Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:28, курсовая работа
Цель исследования: методическое обоснование путей повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности футболистов на основе технико-тактической подготовки.
Объект исследования - тренировочная и соревновательная деятельность футболистов 13-14 лет в разделе техники и тактики игры.
Полученные в процессе исследований показатели подвергались математической обработке с целью расчета средней арифметической величины, среднего квадратического отклонения, стандартной ошибки средней арифметической.
Оценка достоверности различий статистических показателей производилась при помощи метода определения критерия Стьюдента, применяемого для сравнения двух выборок одной и той же генеральной совокупности или двух различных состояний одной и той же выборочной совокупности.
2.2 Организация исследования
Исследование технической, тактической и физической подготовленности футболистов 13-14 лет проводилось в трех взаимно накладывающихся этапах в ДЮСШ «Восход» ст Старовеличковская.
Первый этап (2008 - 2009г) включал накопление,
анализ и обобщение данных научно-методической
литературы отечественных и зарубежных
авторов, опрос, педагогические наблюдения,
анализ компьютерных программ по управлению
тактической и технической
Второй этап (2009-2010) проведение педагогического
эксперимента выявления двигательной
активности, физического развития,
технико-тактической
Третий этап (2010-2011г) проведен общий
анализ материалов исследования, сделаны
выводы, подготовлены практические рекомендации
и оформлена выпускная
Тренировочные занятия по футболу
проводиться тренерами и
После обработки данных на ЭВМ и
распечатки протоколов анализировалась
информация о состоянии технической
и тактической
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Методические особенности
Целью нашего педагогического эксперимента
было определение влияния методов
и разработанных нами средств (упражнений)
специальной технической и
Проводился эксперимент в
Каждое упражнение на развитие точности передач и ударов по воротам, выполнялось с соблюдением четкой амплитуды движений, с соблюдением принципа «от простого к сложному» (удар по неподвижной, а затем по изменяющейся цели), с места, с конкретным направлением движения. В одном занятии использовалось 1-2 упражнения на разучивание передач (приложение 1), точности ударов по воротам, в среднем на применение каждого упражнения тратилось 8-10 учебно-тренировочных занятий. Всего за период эксперимента было проведено 96 учебно-тренировочных занятия.
Теоретические занятия по тактической подготовке были разбиты по следующим разделам: 1) атакующие игровые ситуации, действия игрока с мячом; 2) атакующие игровые ситуации действия игрока без мяча; 3) оборонительные игровые ситуации.
Методические приемы, использованные в методике, описаны Безъязычного Б.И [2002]:
1. Графическое моделирование.
2. Индивидуально созданные
3. Совместный анализ и оценка. Проводилась в общей группе. Разбирали ситуации игры, разработанные малыми группами, и обсуждались наиболее рациональные варианты.
На каждый видеосюжет отводилось по два занятия, в неделю. Общее количество часов в год составило 60. Все теоретически разобранные ситуации, которые были доступны в техническом плане юным футболистам, использовались на практических занятиях. Закрепление полученных в ходе теоретических занятий знаний проходило посредствам выполнения таких упражнений как, «квадраты», двустронние игры, «атака» против «обороны» на одни, трое ворот и т.п.
Результаты исследования
Предварительный анализ результатов
тестирования сформированных экспериментальной
и контрольной групп по показателям
физической и технической
Таблица 1. Уровень физической и технической подготовки футболистов 13 - 14 лет экспериментальной и контрольной групп в начале педагогического эксперимента
№ п/п |
Показатели |
КГ; n=15 |
ЭГ; n=16 |
Разность |
t |
p |
|
M±m |
M±m |
||||||
1. |
Глубина наклона (см) |
4,1±1,0 |
4,2±0,5 |
0,1 |
0,5 |
>0,05 |
|
2. |
Бег 30м (с) |
5,6±0,7 |
5,3±0,7 |
1,3 |
1,8 |
>0,05 |
|
3. |
Челночный бег 3х10м (с) |
7,9±0,1 |
7,8±0,07 |
0,1 |
0,1 |
>0,05 |
|
4. |
Прыжок в длину с места (см) |
171±9 |
173±12 |
2 |
0,5 |
>0,05 |
|
5. |
6-минутный бег (мин) |
1324±101 |
1338±32 |
14 |
1,8 |
>0,05 |
|
6 |
Ведение мяча 30м (с) |
6±0,3 |
6,2±0,4 |
0,2 |
0,05 |
>0,05 |
|
7 |
Вбрасывания мяча из-за головы (м) |
10,5±1 |
10±1 |
0,5 |
0,002 |
>0,05 |
|
8 |
Удар на точность (б) |
6±1 |
7±1 |
1 |
0,1 |
>0,05 |
|
Статистическое сравнение
Показатели технической
Результаты исследования тактической подготовленности футболистов 13-14 лет в начале педагогического эксперимента
После обработки результатов
Всего в этом исследовании приняло 31 человек. По результатам наблюдений было выявлено (табл.2), что в среднем за игру футболисты выполняют 368 - 350 технико-тактических действия. В основном используя такие элементы игры как, короткие и средние передачи мяча вперед - 27,4%, перехват - 15,5%, отбор - 15%, обводку - 9%. Остальные элементы игры используются редко, это передачи на ход - 1,4%, ведение - 1,6%, удары по воротам ногой - 2,9%, головой - 2,6%, при этом потери мяча составляют в команде - 25%. Достоверных различий между командами не выявлено.
Таблица 2. Уровень тактической подготовки футболистов 13 - 14 лет экспериментальной и контрольной групп в начале педагогического эксперимента
№ п/п |
Показатели |
КГ; n=15 |
ЭГ; n=16 |
Разность |
t |
p |
|
M±m |
M±m |
||||||
1. |
Количество ТТД |
368±45 |
350±50 |
18 |
2,2 |
>0,05 |
|
2. |
Передачи мяча в перед % |
24±0,7 |
27,3±0,8 |
3,3 |
1,8 |
>0,05 |
|
3. |
Перехват мяча % |
15,5±0,1 |
17,8±0,7 |
2,3 |
1,1 |
>0,05 |
|
4. |
Отбор мяча % |
15±3,2 |
17±1,2 |
2 |
0,5 |
>0,05 |
|
5. |
Обводка % |
9±2,8 |
8±3,2 |
1 |
0,8 |
>0,05 |
|
6 |
Передачи мяча на ход % |
2,4±0,8 |
3,2±0,4 |
0,8 |
0,05 |
>0,05 |
|
7 |
Ведение мяча % |
1,5±1 |
1±1 |
0,5 |
0,002 |
>0,05 |
|
8 |
Удары по воротам головой % |
2,6±1 |
4±1 |
1,4 |
1,1 |
>0,05 |
|
9. |
Удары по воротам ногой % |
3,9±0,6 |
2,8±0,2 |
1,1 |
0,3 |
>0,05 |
|
10 |
Потери мяча % |
25±2 |
23±3 |
2 |
1,2 |
>0,05 |
|
Анализ позволил установить, что в среднем активность играков в контрольной и экспериментальной группе на начало эксперимента примерно одинаковая.
3.4 Динамика физической и
В экспериментальной группе за учебно-тренировочный год существенной динамики достигли 3 из пяти показателей характеризующих физическую подготовленность юных футболистов: время челночного бега 3х10м (р< 0,05), глубина наклона и результаты 6-минутного бега (р<0,05) (таблица 3). Челночный бег характеризует качество быстроту в сочетании с ловкостью и гибкостью. Челночный бег как двигательная координационная способность развивался за счет применения разнообразных специальных упражнений. Сущность упражнений требовала от занимающихся мобилизации на высоком уровне психомоторики, функциональных систем, обеспечивающих перемещение игрока с высокой скорость, со сменой направления движения, переноской кубиков. В контрольной группе изменения в результате также произошли, но различия не достоверны.
Глубина наклона - характеризует подвижность плечевых и тазобедренных суставов. В экспериментальной группе этот показатель также увеличился и различия достоверны (р<0,05). Этому способствовали (по моему мнению) упражнения на повышение подвижности в суставах на тренировках посвященных общей физической подготовке и соревновательный метод организации этих тренировок.
Многократное практическое выполнение тактических игровых ситуаций по нашему мнению повысило результат в 6-минутном беге, в экспериментальной группе различия достоверны (табл.3)
Таблица 3. Динамика показателей физической и технической подготовленности футболистов 13-14 лет в экспериментальной группе за экспериментальный период
№ п/п |
Показатели |
До эксперимента |
После эксперимента |
Разность |
t |
p |
|
M±m |
M±m |
||||||
1. |
Глубина наклона (см) |
4,2±0,5 |
10,6±0,5 |
6,4 |
3,5 |
<0,05 |
|
2. |
Бег 30м (с) |
5,3±0,7 |
4,8±0,7 |
0,5 |
0,8 |
>0,05 |
|
3. |
Челночный бег 3х10м (сек) |
7,8±0,07 |
6,2±0,3 |
1,6 |
2,9 |
<0,05 |
|
4. |
Прыжок в длину с места (см) |
173±9 |
179±12 |
6 |
1,5 |
>0,05 |
|
5. |
6-минутный бег (мин) |
1338±32 |
1540±52 |
202 |
6,8 |
<0,05 |
|
6 |
Ведение мяча 30м (сек) |
6,2±0,4 |
5,7±0,4 |
0,5 |
2,8 |
<0,05 |
|
7 |
Вбрасывания мяча из-за головы (м) |
10±1 |
12±1 |
2 |
2,21 |
>0,05 |
|
8 |
Удар на точность (б) |
7±1 |
12±1 |
5 |
3,1 |
<0,05 |
|
Информация о работе Технико - тактическая подготовка футболистов