Тактическая подготовка спортивного резерва в футболе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 06:26, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы явилось повышение уровня тактической подготовленности юных футболистов.

Задачи дипломного исследования:

1. Выявить степень разработанности теоретико-методических основ тактической подготовки в детско-юношеском футболе с позиций возможности учета возрастных параметров тактики игры.

2. Установить возрастные особенности показателей соревновательной и тренировочной разносторонности техники и тактики юных футболистов.

3. Разработать методику тактической подготовки юных футболистов на основе учета граничных значений тренировочного и соревновательного объемов тактических действий и экспериментально обосновать ее эффективность.

Содержание

Введение

I. Теоретическая часть

1. Теоретические основы многолетней технико-тактической подготовки спортивного резерва в футболе

2. Особенности подготовки и соревновательной деятельности юных футболистов. Количественные и качественные параметры

3. Структура основных компонентов тактической подготовки юных футболистов

4. Возрастные особенности юных футболистов 14-15 лет

II. Практическая часть

1. Методы исследования тактической подготовки футболистов 14-15 лет

2. Организация исследования

3. Анализ результатов педагогических наблюдений над тренировками тактического мастерства юных футболистов 14-15 лет

4. Методологические аспекты тактической подготовки юных футболистов

Заключение

Список литературы

Приложение

Работа содержит 1 файл

тактическая подготовка футболиста.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

I. Теоретическая часть

1. Теоретические  основы многолетней технико-тактической  подготовки спортивного резерва в футболе

2. Особенности  подготовки и соревновательной  деятельности юных футболистов.  Количественные и качественные параметры

3. Структура  основных компонентов тактической подготовки юных футболистов

4. Возрастные  особенности юных футболистов 14-15 лет

II. Практическая часть

1. Методы исследования тактической подготовки футболистов 14-15 лет

2. Организация исследования

3. Анализ результатов педагогических наблюдений над тренировками тактического мастерства юных футболистов 14-15 лет

4. Методологические аспекты тактической подготовки юных футболистов

Заключение

Список  литературы

Приложение

 

      Введение

 

     Характерной особенностью отечественного футбола в последние годы является отсутствие сколь-нибудь значимых спортивных достижений национальной сборной и клубных команд на международной арене. Негативной стороной этой закономерности следует признать и невыразительные выступления молодежной и юношеских сборных команд нашей страны.

     Одной из причин такого положения специалисты  считают отсутствие ярких, хорошо технически и тактически подготовленных молодых  игроков, что косвенно отражает уровень  подготовки спортивного резерва  в современном российском футболе. Отмечаемое в последние 10-15 лет отставание отечественных футболистов в спортивном мастерстве от ведущих зарубежных продолжает оставаться устойчивой тенденцией, в связи с чем подчеркивается возрастающая важность тактической подготовки как основного компонента, лимитирующего конкурентоспособность российских спортсменов на международной арене.

     В фундаментальных исследованиях  последних лет среди приоритетных направлений дальнейшей разработки проблемы повышения эффективности  тактической подготовки юных футболистов выделяется необходимость построения тренировки на основе учета возрастных закономерностей соревновательного и тренировочного объемов разносторонности техники и тактики игры.

     Детерминированность тактической подготовки возрастными  закономерностями структуры соревновательной деятельности (СД) юных футболистов предусматривает необходимость дифференцировки и построения ее по принципу интегральной подготовки. Содержательная сторона, в частности технология планирования и методика тренировки на основе учета разносторонности техники и тактики игры юных футболистов, остается недостаточно разработанной, что обусловливает актуальность дипломного исследования.

     Объект  исследования - тактическая подготовка юных футболистов.

     Предмет исследования - содержание и технология дифференцировки тактической подготовки юных футболистов.

     Целью настоящей дипломной работы явилось повышение уровня тактической подготовленности юных футболистов.

     Задачи  дипломного исследования:

     1. Выявить степень разработанности  теоретико-методических основ тактической подготовки в детско-юношеском футболе с позиций возможности учета возрастных параметров тактики игры.

     2. Установить возрастные особенности показателей соревновательной и тренировочной разносторонности техники и тактики юных футболистов.

     3. Разработать методику тактической  подготовки юных футболистов  на основе учета граничных  значений тренировочного и соревновательного  объемов тактических действий  и экспериментально обосновать  ее эффективность.

     4. Теоретически обосновать методологию и разработать технологию тактической подготовки в детско-юношеском футболе.

     Методологической  основой дипломного исследования являлись положения следующих концепций: системы управления подготовкой юных спортсменов (В.П. Филин, М.Я. Набатникова, Ю.Д. Железняк, К.П. Сахновский, В.Г. Никитушкин); системы подготовки спортивного резерва в детско-юношеском футболе (А.А. Сучилин, А.П. Золотарев, А.И. Шамардин); деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.Г. Наталов).

     Сравнительный анализ показателей соревновательной и тренировочной разносторонности тактики игры юных футболистов позволяет установить граничные нормы данных характеристик на этапах многолетней подготовки. Использование этих норм дает возможность дифференцировать содержание тактической подготовки с учетом возрастных закономерностей СД и повышает ее эффективность. Технология построения интегральной подготовки юных футболистов с учетом возрастных особенностей разносторонности ТД (тактической деятельности) позволяет эффективней, в сравнении с традиционной методикой, дифференцировать тренировочное воздействие, что повышает качество управления многолетней подготовкой в целом. Уточненные параметры координационной сложности специализированных тренировочных нагрузок расширяют возможности целенаправленного подбора средств тактической подготовки.

 

      I. Теоретическая часть

     1. Теоретические  основы многолетней технико-тактической  подготовки спортивного резерва  в футболе

 

     В современной теории спортивной тренировки техническая подготовленность характеризуется степенью освоения спортсменом системы движений, соответствующей особенностям данного вида спорта и обеспечивающей достижение высоких спортивных результатов. Известно, что техническую подготовленность нельзя рассматривать изолировано, а следует представлять как составляющую единого целого, в котором технические решения тесно связаны с физическими, психическими, интеллектуальными, тактическими возможностями спортсмена, а также конкретными условиями внешней среды, в которой выполняется спортивное действие.

     Под тактической подготовленностью  в теории и практике спортивной тренировки понимается умение спортсмена грамотно построить ход соревновательной борьбы, учитывая при этом специфику  вида спорта и свои индивидуальные особенности, возможности соперников и создавшиеся внешние условия. Среди основных направлений тактического совершенствования принято выделять:

     1) изучение сущности основных теоретико-методических  положений спортивной тактики;

     2) овладение основными элементами, приемами, вариантами тактических действий;

     3) совершенствование тактического  мышления;

     4) изучение информации, необходимой  для практической реализации  тактической подготовленности;

     5) практическая реализация тактической  подготовленности.

     При этом в современной теории спортивных игр в качестве важнейшей задачи выделяют формирование у спортсменов когнитивной модели. Практическая реализация оптимального варианта тактической подготовленности во многом зависит от эффективности всей системы подготовки, развития физических качеств, совершенствования технической, тактической и психологической подготовленности.

     Под соревновательным действием принято  понимать процесс выполнения спортсменом  однократного целостного соревновательного  упражнения, эффективность которого выражена конечным результатом. В спортивных играх, в том числе в футболе, под соревновательным действием подразумевается технико-тактическое действие как средство ведения игры.

     Общепризнанным  является факт, что современный футбол во многом изменил функции игроков, а соответственно и требования к спортсменам и уровню их подготовленности. Однако по-прежнему основой спортивного мастерства футболистов является тактическая и техническая подготовленность, уровень которой во многом определяет результативность и зрелищность игры.

     Опыт  крупных международных турниров последних лет (Чемпионаты Мира, Европы, континентальные Кубки клубных команд) свидетельствует о низком качестве тактического и технического мастерства наших спортсменов в условиях повышения интенсивности игры и ужесточившихся единоборств за мяч. Подтверждением тому, зачастую, является неумение обыграть соперника в ситуации «один против одного», что выступает в качестве обязательного требования в таких спортивных играх, как, например, баскетбол, гандбол, хоккей.

