Педагогическая технология управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:17, автореферат

Описание работы

Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально обосновать педагогическую технологию управления спортивной подготовкой юных ориентировщиков на основе учёта их индивидуальных возрастных особенностей физического и интеллектуального развития и закономерностей формирования структуры соревновательной деятельности на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса.
Объект исследования - процесс многолетней спортивной подготовки юных ориентировщиков.
Предмет исследования - организационно-методические условия реализации педагогической технологии управления структурой и содержанием многолетней подготовки спортсменов-ориентировщиков 9-18 лет, направленной на повышение эффективности их соревновательной деятельности.

Работа содержит 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКОЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ.rtf

— 1.36 Мб (Скачать)
 

     Повышение сложности соревновательных дистанций выражается в увеличении доли такого способа ориентирования, как движение по точному чтению карты (до 26,8%) и в постановке контрольных пунктов в микроямках (18,1%) и ямах (11,3%). Возрастает эффективная скорость бега по дистанции (на 6,4%) и достигает, в среднем, 1,33 м/с у юношей и 0,91 м/с у девушек. Заметно снижается (до 39,8%) применение такого способа ориентирования, как бег по линейному ориентиру (табл. 10). Возрастает с 24,3 до 43,1% количество перегонов между контрольными пунктами, на которых применялось несколько способов ориентирования.

     Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта (возрастная группа МЖ-14) характеризуется дальнейшим увеличением длины дистанции, в среднем на 35,1% и эффективной скорости до 1,85±0,36 м/с у юношей и 1,70±0,39 м/с у девушек. При детализации показателей соревновательной деятельности на данном этапе обнаруживается немало пробелов и неопределённостей. Например, уменьшается применение такого способа ориентирования, как движение по точному чтению карты (до 19,6%), практически не изменяется соотношение длинных, средних и коротких перегонов. Всё это отрицательно влияет на дальнейшее спортивное совершенствование юных спортсменов. 

     Таблица 10. Объём применяемых технических действий у юных спортсменов-ориентировщиков при преодолении соревновательных дистанций (в %)

     
 
Способы ориентирования
Возрастная группа
М-10 (n=45) М-12 (n=79) М-14 (n=103) М-16 (n=82) М-18 (n=62)
Бег по линейному ориентиру 65,3 39,8 41,8 34,1 20,2
Бег по точному азимуту 2,1 7,4 10,2 8,3 1,7
Бег по направлению 6,6 4,4 4,4 5,0 -
Бег по азимуту с чтением карты 2,1 17,6 24,0 24,2 30,6
Бег по точному чтению карты 23,9 30,8 19,6 28,4 47,5
 

     Установлено, что структура СД в возрастной группе МЖ-16 претерпевает дальнейшее усложнение. До 4,7% увеличивается количество длинных перегонов, а в совокупности приёмов и способов ориентирования доминирующее положение занимает точное чтение карты и бег по азимуту с чтением карты (52,6%).

     Анализ соревновательной деятельности показал, что наибольшую сложность, на всех этапах подготовки, вызывает такой способ ориентирования, как движение по точному азимуту. Применение данного способа ориентирования потребовало от юных спортсменов затрат времени, в среднем, от 5 мин 33 с до 6 мин 10 с на один километр. Самую высокую скорость (от 3 мин 47 с до 4 мин 45 с на км) развивают спортсмены при беге по линейному ориентиру. Этот способ наиболее часто (35-70%) применяется ориентировщиками 9-14 лет (табл. 11).

     Рассматривая скорость передвижения ориентировщиков на различных участках дистанции, следует отметить, что диапазон скоростей в возрастной группе М-16 изменяется от 2,23 до 3,89 м/с в начале дистанции и от 2,12 до 4,43 м/с в зоне устойчивого ориентирования. Финишный участок спортсмены проходят более внимательно, поэтому разброс скорости уменьшается, и разница составляет не более 1,1-1,2 м/с. В группе МЖ-18 наблюдается более значительное изменение скорости передвижения. Диапазон скорости изменяется от 1,41 до 5,01 м/с. Такие изменения, в первую очередь, связаны со значительным усложнением СД, что выражается в доминирующем преобладании точного чтения спортивной карты (47,5%), как основного способа ориентирования.

     Становление СД ориентировщиков характеризуется снижением суммарных потерь времени при преодолении соревновательных дистанций и изменением структуры этих потерь. На начальных этапах тренировки основными причинами потерь времени являются: 1) ошибки, в основе которых недостаток концентрации (30-36%); 2) превышение оптимальной интенсивности бега (25-30%); 3) неумение вести постоянный контроль своего местонахождения (20-24%). По мере повышения квалификации спортсменов значительно уменьшаются ошибки и специфические затраты времени при отметке на КП, выходе на «привязку» и грубом контроле своего местоположения. 

     Таблица 11. Изменение фактической скорости передвижения ориентировщиков в зависимости от способа ориентирования и участка дистанции (Х±σ)

     
Показатели соревновательной деятельности Возрастная группа
М-14

(n=36)

М-16 (n=28) М-18 (n=47)
Бег по линейному ориентиру, м/с 3,55±0,57 3,68±0,37 4,49±0,54
Бег по азимуту с чтением карты, м/с 2,61±0,65 3,50±0,54 3,68±0,28
Бег по точному чтению карты, м/с 2,13±0,56 3,07±0,47 3,73±0,80
Бег по точному азимуту, м/с 2,06±0,84 2,73±0,41 3,01±0,72
Зона врабатывания (первые 3 КП), м/с 2,33±0,47 3,10±0,42 3,24±1,11
Зона устойчивого ориентирования, м/с 2,32±0,98 3,35±0,55 3,11±0,57
Финишный участок (последние 3 КП), м/с 2,77±0,91 3,32±0,46 3,15±0,88
 

     Таким образом, можно констатировать, что с возрастом изменяется структура основных компонентов СД. На начальных этапах тренировки преобладают ТТД, связанные с надёжным определением своего местоположения на местности. В дальнейшем происходит перераспределение структурных элементов СД в сторону увеличения объёма применения основных способов ориентирования. Анализ корреляционных связей между соревновательным результатом ориентировщиков и ведущими ТТД позволил нам дифференцировать те характеристики, которые в значительной степени влияют на скорость передвижения по дистанции.

     Анализ возрастных особенностей взаимосвязи исследуемых параметров структуры соревновательной деятельности показал, что, начиная с 13-14-летнего возраста, наблюдается положительная динамика зависимости успешности СД от разносторонности технико-тактической подготовленности (r=0,564-0,688; Р<0,05). При этом степень взаимосвязи всех способов ориентирования между собой в дальнейшем возрастает (r=0,651-0,734). Наиболее выражено данные закономерности прослеживаются у спортсменов-ориентировщиков 16-18 лет (r=0,872-0,960; Р<0,01).

     Основываясь на результатах проведённых исследований, рекомендуется при управлении тренировочным процессом ставить конкретную задачу, которая достаточно строго регламентирует действия ориентировщика. Такой подход даёт возможность подготовить спортсмена к безошибочному преодолению дистанций и значительно повысить эффективность процесса обучения. «Технологичные» трассы условно можно разделить на несколько видов: а) дистанция-указатель; б) дистанция-ограничитель; в) направляющая дистанция; г) трассы, развивающие психическую готовность; д) «непроходимая дистанция». Технологичная дистанция должна отвечать одному обязательному условию: её затруднительно пройти, не выполнив строго определённых технических действий (табл. 12).

     Таким образом, при переходе от детского возраста к взрослому, последовательность переноса преимущественной направленности технической подготовки у ориентировщиков в зависимости от структуры СД должна быть следующей: а) этап предварительной подготовки (9-11 лет) - изучение условных знаков спортивной карты, масштаб карты, держание карты. Восприятие отдельных элементов местности и их сличение с картой. Техника снятия азимута с карты, техника движения по азимуту, ориентирование карты. Выбор простейшего пути движения между контрольными пунктами (КП). Техника измерения расстояний на местности и на карте. Чтение объектов с линейных ориентиров. Ориентирование на коротких этапах с тормозными ориентирами; б) этап начальной спортивной специализации (11-13 лет) - формирование рациональной временной, пространственной и динамической структуры движений. Грубое ориентирование на длинных этапах с тормозными ориентирами. Точное ориентирование на коротких этапах. Ориентирование с использованием крупных форм рельефа. Тактическое чтение карты; в) этап углубленной тренировки (13-15 лет) - достижение автоматизма и стабилизация выполнения основных приемов и способов ориентирования. Совершенствование координационной и ритмической структуры бега с картой по местности различного типа. Детальное чтение рельефа на соревновательной скорости. Выбор пути движения через точечные ориентиры. Стратегическое чтение спортивной карты; г) этап спортивного совершенствования (16 лет и старше) - в основе технической подготовки ориентировщиков данного возраста должны лежать модели соревновательной деятельности и тренировки в соревновательном режиме. Проводится отработка технических приёмов на соревновательной и выше соревновательной скоростях. Совершенствуется системное восприятие карты и местности на фоне недостатка информации. 

     Таблица 12. Схема применения обучающих дистанций в тренировочном процессе ориентировщиков с учётом возрастных особенностей соревновательной деятельности

     
Этапы подготовки Упражнения для совершенствования технико-тактической подготовленности
Этап предварительной

подготовки

(9-11 лет)

Дистанция-указатель (А). Ориентирование по тропинкам. Ориентирование с тропинки на тропинку. Дистанция на освоение техники измерения расстояний на местности пар шагами.

Дистанция-ограничитель (Б). Дистанция по рельефной карте. Дистанция по карте с одной дорожной сетью. Дистанция по «белой» карте. Маркированная дистанция.

Этап начальной спортивной специализации

(11-13 лет)

Дистанция-ограничитель (Б) используется на протяжении всего этапа.

Направляющая дистанция (В). Дистанция с подробным чтением карты, затем необходимо преодолеть эту же дистанцию на высокой скорости. Дистанция по «нитке» с отметкой КП. Дистанция с длинными этапами (не менее 1 км) между КП. Дистанция с предварительным анализом до старта всех этапов между КП. Повторное прохождение дистанции. Дистанции по «черной» карте. Прохождение дистанции в заданном направлении по карте с коридором следования.

Этап углубленной тренировки

(13-15 лет)

Дистанции Б и В используются на протяжении всего этапа.

Дистанции, развивающие психическую готовность (Г). Пройти дистанцию в заданном направлении с общего старта. Дистанция по памяти в заданном направлении (можно пользоваться картой, вывешенной только на старте и очередном КП). Преодолеть на максимально возможной скорости тренировочную трассу с наиболее простыми вариантами движения между КП. Дистанция в заданном направлении, на которой, помимо основных КП, в районе их расположения находится еще несколько дополнительных пунктов на сходных ориентирах.

Этап спортивного совершенствования (16 лет и старше) Дистанции Б, В и Г используются на протяжении всего этапа.

«Непроходимые» дистанции. Сложные рельефные дистанции с лимитом времени. Дистанция с большим количеством КП по памяти. Дистанции по «белой» карте со сложной конфигурацией этапов. Дистанции по описанию ситуаций (этапов между КП).

 

     Установленные закономерности возрастной динамики СД спортсменов-ориентировщиков позволяют выделить возраст 15-16 лет как определяющий в плане становления технико-тактического мастерства, т.е. в многолетней подготовке необходимо к этому возрасту добиться освоения спортсменом полного объёма технико-тактических действий с использованием поэтапных моделей соревновательной деятельности.

     Обоснование параметров тренировочных нагрузок юных спортсменов-ориентировщиков в процессе управления многолетней подготовкой

     Проблема нормирования, планирования, контроля и учёта тренировочных и соревновательных нагрузок - одна из важнейших в системе подготовки юных спортсменов. Эффективное управление тренировкой детей, подростков, юношей и девушек возможно лишь в том случае, если нагрузки, с одной стороны, адекватны возрастным особенностям, а с другой - ориентированы на уровень, характерный для высшего спортивного мастерства (М.Я. Набатникова, 1982; В.П. Филин, 1990; В.Г. Никитушкин, 1994; П.В. Квашук, 2003).

     Учитывая актуальность данного вопроса, в настоящем исследовании мы

     поставили задачу изучить динамику тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней подготовки и экспериментально обосновать обеспечение должной преемственности в величинах тренировочных нагрузок, направленность и оптимальное соотношение основных средств подготовки для юных ориентировщиков на разных этапах возрастного развития.

     Анализ дневников тренировок показал, что у квалифицированных ориентировщиков (МС-МСМК) наибольшее количество упражнений в целом, использованных в течение годичного цикла, - это кроссовый бег различной интенсивности. Далее в порядке убывания следуют: бег с ориентированием (БСО), ОФП, лыжная подготовка, теоретическая подготовка (ТП) и специальные беговые упражнения (СБУ) (рис. 1). 

     

     Рис. 1. Распределение (в %) общего количества упражнений по группам у спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации (МС-МСМК) 

 

      Идентичная динамика распределения основных средств подготовки в годичном цикле наблюдается и у квалифицированных ориентировщиц (МС-МСМК). У них, как и у мужчин, наибольший объём занимает беговая подготовка (71,3%), затем идут упражнения с картой на местности (15,3%), ОФП - 8,1%, теория - 2,8%, лыжная подготовка - 1,3% и СБУ - 1,2%. По сравнению с взрослыми ориентировщиками, у юных спортсменов (12-16 лет) отмечаются некоторые особенности в структуре распределения тренировочных упражнений. Основным средством подготовки является кроссовый бег, но его вклад в общий объём нагрузки значительно меньше (42,8-53,5%). Важное место в тренировочном процессе спортсменов данного возраста занимает общефизическая (14,4-20,1%) и лыжная подготовка (13,8-20,9%). Затем в порядке убывания следуют: беговые упражнения с картой (11,3-12,3%), теоретическая подготовка (4,9%) и СБУ.

Информация о работе Педагогическая технология управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков