Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:04, контрольная работа
Перед уроками лыжной подготовки в начальной школе стоят важные задачи. Здесь закладываются основы техники способов передвижения на лыжах, и от того, как будет построен процесс обучения в это время, во многом зависит успешное проведение всех уроков по лыжной подготовке в школе.
Прежде чем учащиеся попробуют выполнить свой первый спуск в изучаемой основной стойке, необходимо объяснить и показать ее на ровном месте. Затем школьники несколько раз принимают положение стойки на ровном месте имитируют все движения несколько раз и только после этого пробуют спуститься со склона.
При первых попытках в I классе длина склона должна быть наименьшей - 10-15 м. Важнее выполнить несколько раз спуск на коротком склоне, чем однократно на длинном.
Серьезным препятствием в овладении уверенными спусками со склонов является недостаточно развитое чувство равновесия. Для улучшения равновесия используются разнообразные упражнения без лыж (на уроках второй четверти) и на лыжах при начальном обучении передвижению скользящим шагом. Помимо этого, в значительной степени затрудняет обучение чувство страха перед скоростью спуска, которое порой возникает у школьников. Страх сковывает учеников, вызывает излишнее напряжение мышц и, как следствие, потерю равновесия и падение. Снижение скорости и даже обучение в дальнейшем способам торможений не всегда способствуют подавлению чувств страха. Хорошим приемом для его преодоления является отвлечение внимания учеников дополнительными заданиями и играми. С этой целью можно дать задание ученикам подобрать на склоне какой-либо предмет (варежку, рейку, флажок) или переставить их с одной стороны лыжни на другую и т.д. С успехом можно применить упражнение-задание догнать катящийся по склону мяч. Для этого рядом с основной лыжней спуска прокладывается еще одна лыжня-борозда, по которой и катится мяч. Скорость скатывания мяча регулируется глубиной борозды и степенью ее уплотнения. Внимание ученика направлено на катящийся мяч, и он забывает о чувстве страха.
Для преодоления страха применяются и другие игры с мячом. Хорошие результаты, особенно в начале обучения, дают упражнения-спуски с мячом (волейбольным или футбольным) в руках. Можно разнообразить это упражнение: в начале учащиеся спускаются, прижав мяч к телу, а затем вытянув руки с мячом вперед -вниз. Повышают эмоциональность занятий и другие упражнения - броски мяча при спуске (в ту и другую сторону), при спуске положить мяч в заранее подготовленную рядом с лыжней лунку. Таких лунок, достаточно глубоких, чтобы мяч не выкатился, можно сделать в снегу несколько, расположив их вниз по склону. В этом случае меняется и сложность задание - положить мяч в нижнюю лунку труднее, скорость спуска внизу будет выше.
Большое значение в обучении спускам имеет реализация принципа постепенности. Не следует усложнять задание, преждевременно переходя на более длинные и крутые склоны, если ученики не освоили свои первые спуски на коротких склонах и с небольшой скоростью. Это поможет избежать падений и возможных травм, которые могут значительно затормозить процесс обучения, нового возникновения чувства страха и появления неуверенность в своих силах.
Очень важно
до минимума сократить объяснение.
Для того чтобы научить детей
спускам, необходимо повысить плотность
занятий - увеличить количество спусков.
Длительные объяснения, особенно в
младших классах, как правило, ничего
не дают. Наблюдения показывают, что в
школах, особенно при обучении детей спускам
и поворотам, плотность занятий очень
мала
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ
Эффективность учебной работы по лыжной подготовке в школе во многом зависит от правильной организации уроков и предварительной подготовки к ним.
Предварительная подготовка к урокам начинается задолго до начала их проведения (обычно с первых дней учебного года) и включает в себя следующие мероприятия: подготовка материальной базы, разъяснительная работа с родителями и учащимися, разработка и оформление учебной документации, выбор и подготовка мест занятий, индивидуальная подготовка учителя.
Подготовка материальной базы включает в себя: оборудование лыжехранилища (кладовой) и ремонт старого и приобретение нового лыжного инвентаря. Качество лыжного инвентаря, правильное его хранение, быстрая выдача на урок и прием после урока во многом определяют четкую организацию и эффективность уроков лыжной подготовки в целом.
В каждой школе должно быть выделено помещение (лыжехранилища, лыжная база, кладовая) для хранения лыжного инвентаря. Такое помещение должно быть оборудовано стеллажами для установки лыж. Можно использовать различные типы стеллажей и способы закрепления в них лыж. Главное - чтобы они занимали мало места, были вместительными и удобными для быстрой выдачи и постановки (закрепления) обратно после уроков. Стеллажи должны соответствовать размерам лыж и быть пронумерованы.
Нумерация места должна соответствовать номеру (на носках) лыж и ботинок. Номера наносятся масляной краской или эмалью. Каждая пара лыж закрепляется за учащимися заранее, и при получении каждому достаточно назвать свой номер. Это резко ускоряет процесс выдачи, который обеспечивается дежурным по классу. Палки обычно вешаются рядом с лыжами на гвоздь или специальный крючок. Ремонт лыжехранилища, изготовление пирамид, ремонт лыжного инвентаря и установка его на хранение проводятся в школе весной после окончания уроков лыжной подготовки.
Вся работа должна быть выполнена силами учащихся старших классов и юными лыжниками, занимающимися в школьной секции.
Эта работа
будет способствовать воспитанию трудолюбия
и привитию бережного отношения
к общественному имуществу
Кроме этого, до начала уроков лыжной подготовки необходимо пополнить школьный инвентарь новыми лыжами, ботинками и палками. Для продуктивного учебного процесса средняя школа должна иметь 100-150 пар лыж различного размера от 105 до 165 см, а старшеклассники уже пользуются лыжами больших размеров (180-210 см).
Очень важное значение для изучения техники передвижения на лыжах имеет соответствие лыж и палок росту учащихся, особенно при освоении спусков, торможений и поворотов. Передвижение на лыжах с палками, не соответствующими росту школьника, весьма затрудняет обучение лыжным ходам: нарушается посадка, отталкивание и даже вся структура хода. Каждый школьник подбирает лыжи простейшим способом: вытянув руку вверх, он должен доставать до носков лыж.
Палки могут быть изготовлены из любого материала, основные требования к ним: они должны быть легкими и прочными, иметь петли для рук, кольца и штыри. Длина лыжных палок на 3-4 см ниже плеча. Если нет кольца, палка проваливается глубоко в снег, отсутствие петли вынуждает школьников зажимать ее в кулак, палка без штыря проскальзывает. Все это не позволяет правильно выполнять основные движения при отталкивании, вызывает чрезмерное напряжение мышц рук и плечевого пояса и значительно затрудняет обучение.
Лыжи должны быть оборудованы креплениями. Сейчас в продаже имеются различные типы креплении для школьников; главное при подборе креплений - удобство в обращении. Если есть возможность, школа приобретает жесткие крепления и ботинки (в настоящее время многие школы имеют полный комплект такого инвентаря). В случае отсутствия ботинок и жестких креплений можно использовать любые - полужесткие, мягкие с кожаным или резиновым пяточным ремнем. Главное - чтобы школьники могли быстро надеть и снять лыжи.
Вторым важным разделом работы, который необходимо выполнить в начале учебного года, являются разъяснительные беседы с родителями учащихся. На первом родительском собрании вместе с классным руководителем необходимо рассказать родите лям о значении лыжной подготовки (естественно, и о значении физического воспитания в целом, в том числе и в семье), убедить в необходимости приобретения для детей личного лыжного инвентаря. Это не только облегчит организацию и выдачу инвентаря, но и позволит школьникам успешно выполнять домашние задания и проводить самостоятельные занятия, совершать прогулки.
Следует рассказать родителям, как выбрать лыжный инвентарь, показать образцы лыж, креплений и палок. Родители должны знать, какая одежда необходима детям на уроках лыжной подготовки. Особенно внимательно следует отнестись к младшим школьникам: их одевают тепло, но одежда должна быть лыжной. Лучше, если школьники наденут трикотажное белье, рубашку, свитер, лыжный костюм, тонкие хлопчатобумажные и толстые шерстяные носки, лыжные ботинки, шапочку и варежки. Вместо ботинок можно надеть и валяную обувь.
Лыжный костюм и ботинки ученики должны принести в школу с собой и надеть непосредственно перед уроком, а по его окончании необходимо переодеться в повседневную одежду. Об этом рассказывают ученикам на вводном уроке. В целом школьники должны одеваться в зависимости от погодных условий; нельзя одевать слишком теплую, тяжелую и стесняющую движения одежду.
До заморозков важно успеть выбрать и подготовить места занятий, освободить склоны от посторонних предметов, в случае необходимости расчистить лыжню от кустарников и т.д. После заморозков второй этап организационной работы с родителями проходит в декабре. Вновь на родительском собрании следует напомнить о приближении уроков по лыжной подготовке, о необходимости подготовить для детей одежду и лыжный инвентарь. Уроки лыжной подготовки значительно отличаются от уроков по другим видам спорта по подготовке одежды, инвентаря, условиям занятия и другим организационным моментам.
Учителю провести урок на открытом воздухе всегда несколько сложнее, чем в зале. Это особенно важно для родителей и их детей в I классе: школьники шестилетнего возраста впервые будут заниматься лыжной подготовкой в зимних условиях, при низких температурах. В связи с этим необходимо подробно ответить на все возможные вопросы родителей. В конце декабря, на одном из последних уроков, следует вновь напомнить, на этот раз школьникам, о том, что после каникул у них начнутся уроки лыжной подготовки и, следовательно, необходимо принести одежду и инвентарь.
Места занятий должны быть максимально приближены к школе и защищены от ветра, что резко сократит время на переходы и позволит более продуктивно использовать его для учебной работы. Это особенно важно в младших классах. В сельской школе этот вопрос решается просто: занятия обычно проходят рядом со школой. Уроки в городской школе проводятся в парках, скверах, на близлежащих стадионах и спортивных площадках, в младших классах - обычно на пришкольном участке. С выпадением снега учебные лыжни и склоны постоянно укатываются, прокладываются необходимые лыжни для работы школьной секции, а в январе, после каникул, на этих кругах проходят и уроки лыжной подготовки.
Подготовка учебной документации осуществляется учителем поэтапно. До начала учебного года составляются документы тематического планирования, график распределения учебного материала на год, по четвертям, в том числе и по лыжной подготовке. До начала подготовки составляется учебная документация на третью четверть. Учитель на основании программы составляет рабочий план по лыжной подготовке. При распределении материала по урокам необходимо обеспечить преемственность между отдельными занятиями так, чтобы создать единую систему уроков по изучению отдельных способов передвижения на лыжах.
В каждом уроке предусматривается изучение или совершенствование ходов, а также горнолыжной техники и развитие физических качеств. Здесь же планируется и сообщение теоретических сведений. Затем определяются конкретные задачи на каждый урок; на основании четвертного плана составляются планы-конспекты уроков. Сложность поставленных задач определяется уровнем подготовленности учащихся: при сознательном и активном отношении к обучению они должны решить поставленные на уроке задачи. Доступность и в то же время достаточная сложность в овладении материалом стимулируют желание школьников к дальнейшему овладению техникой способов передвижения на лыжах.
В конспекте урока необходимо определить наиболее рациональную последовательность в решении поставленных задач. После этого подбираются средства и методы обучения и развития физических качеств. Планирование всегда должно быть конкретным, с учетом данного контингента учащихся, их подготовленности и состояния здоровья, а также наличия и отдаленности мест занятий, оборудования, инвентаря и климатических условий.
Подготовка конспекта начинается с разработки основной части урока, где, помимо средств и методов обучения и тренировки, необходимо указать примерную дозировку упражнений (во времени передвижения или количества повторений). Планируя нагрузку, учитель должен ориентироваться на учащихся средней I подготовленности; в случае необходимости в ходе урока можно ^внести соответствующие изменения с учетом индивидуальной I переносимости нагрузки и нарастания утомления. В конспекте предусматриваются методы организации учащихся при выполнении различных упражнений при обучении, повторении материала и развитии физических качеств, при передвижении по учебным или учебно-тренировочным лыжням, при занятиях на склонах и т.д. Вслед за основной разрабатываются вводно-подготовительная и заключительная части урока. После этого планируются домашние задания. При проведении урока могут выявляться различные ошибки, которые допускают ученики при освоении техники ходов; это необходимо учесть и внести соответствующие коррективы и дополнения в домашние задания. Домашние задания могут включать упражнения на развитие физических качеств и на совершенствование техники способов передвижения.
Индивидуальная подготовка учителя состоит из нескольких разделов: повышение уровня теоретических знаний и совершенствование методических навыков, а также повышение физической работоспособности. Учитель должен систематически пополнять свои знания, знакомясь с новой литературой по лыжному спорту. Это позволит ему вносить изменения в планирование урока по лыжной подготовке, в методику обучения и развития физических качеств с учетом новых рекомендаций.
Информация о работе Содержание и методика проведения уроков в начальной школе