Педагогическая технология управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:17, автореферат

Описание работы

Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально обосновать педагогическую технологию управления спортивной подготовкой юных ориентировщиков на основе учёта их индивидуальных возрастных особенностей физического и интеллектуального развития и закономерностей формирования структуры соревновательной деятельности на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса.
Объект исследования - процесс многолетней спортивной подготовки юных ориентировщиков.
Предмет исследования - организационно-методические условия реализации педагогической технологии управления структурой и содержанием многолетней подготовки спортсменов-ориентировщиков 9-18 лет, направленной на повышение эффективности их соревновательной деятельности.

Работа содержит 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКОЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ.rtf

— 1.36 Мб (Скачать)
 
 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКОЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ

ВОРОНОВ Юрий Сергеевич

 

 

      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 

     Проблема и актуальность исследования. Накопленный в передовой отечественной и мировой спортивной практике опыт свидетельствует о существенной зависимости результативности соревновательной деятельности на этапе высшего спортивного мастерства от эффективности построения учебно-тренировочного процесса юных спортсменов на этапах предварительной, базовой и углубленной спортивной подготовки.

     Однако в настоящее время в спортивном ориентировании, как относительно молодом виде спорта, наблюдается проблемная ситуация, которая определяется существующим объективным противоречием между несовершенством традиционно сложившейся методики подготовки спортивного резерва, использующей предельно ограниченный комплекс средств и методов тренировки юных спортсменов, и необходимостью неуклонного повышения эффективности управления подготовкой на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса, что, в конечном итоге, и определяет успех выступления на международной спортивной арене сборной команды страны.

     Системное представление об актуальных проблемах многолетней подготовки юных спортсменов-ориентировщиков даёт ретроспективный анализ специальной литературы, отражающий наиболее существенные для циклических видов спорта теоретико-методические закономерности данного педагогического процесса. Следует отметить, что в настоящее время разрабатываются и уточняются методические положения, которыми следует руководствоваться при управлении подготовкой юных спортсменов (В.П. Филин, Н.А. Фомин, 1980; М.Я. Набатникова с соавт., 1982; В.П. Филин, 1987, 1990, 1998; В.Н. Платонов, К.П. Сахновский, 1988; К.П. Сахновский, 1990; Л.П. Матвеев, 1991; В.Г. Никитушкин с соавт., 1994; В.П. Губа, 1997, 1999, 2000; А.П. Золотарев, 1997, 1999; О.И. Камаев, 2000). Сохраняет свою актуальность проблема отбора юных спортсменов, несмотря на то, что отдельные аспекты этой проблемы освещены в работах А.А. Гужаловского (1976, 1979, 1986), А.Л. Лагоши (1977), Р.Е. Мотылянской (1979), В.К. Бальсевича (1980), С.В. Брянкина, А.Т. Константинова (1982), В.М. Волкова, В.П. Филина (1983), Р.Б. Шварца, С.В. Хрущева (1984), М.С. Бриля (1982, 1989), В.М. Волкова (1979, 1981, 1981, 1993), В.Н. Платонова, В.А. Запорожанова (1990), Ю.Ф. Курамшина (2006), И.И. Мелиховой (2007). По-прежнему имеет высокую значимость поиск информативных методов педагогического контроля специальной подготовленности спортсменов на различных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса (М.Я. Набатникова, 1974, 1978; Н.И. Морозова, 1990; В.А. Ботух, 1991; В.Н. Платонов, М.Н. Булатова, 1992; А.Н. Корженевский с соавт., 1993; С.А. Локтев, 1994). Важнейшим звеном в подготовке юных спортсменов остаётся планирование тренировочных и соревновательных нагрузок (В.П. Филин, 1973, 1987; В.Н. Плохой, 1983; А.Н. Корженевский, В.И. Ларионов, 1989, 1994; В.В. Ивочкин, 1997; П.В. Квашук, 1993, 1998, 2003). В этом направлении необходимо конкретизировать подходы к обоснованию оптимальных объёмов и интенсивности нагрузки применительно к спортсменам различного возраста.

     Несомненно, что дальнейшее развитие спортивного ориентирования во многом зависит от результатов научных исследований, направленных на изучение важнейших закономерностей, присущих спортивной тренировке ориентировщиков на разных этапах многолетней подготовки. Констатируя значимые достижения в разработке отдельных направлений юношеского спорта, следует отметить, что в спортивном ориентировании имеются практические проблемы, которые требуют своего научного разрешения:

     ● не разработаны научно-методические основы педагогической технологии управления спортивной подготовкой юных ориентировщиков, что затрудняет подбор средств, методов и организационных форм тренировки во временной и содержательной структуре каждого из этапов подготовки, предшествующих периоду высшего спортивного мастерства;

     ● до настоящего времени не исследованы вопросы взаимосвязи учебно-тренировочного процесса с возрастной структурой соревновательной деятельности, что не позволяет оптимизировать технико-тактическую подготовку, и оставляет открытым вопрос продолжительности этапа начального обучения основам спортивного ориентирования;

     ● не установлена возрастная динамика и сенситивные периоды специфических проявлений двигательных и интеллектуальных способностей юных спортсменов-ориентировщиков на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса;

     ● не разработано возрастное нормирование тренировочных нагрузок по специализированности, психомоторной сложности и направленности, что затрудняет их планирование и контроль;

     ● не определены доминантные факторы, обусловливающие высокий уровень специальной подготовленности ориентировщиков на разных этапах многолетней тренировки, что ограничивает возможности управления учебно-тренировочным процессом и снижает эффективность комплексного контроля и отбора юных спортсменов.

     Таким образом, в настоящее время наметилось отставание программно-нормативных документов в спортивном ориентировании от передовой научной мысли в области детско-юношеского спорта, что является одной из причин крайне нестабильных выступлений российских молодежных и юношеских команд на крупнейших международных соревнованиях.

     Потребность обеспечения педагогической практики управления многолетней подготовкой юных ориентировщиков инновационными знаниями о структуре и содержании обучающих и тренирующих воздействий, адекватных ритмам их возрастного развития в процессе онтогенеза указывает на необходимость проведения специальных исследований по различным аспектам данной проблемы. Одним из перспективных направлений в этом плане является изучение структуры основных компонентов подготовки спортсменов-ориентировщиков на различных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса с позиций системного подхода. Исходя из выше изложенного, можно заключить, что актуальность избранной темы исследования определяется практическими запросами вида спорта, а разработка теоретико-методических основ отбора, контроля, методов начального обучения и планирования тренировочных нагрузок становится одним из ведущих направлений в системе управления многолетней подготовкой юных ориентировщиков, направленной на достижение высших уровней спортивного мастерства.

     Гипотеза. Предполагалось, что в процессе многолетней подготовки спортсменов-ориентировщиков при целенаправленном применении тренировочных и соревновательных нагрузок существенно изменяются соотношения доминантных факторов специальной подготовленности, количественных и качественных показателей соревновательной деятельности, состав и структура её базовых компонентов.

     Представлялось, что педагогическое управление тренировочным процессом юных спортсменов-ориентировщиков будет более эффективным, если его осуществлять на основе:

     -принципа детерминированности тренировочного процесса возрастной динамикой ведущих показателей соревновательной деятельности;

     -организации обучающих и тренирующих воздействий адекватных ритмам возрастного развития параметров двигательной и умственной работоспособности, обеспечивающих успешность стимулированного развития специальной подготовленности юного спортсмена;

     -приоритетного формирования в процессе начального обучения пространственно-временной антиципации стратегии и тактики соревновательной деятельности, которая определяется сложными формами интеллектуальной активности;

     -применения информативных методик педагогического контроля и спортивного отбора, основанных на интегральной оценке уровня специальной подготовленности и спортивной одарённости;

     -возрастного нормирования тренировочных нагрузок с учётом их специализированности, направленности и адекватности индивидуальным биоритмологическим особенностям развития организма в процессе онтогенеза.

     Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально обосновать педагогическую технологию управления спортивной подготовкой юных ориентировщиков на основе учёта их индивидуальных возрастных особенностей физического и интеллектуального развития и закономерностей формирования структуры соревновательной деятельности на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса.

     Объект исследования - процесс многолетней спортивной подготовки юных ориентировщиков.

     Предмет исследования - организационно-методические условия реализации педагогической технологии управления структурой и содержанием многолетней подготовки спортсменов-ориентировщиков 9-18 лет, направленной на повышение эффективности их соревновательной деятельности.

     Задачи исследования:

     1. Выявить особенности динамики стимулируемого развития основных морфофункциональных систем, физических и интеллектуальных способностей у спортсменов-ориентировщиков 9-18 лет.

     2. Установить ведущие факторы специальной подготовленности и структуру соревновательной деятельности юных спортсменов-ориентировщиков на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса.

     3. Разработать и экспериментально апробировать на основании установленных возрастных закономерностей развития физических и интеллектуальных способностей методологию педагогического контроля уровня специальной работоспособности спортсменов-ориентировщиков 9-18 лет в системе их многолетней подготовки.

     4. Экспериментально обосновать на базе выявленной факторной структуры специальной подготовленности методику спортивного отбора юных ориентировщиков с выделением её организационных форм и структурных элементов.

     5. Изучить количественные характеристики тренировочных нагрузок и особенности их тренда у высококвалифицированных спортсменов-ориентировщиков и на этой основе разработать дифференцированные модульные тренировочные программы для юных ориентировщиков различного возраста.

     6. Оценить в ходе педагогического эксперимента эффективность инновационной методики начального обучения юных спортсменов технико-тактическим действиям и навыкам спортивного ориентирования с учётом выявленных возрастных закономерностей соревновательной деятельности.

     7. На основе полученных экспериментальных данных теоретически разработать и апробировать педагогическую технологию управления подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков с использованием типовых модельных характеристик соревновательной деятельности и должных норм специальной подготовленности на этапах предварительной подготовки, начальной специализации, углубленной тренировки и спортивного совершенствования.

     Методологическая основа исследования опиралась на положения следующих теоретических концепций: оптимального функционирования системы спортивной тренировки (В.К. Бальсевич, Ю.В. Верхошанский, А.Н. Воробьёв, Л.М. Куликов, Ю.Ф. Курамшин, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов, Ф.П. Суслов, В.П. Филин, Н.А. Фомин); фундаментальных основ обучения двигательным действиям (Н.А. Бернштейн, П.Я. Гальперин, Д.Д. Донской, П.Ф. Лесгафт); психофизиологии спортивной деятельности и физических упражнений (Б.Г. Ананьев, Л.Ф. Бурлачук, В.М. Волков, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Родионов); спортивной морфологии (Р.Н. Дорохов, М.Ф. Иваницкий, Э.Г. Мартиросов, Б.А. Никитюк); основополагающие установки по индивидуализации процесса спортивной подготовки (В.П. Губа, П.В. Квашук, В.Г. Никитушкин, В.А. Сальников). Для повышения качества научных исследований в работе применён системный подход, основой которого является комплексное изучение явлений как единого целого, состоящего из множества взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов. Данный методологический подход опирался на труды по теории функциональных и кибернетических систем (Н. Винер, П.К. Анохин) и теории адаптации (Ф.З. Меерсон, В.Н. Платонов).

     Методы исследования. Разработка проблемы включала традиционные методы, апробированные в ходе научных исследований в области теории и методики спортивной подготовки.

     При решении задач теоретического характера были использованы анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, классификация и другие методы теоретического познания.

     Для получения данных эмпирического характера применялись следующие группы методов научного исследования:

     -педагогические: анализ специальной научно-методической литературы, документов отчёта и планирования, педагогическое наблюдение за тренировочной и соревновательной деятельностью, картографические методы исследования; методы экспертной оценки, педагогические контрольные испытания (тесты), киноциклография, педагогический эксперимент;

     -социологические: анкетирование и интервьюирование тренеров, работающих в области спортивного ориентирования;

     -анатомо-физиологические: антропометрия, пульсометрия, методы соматотипирования, функциональная проба PWC170, методы определения скорости бега на уровне АнП, теппинг-тест, задержка дыхания на вдохе и выдохе;

     -психологические: методики, применяемые при контроле уровня развития памяти, внимания и мышления;

     -биохимические: биохимический анализ крови;

     -методы математической статистики: расчёт основных статистических

     показателей (средней арифметической, стандартного отклонения, коэффициента вариации), достоверности различий (t-критерия Стьюдента), рангового коэффициента корреляции Спирмена, логистической функции, показателей динамического ряда (темпов прироста). Также применялся факторный корреляционный и морфологический анализ.

     Организация исследования. Исследования проводились в период с 1986 по 2008 год и могут быть условно разделены на три этапа.

     На первом этапе (1986-1989 гг.) определялось общее направление исследований на основе анализа представленных в литературе материалов, касающихся управления многолетней подготовкой юных спортсменов в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости. Также было экспериментально апробировано 56 контрольных испытаний (тестов), которые прошли проверку на соответствие их условиям стандартизации и унификации.

Информация о работе Педагогическая технология управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков