индивидуальной игре, понять, как они играют в своих клубах и объяснить требования к игре, которую они будут создавать. Создание базовой игры, где каждый должен дополнять друг друга, сложный процесс, и здесь, конечно, нужен опыт. Если разложить все личностные составляющие игроков сборной, то в настоящее время мы видим их полную заинтересованность в прогрессе, их стремление удовлетворить своё самолюбие, показать свое «Я» в игре.
Подготовка команд мастеров является работой принципиально другого типа. Можно много и эмоционально тренировать, но это будет неэффективно, если не прослеживается игровая идея, под которую делается вся подготовительная и созидательная работа.
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1 Методы исследования
Для решения поставленных в работе задач будут использоваться следующие методы исследования:
1.Анализ научно-методической
2.Педагогический эксперимент.
3.Педагогическое тестирование.
4.Педагогические наблюдения
5.Методы математической
Анализ научно-методической литературы
Анализ научно-методической литературы
проводился с целью выяснения
вопросов, связанных с технико-
Анализ научно-методической литературы
позволил нам аргументировать
Прочное освоение всего многообразия рациональной техники (на основе использования законов биомеханики и с учетом индивидуальных особенностей занимающихся) во многом предопределяет успешность применения приемов для решения тактических задач в сложных условиях игры. Техническое мастерство футболистов базируется на высоком уровне их разносторонней физической подготовленности [Г.С. Лалаков, 1995].
Основные средства решения задач
технической подготовки футболистов
- соревновательные и тренировочные
упражнения. К соревновательным упражнениям
относятся технико-тактические
Педагогический эксперимент
Для подтверждения поставленной в
работе гипотезы проведён педагогический
эксперимент, цель которого заключалась
в исследовании динамики показателей
уровня технико-тактической
Педагогический эксперимент
Были определены две группы: контрольная
и экспериментальная. В контрольной
группе учащиеся занимались технико-тактической
подготовкой по методике, рекомендуемой
программой для ДЮСШ. В экспериментальной
группе дополнительно использованы
предложенные нами специальные упражнения
и теоретические занятия по разучиванию
тактических взаимодействий, направленные
на повышение уровня технико-тактической
подготовленности с акцентированным
применением тактических
Педагогическое тестирование
Уровень физической подготовленности
определяли по тестам школьной комплексной
программы физического
1.Бег 30 метров. Тест проводился
на поле. Для усиления мотивации
в забеге участвовало два
2. Челночный бег (3х10м). В забеге участвуют по два человека. Перед началом бега на линию старта для каждого бегуна клали два кубика. По команде «На старт!» мальчики подходят к линии старта. По команде «Внимание!» наклоняются и брерут первый кубик. По команде «Марш!» они бегут к финишу, кладут кубик на линию, не останавливаясь, возвращаются за вторым кубиком, который тоже кладут на линию финиша. Бросать кубики запрещается. Секундомер включают по команде «Марш!» и выключают в момент касания пола вторым кубиком. Результаты фиксируются с точностью до 0,1 секунды.
3. Прыжкок в длину с места. Перед прыжковой ямой проводят линию отталкивания и перпендикулярно ей закрепляют рулетку. Учащиеся становятся около линии, не касаясь её носками, и выполняют толчком двух ног прыжок в длину с места. Расстояние определяют от линии до сзади стоящей пятки любой ноги. Выполняется три попытки, лучший результат фиксируется в протоколе с точностью до одного сантиметра.
4. 6-минутный бег. Бег
5. Наклон вперёд. К гимнастической
скамейке вертикально
Тесты для оценки технической подготовленности
1.Ведение мяча 30м. Тест проводился на поле. В забеге участвовало по два человека. Время бега определили с точностью до 0,1 секунды.
2.Вбрасывание мяча из-за
3.Оценка точности ударов мяча
по воротам. Испытуемый
Педагогическое наблюдение
Для определения эффективности
тактической подготовки футболистов
13-14 лет были проведены видеозаписи
пяти календарных матчей. Видеозаписи
позволили выявить
В наблюдениях фиксировались
Методы математической статистики
При обработке материала, полученного в результате эксперимента, использовались методы математической статистики.
Информация о работе Технико - тактическая подготовка футболистов