Педагогическая технология управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:17, автореферат

Описание работы

Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально обосновать педагогическую технологию управления спортивной подготовкой юных ориентировщиков на основе учёта их индивидуальных возрастных особенностей физического и интеллектуального развития и закономерностей формирования структуры соревновательной деятельности на разных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса.
Объект исследования - процесс многолетней спортивной подготовки юных ориентировщиков.
Предмет исследования - организационно-методические условия реализации педагогической технологии управления структурой и содержанием многолетней подготовки спортсменов-ориентировщиков 9-18 лет, направленной на повышение эффективности их соревновательной деятельности.

Работа содержит 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКОЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ.rtf

— 1.36 Мб (Скачать)

     Структура и объём диссертации. Основное содержание работы изложено на 424 страницах компьютерной вёрстки и состоит из введения, семи глав, выводов, списка литературы и приложений. Диссертация содержит 99 таблиц и 25 рисунков. Список литературы включает 507 источников отечественных и зарубежных авторов.

     ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

     Особенности возрастной динамики физической и интеллектуальной подготовленности юных спортсменов-ориентировщиков

     Одна из важнейших задач управления в детском и юношеском спорте - это содействие гармоничному формированию растущего организма и всестороннее развитие способностей. Методологические основы исследований, направленных на учёт возрастной динамики специальной подготовленности, базируются на результатах изучения адаптивных реакций организма на тренировочные и соревновательные нагрузки. Интегральным показателем эффективности адаптивных реакций организма, безусловно, являются спортивно-технический результат и проявления функциональных возможностей, то есть данные, на основе которых осуществляются педагогические методы управления тренировочным процессом. Поэтому изучение динамики физических и интеллектуальных способностей, связанной с систематическими занятиями спортом - важная задача при управлении тренировочным процессом (Л.П. Матвеев, 1990; А.М. Якимов, 1990; О.И. Камаев, 2000; В.П. Губа, 2000).

     Решая задачу оптимизации управления подготовкой спортивного резерва в ориентировании, мы определили особенности темпов прироста физических и интеллектуальных способностей у спортсменов 9-20 лет под влиянием тренировок. Всего было обследовано более 600 ориентировщиков. При рассмотрении проблемы сенситивных периодов в многолетней динамике развития спортивных способностей юных ориентировщиков был использован подход, предложенный Н.Ж. Булгаковой (1980). В серии параллельных (в четырех возрастных группах) педагогических экспериментов была осуществлена проверка границ сенситивных периодов. Наложение результатов экспериментальной проверки на данные лонгитудинальных исследований позволило конкретизировать возрастные границы сенситивных периодов для каждого, отдельно взятого качества.

     Динамика результатов контрольных испытаний у ориентировщиков 9-15 лет на этапах предварительной подготовки, начальной специализации и углубленной тренировки представлена в таблицах 1-2.

     Установлено, что физическая подготовленность юных ориентировщиков изменяется неравномерно. Улучшение выносливости происходит с возрастом и ростом мастерства. Так, на этапе предварительной подготовки результат в кроссовом беге вырос на 31,9%, а наибольший прирост произошел с 10 до 11 лет (на 11,5%). Касаясь скоростной подготовленности юных ориентировщиков следует отметить, что её средний ежегодный прирост составляет 0,5 с. Более значительно возрастает показатель в беге на 30 м с ходу с 12 до 13 лет (на 10,2%). Затем темпы прироста снижаются, а в 13-14 лет показатели скоростных способностей составляют 80-85% от показателей ориентировщиков высших разрядов. Возрастная динамика скоростно-силовой подготовленности юных ориентировщиков изучалась по результатам прыжковых упражнений. Наиболее значительный её прирост отмечен с 9 до 10 лет. Анализ силовой подготовленности показал, что с 12 до 13 лет прирост почти не происходит, а с 9 до 12 лет силовые способности возрастают в среднем на 11-17%. Уровень интеллектуальной работоспособности ориентировщиков характеризуют показатели памяти, внимания и мышления. Наибольший прирост в контрольных упражнениях, отражающих развитие этих способностей, наблюдается в возрасте 11-13 лет (на 42-59%).

     У спортсменок-ориентировщиц отмечен значительный прирост показателей скоростной подготовленности в возрасте от 12 до 13 лет (на 8,9%), скоростно-силовой подготовленности от 11 до 12 лет (на 7,2%), силовые способности наиболее быстрыми темпами возрастают от 9 до 10 лет (на 23,1%), наблюдается значительный рост выносливости в возрасте от 9 до 13 лет.

     Этап углубленной тренировки в спортивном ориентировании приходится на период онтогенеза, когда в основном, завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность организма. Анализ результатов исследований показывает, что специальная выносливость юных спортсменов продолжает улучшаться (прирост составил 4,3%). В тоже время следует отметить, что с 13 до 14 лет почти не происходит улучшение скоростных способностей, а с 14 до 15 лет они снова возрастают в среднем на 9,17%. Наблюдается интенсивный прирост в контрольных упражнениях, отражающих развитие интеллектуальных способностей. Так показатели распределения внимания улучшаются на 21,3%, а переключения внимания на 13,1%. Что касается быстроты восприятия и переработки соревновательной информации, то здесь можно отметить, что механизм оперативного мышления существенно совершенствуется после 14 лет. На это так же указывает значительный прирост наглядно-образного мышления (56,0%) и оперативной памяти (23,0%).

     Для определения ведущих критериев специальной подготовленности у ориентировщиков на этапе углубленной тренировки нами был использован корреляционный анализ. Установлено, что у спортсменов, систематически занимающихся ориентированием, выделилось три группы взаимозависимых упражнений, которые характеризуют ведущие спортивные способности. Это скорость чтения спортивной карты, которая, в основном, обусловливается показателями мышления: оперативного (r=0,845), наглядно-образного (r=0,771) и зрительно-пространственного (r=0,816), а также имеет высокую корреляцию с наглядно-образной памятью (r=0,665) и распределением внимания (r=0,793). Уровень специальной выносливости ориентировщиков определяется величиной общей выносливости (r=0,678), особенностями сердечно-сосудистой и дыхательной систем (r=0,637). Отмечена значительная взаимосвязь оперативного мышления с наглядно-образным (r=0,858) и логическим (r=0,840) мышлением, распределением (r=0,814) и переключением (r=0,703) внимания и наглядно-образной памятью (r=0,585).

     Комплексная организация исследования также предусматривала изучение особенностей специальной подготовленности юных ориентировщиков на этапе спортивного совершенствования (табл. 3).

     Особенность изменений показателей физических и интеллектуальных способностей на этапе спортивного совершенствования выражается в том, что динамика показателей имеет волнообразный характер. Так, после равномерного увеличения, наблюдается значительное их возрастание в период с 16 до 17 лет, которое сменяется замедлением в последующей возрастной группе. Однако прирост в таких тестах, как бег на 30 метров с ходу, скорость отметки на КП и в кроссовом беге происходит почти равномерно. Анализ силовой подготовленности показал, что с 16 до 18 лет прирост почти не происходит, а с 18 до 20 лет силовые способности возрастают в среднем на 30,9%. В результате исследования координационных способностей было установлено, что к 16-17 годам ориентировщики достигли предельных для себя значений в развитии данного качества. Показатели специальной выносливости ориентировщиков улучшаются в течение всего изучаемого возрастного периода в среднем на 10-12% в год и достигают максимальных значений в 19-20 лет. 
 

 

     

      Таблица 1. Возрастная динамика показателей специальной подготовленности ориентировщиков 9-15 лет ( )

     
 
Контрольные упражнения
Этап предварительной подготовки Этап начальной спортивной специализации Этап углубленной тренировки
Возраст (лет)
9

(n=46)

10

(n=37)

11

(n=34)

12

(n=34)

13

(n=31)

14

(n=26)

15

(n=24)

Прыжок в длину с места, см

5-кратный прыжок в длину с места, см

Бег на 30 м с ходу, с

Комплексное упражнение на силу, количество раз

Челночный бег 4х9 м, с

Тест-кросс, скорость в м/с

Наглядно-образная память, баллы

Наглядно-образное мышление, баллы

Распределение внимания, с

Оперативное мышление, баллы

Переключение внимания, баллы

Пространственное восприятие направлений, баллы

Оперативная память, баллы

Объем внимания, баллы

Устойчивость внимания, с

149,1±11,6

773,3

±50,5

5,9±0,45 

29,7±8,9

11,61±0,5

2,82±0,48

3,8±1,9 

2,6±1,2 

292,9±73,4

1,3±1,1

18,7±3,7

5,8±4,2

3,3±1,2

14,8±4,5

255,2

±53,0

162,1±13,7

814,3

±67,9

5,4±0,35 

34,8±7,0

11,18±0,7

3,03±0,37

5,5±2,5 

2,2±1,0 

260,9±68,1

1,6±1,1

18,0±6,1

8,1±3,0

3,2±1,2

15,8±3,3

245,3

±48,4

162,4±14,6

828,4

±56,5

5,4±0,64 

38,3±11,5

11,25±0,5

3,38±0,29

6,1±2,7 

3,4±2,0 

227,1±48,2

2,6±0,7

25,9±5,5

8,2±5,5

3,2±1,5

17,9±4,1

216,1

±35,1

172,5±12,7

859,2

±66,9

4,9±0,48 

43,2±9,0

11,03±0,5

3,62±0,23

8,4±2,2 

3,8±1,5 

159,8±22,6

3,4±1,7

30,3±8,1

12,4±5,1

3,3±1,5

21,1±3,5

204,4

±34,6

183,5±23,6

907,2

±83,4

4,4±0,24 

45,8±8,7

10,78±0,6

3,72±0,36

9,7±2,2 

5,3±1,9 

132,1±24,8

4,1±1,1

36,3±6,6

12,1±6,1

4,3±1,2

23,1±3,0

173,1

±20,3

201,2±21,4

1029,8

±119,8

4,4±0,27 

47,8±10,2

9,84±0,59

3,88±0,31

9,5±2,3 

5,1±2,3 

136,9±29,4

4,3±1,4

38,1±11,2

18,8±9,6

3,9±1,5

24,7±3,0

157,8

±28,4

200,5±20,0

1034,6

±101,1

4,06±0,23 

50,7±10,7

9,95±0,61

3,78±0,46

9,1±2,2 

7,7±1,9 

107,6±23,3

5,2±1,9

43,4±8,4

20,7±9,4

4,8±1,6

26,7±5,8

142,6

±21,7

 

      Таблица 2. Возрастная динамика показателей специальной подготовленности ориентировщиц 9-15 лет (Х±σ)

     
Контрольные упражнения Этап предварительной подготовки Этап начальной спортивной специализации Этап углубленной тренировки
Возраст (лет)
9 (n=28) 10 (n=25) 11 (n=24) 12 (n=21) 13 (n=21) 14 (n=20) 15 (n=18)
Прыжок в длину с места, см

5-кратный прыжок в длину с места, см

Бег на 30 м с ходу, с

Комплексное упражнение

на силу, количество раз

Челночный бег 4х9 м, с

Тест-кросс, скорость в м/с

Наглядно-образная память, баллы

Наглядно-образное мышление, баллы

Распределение внимания, с

Оперативное мышление, баллы

Переключение внимания, баллы

Пространственное восприятие направлений, баллы

Оперативная память, баллы

Объем внимания, баллы

Устойчивость внимания, с

142,4±17,9

743,4

±95,7

5,52±0,53

26,7±6,6 

11,79±0,4

2,57±0,53

4,7±2,0 

2,5±1,5

298,1±70,2

1,3±

18,3±5,8

4,5±2,8

3,5±1,2

14,6±3,5

286,2±76,2

153,1±14,5

760,0

±68,7

5,42±0,63

32,1±8,8 

11,47±0,8

2,94±0,28

6,2±1,9 

2,9±1,6

213,3±49,8

1,6±0,5

26,0±10,8

5,5±3,9

3,6±1,6

16,2±1,7

241,0±36,8

151,0±13,8

816,2

±72,2

4,86±0,56

37,0±10,6 

11,57±1,0

3,06±0,29

7,4±2,0 

2,7±1,5

164,29±64,5

1,8±1,0

29,3±10,6

7,1±5,6

3,1±0,9

17,6±3,9

213,4±30,8

162,6±11,5

848,2

±81,2

4,49±0,35

41,0±12,2 

11,28±0,8

3,29±0,43

7,8±1,3 

2,9±1,9

146,3±46,6

2,4±1,1

33,5±9,2

10,4±3,8

3,8±1,5

20,3±2,9

175,5±24,8

170,7±18,9

898,1

±69,9

4,57±0,56

42,7±10,1 

11,19±0,6

3,14±0,37

9,8±2,1 

5,7±3,3

128,8±28,5

4,2±1,4

40,9±9,7

14,4±5,7

3,0±1,3

24,6±2,3

162,6±17,4

 
180,3±7,9

923,5

±48,6

4,50±0,30

42,3±9,3 

10,65±0,35

3,36±0,37

10,5±2,8

7,1±3,1

110,6±21,7

4,0±1,4

45,9±10,2

25,8±4,7

5,0±1,1

25,1±2,2

138,6±17,5

 
183,6±16,1

965,1

±71,2

4,46±0,35

42,3±9,7 

10,73±1,1

3,42±0,40

10,3±2,2

6,7±1,6

106,4±10,0

4,8±1,9

47,7±15,2

24,6±2,2

4,7±1,2

25,9±1,9

140,1±15,2

 

 

     

      Таблица 3. Возрастная динамика показателей физической и интеллектуальной подготовленности ориентировщиков 16-20 лет (Х±σ)

     
Контрольные упражнения Этап спортивного совершенствования
Возраст (лет)
16 (n=23) 17 (n=20) 18 (n=18) 19 (n=18) 20

(n=16)

Прыжок в длину с места, см

5-кратный прыжок в длину с места, см

Бег на 30 м с ходу, с

Комплексное упражнение на силу, количество раз

Челночный бег 4х9 м, с

Тест-кросс, скорость в м/с

Скорость отметки на КП, с

Наглядно-образная память, баллы

Наглядно-образное мышле-ние, баллы

Распределение внимания, с

Оперативное мышление, баллы

Переключение внимания, баллы

Пространственное восприятие направлений, баллы

Оперативная память, баллы

Объём внимания, баллы

Устойчивость внимания, с

209,5

±11,1

1089,9

±68,0

3,94±0,49

55,2±6,7 

9,54±0,34

4,21±0,34

4,27±1,8

10,5±0,8 

6,4±2,0 

115,5

±29,9

5,2±1,7 

47,5±10,2

18,5±7,7

5,2±1,4

25,2±3,2

150,3

±35,4

227,8

±17,9

1172,0

±88,2

3,91±0,12

49,6±6,8 

9,33±0,33

4,35±0,55

2,90±0,62

10,2±1,6 

6,5±2,2 

103,3

±17,7

5,1±1,3 

44,6±6,9

24,9±9,4

4,8±1,1

24,5±3,3

154,3

±19,3

223,5

±14,3

1125,2

±99,1

3,86±0,25

45,0±5,8 

9,88±1,90

4,40±0,44

2,23±0,30

10,5±1,4 

6,8±1,9 

95,03

±19,35

5,0±1,7 

50,8±7,6

22,3±8,4

5,5±0,9

26,8±3,2

154,7

±40,4

222,6

±12,4

1145,3

±93,2

3,82±0,34

48,4±7,4 

9,36±0,90

4,44±0,38

2,12±0,41

10,2±1,7 

7,2±2,0 

110,6

±31,8

5,2±2,2 

49,8±11,1

23,8±10,0

5,8±1,0

26,0±4,1

156,9

±38,4

227,6

±17,3

1138,8

±47,8

3,67±0,16

54,2±6,4 

9,58±0,44

4,49±0,44

2,23±0,44

10,4±2,7 

7,4±1,3 

98,2

±20,8

4,8±1,6 

48,8±10,8

29,1±9,4

6,1±1,1

26,4±3,8

152,1

±45,1

Информация о работе Педагогическая технология управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков