Содержание и методика проведения уроков в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

Перед уроками лыжной подготовки в начальной школе стоят важные задачи. Здесь закладываются основы техники способов передвижения на лыжах, и от того, как будет построен процесс обучения в это время, во многом зависит успешное проведение всех уроков по лыжной подготовке в школе.

Работа содержит 1 файл

лыжи.docx

— 42.76 Кб (Скачать)

  Постоянное  пополнение знаний будет способствовать повышению эффективности обучения и тренировки как во время уроков, так и во внеклассной работе. Творческий подход учителя к урокам на основе новых знаний, введение новых упражнений и методических приемов в обучение будут положительно влиять на повышение интереса школьников к урокам лыжной подготовки и к занятиям лыжным спортом, повысят их активность и сознательность.

  С началом занятий по лыжной подготовке на учителя по сравнению с уроками в зале падает значительная физическая нагрузка. Каждый день учителю приходится проводить по 3-5 уроков на лыжах в условиях низкой температуры, ветра и возможных снегопадов; кроме этого, заметное влияние на работоспособность оказывает неоднократный приход из тепла на мороз при смене классов на следующий урок. Все это требует хорошей физической подготовленности и закаленности. Кроме того, за летний период учитель частично утрачивает навыки в технике передвижения на лыжах.

  Вот почему перед началом уроков лыжной подготовки - с первым снегом - учитель должен провести несколько самостоятельных занятий, тренировок на лыжах. Главная задача на этих занятиях - повторить технику способов передвижения на лыжах, восстановить утраченные навыки, повысить физическую подготовленность, добиться образцового показа техники ходов, спусков, подъемов, торможении и поворотов в движении, изучение которых в соответствии с программой предстоит на уроках лыжной подготовки в школе. От этого во многом будет зависеть качество урока, особенно в младших классах. Высокая физическая и техническая подготовка учителя необходима и при проведении внеклассных занятии. 

3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО  МАТЕРИАЛА

Эффективность обучения отдельным способам передвижения на лыжах и качество урока в  целом во многом определяются рациональным планированием всей учебной работы по лыжной подготовке. Подготовка к  планированию начинается с изучения программного материала и новой  методической литературы по лыжной подготовке и лыжному спорту. Вместе с тем  учитель должен оценить условия  проведения уроков (места занятий  и оснащенность материальной базы), подготовленность учащихся (на основании  успеваемости за прошлый год). На основе этого и личного опыта учителю  необходимо определить рациональную последовательность и оптимальные сроки прохождения программного материала по лыжной подготовке.

  В определенной мере планирование позволяет  предвидеть реальные результаты предстоящих уроков. Уроки лыжной подготовки в школах, расположенных в средней климатической полосе, проводятся в третьей четверти в январе - феврале (после зимних каникул). В каждом классе на лыжную подготовку отводится 16 ч.

  Первой  задачей планирования является (исходя из подготовленности учащихся и местных условий) наиболее рациональное распределение учебного материала программы по урокам. Планирование содержания вводного урока несколько отличается от остальных, так как здесь вначале проводится беседа.

  Учащиеся  знакомятся с задачами лыжной подготовки в данном классе; здесь также сообщаются (частично) теоретические сведения по лыжной подготовке и в целом по физической культуре, предусмотренные программой. Кроме теоретической беседы учащиеся часть времени проводят на лыжах, повторяя материал, изученный в предыдущем классе. Планирование материала на последующие уроки предусматривает в каждом из них повторение и совершенствование пройденного ранее, изучение нового материала, рекомендованного программой для данного класса, материала на развитие физических качеств (одновременно идет подготовка к выполнению учебных нормативов). В каждом уроке должны быть запланированы повторение (изучение, совершенствование) лыжных ходов и обязательно занятия на склоне, где повторяются (изучаются и совершенствуются) элементы горнолыжной техники, предусмотренные программой. На всех уроках планируется привитие навыков самостоятельной работы и инструкторских умений; все это осуществляется непосредственно в ходе повторения совершенствования старого и изучения нового учебного материала.

  Распределяя материал по урокам, учитель должен определить количество (серию) уроков, необходимых для изучения каждого  способа передвижения на лыжах (хода, торможения, поворота в движении и  т.д.). Количество уроков, отводимых  на изучение какого-либо способа передвижения, зависит от его сложности, подготовленности учащихся в целом и освоения ими подводящих упражнений, из которых органически вытекает новый способ передвижения (учитывается характер переноса навыков). Как правило, на каждый способ требуется несколько уроков.

   Второй  частью планирования является определение конкретных задач на каждый урок. Формулировка задач должна носить характер целевой установки. Например, на одном из серии уроков по изучению одновременного двух - шажного хода можно сформулировать задачу следующим образом: «Освоить согласованность выноса рук со скользящими шагами», или «Овладеть отталкиванием  палками», или «Освоить широкие скользящие шаги». В таких формулировках отражены конечные результаты учебной деятельности.

  Основным  документом планирования по лыжной подготовке является поурочный план на четверть. В нем кратко излагаются задачи и содержание каждого урока согласно распределению учебного материала в годовом плане, графике. В этом плане обычно не раскрываются детали каждого конкретного задания, однако указывается основная направленность содержания каждой части урока. При разработке основной части урока следует перечислить подводящие упражнения. В плане должна быть отражена системность в постановке задач по сериям уроков, где изучаются отдельные способы передвижения на лыжах.

  В поурочном плане разрабатываются  задачи и содержание материала на развитие физических качеств. При этом очень важно, чтобы материал соответствовал уровню подготовленности учащихся и в нем предусматривалось постепенное повышение нагрузки и ее чередование, направленные на развитие отдельных качеств. В плане должно найти отражение и привитие навыков самостоятельной работы при выполнении домашних заданий. Во всех уроках необходимо предусмотреть систему домашних заданий по освоению навыков и развитию физических качеств. Очень важно, чтобы домашние задания органически вытекали из содержания учебного материала и были именно связаны с ним в единую систему.

  Конспект  урока - конечный документ планирования учебной работы по лыжной подготовке, он составляется на основе поурочного плана на четверть. В конспекте детально разрабатываются конкретные задачи и содержание каждого урока по овладению способами передвижения на лыжах. Уточняются задачи по развитию двигательных качеств, а также воспитательные задачи и задачи по формированию знаний. В соответствии с задачами определяется и конкретное содержание каждой части урока. Намечаются основные и подводящие упражнения и их дозировка. В конспекте должны быть указаны методы обучения и воспитания и способы организации школьников на уроке. Вместе с этим обязательно следует разработать конкретные упражнения дома. Все записи в конспекте должны быть краткими, точными и полными по смыслу. Упражнения записываются в порядке очередности их выполнения, дозировка передвижения - в метрах или минутах с тем, чтобы нагрузка была точно выражена по объему и интенсивности передвижения. В конспекте всегда указываются и методические приемы обучения конкретному способу передвижения на лыжах: необходимо выделить детали хода, поворота, на которые следует обратить особое внимание; дать указания по предупреждению типичных ошибок.

  В 45-минутный урок приходится включать работу на учебном круге и на склоне, где происходит изучение спусков, поворотов  и торможений. Естественно, что при  большой наполняемости класса на тот и другой раздел работы приходится очень мало времени и ученики не в состоянии выполнить более 2-3 попыток на спуске, да и количество прохождений учебного круга невелико.

  Очевидно, необходимо сконцентрировать материал и повысить плотность урока. Плотность урока можно увеличить, применяя групповой метод организации учащихся, но только одного этого недостаточно.

  Если  общее количество уроков соответствует  программе - 16, то целесообразно разбить их на 4 серии по четыре урока.

  Вполне  естественно, что игровыми упражнениями и заданиями необходимо поддерживать высокую эмоциональность уроков. В дальнейшем в ходе лыжной подготовки такая серия.

В значительной части школ, особенно сельских и  малокомплектных, нет нормальных условий для проведения уроков в закрытом помещении (отсутствие залов или они малы по высоте и площади). Учитывая это, в таких школах целесообразно проводить уроки по лыжной подготовке все снежное время года для каждого региона страны. Таким образом, количество уроков по лыжной подготовке можно довести до 30-32, что, несомненно положительно скажется на здоровье и подготовленности учащихся. Известно, что оздоровительное значение лыжного спорта очень велико. 

4. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  ОБУЧЕНИЯ

  В процессе обучения школьников способам передвижения на лыжах происходит формирование двигательных навыков. Но отдельные двигательные навыки не существуют изолированно, они взаимодействуют друг с другом, оказывают влияние на формирование новых навыков или их вариантов. Известно, что возникновение новых навыков всегда в большей или меньшей степени опирается уже на имеющиеся движения, и чем больше запас этих двигательных возможностей, тем быстрее и лучше идет процесс обучения передвижению на лыжах. При этом влияние старых навыков не всегда одинаково: они могут помогать образованию и закреплению новых навыков. Это явление принято называть положительным переносом навыков. Но может быть и наоборот: когда старые навыки или их неверное сочетание препятствуют образованию новых. Такое явление называют отрицательным переносом. При построении процесса обучения нельзя не учитывать взаимодействие навыков. Незнание или неверное понимание процесса взаимодействия навыков может значительно ухудшить качество обучения и владения техникой и надолго затянуть процесс обучения.

На  положительном переносе навыков основаны выбор и применение системы подводящих и имитационных упражнений, которые используются при обучении и совершенствовании техники способов передвижения на лыжах. Положительный перенос может наблюдаться и между отдельными способами передвижения на лыжах или отдельными элементами ходов. Он наблюдается там, где есть сходство отдельных элементов структуры движений. Чем больше имеется сходства между элементами и структурами ранее освоенного способа передвижения и изучаемого, тем быстрее и качественнее проходит процесс обучения новому. Например, предварительно изучив скользящий шаг, легче освоить попеременный двух-шажный ход. На основе попеременного двух шажного изучается и попеременный четырех-шажный ход. Отрицательный перенос навыков мешает формированию нового навыка. Отрицательное взаимодействие навыков особенно часто наблюдается при обучении движениям, которые обладают сходными начальными элементами, но в основных действиях имеются значительные различия. Примером отрицательного взаимодействия навыков может служить обучение повороту «плугом» (рулящий поворот) и повороту на параллельных лыжах (маховый поворот). Врожденные автоматизмы также оказывают влияние на процесс обучения. Одни из них мешают, другие помогают в изучении сложных способов передвижения на лыжах. Например, врожденная перекрестная координация является основой для овладения техникой попеременного двухшажного хода.

  Планируя  учебный процесс в школе или  ДЮСШ, учителя и тренеры должны таким образом подбирать подводящие, имитационные и основные упражнения в передвижении на лыжах, чтобы исключить формирование конкурирующих навыков. Главное в последовательности прохождения учебного материала - до минимума свести отрицательный перенос. Например, нецелесообразно одновременно изучать торможение «плугом» и поворот на параллельных лыжах, но вслед за торможением «плугом» следует изучать поворот «плугом».

  Поворот на параллельных лыжах можно совместить с торможением боковым соскальзыванием.

При построении процесса обучения в лыжном спорте необходимо учитывать не только взаимодействие навыков, но и значимость того или иного поворота или хода в лыжном спорте, уровень физической и координационной подготовленности учащихся, уровень сложности упражнения (хода в целом), принцип постепенности - от простого к сложному и т.д. Исходя из принципа постепенности, изучение ходов в лыжном спорте, казалось бы, следовало начинать с одновременного бесшажного - самого простого по координации. Однако школьники в I классе, когда начинается обучение способам передвижения на лыжах, физически не готовы к этому (уровень развития мышц плечевого пояса невысок). Даже обучение в облегченных условиях не поможет решить ту задачу. Если бы стоял вопрос об изучении ходов взрослыми людьми, то, очевидно, следовало начинать с одновременного бесшажного хода. Но все взрослое население нашей страны проходит лыжную подготовку, начиная с I класса общеобразовательной школы (кроме южных бесснежных районов).


Информация о работе Содержание и методика проведения уроков в начальной школе