     Характерно, что подобное положение специалисты отмечают при равном, а зачастую, и превышающем показатели ведущих команд мира, суммарном объеме технико-тактических действий, то есть двигательная активность наших спортсменов находится на оптимальном уровне при неадекватном уровне исполнительского мастерства.

     Одна  из причин такого положения кроется  в недостаточно высоком уровне процесса обучения и тренировки в спортивных школах, просчетах в методике тактической  подготовки, в отсутствии у определенной части тренеров творческого отношения к работе с детьми и юношами, а также в устаревшей программно-нормативной базе, регламентирующей технико-тактическую подготовку юных футболистов в возрастном аспекте.

     В современном футболе возрастает интенсивность игры, что требует  от футболиста, прежде всего, умения быстро и эффективно выполнять тактические приемы в условиях неожиданно изменяющейся обстановки, лимита времени и пространства.

     Команда, желающая в настоящее время добиться успехов, должна играть быстро, то есть должна располагать такими игроками, которые владеют рациональной тактикой и сочетают ее с быстротой передвижения. В этой связи некоторые специалисты футбола используют термин «скоростная техника».

     Борьба  между нападением и защитой может  быть решена в пользу нападения только с помощью отточенных тактических приемов, основой которой являются финты, дриблинг (ведение) и скрытые передачи.

     По  мнению отечественных и зарубежных специалистов при массированной  защите могут быть созданы голевые  положения только с помощью рациональной, быстрой и точной обработки мяча. В таких условиях, как правило, лишь с помощью уверенной обводки двух-трех соперников игрок с мячом или его партнеры могут выйти на ударную позицию.

     Это, однако, доступно лишь футболистам, обладающим необычайно высоким индивидуальным мастерством, и особенно в финтах, обводке.

     Действия  современного футболиста в игре должны быть надежны, быстры и целесообразны. Поэтому технико-тактическая подготовка должна быть представлена как логическая цепочка многолетнего процесса, который  содержит свои конкретные цели, задачи на каждом этапе подготовки. Отмечаемое отставание в усвоении игровых приемов на этапе начального обучения отрицательно влияет на дальнейшую подготовку футболистов.

     Технико-тактическая  подготовка в спортивных играх не может быть случайной совокупностью различных тренировочных средств. Важно выбрать те из них, которые имеют необходимое положительное воздействие на успешное овладение техникой и тактикой игры на каждом из этапов многолетней подготовки.

     В последние годы при совершенствовании структуры и содержания многолетней подготовки спортивного резерва в футболе все шире используется системный подход. Он продиктован необходимостью решить назревшую проблему тактической подготовки и создания управляемого с помощью определенной методики процесса обучения.

     Как известно, технико-тактическое мастерство характеризуется объемом и разносторонностью  технических приемов, которыми владеет  футболист, а также умением эффективно применять эти приемы в условиях игры. Поскольку в спортивных играх  средством ведения игры являются технико-тактические действия, считается целесообразным наряду с обучением технике и ее совершенствованием изучать тактику. Таким образом, технико-тактическая подготовка в многолетней тренировке спортсменов-игровиков должна рассматриваться как целостный процесс.

     В последнее время специалистами  постоянно подчеркивается, что повышение  уровня мастерства отечественных футболистов  должно быть связано с непрерывным  улучшением качества подготовки резервов.

     Известно, что весь учебно-тренировочный процесс в ДЮСШ направлен на подготовку квалифицированных футболистов. Он строится на основе программного материала и режима работы спортивных школ. Чтобы решить стоящие перед школой задачи наиболее успешно, необходимо программировать учебно-тренировочный процесс по таким критериям, которые обеспечили бы разносторонность подготовленности юных футболистов.

     Не  менее важно в подготовке юных спортсменов повышение эффективности  работы над овладением тактикой игры и над совершенствованием навыков  выполнения широкого «ассортимента» технико-тактических приемов в вариативных условиях, близких к игровым.

Информация о работе Тактическая подготовка спортивного резерва в футболе