Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 01:42, курсовая работа
Объектом данного исследования является организация процесса коммуникации спортивной лиги. Предмет исследования – роль коммуникационной составляющей в достижении PR-задач профессиональной спортивной лиги.
Целью данной работы является изучение спортивной коммуникации и особенностей её осуществления в спортивной лиге; исследование значения коммуникационного процесса Континентальной хоккейной лиги в реализации поставленных перед организацией задач.
Введение………………………………………………………………………….
Глава I. Особенности организации коммуникационного процесса в спортивной лиге………………………………………………………………….
1.1 Понятие и особенности спортивной коммуникации……………………...
1.2 Лига как ключевой элемент спортивной коммуникации…………………
1.3 Вывод по главе……………………………………………………………….
Глава II. Организация коммуникации в КХЛ…………………………………
2.1Континентальная Хоккейная Лига. Стратегический анализ………………
2.2 Анализ коммуникационной составляющей деятельности КХЛ………….
2.3 Оценка эффективности коммуникационного процесса КХЛ…………….
2.4 Вывод по главе……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………
Определение ключевых СМИ основано на соответствии их ключевых аудиторий ключевым аудиториям Лиги. СМИ играют центральную роль в позиционировании и продвижении Лиги как бизнес-проекта, чем обосновано выделение их в отдельную целевую аудиторию.
Выбор каналов коммуникации осуществляется на основе выявления ключевых аудиторий и целей коммуникационной стратегии Лиги, среди которых Президент КХЛ Александр Медведев выделяет:
повышение коммерческой привлекательности продукта КХЛ;
создание положительного образа хоккея;
выход его за пределы специализированного спортивного информационного пространства;
повышение интереса к хоккейному зрелищу среди широкого круга людей[26].
Выделим основные каналы коммуникации, посредством которых транслируется образ КХЛ и осуществляется продвижение хоккейного продукта Лиги.
Главным продуктом КХЛ являются игры Чемпионата, поэтому организация хоккейных матчей и телевизионных трансляций ложится в основу восприятия бренда Лиги, её привлекательности и популярности для всей целевой аудитории. Техническим регламентом и Регламентом по маркетингу и коммуникациям установлены основные требования к клубам по организации и информационному освещению матчей: оформлению соревнований в фирменном стиле КХЛ, проведению развлекательной программы для зрителей, обеспечению взаимодействия представителей команд со СМИ, обеспечению продажи атрибутики с символикой Лиги и др. Таким образом, осуществление коммуникации КХЛ с аудиторией непосредственно во время хоккейных матчей входит в обязанности клубов Лиги. Взаимодействие с болельщиками (зрителями) включает следующие ключевые этапы:
1. разработка и реализация абонементных, билетных и маркетинговых программ, направленных на привлечение зрителей на матчи;
2. работа с фан-клубами, направленная на организацию поддержки команды и привлечение активных болельщиков на матчи;
3. организация выездов болельщиков на «гостевые» матчи Чемпионата и организация «гостевого» сектора;
4. формирование культуры поведения болельщиков (зрителей) при посещении матчей Чемпионата и поддержке своей команды.
Средствами создания корпоративного стиля и реализации концепции продвижения КХЛ во время игр Чемпионата являются:
оформление билетов на матчи с использованием фирменного стиля (фирменного цвета и логотипа Лиги)[27];
разработка, изготовление и продажа информационной и сувенирно-рекламной продукции под торговой маркой Лиги (цветные программы к матчам, атрибутика) в соответствии с фирменным стилем КХЛ, регламентом Лиги и «Соглашением о распределении рекламного пространства»;
организация развлекательных программ для зрителей, музыкальное заполнение перерывов и естественных остановок во время матча;
осуществление трансляции рекламных роликов и других материалов КХЛ и спонсоров Лиги в перерывах матча на информационном табло.
Одной из принципиальных составляющих коммуникационной концепции КХЛ, раскрывающей идею развлекательности Лиги, является организация шоу-программы во время матча. Её реализация в соответствии с регламентами Лиги осуществляется во всех клубах, но с разной степенью оригинальности, разнообразия и зрелищности. Основными элементам шоу на ледовых сооружениях являются представление команд, танцевальные номера групп поддержки, конкурсные программы в перерывах матча и шоу после завершения игры. Рассмотрим специфику организации развлекательных мероприятий на примере отдельных клубов КХЛ.
«Металлург» (Магнитогорск). Традиционной составляющей хоккейного матча в Магнитогорске благодаря чешским легионером стало уникальное для отечественного хоккея и КХЛ шоу – послематчевые акробатические этюды на льду, карнавальные представления и театральные миниатюры в исполнении хоккеистов команды. Чешских хоккеистов поддержали российские игроки сотрудники рекламного отдела клуба, а также журналисты и врачи. Для организации шоу на льду «Арены-Металлург» использовалась всевозможная техника и декорации: лимузин с цыганами и переодетым медведем, милицейский «уазик», паровоз. После матчей, завершившихся в пользу хозяев, для зрителей устраивают настоящие спектакли. Кроме того, клуб поддерживает сотрудничество с болельщиками, которым предоставляется возможность участвовать в разработке сценариев шоу на сайте «Металлурга».
«Ак Барс» (Казань). Сотрудники казанского клуба стремятся превратить хоккейные матчи в яркие незабываемые шоу. На "Татнефть Арене" впервые в России стали использовать курсирующие под сводами дворца в перерывах хоккейных поединков воздухоплавательные аппараты – дирижабли. Директор ООО «СКП «Татнефть Ак Барс» Хуснутдинов Ш.Н. отмечает, что клуб стремится «сделать спортивные мероприятия как можно более зрелищными и увлекательными с первой и до последней минуты пребывания болельщика на трибуне»[28]. Дирижабли используются не только в качестве элементов шоу, придающих особый колорит атмосфере матча, но и как рекламные носители. Их применяют также в ХК «Нефтехимик», ХК «Северсталь» и других клубах КХЛ.
«Атлант» (Мытищи). В Мытищах в начале второго сезона КХЛ открыли абсолютно новый, единственный в своём роде в Лиге проект – «После сирены». После каждого домашнего матча «Атланта» всем болельщикам предлагается собраться в баре на арене, посмотреть пресс-конференцию с тренерами по видеомониторам, обсудить игровые моменты и лично пообщаться с хоккеистами «Атланта» (в том числе, с легионерами) и специальными гостями шоу, а также сфотографироваться с ними и получить на память фото от клубного фотографа. Гости рассказывают о своей спортивной и личной жизни, обсуждают наиболее захватывающие и опасные моменты состоявшегося матча, отвечают на вопросы болельщиков. Автор наиболее интересного вопроса вечера получает приз. Выиграть ценные призы от клуба можно, приняв участие в викторине или правильно ответив на вопрос ведущего. В программу мероприятия входит выступление группы поддержки команды «Фреш». Важно отметить, что вход на шоу бесплатный. Для многих болельщиков мытищинского клуба шоу стало неотъемлемой частью домашних матчей.
СКА (Санкт-Петербург). Одно из самых красочных открытий матча состоялось в Ледовом Дворце Санкт-Петербурга во встрече СКА и уфимского «Салавата Юлаева». Организаторы устроили запоминающееся лазерное шоу: под сводами дворца на небольшом табло луч света выжигал Исаакиевский собор, Ростральные колонны, набережную Невы. Такое представление создаёт атмосферу праздника, пробуждает патриотические чувства болельщиков команды хозяев, в то же время, использование зелёного цвета (цвет уфимского клуба) приобщает к шоу болельщиков команды гостей. Гимн России исполнила Татьяна Буланова, а символическое вбрасывание было доверено игрокам «Зенита» Быстрову и Анюкову. Приглашение футболистов для продвижения хоккея в Санкт-Петербурге обосновано огромной популярностью ФК «Зенит» в городе, значительно превосходящей популярность хоккея.
ХК МВД (Балашиха). Многие клубы привлекают болельщиков во дворцы за полтора-два часа до игры с помощью конкурсных программ и развлекательных мероприятий. В Балашихе за полтора часа до начала хоккейного матча против ярославского «Локомотива» на площади у «Арены» играла музыка, выступали артисты, проходили многочисленные конкурсы, а также развлекательные программы для детей. На импровизированной сцене муниципальный оркестр «Ретро» исполнял музыку к песне группы «Любэ» - «Опера», создавая боевое настроение и привлекая болельщиков.
«Локомотив» (Ярославль). В Ярославле каждый матч начинается с красочного представления команд с использованием лазерного шоу, презентационных роликов на видео-кубе и звукового сопровождения, создающего торжественную праздничную атмосферу, сплачивающую зрителей. Развлекательная программа начинается задолго до самого матча и представляет собой красочное действо, элементами которого становятся демонстрируемые на льду презентационный ролик клуба, пиротехнические шоу, танцевальная программа группы поддержки «Грация» и др.
«Северсталь» (Череповец). В Череповце для популяризации игры и привлечения на матчи не только заядлых болельщиков, но и детей, взрослых, и тех, кто впервые пришел на хоккей, за полтора часа до начала игры в фойе организуются различные шоу, конкурсы, представления, в том числе, для детей. Отличительной особенностью продвижения хоккея в Череповце является присвоение названия матчам, наносимое на билеты и озвучиваемое во время игры (например, «битва титатов» – матч против ХК «Сибирь»).
В целом, можно сделать вывод о том, что в клубах КХЛ разрабатываются и реализуются программы продвижения хоккея, привлечения зрителей и создания особой атмосферы во время матча. Все они основаны, несмотря на специфику используемых средств и индивидуальность замыслов, на идее развлекательности хоккейного матча, создании шоу-составляющей и формировании культуры поведения болельщиков, что полностью соответствует концепции продвижения КХЛ.
Телевизионные трансляции являются неотъемлемой составляющей продвижения спортивной лиги и привлечения зрителей на трибуны, кроме того, они необходимы для выстраивания бизнес-коммуникаций и создания привлекательного образа КХЛ. КХЛ тесно взаимодействует не только с центральными каналами (основным телевизионным партнёром телеканалом «Россия-2»), но и с региональными компаниями. Любой региональный телеканал может заключить договор с лигой и показывать как домашние, так и выездные матчи своего клуба, оплачивая при этом только стоимость передачи сигнала. Управляющий директор ООО «КХЛ-Маркетинг» Владимир Широков объясняет такой подход возможностью показывать несколько прямых трансляций одновременно. Несмотря на это, в Череповце не было трансляций (и до сих пор нет прямых трансляций) домашних матчей, потому что, по мнению руководителей клуба и Ледового дворца, они мешают собирать зрителей непосредственно на трибунах. На самом деле, телетрансляция матча – это реклама похода на хоккей, и проявление отсутствия рыночного подхода в организации хоккея в городе противоположно концепции развития КХЛ.
Трансляции матчей КХЛ осуществляются на телеканале «Россия-2», региональных каналах ТРК "Новый век" (Казань), ВТС "Нижнекамскнефтехим" (Нижнекамск), ОТС (Новосибирск), НТМ (Ярославль), "ГТРК-Омск", LTV7 (Латвия), БелГосТВ и «ЛАД» (Белоруссия), ТВ100 (Санкт-Петербург), "Губерния" (Хабаровск), БСТ (Уфа), ТВ-ИН (Магнитогорск), ОТВ (Челябинск), ТРК "Нижний Новгород", Канал 12 (Череповец), ТВН (Новокузнецк), европейский каналах Viasat, Viasat Baltic, Nova Sport, Boom Sport и казахстанском KZ Sport, а также на официальном сайте www.khl.ru и телеканале «КХЛ». Канал Viasat транслирует матчи КХЛ на территории: Болгарии, Венгрии, Дании, Латвии, Литвы, Норвегии, Финляндии и Эстонии; канал Novasport – на территории Словакии и Чехии.
В результате исследования отчётов КХЛ о телевизионных и Интернет-трансляциях матчей в каждом месяце, нами была составлена общая статистика показанных игр. В регулярном чемпионате КХЛ состоялось 672 матча. Из них транслировалось 595 встреч. Матчи «Ак Барса», «Авангарда» и рижского «Динамо» неоднократно транслировались по всем перечисленным каналам одновременно. Только по одному каналу (преимущественно, на сайте www.khl.ru) 57 встреч: это игры с участием московских и подмосковных команд, а также домашние встречи екатеринбургского «Автомобилиста» и тольяттинской «Лады», не транслирующих матчи на местных каналах. Всего исключительно на региональных телеканалах прошли трансляции 44 встреч. Европейские и казахстанский каналы осуществили 205 трансляций с участием различных клубов КХЛ.
В play-off состоялось 72 встречи, из которых не транслировалась только одна (3 матч серии ЦСКА - ХК МВД). Сразу по всем каналам было показано 23 матча (все матчи, начиная со 2 раунда). Европейские телеканалы транслировали 39 встреч.
Таким образом, во втором сезоне КХЛ было показано 88,5% матчей регулярного чемпионата, 7% транслировалось исключительно региональными каналами. Были осуществлены трансляции 98,5% матчей play-off, 32% матчей показывались по всем перечисленным выше каналам. Европейские каналы транслировали 54% игр завершающей стадии.
Для продвижения бренда КХЛ на национальном и зарубежном телевидении в Лиге разработана маркетинговая стратегия продвижения. В целях улучшения качества трансляций подготовлена единая режиссерская верстка трансляций и общие для всех принципы взаимодействия режиссеров, комментаторов и редакторов на трансляциях.
Совместно с израильской фирмой ORAD, мировым лидером в производстве систем отображения графической информации, КХЛ разработала собственную графику для оформления в едином стиле трансляций на всех телеканалах. Помимо демонстрации графических эффектов, предложенная компанией ORAD система позволяет в онлайн-режиме работать с единой централизованной статистической базой данных КХЛ и в реальном времени информировать зрителя о ходе проходящих одновременно матчей. Специалисты компании ORAD взяли на себя обязательство адаптировать свои системы к техническим условиям каждой арены КХЛ с целью автоматического получения данных от систем видеогол, компьютеров статистиков и судьи-хронометриста.
Отметим также особенности комментирования матчей во время телевизионных трансляций. Проанализировав высказывания болельщиков на форумах телеканалов «Россия-2» и «НТВ-Плюс», а также трансляции матчей завершающей стадии чемпионата, мы сделали ряд выводов. Встречи на центральном телевидении обслуживают два комментатора. Кроме того, в студию приглашаются специалисты и эксперты из числа тренеров, судейского корпуса, менеджеров и ветеранов хоккея. Задача телекомментаторов, работающих во время игры, – любой ценой удержать зрителя от переключения на другой канал, поэтому важно сохранять позитивный ритм разговора. Участие двух комментаторов и гостей оправдано, поскольку одному комментатору сложно держать эмоциональный ритм и высочайшую скорость подачи информации на протяжении всего матча. Кроме того, это позволяет придать комментированию форму диалога, сделать его более объективным. Однако, не всегда манера комментирования и способ подачи информации двух специалистов совместимы. К примеру, комментаторы Роман Скворцов и Леонид Вайсфельд при обсуждении отдельных моментов зачастую вступают в спор, высказывая взаимное несогласие с мнением оппонента, даже высмеивая друг друга. Напротив, Сергей Гимаев слишком серьёзен в комментариях игр, что лишает трансляцию развлекательности и зрелищности. Многим комментариям не хватает энергии, они переполнены шаблонных фраз. В завершение отметим, что трансляции включают большой аналитический блок (диалоги специалистов в перерывах матчей), что позволяет зрителям воспринимать игру с профессиональной точки зрения, с учётом тактических особенностей команд.
Информация о работе Спортивная лига как коммуникационный механизм (на примере КХЛ)