Педагогическая технология управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:17, автореферат

Описание работы

Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально обосновать педагогическую технологию управления спортивной подготовкой юных ориентировщиков на основе учёта их индивидуальных возрастных особенностей физического и интеллектуального развития и закономерностей формирования структуры соревновательной деятельности на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса.
Объект исследования - процесс многолетней спортивной подготовки юных ориентировщиков.
Предмет исследования - организационно-методические условия реализации педагогической технологии управления структурой и содержанием многолетней подготовки спортсменов-ориентировщиков 9-18 лет, направленной на повышение эффективности их соревновательной деятельности.

Работа содержит 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКОЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ.rtf

— 1.36 Мб (Скачать)

     В настоящей работе для установления ведущих факторов, определяющих специальную работоспособность ориентировщиков, был применён факторный анализ (ФА). Исходным материалом для этого послужили результаты комплексного педагогического обследования спортсменов в возрасте от 9 до 20 лет (табл. 6). Анализ структуры доминантных факторов подготовленности показал, что специальная выносливость, наглядно-образная память, моторная координация, распределение и переключение внимания выделились в первых факторах во всех матрицах с факторными весами от 0,520 до 0,904. В следующем по значимости факторе наибольшую взаимосвязь с результатом в спортивном ориентировании имеет оперативное мышление (r=0,596-0,703) и скоростно-силовые способности (r=0,594-0,837). Из приведённых данных следует, что повышение уровня спортивного мастерства сопровождается изменением значимости отдельных факторов. Полученные результаты дают основание заключить, что в состав основных модельных характеристик специальной подготовленности должны входить показатели уровня развития специальной выносливости и интеллектуальной подготовленности.

     Факторный анализ матрицы интеркорреляций, включающей тесты специальной подготовленности ориентировщиков 9-20 лет, позволил выделить самостоятельный и наиболее важный фактор, который обусловливается сочетанием работы аэробного и анаэробного характера с уровнем развития специальной умственной работоспособности. Эти данные подтвердили наше предположение о том, что результативность СД в ориентировании определяется комплексом физических и интеллектуальных способностей. Поэтому в тренировочном процессе ориентировщиков интеллектуальная подготовка, как подсистема, занимает важное место, т.е. эффективная реализация двигательного потенциала возможна лишь при условии соответствия скорости передвижения способности адекватно воспринимать карту и местность. 

 

      Таблица 6. Динамика факторной структуры специальной подготовленности ориентировщиков 9-20 лет

     
Показатели подготовленности Возраст спортсменов, номера факторов и коэффициенты корреляций
9-10 лет 11-12 лет 13-14 лет 17-20 лет
Специальная выносливость

Силовые способности

Скоростные способности

Скоростно-силовые качества

Функциональные показатели

Координационные способности

Психическая выносливость

Скорость чтения спорткарты

Наглядно-образная память

Оперативная память

Распределение внимания

Переключение внимания

Моторная координация

Реакция на усложнение условий

деятельности

Наглядно-образное мышление Оперативное мышление

1 0.737

3 0.603

2 0.826

3 0.863

2 0.522

5 0.614

2 0.708

-

1 0.583

1 0.735

1 0.647

1 0.539

1 0.537

4 0.782 

4 0.844

2 0.596

1 0.574

2 0.734

2 0.476

2 0.594

3 0.628

2 0.827

4 0.767

5 0.838

1 0.697

2 0.558

1 0.718

1 0.526

1 0.781

3 0.576 

1 0.532

2 0.671

1 0.904

2 0.580

3 0.679

2 0.837

1 0.626

2 0.657

1 0.706

2 0.697

1 0.524

4 0.771

1 0.655

1 0.833

1 0.822

2 0.558 

1 0.718

1 0.699

1 0.670

4 0.770

2 0.784

2 0.825

3 0.508

2 0.825

3 0.609

2 0.823

1 0.891

4 0.763

1 0.654

1 0.838

1 0.713

3 0.609 

1 0.503

2 0.703

 

     Динамика значимости обобщённых факторов на разных этапах многолетней подготовки показывает, что важность первого фактора линейно повышается до этапа спортивного совершенствования, т.е. способность сохранять высокий уровень психических процессов в условиях нарастающего физического утомления приобретает по мере роста спортивной квалификации всё большее значение. Таким образом, проведённый факторный анализ позволил выделить базовые стороны подготовленности, которые и должны составлять предмет комплексного педагогического контроля в спортивном ориентировании.

     В циклических видах спорта комплексный контроль полностью основан на выделении показателей, имеющих высокую корреляционную связь со спортивным результатом (В.М. Зациорский, 1982; В.В. Иванов, 1987; В.С. Мартынов, 1992; В.Н. Платонов, М.Н. Булатова, 1992). При этом из довольно большого числа тестов, которые можно применять в процессе комплексного контроля, необходимо выбрать наиболее информативные, которые отражают все основные стороны подготовленности спортсменов и отвечают требованиям математической теории тестов. Для выявления таких информативных тестов, нами был проведён педагогический эксперимент с участием ориентировщиков 9-20 лет. В процессе исследований проверке подвергались тесты, характеризующие физическую, интеллектуальную и технико-тактическую подготовленность спортсменов. Проведённые исследования дали возможность разделить тесты на две группы: 1) тесты, характеризуемые контрольными показателями специальной подготовленности как слабо информативные (r=0,1-0,3); 2) тесты достаточно информативные (r=0,4-0,9), которые могут использоваться в комплексном контроле специальной подготовленности юных ориентировщиков (табл. 7). 

     Таблица 7. Наиболее информативные тесты комплексного этапного контроля уровня специальной подготовленности спортсменов-ориентировщиков

     
Контрольные упражнения Возраст, лет
9-10 11-12 13-14 15-16 19-20
20-ти минутный бег

Бег на 30 м с ходу

Комплексное упражнение на силу

Пятикратный прыжок в длину с места

Челночный бег 4х9 метров

Бег в подъем 200 метров

Бег со спуска 200 метров

Бег 5000 метров

Кросс 10000 метров

Распределение внимания

Переключение внимания

Объём внимания

Наглядно-образная память

Оперативная память

Наглядно-образное мышление

Оперативное мышление

Пространственное восприятие направлений

Моторная координация

0.814

0.682

0.304

0.893

0.502

0.780

0.677

-

-

0.829

0.626

0.438

0.630

0.712

0.654

0.588

0.283

0.250

0.889

0.711

0.604

0.681

0.659

0.819

0.609

-

-

0.939

0.931

0.593

0.808

0.691

0.796

0.624

0.083

0.363

0.923

0.691

0.776

0.673

0.659

0.874

0.716

0.257

-

0.814

0.829

0.600

0.846

0.634

0.861

0.871

0.417

0.374

-

0.632

0.581

0.497

0.607

0.713

0.485

0.543

-

0.629

0.708

0.685

0.714

0.572

0.636

0.850

0.578

0.493

-

0.584

0.433

0.016

0.536

0.684

0.575

0.882

0.915

0.417

0.695

0.709

0.442

0.350

0.589

0.688

0.671

0.621

Корреляция значима на уровне Р < 0,01 при r=0,432 и n>30
 

     Таким образом, на основе исследования юных и взрослых высококвалифицированных ориентировщиков, нами выявлен и экспериментально обоснован комплекс информативно-диагностических критериев педагогического контроля уровня специальной подготовленности юных ориентировщиков 9-18 лет, что позволяет оперативно вносить управленческие коррективы в учебно-тренировочный процесс и рекомендовать к продолжению интенсивной тренировочной деятельности лишь тех спортсменов, которые способны достигать заметных успехов без снижения потенциала здоровья.

     Сравнительный педагогический эксперимент показал, что применение разработанного комплекса контрольных испытаний для оценки уровня специальной подготовленности и оперативной индивидуальной коррекции тренировочных программ позволило достоверно (Р<0,05) повысить темпы прироста специальной двигательной и интеллектуальной работоспособности, и, как следствие, результативность соревновательной деятельности.

     Повышение эффективности обучения юных ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам на основе учёта возрастной структуры соревновательной деятельности. Информация о деятельности спортсмена в период непосредственного преодоления им дистанции служит основой для постановки цели и задач подготовки, выбора средств и методов их реализации. При достаточно полной обоснованности соревновательной деятельности (СД) высококвалифицированных ориентировщиков (В.В. Костылев, 1999; В.А. Редреев, 1999; О.А. Москалев, Н.Д. Васильев, 2000; В.В. Чешихина, 2006; O. Karkkainen, O. Paakkonen, 1989), на примере юных спортсменов СД практически не рассматривалась (Ф.С. Уховский, 1995; В.Л. Елизаров, 2000). Поэтому одним из основных направлений оптимизации управления тренировкой ориентировщиков является изучение структуры соревновательной деятельности с позиций системного подхода. На необходимость построения тренировочного процесса, исходя из его соответствия структуре СД, указывают многие специалисты (Л.П. Матвеев, 1977; М.Я. Набатникова, 1982; В.Н. Платонов, 1986; В.В. Суворов, 2007).

     Для изучения соревновательной деятельности в ориентировании бегом нами анализировались дистанции на протяжении с 1993 по 2005 гг., оценивались пути движения участников, структура соревновательных трасс и другие показатели. В общей сложности было изучено более 600 соревнований, которые проводились в России, странах СНГ и Европы. В том числе в основных Центрах ориентирования РФ, таких как Москва, Санкт-Петербург, Псков, Нижний-Новгород, Калининград, Смоленск, Железноводск, Орёл, Брянск, Рязань, Курск. Также анализировались соревнования, проводимые в Латвии, Украине, Швеции и Финляндии.

     Объективная регистрация соревновательной деятельности, анализ её состава и структуры позволили установить, что основными качественными и количественными показателями СД ориентировщиков являются: а) объём технико-тактических действий; б) эффективная и фактическая скорость бега; в) скорость отметки на КП; г) коэффициент удлинения дистанции (табл. 8-9).

     Анализ СД показал, что на этапе предварительной подготовки в спортивном ориентировании (возрастная группа МЖ-10) происходит формирование исходных предпосылок соревновательной деятельности. Во время преодоления дистанции юные спортсмены осуществляют простейший выбор пути. Часто перегоны с выбором пути чередуются с перегонами, где нет необходимости в таком выборе (65,3% - это бег по линейным ориентирам). Основа ориентирования на этапе предварительной подготовки - это умение читать карту, не задумываясь над скоростью передвижения, поэтому эффективная скорость у ориентировщиков 9-10 лет невысока и изменяется в пределах от 0,86 до 1,76 м/с у мальчиков и от 0,38 до 1,42 м/с у девочек.

 

      Таблица 8. Изменение структуры СД у ориентировщиков 10-18 лет при преодолении беговых классических дистанций заданного направления

     
Характеристики структуры соревновательной деятельности Возрастные группы
М-10 (n=45) М-12 (n=79) М-14 (n=103) М-16 (n=82) М-18 (n=62)
Длина дистанции, м 2525,0

±262,8

3120,0

±275,1

4216,2

±235,3

6378,8

±655,5

10800,1

±2518,5

Количество КП 5,2±0,3 7,3±0,6 9,5±0,5 14,2±1,1 22,4±5,5
Коэффициент удлинения 2,1 2,3 2,2 2,2 1,09
Эффективная скорость, м/с 1,25

±0,45

1,33

±0,26

1,85

±0,36

1,93

±0,27

2,82

±0,3

Длинные перегоны, в % 2,8 2,4 2,5 4,7 7,5
Средние перегоны, в % 51,3 45,4 44,3 45,3 38,2
Короткие перегоны, в % 45,9 52,2 53,2 50,0 54,3
 

     Проведённые исследования позволили также установить особенности СД на этапе начальной спортивной специализации, который рассматривается как начало фундаментальной подготовки (возрастная группа МЖ-12). Длина дистанции увеличивается в среднем на 23,6% у юношей и на 63,8% у девушек. В зависимости от рельефа местности протяжённость соревновательных трасс изменяется в пределах от 2900 до 5500 метров у юношей и от 1830 до 4050 метров у девушек (табл. 9). 

     Таблица 9. Изменение структуры СД у ориентировщиц 10-18 лет при преодолении беговых классической дистанции заданного направления

     
Характеристики структуры соревновательной деятельности Возрастные группы
Ж-10 (n=38) Ж-12 (n=43) Ж-14 (n=63) Ж-16 (n=49) Ж-18 (n=44)
Длина дистанции, м 1622,5

±908,5

2657,7

±912,4

3305,4

±605,6

4405,6

±954,3

6527,7

±942,7

Количество КП 4,1±1,2 5,2±1,1 7,7±1,5 8,6±3,1 16,1±5,8
Коэффициент удлинения 1,42 1,26 1,23 1,16 1,12
Эффективная скорость, м/с 0,98

±0,51

1,19

±0,38

1,65

±0,43

1,91

±0,31

2,02

±0,2

Длинные перегоны, в % 1,9 6,1 3,2 2,6 6,2
Средние перегоны, в % 39,2 52,8 35,1 52,0 30,8
Короткие перегоны, в % 58,9 41,1 61,7 45,4 63,0

Информация о работе Педагогическая технология управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков