Педагогическая технология управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:17, автореферат

Описание работы

Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально обосновать педагогическую технологию управления спортивной подготовкой юных ориентировщиков на основе учёта их индивидуальных возрастных особенностей физического и интеллектуального развития и закономерностей формирования структуры соревновательной деятельности на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса.
Объект исследования - процесс многолетней спортивной подготовки юных ориентировщиков.
Предмет исследования - организационно-методические условия реализации педагогической технологии управления структурой и содержанием многолетней подготовки спортсменов-ориентировщиков 9-18 лет, направленной на повышение эффективности их соревновательной деятельности.

Работа содержит 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКОЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ.rtf

— 1.36 Мб (Скачать)
 

     Значительный прирост в контрольных упражнениях, отражающих развитие интеллектуальных способностей, наблюдается в возрасте 17-18 лет. При этом важно отметить, что с 15 до 17 лет происходит снижение немотивированных ошибок при преодолении соревновательных дистанций, достигают максимальных значений такие показатели, как наглядно-образное мышление, объём и устойчивость внимания, оперативная и наглядно-образная память. Таким образом, видно, что 15-16-летний возраст соответствует сенситивному периоду в развитии способности к оперативному мышлению у юных ориентировщиков.

     Динамика показателей физической и интеллектуальной подготовленности ориентировщиц на этапе спортивного совершенствования представлена в табл. 4. У спортсменок наблюдается значительный прирост показателей скоростной подготовленности в возрасте от 16 до 17 лет (на 13,8%), скоростно-силовых способностей от 17 до 18 лет (на 15,9%), а силовые способности наиболее быстрыми темпами развиваются от 16 до 17 лет (на 18,9%). 

      Таблица 4. Возрастная динамика показателей физической и интеллектуальной подготовленности ориентировщиц 16-20 лет (Х±σ)

     
Контрольные упражнения Этап спортивного совершенствования
Возраст (лет)
16

(n=17)

17

(n=16)

18

(n=16)

19

(n=15)

20

(n=15)

Прыжок в длину с места, см

5-кратный прыжок в длину с места, см

Бег на 30 м с ходу, с

Комплексное упражнение на силу, количество раз

Челночный бег 4х9 м, с

Тест-кросс, скорость в м/с

Скорость отметки на КП, с

Наглядно-образная память, баллы

Наглядно-образное мышление, баллы

Распределение внимания, с

Оперативное мышление, баллы

Переключение внимания, баллы

Пространственное восприятие направлений, баллы

Оперативная память, баллы

Объем внимания, баллы

Устойчивость внимания, с

180,6

±9,7

962,7

±70,9

4,39±0,30

40,0±9,4

10,56±0,2

3,72±0,30

4,45±2,10

8,5±2,7 

5,3±1,1 

111,1

±14,2

3,7±1,1

50,3±9,0

26,3±1,5

5,1±1,5

24,0±3,1

149,8

±13,4

188,0

±11,4

1002,8

±68,9

4,37±0,23

34,0±2,3

10,45±0,4

3,73±0,40

3,94±2,26

9,1±3,0 

6,4±2,1 

92,7

±11,5

4,4±1,3

53,0±9,3

21,1±10,7

4,6±1,6

23,6±4,3

148,7

±21,7

184,2

±11,1

991,8

±95,0

4,33±0,22

35,8±8,0

10,30±0,4

3,80±0,32

2,91±0,84

10,9±2,0 

7,1±2,0 

97,3

±19,6

5,0±1,7

56,5±14,8

20,5±10,3

5,4±1,2

24,2±2,7

137,1

±15,6

178,8

±11,6

946,4

±64,6

4,39±0,51

35,2±4,73

10,71±0,3

3,82±0,18

2,83±1,24

8,7±2,5 

7,3±2,5 

87,2

±19,2

5,0±1,1

55,1±9,9

26,9±9,3

5,6±1,4

24,6±3,3

133,3

±16,1

176,6

±7,2

941,0

12,3

4,28±0,33

38,2±8,3

10,79±0,1

3,90±0,49

2,78±1,51

8,6±3,1 

9,7±1,4 

83,7

±15,5

5,0±1,4

62,6±10,7

24,0±10,1

5,8±0,8

25,1±3,6

128,8

±42,7

 

     Касаясь интеллектуальной работоспособности, следует отметить, что высокие темпы прироста наглядно-образной памяти (34,7%), оперативной памяти (34,8%) и устойчивости внимания (34,8%) наблюдаются в 16-17 лет, а наглядно-образного (35,6%) и оперативного (23,5%) мышления, переключения (34,8%) и объёма (45,8%) внимания с 17 до 18 лет.

     Коэффициенты корреляции, полученные при выявлении связи между показателями специальной подготовленности, дают возможность заключить, что особенности структуры взаимосвязи в возрасте 17-18 лет примерно такие же, как и на предыдущем этапе тренировки. Из упражнений, характеризующих скоростные и скоростно-силовые способности, высокую взаимосвязь с другими показателями имеет бег на 30 м с ходу (26,58% достоверных коэффициентов корреляции). Оперативное мышление имеет 30,43% достоверных коэффициентов корреляции: со скоростью чтения рельефа (r=0,766) и уровнем распределения внимания (r=0,796). Наибольшее количество достоверных коэффициентов корреляции (34,78%) имеет показатель, отражающий уровень специальной выносливости ориентировщиков - результат в кроссовом беге на 5000 метров. Высокую взаимосвязь с этим показателем демонстрирует результат бега в подъём (r=0,757), бег на 30 метров с ходу (r=0,514), скорость чтения спортивной карты (r=0,523) и оперативное мышление (r=0,847). Эти упражнения могут быть рекомендованы как контрольные при определении уровня специальной подготовленности ориентировщиков на этапе спортивного совершенствования.

     Таким образом, рассматривая индивидуальные изменения в развитии интеллектуальных и физических способностей ориентировщиков 9-20 лет, следует отметить, что у отдельных спортсменов наблюдаются значительные их колебания с наступлением критических периодов при общей возрастающей тенденции. При этом не было случаев регресса в развитии скоростно-силовой подготовленности, оперативного мышления и объёма внимания.

     Результаты проведённого исследования позволяют заключить, что эффективная система многолетней спортивной подготовки ориентировщиков должна предусматривать возможность организации обучающих и тренирующих воздействий адекватным ритмам возрастного развития параметров интеллектуальной и двигательной функций, обеспечивающих успешность стимулированного развития физической и технико-тактической подготовленности юных спортсменов на всех этапах учебно-тренировочного процесса. Учёт в тренировочном процессе экспериментально обоснованных границ периодов повышенной чувствительности к внешним воздействиям позволил формировать и совершенствовать спортивное мастерство юных ориентировщиков более эффективно по сравнению с традиционным построением многолетней подготовки.

     Спортивный отбор в системе управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков

     Анализ доминантных факторов специальной подготовленности ориентировщиков позволил установить, что спортивные способности определяются комплексом наследственных и средовых факторов. Если исходить из того, что спортивный отбор - начало многолетнего процесса подготовки, то совершенствование системы контрольных испытаний имеет первостепенное значение в управлении тренировочным процессом. Поскольку при проведении исследований большой объём показателей займёт много времени, необходимо выбрать наиболее надёжные тесты, которые бы отражали основные стороны подготовленности юных спортсменов, были доступными и информативными.

     С этой целью был проведён 4-летний педагогический эксперимент, направленный на разработку методики отбора детей из групп предварительной подготовки в учебно-тренировочные. Чтобы определить критерии оценки спортивных способностей к ориентированию и решить вопрос о том, какие показатели из множества используемых необходимо включить в комплекс для оценки перспективности юных спортсменов, мы проанализировали взаимосвязь результатов в различных тестах на этапе предварительной подготовки с результатом в ориентировании, показанным через 4 года тренировки. Проведённое исследование выявило различный характер взаимосвязи между результатами в тестах и уровнем специальной подготовленности юных ориентировщиков. Корреляционный анализ показал, что на начальном этапе подготовки большинство из них имеет средний уровень прогностической значимости. Это тесты, в первую очередь, характеризующие общую выносливость (r=0,554), оперативную память (r=0,562), распределение внимания (r=0,512) и оперативное мышление (r=0,532). Через год и два года тренировки корреляционная связь между результатами в беговых тестах и рангом спортсмена значительно возрастает (r изменяется в пределах 0,529-0,952). Это можно объяснить тем, что на этом этапе тренировка приняла более специализированную направленность, позволившую и более чётко проявиться способностям отдельных спортсменов. Изменился характер взаимосвязи между уровнем специальной интеллектуальной подготовленности и спортивным результатом ориентировщиков 13-14 лет. Показатели в таких тестах, как моторная координация (r=0.570), наглядно-образное (r=0,719) и оперативное (r=0,733) мышление значительно улучшились.

     Полученные данные позволяют сделать вывод, что результаты исходного тестирования не могут служить достаточно надёжным критерием оценки потенциальных возможностей юных спортсменов, так как степень их взаимосвязи с результатами в соревнованиях, показанными через четыре года тренировки, невысока (r в пределах 0,134-0,554). На последующих этапах подготовки юных ориентировщиков взаимосвязь между результатом в таких контрольных упражнениях, как 20-минутный бег с учётом пройденного расстояния (r улучшается с 0,48 до 0,95), бег в подъём (r улучшается с 0,36 до 0,87), распределение внимания (r улучшается с 0,51 до 0,90), наглядно-образное мышление (r улучшается с 0,37 до 0,92), оперативное мышление (r улучшается с 0,53 до 0,81), бег на 30 м с ходу (r улучшается с 0,21 до 0,79) и спортивным результатом заметно возрастает. Наиболее значительная взаимосвязь обнаруживается через 1,5-2 года тренировки (P<0,05).

     Нецелесообразно проводить отбор юных ориентировщиков по результатам только в одном контрольном упражнении. Для повышения надёжности прогнозирования необходимо применять комплексное тестирование. Однако практический опыт показывает, что большинство тренеров в спортивном ориентировании при определении пригодности занимающихся опираются на уровень развития физических способностей. В тоже время информативность этого критерия отбора самая низкая (r=0,379) из всех рассматриваемых (табл. 5). 

     Таблица 5. Информативность комплексных критериев отбора спортсменов- ориентировщиков 9-12 лет

     
 
Критерии отбора
Этапы тестирования
Исходный Через полгода Через год Через 1,5 года
Уровень развития ОФП

Темп прироста психофизических показателей подготовленности

Результат в соревнованиях

Интегральная оценка перспективности (ИОП)

0.379

- 

0.451

0.581

0.565

0.470 

0.487

0.715

0.536

0.453 

0.619

0.861

0.611

0.542 

0.536

0.856

Корреляция значима на уровне Р < 0,01 при r=0,432 и n>30
 

     Темп прироста показателей физических и интеллектуальных способностей за первые 1,5 года тренировки улучшают свою информативность по мере роста спортивного мастерства с 0,470 до 0,542. Поэтому, несмотря на то, что этот критерий по эффективности стоит на третьем месте, тенденция улучшения информативности увеличивает его ценность. Сроки проведения педагогического эксперимента позволили также проследить взаимосвязь исходного результата в соревнованиях с рангом спортсменов через 4 года тренировки. Выяснилось, что результат в соревнованиях несущественно меняет ранговый порядок в первые 2-3 года тренировки (r изменяется от 0,45 до 0,54). Следовательно, невысокий уровень взаимосвязи успешности соревновательной деятельности на начальных этапах подготовки с рангом спортсменов не позволяет применять его в качестве ведущего критерия отбора юных ориентировщиков.

     Наконец была исследована возможность прогнозирования способностей начинающих ориентировщиков на основе интегральной оценки перспективности, включающей показатели, характеризующие специальную выносливость, силовую и скоростную подготовленность, а также уровень интеллектуальной работоспособности. Было установлено, что информативность интегральной оценки перспективности наивысшая из всех представленных за первые 1,5 года тренировки (r изменяется в пределах от 0,58 до 0,86 при P< 0,01). Исходя из этого, можно утверждать, что для определения перспективности юных ориентировщиков необходимо использовать комплекс наиболее информативных и доступных на практике тестов, это: 20-минутный бег с учётом пройденного расстояния, комплексное упражнение на силу, бег на 30 метров с ходу, определение моторной координации, наглядно-образного и оперативного мышления, переключения и распределения внимания. Теоретически и экспериментально обоснованные отдельные показатели комплексного критерия отбора, отражая ведущие способности юных ориентировщиков, проявляются в такой взаимосвязи друг с другом, которая позволяет говорить о предрасположенности к занятиям спортивным ориентированием. Применение в практике спортивного отбора ИОП повышает его эффективность в 2-3 раза.

     Система комплексного педагогического контроля в управлении подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков

     Решение проблемы управления подготовкой юных спортсменов возможно лишь на основе комплексной оценки ведущих компонентов специальной работоспособности. При таком подходе организация тренировочного процесса ориентировщиков должна опираться, в первую очередь, на выделение и учёт доминантных факторов специальной подготовленности на разных этапах возрастного развития. Особенно остро эта проблема стоит в спортивном ориентировании, поскольку результат зависит от совокупности способностей, связанных, с одной стороны, с физическими показателями, а с другой - с интеллектуальными возможностями человека.

     Анализ учебно-тренировочного процесса спортсменов-ориентировщиков (А.С. Лосев, 1984; Е.И. Иванов, 1985; В.Н. Агальцов, 1990; А.Л. Новиков, 1997; В.В. Костылев, 2005; В.В. Чешихина, 2006; С.А. Казанцев, 2007; T. Ottosson, 1986) показал, что существуют различия во взглядах тренеров на значимость отдельных факторов специальной подготовленности, и что они основываются на субъективном мнении. В связи с этим, объективное определение доминантных факторов, обусловливающих успешность становления спортивного мастерства ориентировщиков на разных этапах многолетней тренировки, будет способствовать повышению информативности средств педагогического контроля.

Информация о работе Педагогическая технология управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков