Педагогическая технология управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:17, автореферат

Описание работы

Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально обосновать педагогическую технологию управления спортивной подготовкой юных ориентировщиков на основе учёта их индивидуальных возрастных особенностей физического и интеллектуального развития и закономерностей формирования структуры соревновательной деятельности на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса.
Объект исследования - процесс многолетней спортивной подготовки юных ориентировщиков.
Предмет исследования - организационно-методические условия реализации педагогической технологии управления структурой и содержанием многолетней подготовки спортсменов-ориентировщиков 9-18 лет, направленной на повышение эффективности их соревновательной деятельности.

Работа содержит 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКОЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ.rtf

— 1.36 Мб (Скачать)

     На втором этапе (1990-2003 гг.) изучались особенности тренировочной и соревновательной деятельности квалифицированных ориентировщиков, динамика их физических, интеллектуальных и антропометрических показателей. Для решения поставленных задач оценивался уровень специальной подготовленности ориентировщиков в возрасте от 18 до 23 лет, из них 68 женщин (14 МС, 28 КМС и 26 человек I спортивного разряда) и 115 мужчин (12 МС, 64 КМС и 39 спортсменов I разряда). Также был проведён факторный анализ по методу главных компонент. В данных исследованиях приняло участие 36 спортсменов, которые имели высокий уровень подготовленности (МС-КМС).

     При изучении соревновательной деятельности анализировались технико-тактические действия спортсменов, определялось время выполнения отдельных приёмов и способов ориентирования, оценивались пути движения. Проводилась фиксация времени на каждом перегоне между контрольными пунктами и скорости отметки на КП, определялась эффективная и фактическая скорость преодоления соревновательной дистанции. В общей сложности было проанализировано более 600 соревновательных трасс. Наблюдения проводились за сильнейшими ориентировщиками в период проведения Чемпионатов России.

     Исследование возрастных зон формирования спортивного мастерства в ориентировании проводилось с помощью анализа протоколов результатов соревнований и анкетирования участников Чемпионатов СССР и России в 1988-1998 гг. В анкетировании приняло участие 118 мастеров спорта и МСМК в возрасте от 18 до 32 лет, 49 спортсменов первого разряда и КМС.

     Основной педагогический эксперимент проводился на базе СДЮCШОР №6 спортивного ориентирования города Смоленска. Лонгитудинальные исследования проводились с использованием общепринятых методик. Комплексный контроль подготовленности юных спортсменов осуществлялся на протяжении 9 лет. Также был применён и групповой метод исследований, предложенный Н.Ж. Булгаковой с соавторами [1980]. Всего в исследованиях приняло участие более юных 450 ориентировщиков различного возраста. В течение всего педагогического эксперимента осуществлялся контроль уровня развития специальной подготовленности юных спортсменов с использованием разработанной тестовой программы. Тестовая батарея включала 26 контрольных испытаний.

     В рамках основного педагогического эксперимента нами была проведена серия лабораторных, формирующих и естественных педагогических экспериментов. Место проведения и продолжительность каждого из них определялась в зависимости от цели и задач исследования.

     На третьем этапе (2004-2008 гг.) обосновывались научно-методические направления подготовки юных спортсменов-ориентировщиков, разрабатывалась концепция, и внедрялись новые формы организации и управления многолетней подготовкой спортивного резерва в ориентировании.

     Научная новизна полученных результатов. В настоящей работе впервые использован системный подход при изучении проблемы многолетней подготовки спортивного резерва в ориентировании, и на этой основе определены пути оптимизации тренировки детей, подростков, юношей и девушек, специализирующихся в данном виде спорта. К наиболее существенным научным результатам исследований следует отнести:

     ● инновационную педагогическую технологию управления многолетней подготовкой юных ориентировщиков, включающую такие компоненты, как методику отбора, начального обучения, комплексного педагогического контроля, планирования тренировочных и соревновательных нагрузок, реализация которой даёт возможность при стандартных условиях и ресурсах существенно повысить результативность обучающих и тренирующих воздействий;

     ● структуру и содержание корреляционных взаимосвязей между показателями специальной подготовленности и результативностью соревновательной деятельности в зависимости от этапа многолетней подготовки, что является основанием для постановки цели и задач тренировки, выбора средств и методов их реализации;

     ● универсальную методику спортивного отбора детей, занимающихся спортивным ориентированием, из групп предварительной подготовки в учебно-тренировочные, что позволяет качественно реализовать диагностический алгоритм оценки перспективности спортсмена;

     ● динамику показателей антропометрии, функциональной, физической и интеллектуальной подготовленности спортсменов-ориентировщиков 9-20 лет, позволяющих достоверно определить возрастные границы эффективного развития ведущих способностей в периоды их естественного ускоренного прироста;

     ● дифференцированные модульные программы с обоснованным для каждого возраста соотношением общих и парциальных объёмов нагрузки и рациональным распределением лыжной и беговой подготовки, что даёт возможность при стандартном объёме и интенсивности выполняемой тренировочной работы существенно повысить результативность её воздействия;

     ● инновационную методику начального обучения технико-тактическим действиям и навыкам ориентирования на основе стимулирования творческой активности, применение которой существенно повышает уровень развития оперативного мышления и эффективность соревновательной деятельности;

     ● надёжные и информативные методики текущего и этапного контроля отдельных сторон интегральной подготовленности ориентировщиков 9-18 лет, дающие возможность стандартизировать процедуру тестирования, получать объективную информацию о состоянии юного спортсмена и обеспечить эффективную индивидуальную коррекцию тренирующих воздействий.

     Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в разработке научно обоснованной педагогической технологии управления процессом многолетней подготовки юных спортсменов-ориентировщиков на основе учёта доминантных факторов специальной подготовленности и ведущих компонентов структуры соревновательной деятельности с использованием информативных методов отбора и педагогического контроля. В работе теоретически обоснованы подходы к конструированию соревновательных дистанций на основе морфологического анализа, что обеспечивает достаточный набор методических возможностей для создания индивидуально приемлемых учебно-тренировочных дистанций. Результаты исследования дополняют теорию и методику детско-юношеского спорта понятием о динамике развития специальной умственной работоспособности человека, которая в значительной степени обеспечивает высокую эффективность реализации двигательного потенциала в условиях соревновательной деятельности. Дальнейшая разработка данного подхода актуальна не только для ориентирования, но и других видов спорта, где соревновательный результат определяется уровнем развития интеллектуальной сферы деятельности спортсмена.

     Практическая значимость исследований заключается в разработке программно-методического содержания технологии управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков; методических рекомендаций по применению комплекса тестов для спортивного отбора и контроля подготовленности; педагогической модели начального обучения технико-тактическим действиям и навыкам ориентирования.

     Результаты исследований используются в учебном процессе вузов физической культуры при изучении дисциплин «Теория и методика избранного вида спорта», «Основы научно-методической деятельности в спортивном ориентировании» и «Спортивно-педагогическое совершенствование в ориентировании».

     Полученные в результате исследований данные легли в основу программно-нормативного документа, разработанного для спортивных школ Российской Федерации, утверждённого Министерством образования РФ (Воронов Ю.С. Константинов Ю.С. Программа по спортивному ориентированию для ДЮСШ и СДЮШОР. - М., 2000).

     Материалы исследования могут быть использованы при конструировании соревновательных дистанций в спортивном ориентировании бегом, разработке учебных программ, проведении педагогических проблемных семинаров для тренеров-преподавателей, в учебном процессе факультетов повышения уровня послевузовского образования.

     Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Способность сохранять высокий уровень психических процессов в условиях нарастающего физического утомления выступает в качестве интегрального показателя состояния ориентировщика на всех этапах многолетней подготовки и отражает степень согласованности между двигательными, интеллектуальными и энергообеспечивающими функциями, взаимодействие и взаимовлияние которых определяет высокую результативность соревновательной деятельности, регламентирует последовательность обучения приёмам и способам ориентирования, акценты планирования соревновательных дистанций, алгоритмы нормирования и реализации тренировочных нагрузок.

     2. Возрастная динамика количественных и качественных показателей соревновательной деятельности, спортивно-технического мастерства, физической, интеллектуальной и функциональной подготовленности являются основой для разработки учебно-тренировочных программ избирательной направленности, перманентных и вариативных параметров соревновательных дистанций, должных норм и шкал оценок текущего состояния и спортивной одарённости ориентировщиков 9-18 лет на всех этапах многолетней тренировки.

     3. В процессе развивающего обучения юных спортсменов-ориентировщиков

     технико-тактическим действиям и навыкам у них, в результате аналитического решения проблемной задачи на основе осмысленной переработки поступающей информации, создаётся единичный зрительный образ, отображающий уникальность ландшафта конкретной местности. Целенаправленное решение подобных интеллектуальных задач формирует у спортсмена обобщённый приём создания образа, который переносится на последующие задания и становится основой оперирования со спортивной картой, то есть основой технико-тактической подготовленности.

     4. Высокие факторные нагрузки показателей, характеризующих доминантные компоненты физической и интеллектуальной подготовленности высококвалифицированных спортсменов-ориентировщиков, объединённые в одном гетерогенном факторе, являются основанием для выбора в качестве приоритетных сторон спортивного отбора и педагогического контроля уровня развития специальной выносливости и моторной координации, оперативного мышления, распределения, переключения и объёма внимания, оперативной и наглядно-образной памяти.

     5. Основой разработки тренировочных программ избирательной направленности на всех этапах многолетней подготовки для ориентировщиков в возрастном диапазоне 9-18 лет является принцип адекватности тренировочных нагрузок биоритмологическим особенностям развития организма, а их индивидуализация предусматривает поступательное увеличение объёма бега с картой в течение всего рассматриваемого возраста, что обеспечивает выраженное, направленное, сопряжённое развитие кардио-респираторной системы и специфических интеллектуальных способностей юных спортсменов.

     6. Теоретико-методическая основа педагогической технологии управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков базируется на принципе сопряжённого развития в процессе тренировки интеллектуального и двигательного компонентов интегральной подготовленности при ведущей роли первого; систематическом использовании в процессе начального обучения вербализованного анализа выполняемых двигательных действий, применяемых способов ориентирования и возникающих при этом ощущений; целенаправленном повышении качественного аспекта тренировки путём стимулирования мыслительной активности юных ориентировщиков; оперативном применении индивидуализированных тренировочных программ с вариативным содержанием заданий для коррекции выявленных рассогласований между текущим состоянием спортсмена и запланированным.

     Апробация работы и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационной работы докладывались на двух международных, шести республиканских и трёх региональных конференциях, а также на семинарах тренеров детско-юношеских спортивных школ России. Основные результаты проведённых исследований отражены в 83 публикациях центральных и местных издательств, в том числе, в монографии «Система подготовки спортивного резерва в ориентировании» (2003) и в учебных пособиях: «Комплексный педагогический контроль в спортивном ориентировании» (1995), «Отбор и определение перспективности юных спортсменов-ориентировщиков» (1998), «Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков» (1998), «Общие основы подготовки спортивного резерва в ориентировании» (2001), «Картографический метод исследования в спортивном ориентировании» (2007).

     Материалы диссертации используются в учебном процессе Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, а также в учебно-тренировочном процессе ДЮСШ и СДЮСШОР спортивного ориентирования городов Смоленска, Брянска, Москвы и спортсменами молодежной сборной России, о чём свидетельствуют имеющиеся акты внедрения.

Информация о работе Педагогическая технология управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков