Содержание и методика проведения уроков в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

Перед уроками лыжной подготовки в начальной школе стоят важные задачи. Здесь закладываются основы техники способов передвижения на лыжах, и от того, как будет построен процесс обучения в это время, во многом зависит успешное проведение всех уроков по лыжной подготовке в школе.

Работа содержит 1 файл

лыжи.docx

— 42.76 Кб (Скачать)

1. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  Перед уроками лыжной подготовки в начальной  школе стоят важные задачи. Здесь  закладываются основы техники способов передвижения на лыжах, и от того, как  будет построен процесс обучения в это время, во многом зависит  успешное проведение всех уроков по лыжной подготовке в школе.

   Уроки по лыжной подготовке в начальной школе  проводятся два раза в неделю продолжительностью 45 мин; сдваивать их запрещается. Два урока дают большой эффект при обучении и повышении общей работоспособности детей младшего возраста. Вместе с тем это заставляет учителя более ответственно подходить к подготовке, организации и проведению уроков по 45 мин, более «экономно» расходовать время на уроке. Кроме того, ученики младших классов порой физически не готовы к продолжительным (90 мин) урокам по лыжной подготовке. Все это может привести к перегрузке детей, особенно в I—II классах.

  В процессе уроков лыжной подготовки в  I классе необходимо научить школьников правилам и умениям обращения с лыжным инвентарем, дать первые теоретические знания по гигиене занятий на лыжах, пройти с учениками «школу лыжника», освоить программный материал, укрепить здоровье и повысить общую работоспособность, чтобы каждый школьник смог пройти на лыжах в медленном темпе 2-3 км.

   Лыжная подготовка в I классе начинается с вводного урока. Первая часть урока отводится на беседу продолжительностью обычно не более 10-15 мин. В ходе беседы учитель сообщает школьникам ряд теоретических сведений. Необходимо прежде всего рассказать ученикам, как одеваться на уроки лыжной подготовки и при выполнении домашних заданий на лыжах в зависимости от изменений погоды. Кроме этого, учитель должен показать лыжный инвентарь, коротко рассказать о простейших правилах обращения с инвентарем и ухода за ним.

  Здесь следует объяснить ученикам, почему нельзя сразу после выхода из теплого  помещения класть лыжи на снег (к  лыжам прилипает снег и они подмерзают, если их предварительно хотя бы немного не охладить). Учитель рассказывает о необходимости очистить лыжи от прилипшего снега, скрепить их и только после этого поставить в стеллажи или пирамиду на хранение.

Исключительно важное значение для укрепления здоровья имеют сведения по гигиене. В I классе достаточно будет сообщить простейшие правила и гигиенические требования к занятиям на лыжах: почему нельзя садиться на снег даже в случае сильного утомления, есть снег, снимать шапочку и расстегиваться, пить холодную воду сразу после занятии на лыжах и почему нельзя пить сразу много (ложная жажда). Учитель должен ознакомить детей с организацией выдачи лыж до урока и приема их на хранение после возвращения в школу, порядком перехода к месту занятий, правилами поведения на учебном кругу и склоне.

  Большое значение для повышения эффективности  урока имеет умение детей обращаться с лыжным инвентарем. На морозе порой  бывает очень трудно быстро прикрепить свалившуюся лыжу, дети на это тратят много времени, мерзнут, что сказывается  на качестве урока в целом. Практическое освоение инвентаря, переноска лыж и палок, надевание проходят в спортивном зале или коридоре сразу после вводной беседы. Дети должны научиться в теплом помещении быстро надевать и снимать лыжи.

  Учитель показывает школьникам, как пользоваться жесткими и мягкими креплениями, как аккуратно вставить ботинок в крепление, чтобы шипы точно вошли в отверстие, как застегнуть дужку, отрегулировать длину ремня и т. д. Затем дети пробуют это выполнить сами несколько раз, а учитель поправляет и помогает им, в этом. Необходимо объяснить и показать способ держания палок: кисть продевается снизу и опирается на петлю, палка удерживается в основном тремя пальцами - большим, указательным и средним, остальные только помогают в управлении (ни в коем случае нельзя держать палку в кулаке). Потратив на это часть времени первого урока, учитель затем компенсирует его за счет плотности последующих уроков; ученики быстро будут снимать и одевать лыжи, переносить их при движении к месту занятий.

   Не следует  весь вводный урок занимать беседой  и обучением в зале, оставшуюся часть первого урока можно  использовать для прогулки на лыжах.

   На основании  своих наблюдений учитель сразу  должен распределить школьников на подгруппы в зависимости от уровня их физической подготовленности, степени владения техникой передвижения на лыжах и общей координации движений. Это даст возможность осуществить дифференцированный подход к обучению и развитию физических качеств и поможет более целесообразно планировать всю учебную работу по лыжной подготовке.

  Вместе  с тем необходимо обращать самое  серьезное внимание на школьников, не умеющих передвигаться на лыжах, с тем, чтобы ускорить процесс обучения и «подтянуть» их до уровня лучших учащихся. В целом класс может быть условно разделен на 2-4 подгруппы, что позволит сделать первые шаги к индивидуализации процесса обучения.

  Уровень организации урока, а также дисциплина школьников и качество урока в  целом во многом зависят от четкости перестроений, переходов и выполнения других различных строевых приемов с лыжами и на лыжах. Это позволит выделить больше времени на непосредственное обучение и развитие физических качеств. Поэтому в процессе уроков лыжной подготовки в начальной школе учащиеся должны овладеть всеми основными строевыми приемами.

  В 1-х классах ставятся следующие  задачи по обучению школьников передвижению на лыжах: 1. Научить управлять лыжами при поворотах на месте. 2. Научить передвижению ступающим и скользящим шагом. 3. Научить преодолевать небольшие подъемы и спускаться с пологих склонов. 4. Научить повороту переступанием в движении (во II классе).

  Для того чтобы успешно решить все  поставленные задачи, все школьники  независимо от уровня владения лыжами и умения на них передвигаться  должны пройти «школу лыжника»: освоить  систему подводящих упражнений, в  том числе и ступающий шаг. После этого переходят к освоению скользящего шага.

Скользящий  шаг является основой техники  передвижения на лыжах. Его изучение и совершенствование - важнейшая задача уроков лыжной подготовки. Изучение основных элементов скользящего шага начинается с выполнения имитации отдельных фаз и положений.

  Из  всего многообразия специальных  и имитационных упражнении следует выбрать те, что способствуют освоению именно основных, ключевых элементов скользящего шага. Вначале необходимо ознакомить школьников с посадкой лыжника, это положение они принимают стоя на месте.

  Следует обратить внимание на правильное положение (наклон) туловища.

  Обучение  скользящему шагу следует начинать на хорошо подготовленной лыжне при хорошем скольжении, можно и в облегченных условиях (лыжня прокладывается под очень пологий уклон). Начинать первые попытки в передвижении скользящим шагом можно из двух исходных положений: 1.Из положения посадки (ноги чуть согнуты в коленных суставах, туловище наклонено вперед, колени слегка поданы вперед, голова прямо, руки опущены). В этом случае дети сразу начинают шаг вперед и передвигаются дальше по лыжне скользящим шагом (лучше это сделать под уклон). 2. Дети начинают передвигаться скользящим шагом после разбега ступающим шагом.

  Разбег  выполняется на более выпрямленных ногах, а при переходе к скольжению дети должны опуститься в положение посадки (колени сгибаются больше, чем при разбеге). В процессе обучения исходные положения необходимо чередовать. Набор скорости при разбеге, а также скольжение под уклон позволяют школьникам сразу набрать скорость при передвижении скользящим шагом - так легче выполнить широкий шаг, что очень важно. Медленное передвижение затрудняет выполнение этого элемента. При выполнении этого упражнения в I классе основное внимание следует обратить на полный перенос веса тела вперед (с одной ноги на другую).

Лучшему освоению скользящего шага поможет  применение следующих упражнений в  движении: 1.С небольшого разбега  ступающим шагом двигательное скольжение на одной лыже (до остановки), другая нога с лыжей отведена назад. 2. Длительное скольжение на одной лыже, отталкиваясь другой лыжей или ногой без лыжи («самокат»). 3. То же упражнение, но отталкивание производить лыжей, развернутой носком в сторону (опора на внутреннее ребро усиливает и облегчает отталкивание при передвижении таким односторонним коньковым ходом). 4. Передвижение скользящим шагом под пологий уклон. 5. Передвижение скользящим шагом по лыжне, размеченной ориентирами (флажками, ветками). Расстояние между ними равно длине скользящего шага и постепенно увеличивается. 6. То же под пологий уклон.

  Все перечисленные упражнения применяются  и во II классе при дальнейшем совершенствовании скользящего шага. Они способствуют развитию чувства равновесия, освоению одновременного скольжения и увеличению длины скользящего шага. В начальный период обучения особенно целесообразно более широкое применение упражнений под уклон (в облегченных условиях) и на хорошо подготовленной лыжне. При этом следует учитывать даже направление ветра (он должен быть в спину). Все упражнения выполняются в различной форме и сочетаниях: вначале без палок с широкими размахиваниями руками, потом с палками, держа их за середину, а затем и заложив руки за спину.

  Необходимо  сразу приучить школьников к длительному  равномерному передвижению скользящим шагом по учебному кругу (без остановок). Это повышает плотность урока и способствует улучшению общей работоспособности. Остановки должны быть только по команде учителя: в случае необходимости показать упражнение, объяснить его или исправить ошибку.

  В I классе школьники осваивают основные элементы скользящего шага, во II классе ставится задача его освоения. В III классе продолжается дальнейшее совершенствование навыка передвижения скользящим шагом.

  Совершенствование скользящего шага должно проходить  в различных условиях, на учебной площадке и на учебной лыжне. Учебная площадка должна иметь пологий уклон (на одной стороне). Это позволит по-прежнему использовать облегченные условия для увеличения длины шага. Учебная лыжня прокладывается с Поворотом, чтобы ученики при передвижении совершенствовали навыки в изменении направления движения (поворот переступанием в движении, но на равнине). Можно использовать скольжение под уклон, но с выходом на ровный участок. Учащиеся, набрав скорость и широкий шаг, смогут удержать его и на равнине.

  При совершенствовании техники скользящего  шага основное внимание обращается на направление отталкивания ногой  вдоль линии бедра туловища (голень - бедро - туловище - одна прямая линия) и на энергичный мах ногой при выносе ее вперед. Нога при этом не должна значительно сгибаться в колене. Необходимо обратить внимание школьников на мягкую постановку маховой ноги на снег и особенно на постепенный плавный перенос на нее веса тела при выведении вперед (нога становится опорой). В дальнейшем совершенствование техники скользящего шага следует проводить на учебной лыжне, имеющей небольшие уклоны и подъемы.

Школьной программой по лыжной подготовке уже в I—III классах предусмотрено изучение спусков и поворота переступанием. Однако учителя младших классов при изучении этого материала порой испытывают значительные затруднения, которые связаны с тем, что большая часть школьников, приходящих в I класс, не умеют ходить на лыжах, не говоря уже об умении спускаться со склонов. Затруднения в обучении этим элементам связаны еще с тем, что учителя порой не владеют методикой первоначального обучение спускам, неверно выбирают места занятий, нарушают принцип постепенности, не используют подводящих упражнений и т. п.

     При организации  обучения элементам горнолыжной  техники большое значение имеет  правильный выбор учебных склонов. Для первоначального обучения младших  школьников спускам учителю вполне достаточно подобрать прямой, ровный, открытый склон, без посторонних предметов длиной 20-30 м. В идеальном варианте, если позволяет местность, для полноценного начального обучения, учитель должен располагать «набором» склонов разной длины - 10, 15, 20 и 30 м. Такие склоны необходимо тщательно подготовить осенью до наступление морозов - очистить от камней и других посторонних предметов, заровнять ямы, канавы, расчистить от кустарников и т.д. Независимо от дайны любого склона максимальная скорость спуска на нем определяется прежде всего его крутизной (с учетом состояния снега и условий скольжения). Для начального обучения первоклассников учитель должен подобрать склон такой крутизны, чтобы скорость спуска не превышала скорость быстро идущего или медленно бегущего человека.

   Основная задача обучения в начальной школе - освоить  уверенный спуск по прямой на высокой скорости, а также овладеть различными стойками спуска. В дальнейшем изучение поворотов в движении будет в значительной степени затруднено, если не будет решена эта главная задача.

Информация о работе Содержание и методика проведения уроков в начальной школе