Педагогическая технология управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:17, автореферат

Описание работы

Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально обосновать педагогическую технологию управления спортивной подготовкой юных ориентировщиков на основе учёта их индивидуальных возрастных особенностей физического и интеллектуального развития и закономерностей формирования структуры соревновательной деятельности на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса.
Объект исследования - процесс многолетней спортивной подготовки юных ориентировщиков.
Предмет исследования - организационно-методические условия реализации педагогической технологии управления структурой и содержанием многолетней подготовки спортсменов-ориентировщиков 9-18 лет, направленной на повышение эффективности их соревновательной деятельности.

Работа содержит 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКОЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ.rtf

— 1.36 Мб (Скачать)

     Проведённые исследования позволили также установить, что применение морфологического анализа закономерно приводит к повышению качества конструирования соревновательных дистанций в спортивном ориентировании бегом, имеет теоретико-прикладную направленность и выступает как связующее звено между теорией планирования дистанций и технологией спортивно-технического обеспечения соревнований.

     Теоретические и технологические основы управления подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса

     Полученные данные о закономерностях формирования организма у детей, подростков, юношей и девушек (с 9 до 20 лет) послужили основой для теоретико-методического обоснования модели построения многолетней подготовки спортивного резерва в ориентировании, включающей следующие основные компоненты: этапы подготовки и их продолжительность, основные задачи, методы и средства подготовки на каждом этапе, допустимые тренировочные и соревновательные нагрузки, методики начального обучения, спортивного отбора и комплексного контроля.

     Установлено, что СД ориентировщиков - это сложный взаимосвязанный комплекс, создавать и совершенствовать который необходимо с первых лет занятий. Анализ результатов исследования показал, что разделение процесса многолетней подготовки ориентировщиков на этапы во многом носит условный характер, т.к. резкой границы между ними, естественно, провести невозможно. Тем не менее, каждый этап характеризуется своими специфическими особенностями, учёт которых дал возможность более качественно реализовать поставленные долговременные цели и текущие задачи (табл. 14). 

 

      Таблица 14. Структура многолетней подготовки юных спортсменов- ориентировщиков

     
Содержание подготовки Этапы многолетней подготовки
Предварительной подготовки

(9-11 лет)

Начальной специализации

(11-13 лет)

Углубленной тренировки 

(13-15 лет)

Спортивного совершенствования 

(16 лет и старше)

1-й год 2-й

год

1-й

год

2-й

год

1-й

год

2-й

год

3-й

год

1-й

год

2-й год 3-й год
Общий объем нагрузки, в часах  
312
 
468
 
520
 
624
 
728
 
832
 
936
 
1248
 
1456
 
1664
Количество заня- тий в неделю 3 4 4 5 6 6 7 8 10 12
Количество часов в неделю 6 9 10 12 14 16 18 24 28 32
Общий объем циклической нагрузки, км 700

±150

1000

±300

1400

±350

1700

±350

2000

±300

2400

±300

2800

±300

3200

±400

3800

±500

4600

±500

Общий объем бега с картой, км 50

±10

80

±20

100

±30

150

±40

200

±60

300

±80

350

±80

450

±100

600

±100

800

±100

Количество соревновательных стартов  
3-5
 
5-10
 
15-20
 
40-45
 
50-60
Соотношение средств подготовки, в % ОФП 60 50 40 30 30 20 20 15 15 15
СФП 15 20 30 35 35 40 40 45 45 45
ТТП 20 20 20 25 25 30 30 35 35 35
Т П 5 10 10 10 10 10 10 5 5 5
 

     Этап предварительной подготовки. Этот период особенно важен, так как здесь закладывается фундамент будущих спортивных успехов. Возраст 9-11 лет достаточно благоприятный для развития у занимающихся наиболее значимых для спортивного ориентирования физических способностей. Преимущественная направленность спортивной тренировки - разносторонняя физическая подготовка: спортивные и подвижные игры, плавание, элементы гимнастики и лёгкой атлетики. Для развития выносливости необходимо в основном использовать равномерный кроссовый бег со слабой и средней интенсивностью.

     На этапе предварительной подготовки большое значение имеет обучение юных спортсменов технике ориентирования. У детей данного возраста отмечается высокая пластичность нервной системы, значительная её возбудимость и реактивность. Это создаёт хорошие предпосылки для быстрого и качественного усвоения и закрепления двигательных навыков. Поэтому техническая подготовка направлена на обучение возможно большему количеству разнообразных умений и навыков.

     Определённое внимание должно быть уделено развитию тактической подготовленности юных ориентировщиков. Это обусловлено тем, что в возрасте 9-10 лет психическая деятельность уже достигает высокой степени развития, у ребенка появляется способность к дифференцировке и обобщению явлений, нахождению элементарных закономерностей в различных ситуациях. Тактическая подготовка ориентировщиков может быть ограничена планированием путей прохождения дистанции заданного направления с использованием линейных ориентиров. Со второго года тренировки идёт обучение основам выбора оптимальных путей движения между КП, методам использования соперников при выходе на контрольный пункт.

     Этап начальной спортивной специализации. Начальная специализация рассматривается как один из этапов фундаментальной подготовки ориентировщиков. В этом возрасте наиболее интенсивно развиваются быстрота, сила и скоростно-силовые способности. Происходит оптимизация механизмов функционирования сердечнососудистой и дыхательной систем, что создаёт благоприятные условия для развития аэробных возможностей организма юных спортсменов. В 12-13 лет происходит интенсивное функциональное развитие центральной нервной системы. В подростковом возрасте более совершенным становится соотношение процессов возбуждения и торможения. Всё это позволяет более эффективно осваивать технику спортивного ориентирования. На данном этапе основной задачей технической подготовки является формирование рациональной временной, пространственной и динамической структуры движений, целостное овладение приемами и способами ориентирования.

     Подросток в возрасте 12-13 лет уже в состоянии устанавливать причинно-следственные связи в различных ситуациях, используя абстрактное мышление. Именно на его основе формируются способности к тактическому мышлению. Развитие психических процессов вместе с повышением уровня физической и технической подготовленности даёт возможность приступить к целенаправленному освоению тактики спортивного ориентирования. Тактическая подготовка в целом направлена на повышение эффективности выбора путей движения между КП в зависимости от характера растительности и рельефа местности, выявление и систематизацию ошибок.

     Этап углубленной тренировки в избранном виде спорта. Приходится на период, когда удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает, и тренировочный процесс приобретает ярко выраженную спортивную специализацию. В возрасте 14-15 лет наиболее существенно повышаются скоростно-силовые и силовые способности, наблюдаются существенные сдвиги в кардио-респираторной системе, свидетельствующие о повышении её экономичности при работе умеренной мощности. Всё это обеспечивает высокий уровень работоспособности организма, его долговременную адаптацию к напряжённой тренировочной работе и позволяет приступить к воспитанию специальной выносливости юного ориентировщика. В физической подготовке доминирующее место занимают беговые упражнения. Для развития специальной выносливости применяется переменный и интервальный бег, а также продолжительный бег с интенсивностью на уровне индивидуального АнП (не более 15-18% от общего объёма). В силовой и скоростно-силовой подготовке более значительное место отводится упражнениям, избирательно воздействующим на мышцы спины и нижних конечностей, которые наиболее важны для проявления усилий во время соревновательной деятельности.

     На этапе углубленной тренировки основная задача технической подготовки - повышение эффективности применяемых способов ориентирования в усложненных условиях и индивидуализация технической подготовки. Пристальное внимание необходимо уделять стратегическому чтению карты, отработке отдельных, уже изученных, приёмов ориентирования. Это, в первую очередь, обусловлено тем, что в 14-15 лет несколько снижается координация, поэтому способность к овладению новыми двигательными действиями ухудшается. В тоже время, показатели быстроты и частоты движений, пространственной ориентировки, а также способность поддерживать максимальный темп к 14-15 годам достигают близких, к индивидуально предельным, значений. Совокупность этих признаков позволяет утверждать, что техническая подготовка, в этот период, должна быть направлена на совершенствование умения варьировать технику ориентирования в зависимости от скорости бега и типа рельефа.

     Важное место в учебно-тренировочном процессе отводится тактической подготовке. Происходящее у ориентировщиков 14-15 лет интенсивное развитие способности распределять и переключать внимание и приходящийся на 15-летний возраст сенситивный период в развитии оперативного мышления создают благоприятные предпосылки для совершенствования тактической подготовленности. В процессе тренировки ориентировщик детально отрабатывает приёмы взаимодействия с соперником на дистанции, овладевает способностью оперативно решать тактические задачи в зависимости от возникающих ситуаций с учётом уровня своей физической и технической подготовленности.

     Этап спортивного совершенствования. Тренировочный процесс по сравнению с предыдущим этапом подготовки всё более индивидуализируется. Основные задачи тренировки решаются на фоне возрастающих тренировочных и соревновательных нагрузок и направлены на повышение специальной подготовленности до уровня требований, предъявляемых к элитным спортсменам, повышение готовности к соревнованиям, с целью демонстрации возможно лучших результатов. В этом возрасте приходит в норму соотношение между массой сердца и функциональными показателями кровеносных сосудов. Расширяются возможности долговременной адаптации к нагрузкам умеренной, большой и субмаксимальной мощности. Это даёт возможность широко использовать упражнения соревновательного характера. В годичном цикле подготовки нагрузка по интенсивности должна соответствовать соревновательному характеру не менее чем на 55-65%, а по подбору средств - не менее чем на 80-85%.

     Техническая подготовка подчинена детальному изучению отдельных приёмов и способов ориентирования. Особое внимание уделяется технике двигательных действий спортсмена под влиянием утомления, совершенствуется системное восприятие карты и местности, умение свободно переходить от грубого ориентирования к точному.

     Соревновательная деятельность ориентировщиков на этапе спортивного совершенствования значительно усложняется не только в физическом отношении, но и по содержанию. К этому возрасту завершается развитие центральной нервной системы, повышается её аналитическая и синтетическая деятельность. При возросшем к этому времени уровне технической и физической подготовленности основным направлением тактической подготовки ориентировщиков должно стать развитие способности «заглядывать в будущее» - строить вероятностный прогноз и использовать его для организации своих действий. Можно сказать, что в спортивном ориентировании совершенствование специфических тактических способностей переходит из разряда предпосылок, к разряду ведущих факторов достижения высокого спортивного результата.

     На основе анализа и систематизации современных научных данных и многолетних комплексных экспериментальных исследований нами была разработана инновационная педагогическая технология управления многолетней подготовкой спортсменов-ориентировщиков.

     Структура и содержание такой подготовки базируется на эффективном объединении и реализации теоретических и экспериментально обоснованных признаков, которые позволяют рассматривать тренировку как сложную специфическую систему с присущими ей особенностями и закономерностями. Принципиальное значение в повышении эффективности управления многолетним процессом подготовки спортивного резерва в ориентировании имеет введение в её структуру впервые экспериментально обоснованных элементов (выделены на схеме), так как в традиционном построении тренировки содержание этих разделов не разработано.

     При этом подготовку юных ориентировщиков следует осуществлять на основе следующих методических положений: 1) построение всех этапов тренировки с учётом возрастной специфики доминантных факторов, обусловливающих высокую работоспособность спортсменов; 2) управление подготовкой на основе принципа детерминированности содержания многолетнего тренировочного процесса структурой соревновательной деятельности; 3) целенаправленное развитие отдельных способностей юных ориентировщиков в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого; 4) учёт особенностей тренирующего потенциала средств и методов специальной интеллектуальной подготовки; 5) систематическое использование педагогического контроля специальной подготовленности на всех этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса и своевременное определение перспективности юных ориентировщиков; 6) конструирование соревновательных дистанций на отдельных этапах многолетней подготовки на основе морфологического анализа соревновательной деятельности и возрастных закономерностей становления спортивного мастерства.

     Таким образом, внедрение инновационной технологии управления многолетней подготовкой юных ориентировщиков способствовало поступательному росту их спортивного мастерства (Р<0,05). При этом необходимо подчеркнуть, что результаты многолетнего педагогического эксперимента подтвердили правомерность выдвинутой нами исследовательской гипотезы и показали, что творческое использование теоретико-методических положений, полученных в процессе исследования, позволило значительно повысить эффективность соревновательной деятельности ориентировщиков и на этапе высшего спортивного мастерства. 

Информация о работе Педагогическая технология управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков